НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тверской области от 03.07.2017 № А66-6626/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

03 июля 2017 года

г.Тверь

Дело № А66-6626/2016

(дата изготовления

мотивированного решения)

Арбитражный суд Тверской области в составе судьи Калита И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Канюшкиной Л.В., при участии представителя истца - Густова В.Ф., представителей министерства транспорта Тверской области - Барковской А.С., территориального отдела социальной защиты населения г.Твери – Калмыкова А.А., территориального отдела социальной защиты населения Калининского района Тверской области – Власовой О.Г., министерства социальной защиты населения Тверской области - Косяковой С.А., Правительства Тверской области – Ковалевой Е.В., министерства финансов Тверской области - Носкова Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Кашинское автотранспортное предприятие», Тверская область, г.Кашин, Калязинское шоссе, д.1, ОГРН 1026901660334, ИНН 6909002310, дата государственной регистрации – 22.07.1996,

к министерству транспорта Тверской области, г.Тверь, Свободный пер., д.5, ИНН 6901007877 ОГРН 1026900562370, дата государственной регистрации - 27.05.2002; Территориальному отделу социальной защиты населения г.Твери, г.Тверь, наб.Реки Лазури, д.20, ИНН 6901073982, ОГРН 1056900042429, дата государственной регистрации - 01.04.2005; Территориальному отделу социальной защиты населения Калининского района Тверской области, г.Тверь, наб.Реки Лазури, д.3, ИНН 6901073990, ОГРН 1056900042451, дата государственной регистрации - 01.04.2005,

третьи лица: Министерство финансов Тверской области, г.Тверь, ул.Советская, д.23, Правительство Тверской области (170100, г.Тверь, ул.Советская, д.44), Министерство социальной защиты населения Тверской области (170100, г.Тверь, наб.Реки Лазури, д.20).

о взыскании 443 663,43 руб.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Кашинское автотранспортное предприятие», Тверская область, г.Кашин, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству транспорта Тверской области, г.Тверь, Территориальному отделу социальной защиты населения г.Твери, г.Тверь, Территориальному отделу социальной защиты населения Калининского района Тверской области, г.Тверь, о взыскании 443 663,43 руб., в том числе: с Министерства транспорта Тверской области и Территориального отдела социальной защиты населения Калининского района Тверской области 61 852,85 руб. в счет задолженности за оказанные транспортные услуги по перевозке льготных категорий пассажиров; с Министерства транспорта Тверской области и Территориального отдела социальной защиты населения города Твери 381 810,58 руб. в счет задолженность за оказанные транспортные услуги по перевозке льготных категорий пассажиров.

Определением суда от 01 августа 2016 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 03 октября 2016 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Правительство Тверской области (170100, г.Тверь, ул.Советская, д.44), Министерство социальной защиты населения Тверской области (170100, г.Тверь, наб.Реки Лазури, д.20).

В ходе судебного разбирательства истец поддержал исковые требования в полном объеме. Пояснил, что произведено пять оплат за пять месяцев, а должно быть шесть оплат.

Министерство транспорта оспорило исковые требования в полном объеме, указав, что является ненадлежащим ответчиком.

Территориальный отдел социальной защиты населения г.Твери, Территориальный отдел социальной защиты населения Калининского района Тверской области поддержали ранее озвученные возражения.

Представитель Министерства финансов подтвердил полное кассовое исполнение с учетом заложенных в бюджет данных.

Правительство поддержало возражения против удовлетворения исковых требований. Пояснило, что оплачивали ЕСПБ, а не транспортную работу.

Министерство социальной защиты населения Тверской области поддержало ранее заявленную позицию, указав, что расчеты за декабрь произведены.

Из представленных в материалы дела документов следует, что между Министерством транспорта Тверской области (Министерством) и открытым акционерным обществом «Кашинское АТП» (Перевозчиком) заключен договор на организацию перевозок по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области от 16.07.2014 №74, в соответствии с пунктом 4.2.14 которого Перевозчик взял на себя обязательство осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные законодательством.

