(с перерывом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
30 мая 2019 года | г.Тверь | Дело №А66-20884/2018 |
(резолютивная часть решения
объявлена 22 мая 2019 года)
Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Калита И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Канюшкиной Л.В. при участии представителей истца – Теплова В.А. (до перерыва), Суворова А.В. (после перерыва), министерства социальной защиты населения Тверской области – Габаевой Т.В., министерства финансов Тверской области – Носкова Д.А. (до перерыва), Орловой Т.В. (после перерыва), Правительства Тверской области – Травкиной О.Н., Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области – Волченко В.С., Авериной А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Московско - Тверская пригородная пассажирская компания», г.Тверь, ул.Коминтерна, д.18, ОГРН 1096952014390, ИНН 6950104591, дата государственной регистрации - 18.08.2009,
к Тверской области в лице министерства социальной защиты населения Тверской области, г.Тверь, ул.Набережная реки Лазури, д.20, ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931, дата государственной регистрации - 23.03.2001, министерству финансов Тверской области, г.Тверь, ул.Советская д.23, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459, дата государственной регистрации - 19.11.1999,
третьи лица: Правительство Тверской области, г.Тверь, ул.Советская, д.44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054, дата государственной регистрации - 05.11.1996, Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, г.Тверь, пр-т Победы, д.53, ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785, дата государственной регистрации – 19.05.2000,
о взыскании 2 510 114 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания», г.Тверь, обратилось в суд с иском к Тверской области в лице министерства социальной защиты населения Тверской области, г.Тверь, министерству финансов Тверской области, г.Тверь, о взыскании 2 510 114 руб. потерь в доходах.
Определением суда от 08 февраля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области, г.Тверь, ул.Советская, д.44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054, дата государственной регистрации - 05.11.1996.
Определением от 27 марта 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, г.Тверь, пр-т Победы, д.53, ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785, дата государственной регистрации – 19.05.2000.
В судебном заседании 15 мая 2019 года истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Указал на то, что акт за ноябрь 2015 года принят министерством социальной защиты населения Тверской области к расчету, но не оплачен, изменение тарифа прямо повлияло на увеличение потерь в доходах. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Суд определил: удовлетворить ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку оно не противоречит статье 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерство социальной защиты населения Тверской области поддержало ранее заявленные возражения против удовлетворения исковых требований. Пояснило, что субъект самостоятельно определяет порядок возмещения расходов, обязанности по договору от 02 марта 2015 года №2015.16 исполнены министерством социальной защиты населения Тверской области в полном объеме.
Министерство финансов Тверской области с заявленными истцом требованиями не согласилось, сославшись на исполнение обязательств по договору от 02 марта 2015 года №2015.16 и требования Постановления от 29.03.2007 №97-па.
На вопрос Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области истец пояснил, что взыскивает недополученный доход или выпадающий доход.
Истец полагает, что Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области должно было принять меры для увеличения бюджетной составляющей, с целью уменьшения суммы недополученного дохода, убытки возникли в связи с увеличением пассажиро-потока.
Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области пояснило, что истцом не представлен расчет недополученного дохода. Действия органов исполнительной власти считает правомерными, при тарифном регулировании недополученные доходы истцом не были указаны.
Правительство Тверской области указало на наличие у истца информации о том, что для получения денежных средств необходимо было изменить правовое регулирования (данное обстоятельство усматривается из переписки сторон), но постановление от 29.03.2007 №97-па истцом не было оспорено, договор от 02 марта 2015 года №2015.16 заключен исходя из прогнозных данных, за установлением тарифа обратился истец, изменения в договор от 02 марта 2015 года №2015.16 не вносились.
Руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил: объявить перерыв в заседании суда до 22 мая 2019 года до 14 часов 30 минут. Объявление о перерыве раз2ещено на сайте арбитражного суда в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено.
Истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Подтвердил, что взыскивает выпадающие доходы, в акте за ноябрь 2015 года указано на оплату суммы по договору.
Министерство социальной защиты населения Тверской области, Министерство финансов Тверской области поддержали возражения против удовлетворения исковых требований.
Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области и Правительство Тверской области поддержали ранее озвученные возражения.
Правительство Тверской области указало на то, что документы на изменение тарифов готовятся в течение продолжительного количества времени. В рассматриваемом случае договор заключен в марте 2015 года, в апреле 2015 года истцом инициирована процедура изменения тарифов в сторону увеличения, но договор подписан без протокола разногласий, дополнительное соглашение к нему не заключено.
