НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тюменской области от 22.02.2022 № А70-1411/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Ленина, д. 74, г. Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-1411/2022

22 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 февраля 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Скачковой О.А., рассмотрев в судебном заседании заявление

Главного управления строительства Тюменской области (ОГРН 1057200732907, ИНН 7202137988, дата регистрации: 27.07.2005, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Некрасова, дом 11)

к обществу с ограниченной ответственностью «Дженерал констракшн» (ОГРН 1197232015111, ИНН 7203481704, дата регистрации: 14.06.2019, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 65, офис 601)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Соболевой Е.В.,

при участии в судебном заседании: не явились (извещены),

установил:

Главное управление строительства Тюменской области (далее – заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дженерал констракшн» (далее – лицо, привлекаемое
к административной ответственности, общество, ООО «Дженерал констракшн»)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее
КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10.02.2021
№ КУВИ-999/2021-074781, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1313004:15727, площадью 16202 кв.м, находится в собственности
ООО «Специализированный застройщик «Клевер Инвест».

Строительство объекта капитального строительства: «Жилой комплекс
в д. Дударева, Тюменского района, Тюменской области (2, 3 очередь)» ГП-5», расположенного по адресу: Российская Федерация, Тюменская область, Тюменский район, Московское МО (далее - объект), осуществляется в соответствии с разрешением на строительство от 11.06.2020 № 72-516-29-2020, срок действия до 11.03.2023, выданного Администрацией Тюменского муниципального района ООО «Специализированный застройщик «Клевер Инвест».

Лицо, осуществляющее строительство на объекте, является ООО «Дженерал констракшн».

Управлением на основании программы проведения проверок от 11.03.2021
и приказа от 30.09.2021 № 1874-к в отношении общества в период с 06.10.2021
по 02.11.2021 проведена проверка, задачами которой являлось: предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с, застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации при строительстве объекта.

В ходе проверки управлением выявлены нарушения требований проектной документации, по результатам которой составлен акт проверки от 02.11.2021
№ 1536тя, обществу выдано предписание об устранении нарушений от 02.11.2021
№ 1536тя со сроком устранения - 02.12.2021.

Извещение об устранении нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства обществом в установленный срок
не направлялось.

По истечении срока выполнения указанного предписания, на основании приказа управления от 30.11.2021 № 2356-к в период с 06.12.2021 по 17.12.2021 управлением  проведена проверка выполнения предписания от 02.11.2021 № 1536тя.

В ходе проведения в период с 06.12.2021 по 17.12.2021 проверки выполнения предписания от 02.11.2021 № 1536тя установлено, что предписание выполнено
не в полном объеме.

В связи с выявленными нарушениями в отношении общества 14.01.2022 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи
19.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ материалы дел об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи
19.5 КоАП РФ.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд считает, что протокол об административном правонарушении от 14.01.2022 составлен обоснованно, факт нарушения подтвержден.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектами административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.

С субъективной стороны правонарушение является, как правило, умышленным.

Частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
(далее - ГрК РФ) установлено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 01.02.2006 № 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью
5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее
- заключение о соответствии).

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства (пункт 14 Положения).