Согласно пункту 4.2.11 договора Перевозчик взял на себя обязательство предоставлять сведения о фактически выполненном количестве рейсов, пробеге, транспортной работе и перевезенных пассажирах, полученных доходах, подтвержденные уполномоченной организацией.

В соответствии с пунктом 2.1 договора Перевозчик приступает к исполнению обязательств по настоящему договору с 22.07.2014.

Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует 3 года (пункт 8.1).

Между Территориальным отделом социальной защиты населения г. Твери (Заказчиком), Министерством транспорта Тверской области, ОАО «Кашинское АТП» (Исполнителем) заключен договор по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета и компенсации расходов транспортным предприятием от 19.08.2014 №27 (с учетом дополнительного соглашения к договору от 20.08.2014 №1).

В силу пункта 1 предметом договора являются правоотношения сторон, связанные с предоставлением льготного проезда на основании ЕСПБ отдельным категориям граждан в соответствии с постановлениями Администрации Тверской области от 16.02.2005 № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета» (далее – Постановление №32-па), от 28.09.2007 №274-па «Об утверждении Административного регламента по распределению средств между транспортными предприятиями, предоставляющими льготный проезд на основании единого социального проездного билета на территории Тверской области» (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.5.1 Исполнитель обязан осуществлять перевозку пассажиров, указанных в пункте 1 договора, при предъявлении ими ЕСПБ и документа, подтверждающего право льготного проезда на всех маршрутах согласно установленному расписанию движения.

В силу пункта 2.5.3 Исполнитель обязан ежемесячно в срок до 10 числа предоставлять Министерству в установленном порядке документы, содержащие показатели фактической транспортной работы за месяц, предшествующий отчетному.

Согласно пункту 2.5.4 Исполнитель обязался при проведении проверки достоверности показателей фактической транспортной работы, а также полноты и качества предоставления услуги по предоставлению льготного проезда на основании ЕСПБ по запросу министерства или заказчика представлять сведения или документы, связанные с организацией перевозок, в том числе и документы по диспетчерскому и финансовому учету.

В соответствии с пунктом 2.1.3 договора Заказчик принял на себя обязательство по окончании отчетного периода (месяца), но не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять на расчетный счет исполнителя средства: от реализации ЕСПБ населению - в размере суммарной стоимости ЕСПБ, реализованных населению за отчетный период на территории муниципального образования; составляющие разницу между стоимостью проездного билета для данного муниципального образования и стоимостью реализованных ЕСПБ населению.

В соответствии с пунктом 2.1.4 договора при наличии в муниципальном образовании двух или более транспортных предприятий, предоставляющих льготный проезд на основании ЕСПБ, Заказчик производит распределение средств на основании показателей фактической транспортной работы каждого перевозчика в данном муниципальном образовании и акта проверки полноты и качества предоставления перевозчиком услуги по ЕСПБ в порядке, установленном Административным регламентом.

По условиям договора Министерство обязано ежемесячно осуществлять прием и экспертизу документов, содержащих показатели фактической транспортной работы, представляемых исполнителем. Ежемесячно в срок до 20 числа предоставлять Заказчику показатели фактической транспортной работы исполнителя за предшествующий отчетному месяц. В случае непредставления Исполнителем в установленном порядке документов, подтверждающих фактическую транспортную работу, в срок, указанный в пункте 2.3.1 договора, Министерство представляет заказчику показатели фактической транспортной работы без учета показателей фактической транспортной работы данного исполнителя (пункты 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3).

Между Территориальным отделом социальной защиты населения г.Твери (Заказчик), Министерством транспорта Тверской области (Министерство), ОАО «Кашинское АТП» (Исполнитель) заключен договор по предоставлению на территории Тверской области бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании ЕСПБ и компенсации расходов транспортным предприятиям от 19.08.2014 №27/1 (с учетом дополнительного соглашения от 20.08.2014 №1).

