НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Тюменской области от 06.09.2013 № А70-7180/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень Дело № A70-7180/2013

06 сентября 2013 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Стафеева С.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

ЗАО «Проектно-строительная фирма «Стар»

к Главному управлению строительства Тюменской области

об оспаривании постановления от 18.06.2013г. № 285/13дл по делу об административном правонарушении

установил:

ЗАО «Проектно-строительная фирма «Стар» (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Главному управлению строительства Тюменской области (далее по тексту - Управление) об оспаривании постановления от 18.06.2013г. № 285/13дл по делу об административном правонарушении.

С учетом разъясненной сторонам в определении суда от 15.07.2013г. возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, учитывая отсутствие возражений сторон, надлежащее извещение заявителя и ответчика, суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии с ч. 5 ст.228 АПК РФ.

Как следует из материалов дела,в Управление поступила отчетность Общества за IV квартал 2012г. и I квартал 2013г. по объекту капитального строительства- «Жилой дом ГП-1 (первая очередь строительства групп жилых домов с парковой зоной)», расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Федорова –В.Гнаровской.

30.05.2013г. Управлением была проведена проверка представленной отчетности, о чем составлен акт проверки от 30.05.2013г. № 586дл.

По результатам исследования представленных документов Управлением было установлено, что отчетность за I квартал 2013г. представлена не в полном объеме, а именно застройщикомне представлена бухгалтерская отчетность за I квартал 2013г.

04.06.2013г. по данному факту в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по признакам нарушения ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

18.06.2013г. по результатам рассмотрения материалов административного дела ответчиком было вынесено оспариваемое постановление № 285/13дл, в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Общество не согласно с оспариваемым постановлением, просит признать его незаконным и отменить. Заявленные требования мотивированыотсутствием события, состава административного правонарушения. Кроме того, Общество просит суд применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Как следует из представленного в материалы дела отзыва Управления, административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, доводы заявления и отзыва, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявление не подлежащимудовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.

Как следует из материалов административного дела, Управлением было установлено непредставление Обществом бухгалтерской отчетности за I квартал 2013г. в составе отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, Общество указывает, чтоУправление пришло к неправомерному выводу о наличии у Общества обязанности по представлению бухгалтерской отчетности за I квартал 2013г. в порядке реализации положений п. 3 ч. 5 ст. 23 Федерального закон от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Заявитель считает, что вступивший в силу с 01.01.2013г. Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», предусматривает лишь представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст. 3, п. 6 ст. 1).Предоставление ежеквартальной бухгалтерской (финансовой) отчетностиФедеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Полномочиями по определению состава квартальной бухгалтерской отчетности, порядка и сроков ее представления Управление не обладает.

Исследовав доводы заявителя об отсутствии у Общества обязанности по представлению бухгалтерской отчетности за I квартал 2013г., суд считает их несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст. 23 Федерального закон от 30.12.2004г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется данное строительство.

Судом установлено, что контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Тюменской области осуществляет Управление.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 23 указанного федерального закона контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства утверждены постановлением Правительства РФ от 27.10.2005г. № 645 (далее потексту–Правила № 645).

В соответствии с п. 2 Правил № 645 застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами РФ возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее - уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - отчетность).

В состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям № 1 - 4, справки, представляемые в случаях, установленных настоящими Правилами, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Таким образом, Правилами № 645 предусмотрено представление застройщиками ежеквартальной бухгалтерской отчетности.

Как следует из положений ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» действующим законодательством предусмотрено составление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Согласно положениям ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред., действовавшей на момент совершения правонарушения)промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Учитывая изложенное, наряду с составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена возможность составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, установленных законодательством РФ.

Как указывалось выше, законодательством РФ, а именно п. 2 Правил № 645 предусматривается представление застройщиками ежеквартальной бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Таким образом, в силу положенийп. 2 Правил № 645 во взаимосвязи с положениями ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» представляемая застройщиками в уполномоченный государственный орган ежеквартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

Учитывая положения ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», суд не усматривает противоречий между положениями названного закона и п. 2 Правил № 645в части требования о представлении застройщиками ежеквартальной бухгалтерской отчетности.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

Судом установлено, что в настоящее время указанный выше федеральный стандарт не принят в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В настоящее время промежуточная бухгалтерская отчетность формируется в соответствии с требованиями, установленными ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденнымиприказом Минфина России от 06.07.1999г. № 43н.

В соответствии с разъяснениями Минфина России, изложенными в информации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ.

Согласно п. 48, п. 49 ПБУ 4/99 организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.

Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством РФ или учредителями (участниками) организации.

Таким образом, учитывая изложенное выше суд считает, что на Общество как застройщика возложена обязанность по представлению бухгалтерской отчетности за I квартал 2013г.

Непредставление бухгалтерской отчетности в составе отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства свидетельствует о представлении отчетности не в полном объеме, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

При этом неуказаниев протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении сведений о составе бухгалтерской отчетности за I квартал 2013г. не исключает выводов о наличии событияадминистративного правонарушения.

Оспаривая законность привлечения к административной ответственности, Общество указывает, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом не исследовался вопрос о надлежащем субъекте ответственности. Заявитель считает, что субъектом совершенного правонарушения может является должностное лицо.

Исследовав указанные доводы заявителя, суд считает их несостоятельными по следующим основаниям.

Как следует из санкции ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ субъектами административной ответственности по данной норме являются и должностные, и юридические лица.

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены и должностные, и юридические лица одновременно или только кто-то один из них.Решение о необходимости привлечения к административной ответственноститого или иного лица принимается административным органом при установлении состава административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Таким образом, несоблюдение заявителем названных правил вследствие ненадлежащего исполнения работником Общества трудовых обязанностей не является обстоятельством, освобождающем само юридическое лицо от ответственности за совершенное правонарушение.

Исследовав материалы дела, суд считает, что Общество является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом указанных выше требований законодательства, материалы дела не содержат. Исследовав материалы дела, суд считает, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных выше требований законодательства.

Таким образом, суд считает установленной и доказанной материалами дела вину Общества в описанном выше правонарушении.

По мнению заявителя, совершенное им правонарушение может быть признано судом малозначительным, поскольку существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям отсутствует (ежеквартальная отчетность застройщика не является публичной, ее пользователем является лишь Управление).

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил ВАС РФ в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004г. № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п.18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Исследовав материалы дела, суд не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное правонарушение малозначительным.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению требований законодательства. Непредставление Обществом требуемой отчетности исключает возможность реализации Управлением возложенных на него контрольных и надзорных функций.

Таким образом, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Суд считает, что Управлением доказано событие административного правонарушения, совершение его Обществом, его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения его к административной ответственности. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по материалам дела не усматривается.

Постольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, основания для удовлетворения заявленных требований отсуствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Тюменской области.

Судья С.А. Стафеев