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Частью 6 статьи 54 ГрК РФ предусмотрено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что общество выполнило ранее выданное предписание от 02.11.2021 № 1536тя не в полном объеме, не устранены следующие нарушения:
- допущено производство работ на объекте без разработанной организационно-технологической документации, содержащей решения по организации строительного производства (ППР), которые включают мероприятия по охране труда и безопасности при строительстве, в нарушение требований проектной документации (СП 12-136-2002 пункт 4.8, пункт 5.2, СП 48.13330.2019 пункт 5.19, пункт 5.22, раздел 6, СНиП 12-03-2001 пункт 4.18, пункт 6.1.5, СНиП 12-04-2002 пункт 3.2, Приказ Минтруда России от 11.12.2020 № 883н пункт 9, пункт 10, пункт 15, пункт 16). Проект 03-19-ПОС.ТЧ л. 9, л. 27, л. 28.); - не оформлены перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории строительства акты-допуски для производства СМР, в нарушение требований проектной документации (СП 12-136-2002 пункт 5.2, СНиП 12-03-2001 пункт 4.6, приложение В, Приказ Минтруда России от 11.12.2020 № 883н пункт 17, пункт 20). Проект
03-19-ПОС.ТЧ л. 27, л. 28; - конфигурация ограждения строительной площадки не отвечает утвержденному проектному решению, в нарушение проекта 03-19-ПОС
л. 2 (Стройгенплан); - не проведены и не зарегистрированы осмотры всех эксплуатируемых средств подмащивания (каждые 10 дней) в журнале, в нарушение требований проектной документации (СП 12-136-2002 пункт 5.2, СНиП 12-03-2001 пункт 4.9, пункт 4.10, пункт 7.1.1, пункт 7.4.10, пункт 7.4.14, пункт 7.4.17, ГОСТ 27321-2018 пункт 8.5, пункт 8.7, Приказ Минтруда России от 11.12.2020 № 883н пункт 98, Приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н пункт 91, пункт 97, пункт 98, пункт ЮО). Проект 03-19-ПОС.ТЧ л. 27; - не обеспечено проведение периодического медицинского осмотра работникам, осуществляющих производство работ в условиях действия опасных и (или) вредных производственных факторов, в нарушение требований проектной документации (СП 12-136-2002 пункт 5.2, СНиП 12-03-2001 пункт 4.17, Приказ Минздрава Российской Федерации от 28.01.2021 № 29н пункт 2, пункт 3 Проект 03-19-ПОС.ТЧ л. 27);
- не оформлены личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты установленной формы, в нарушение требований проектной документации (СП 12-136-2002 пункт 5.2, СНиП 12-03-2001 пункт 5.13, Приказ Минздравсоцразвития России
от 01.06.2009 № 290н пункт 13, Приложение). Фактически лицевая сторона карточек учета выдачи СИЗ - не заполнена.      (Проект 03-19-ПОС.ТЧ л. 27); - не проведены обучение и проверка знаний требований охраны труда работников, осуществляющих производство работ во вредных и (или) опасных условиях труда, комиссией организации, все члены которой прошли обучение в аккредитованном учебном центре, а также обучении безопасным методам и проёмам работ на высоте (допуск к работам на высоте),
в нарушение требований проектной документации (СНиП 12-03-2001 пункт 4.12, пункт 5.10, Приказ Минтруда России от 11.12.2020 № 883н пункт 29, Приказ Минтруда России от 16.11.2020 № 782н пункт 13, пункт 16, пункт 23, пункт 25, пункт 26, ГОСТ 12.0.004-2015, Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003
№ 1/29 пункт 2.2.2, пункт 3.5, пункт 3.6). Проект 03-19-ПОС.ТЧ л. 27.

Указанные обстоятельства обществом по существу не оспорены, соответствующими доказательствами в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.

Учитывая изложенное, невыполнение законного предписания административного органа в установленный в нем срок правомерно квалифицировано управлением по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В рассматриваемом случае материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении и другими документами подтверждается неисполнении обществом в установленный срок законного предписания административного органа.

Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, арбитражный суд считает установленным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного часть 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений действующего законодательства в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, оценив их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Следовательно, наличие события и состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в действиях общества подтверждаются материалами дела.

Содержание протокола соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ; протокол содержит сведения, перечисленные в части 2 указанной статьи, в том числе о времени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения
о лице, его составившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за данное правонарушение, и др., также имеется отметка о разъяснении прав.

Протокол составлен в присутствии представителя лица, привлекаемого
к административной ответственности, извещенного надлежащим образом о месте и времени его составления (уведомлением от 17.12.2021).

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела
об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.

В связи с изложенным, имеются основания для привлечения общества
к административной ответственности, предусмотренной части 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
и назначения административного наказания.

Оснований для признания совершенного предпринимателем административного правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд
не усматривает.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность не установлены, суд считает необходимым подвергнуть общество административному наказанию в виде административного штрафа в минимальном размере в пределах санкции статьи в сумме 50000 рублей.

Согласно информации, представленной заявителем, сумма административного штрафа вносится или перечисляется по следующим реквизитам получателя: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ИНН 7707780887, КПП 770701001, ОГРН 1127746554320, р/с 40101810500000001901 в Операционный департамент Банка России г. Москвы 701, л/с 04951000690, в Межрегиональном операционном Управлении Федерального казначейства, БИК 044501002, ОКТМО 45382000, ОКПО 00083948, КБК 069 11601092010005140.

Административный штраф подлежит уплате в добровольном порядке в шестидесятидневный срок со дня вступления решения в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Тюменской области.

По смыслу статьи 204 АПК РФ и разъяснений пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что в соответствии со статьей 177 АПК РФ настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

привлечь общество ограниченной ответственностью «Дженерал констракшн» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Скачкова О.А.