В силу пункта 1 предметом договора является правоотношения сторон, связанные с предоставлением бесплатного проезда на основании ЕСПБ отдельным категориям граждан, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 03.07.2006 №164-па «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях», Постановлением № 32-па, Административным регламентом.

В соответствии с пунктом 2.1.3 договора №27/1 Заказчик принял на себя обязательство по окончании отчетного периода (месяца), но не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять на расчетный счет Исполнителя денежные средства на компенсацию расходов исполнителя от предоставления бесплатного проезда по ЕСПБ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном Постановлением № 164-па и Постановлением № 32-па.

По условиям договора №27/1 Министерство обязано ежемесячно осуществлять прием и экспертизу документов, содержащих показатели фактической транспортной работы, представляемых Исполнителем. Ежемесячно в срок до 20 числа предоставлять Заказчику показатели фактической транспортной работы Исполнителя за предшествующий отчетному месяц (пункты 2.3.1, 2.3.2).

В силу пункта 2.5.1 Исполнитель обязан осуществлять перевозку пассажиров, указанных в разделе 1 договора, на всех маршрутах согласно установленному расписанию движения при предъявлении ими ЕСПБ.

Согласно пункту 2.5.3 договора №27/1 Исполнитель обязался в срок до 10 числа предоставлять Министерству в установленном порядке документы, содержащие показатели фактической транспортной работы за месяц, предшествующий отчетному.

В соответствии с пунктом 2.5.4 Исполнитель обязан при проведении проверки достоверности показателей фактической транспортной работы, а также полноты и качества предоставления услуги по предоставлению льготного проезда на основании ЕСПБ по запросу Министерства или Заказчика представлять сведения или документы, связанные с организацией перевозок, в том числе и документы по диспетчерскому и финансовому учету.

Между Территориальным отделом социальной защиты населения Калининского района Тверской области (Заказчиком), Министерством транспорта Тверской области, ОАО «Кашинское АТП» (Исполнителем) заключен договор по предоставлению на территории Тверской области льготного проезда отдельным категориям граждан на основании единого социального проездного билета и компенсации расходов транспортным предприятием от 27.08.2014 №125.

В силу пункта 1 предметом договора №125 являются правоотношения сторон, связанные с предоставлением льготного проезда на основании ЕСПБ отдельным категориям граждан в соответствии с постановлениями Администрации Тверской области от 16.02.2005 № 32-па «О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета», от 28.09.2007 №274-па «Об утверждении Административного регламента по распределению средств между транспортными предприятиями, предоставляющими льготный проезд на основании единого социального проездного билета на территории Тверской области».

В соответствии с пунктом 2.5.1 Исполнитель обязан осуществлять перевозку пассажиров, указанных в пункте 1 договора, при предъявлении ими ЕСПБ и документа, подтверждающего право льготного проезда на всех маршрутах согласно установленному расписанию движения.

В силу пункта 2.5.3 Исполнитель обязан ежемесячно в срок до 10 числа предоставлять Министерству в установленном порядке документы, содержащие показатели фактической транспортной работы за месяц, предшествующий отчетному.

Согласно пункту 2.5.4 Исполнитель обязался при проведении проверки достоверности показателей фактической транспортной работы, а также полноты и качества предоставления услуги по предоставлению льготного проезда на основании ЕСПБ по запросу министерства или заказчика представлять сведения или документы, связанные с организацией перевозок, в том числе и документы по диспетчерскому и финансовому учету.

В соответствии с пунктом 2.1.3 договора Заказчик принял на себя обязательство по окончании отчетного периода (месяца), но не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять на расчетный счет Исполнителя средства: от реализации ЕСПБ населению - в размере суммарной стоимости ЕСПБ, реализованных населению за отчетный период на территории муниципального образования; составляющие разницу между стоимостью проездного билета для данного муниципального образования и стоимостью реализованных ЕСПБ населению.