Из представленных в материалы дела документов следует, что между истцом (перевозчиком) и министерством транспорта Тверской области (Заказчиком) заключены договоры на организацию перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Тверской области от 30 декабря 2014 года №1 сроком действия с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года (в редакции дополнительных соглашений), от 07 мая 2015 года №3 (в редакции дополнительных соглашений), от 20 июля 2015 года №4 сроком действия с 20 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Между истцом (Перевозчиком) и министерством социальной защиты населения Тверской области (Заказчик) заключен договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 02 марта 2015 года №2015.16, в соответствии с условиями которого Перевозчик взял на себя обязательство на возмездной основе осуществлять перевозки льготных категорий граждан из число лиц, указанных в приложении №1 к договору, железнодорожным транспортом пригородного сообщения, место жительства которых находится на территории Тверской области (пункт 1.1). Цена договора определяется на основании фактических расходов и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 №122-ОЗ «Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в сумме 27 233 573 руб. (пункт 1.4).
Пунктом 1.3 договора стороны согласовали условие о том, что исполнитель (перевозчик) обязуется обеспечить перевозки пассажиров в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 № 111, Правилами перевозок пассажиров багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом от 19.12.2013 №473.
В Приложении 1 к договору согласован перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения:
- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года в размере 50% в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;
- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной Войны в размере 50% в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в размере 50% в период с 01.01.2015 по 31.12.2015;
- ветераны труда Тверской области в размере 50% в период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
В период с 01 января 2015 года по 30 ноября 2015 года истцом осуществлены перевозки пассажиров в пригородном сообщении в Тверской области на сумму 27 233 573 руб. Данная сумма погашена в полном объеме.
Истец указывает, что фактические потери в доходах за тот же период составили 29 743 687 руб.
Разница составил 2 510 114 руб. и, по мнению истца, подлежит возмещению ответчиками вне рамок спорного договора.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд пришел к следующим выводам:
в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или на местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позиции, выраженной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков (вреда) возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, по смыслу положений статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о возмещении ущерба от незаконных действий может быть удовлетворено только в случае, когда доказаны одновременно факт причинения вреда, его размер, незаконность действий государственного органа, причинная связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон №17-ФЗ) потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 льгота по проезду на общественном транспорте отдельных категорий граждан из предусмотренного названными законодательными актами перечня льгот была исключена, в связи с этим право граждан на указанные истцом льготы в спорный период федеральным законодательством не предусмотрено. Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 №97-па «О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан» установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 данного Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области (в настоящее время Министерство соцзащиты) ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Нормами пункта 1.2 данного Порядка определено, что правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения обладают следующие категории граждан, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенные в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами Тверской области:
- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;
- ветераны труда Тверской области.
В соответствии со статьями 426 и 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
С учетом требований Порядка предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области между истцом (Перевозчиком) и министерством социальной защиты населения Тверской области (Заказчик) заключен договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 02 марта 2015 года №2015.16. В рамках указанного договора Перевозчик взял на себя обязательство на возмездной основе осуществлять перевозки льготных категорий граждан из числа лиц, указанных в приложении №1 к договору, железнодорожным транспортом пригородного сообщения, место жительства которых находится на территории Тверской области (пункт 1.1).
Цена договора определяется на основании фактических расходов и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2014 №122-ОЗ «Об областном бюджете Тверской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в сумме 27 233 573 руб. (пункт 1.4).
По результатам выполнения истцом обязательств в рамках спорного договора сторонами подписаны акты на сумму 27 233 573 руб. Министерством социальной защиты населения Тверской области указанная сумма оплачена, что истцом не оспаривается.
Дополнительных соглашений к договору от 02 марта 2015 года №2015.16 стороны не заключали. При заключении аналогичного договора на период 2016 года факт наличия выпадающих доходов сверх запланированного на 2015 года объема при определении возлежащей возмещению за счет средств бюджета суммы не учтен.
Инициировав процедуру изменения предельных тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО «МТ ППК» в сторону увеличения (приказ Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 29 мая 2015 года №72-нп), что так же оказало влияние на увеличение суммы потерь в доходах (данное обстоятельство подтверждено истцом в судебном заседании), истец не поставил в известность регулирующий орган об увеличении потерь на период обращения, по сравнению с запланированными, в дальнейшем тариф не оспорил.
Поскольку ответчиками в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2015 год, предусмотренные договором от 02 марта 2015 года №2015.16, а заявленная истцом к возмещению сумма 2 510 114 руб. находится за пределами договорных обязательств, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 110, 163, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных истцом требований отказать, с отнесением расходов по уплате государственной пошлины на истца.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, город Вологда, в месячный срок со дня его принятия.
Судья И.В.Калита