В соответствии с пунктом 2.1.4 договора при наличии в муниципальном образовании двух или более транспортных предприятий, предоставляющих льготный проезд на основании ЕСПБ, Заказчик производит распределение средств на основании показателей фактической транспортной работы каждого перевозчика в данном муниципальном образовании и акта проверки полноты и качества предоставления перевозчиком услуги по ЕСПБ в порядке, установленном Административным регламентом.

По условиям договора №125 Министерство обязано ежемесячно осуществлять прием и экспертизу документов, содержащих показатели фактической транспортной работы, представляемых исполнителем. Ежемесячно в срок до 20 числа предоставлять Заказчику показатели фактической транспортной работы исполнителя за предшествующий отчетному месяц. В случае не представления Исполнителем в установленном порядке документов, подтверждающих фактическую транспортную работу, в срок, указанный в пункте 2.3.1 договора, Министерство представляет заказчику показатели фактической транспортной работы без учета показателей фактической транспортной работы данного исполнителя (пункты 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3).

Между Территориальным отделом социальной защиты населения Калининского района Тверской области (Заказчикотм), Министерством транспорта Тверской области (Министерством), ОАО «Кашинское АТП» (Исполнителем) заключен договор по предоставлению на территории Тверской области бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на основании ЕСПБ и компенсации расходов транспортным предприятиям от 10.10.2014.

В силу пункта 1 предметом договора является правоотношения сторон, связанные с предоставлением бесплатного проезда на основании ЕСПБ отдельным категориям граждан, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 03.07.2006 №164-па «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях», Постановлением № 32-па, Административным регламентом.

В соответствии с пунктом 2.1.3 договора Заказчик принял на себя обязательство по окончании отчетного периода (месяца), но не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять на расчетный счет Исполнителя денежные средства на компенсацию расходов исполнителя от предоставления бесплатного проезда по ЕСПБ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке, установленном Постановлением № 164-па и Постановлением № 32-па.

По условиям договора Министерство обязано ежемесячно осуществлять прием и экспертизу документов, содержащих показатели фактической транспортной работы, представляемых Исполнителем. Ежемесячно в срок до 20 числа предоставлять Заказчику показатели фактической транспортной работы Исполнителя за предшествующий отчетному месяц (пункты 2.3.1, 2.3.2).

В силу пункта 2.5.1 Исполнитель обязан осуществлять перевозку пассажиров, указанных в разделе 1 договора, на всех маршрутах согласно установленному расписанию движения при предъявлении ими ЕСПБ.

Согласно пункту 2.5.3 Исполнитель обязался в срок до 10 числа предоставлять Министерству в установленном порядке документы, содержащие показатели фактической транспортной работы за месяц, предшествующий отчетному.

В соответствии с пунктом 2.5.4 Исполнитель обязан при проведении проверки достоверности показателей фактической транспортной работы, а также полноты и качества предоставления услуги по предоставлению льготного проезда на основании ЕСПБ по запросу Министерства или Заказчика представлять сведения или документы, связанные с организацией перевозок, в том числе и документы по диспетчерскому и финансовому учету.

В рамках указанных договоров истец в 2014 году осуществлял перевозку пассажиров льготных категорий граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании ЕСПБ.

Как полагает истец, оплата по указанным договорам произведена не в полном объеме: денежные средства за услуги по перевозке, оказанные в декабре 2014 года, ему не перечислены.

Согласно расчету истца, размер невыплаченных сумм не может быть меньше размера, определенного в декабре 2014 года за транспортную работу, выполненную в ноябре 2014 года, и составляет: 1 774,41 руб. (по договору от 10.10.2014), 60 078,44 руб. (по договору от 27.08.2014 №125), 5 243,90 руб. (по договору от 19.08.2014 №27/1), 376 566,68 руб. (по договору от 19.08.2014 №27). По мнению истца, ТОСЗН на основании показателей фактической транспортной работы, полученных от Министерства транспорта, определяет долю компенсации расходов для каждого перевозчика, подлежащих возмещению. То есть, если перевозки осуществлялись в декабре, то компенсация за них должна быть перечислена не позднее 10 февраля следующего года.

Претензия истца о выплате задолженности оставлена ответчиками без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.

Рассмотрев представленные документы, суд пришел к следующим выводам:

в силу статей 426 и 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы на проезд отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в муниципальном и пригородном сообщении.

Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом № 122-ФЗ предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме с 01.10.2005 заменено на компенсационную денежную выплату. Данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 №32-па утверждено Положение о порядке приобретения единого социального проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного, водного и такси, включая маршрутные) и компенсации расходов транспортным предприятиям по обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для отдельных категорий граждан (далее – Положение), а также Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета (приложение 2).

Согласно Положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании ЕСПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам, установленным данным положением.

Раздел 3 Положения фактически является методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию Тверской области. Пунктом 3.3 указанного раздела установлено, что размер компенсации за каждый билет определяется как разница между стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином. Размер компенсации по каждому муниципальному образованию определяется из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество выданных ЕСПБ в муниципальном образовании.

Согласно пункту 1.3 Положения стоимость ЕСПБ для граждан устанавливается в размере 240 рубля в месяц.

При этом Положением определена полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ. Как указано в пункте 3.2 Положения, полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ в месяц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением, устанавливается: г. Тверь - 390 рублей; Калининский район - 343 рубля.

Согласно пункту 3.8 Положения территориальный отдел социальной защиты населения Тверской области того района, где льготный проезд на основании ЕСПБ осуществляют два и более транспортных предприятия согласно заключенным договорам, распределяет средства между перевозчиками на основании показателей фактической транспортной работы каждого перевозчика.

В силу пунктов 2.5, 2.6 Положения отделения почтовой связи в сроки, предусмотренные договорами на оказание услуг по реализации ЕСПБ, составляют отчет о количестве проданных ЕСПБ, полученных сумм от продажи ЕСПБ и вместе с ведомостью персонифицированного учета представляют в территориальный отдел социальной защиты населения Тверской области. Территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области проверяют представленные отчеты отделений связи ФГУП «Почта России», определяют размер компенсаций транспортным предприятиям и направляют отчет в Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Согласно пунктам 3.4, 3.5, 3.6, 3.7 Положения территориальный отдел социальной защиты населения Тверской области до 10 числа месяца представляет заявку на выделение денежных средств, необходимых для компенсации затрат транспортных предприятий, в Министерство социальной защиты населения Тверской области. Министерство социальной защиты населения Тверской области до 15 числа месяца представляет сводную заявку в Министерство финансов Тверской области. Министерство финансов Тверской области до 25 числа месяца производит перечисление средств на счет Министерства социальной защиты населения Тверской области. Возмещение средств транспортным предприятиям производят территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области. Показатели фактической транспортной работы ежемесячно предоставляются Министерством транспорта Тверской области в территориальные отделы социальной защиты населения Тверской области по каждому перевозчику не позднее 20 числа отчетного месяца за предыдущий месяц (пункт 3.9).

Согласно подпункту "а" пункта 2.1.3, пункту 2.2.8 Административного регламента, отчет о фактической транспортной работы за месяц, предыдущий отчетному, предоставляется перевозчиком Министерству транспорта Тверской области - ежемесячно в срок до 10 числа. После проверки показателей фактической транспортной работы специалист Министерства транспорта Тверской области представляет материалы, содержащие показатели фактической транспортной работы за предшествующий месяц, в соответствующие территориальные отделы социальной защиты населения не позднее 20 числа отчетного месяца.

В силу пункта 2.3.6 Административного регламента специалист отдела на основании данных фактической транспортной работы, представленных департаментом транспорта и связи Тверской области, определяет долю каждого транспортного предприятия в общем объеме транспортной работы. На основании полученной доли для каждого транспортного предприятия специалист отдела производит расчет компенсационной выплаты для каждого транспортного предприятия.

На основании утвержденного руководителем Территориального отдела социальной защиты населения распределения средств между перевозчиками специалист Территориального отдела социальной защиты населения осуществляет перечисление средств перевозчикам.

Документами, подтверждающими исходные данные для расчета являются: сведения о количестве реализованных в 2014 году ЕСПБ для льготного проезда отдельных категорий граждан в соответствии с Постановлением № 32-па; сведения о количестве выданных в 2014 году ЕСПБ для льготного проезда детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Постановлением № 164-па; письма Министерства транспорта Тверской области о показателях фактической транспортной работы.

В соответствии с пунктом 6 Порядка обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств областного бюджета Тверской области или бюджетов муниципальных образований Тверской области по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, утвержденного Постановлением администрации Тверской области от 3 июля 2006 года № 164-па, компенсация расходов транспортным предприятиям, предоставляющим на основании ЕСПБ бесплатный проезд детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с договорами или дополнительными соглашениями, заключенными территориальными отделами социальной защиты населения с транспортными предприятиями, в порядке, установленном законодательством Тверской области. Размер компенсации за каждый выданный билет определяется исходя из стоимости льготного проезда, установленной законодательством Тверской области по муниципальным образованиям Тверской области.

Из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Как следует из материалов дела, акционерное общество за спорный период получило из бюджета компенсацию за 2014 год в соответствии с правилами Постановления №32-па и Постановления №164-па.

Размер компенсации за отчетный месяц по каждому муниципальному образованию определялся исходя из установленного размера компенсации за один ЕСПБ (полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ за один месяц) и количества реализованных для проезда в этом месяце ЕСПБ. При распределении компенсации за отчетный месяц (месяц, для проезда на который реализованы ЕСПБ, и в котором перевозчиком предоставлялся льготный проезд) ответчиками учитывалось количество реализованных билетов за отчетный месяц, а показатели транспортной работы - за месяц предыдущий отчетному. Распределение ТОСЗН денежных средств между перевозчиками за декабрь 2014 года было произведено на основе показателей фактической транспортной работы за ноябрь 2014 года (месяц, предыдущий отчетному – декабрю 2014 года).

Вместе с тем, вопреки утверждению истца, такой порядок учета и распределения компенсации соответствует Постановлениям № 32-па, № 164-па, Административному регламенту и условиям договоров.

Довод истца о том, что при расчете компенсации следует учитывать количество реализованных ЕСПБ на отчетный месяц и показатели фактической транспортной работы за отчетный месяц, является ошибочным, не соответствующим порядку, утвержденному на уровне субъекта Российской Федерации - Тверской области, и условиям договоров.

В случае учета и транспортной работы и количества проданных билетов за один и тот же период - декабрь 2014 года, что является обоснованным по мнению истца, невозможно соблюдение установленного договором (пункт 2.3.1) срока перечисления денежных средств - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, то есть до 10.01.2015. Отчет о транспортной работе за декабрь 2014 года истец должен представить в Министерство транспорта до 10.01.2015, в свою очередь Министерство транспорта после проведения проверки должно представить эти данные в отдел в срок до 20.01.2015.

В этом случае нарушается весь алгоритм предоставления отчетности и последующих расчетов с перевозчиками, установленный законодательством Тверской области.

Факт перечисления компенсации истцу за декабрь 2014 года подтверждается платежными поручениями от 24.12.2014 №№ 2389, 2382, 2375, от 25.12.2014 №6596, 6622. Расчет произведен в сроки, установленные спорными договорами.

При указанных обстоятельствах исковые требования о взыскании 443 663,43 руб. задолженности по договорам за оказанные транспортные услуги по перевозке льготных категорий пассажиров удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении иска по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациирасходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать, с отнесением расходов на оплату государственной пошлины на истца.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, город Вологда, в месячный срок со дня его принятия.

Судья И.В.Калита