НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тульской области от 13.06.2007 № А68-1962/07


Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Тульской области

Р Е Ш Е Н И Е

г.Тула

«18» июня 2007г. Дело № А68-1962/07-112/5

Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2007 года. Полный текст решения изготовлен 18 июня 2007 года.

Арбитражный суд Тульской области в составе:

судьи Драчена А.В.,

протокол вел судья Драчен А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования

к МУЗ «Ступинская участковая больница»

3-е лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тульской области

о взыскании 50 408 руб.

при участии в заседании:

от истца – представитель Шишкина Е.Н. – по доверенности от 09.01.2007 г.

от МУЗ «Ступинская участковая больница» - главный врач Магадов М.Х. – паспорт 70 02 №714834, выдан 24.06.2002 г. Ефремовским РОВД Тульской области.

от 3-его лица – представитель Фоменков Е.М. – по доверенности от 15.01.2007 г.

установил:   Тульский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ТТФОМС) обратился в арбитражный суд с заявлением к МУЗ «Ступинская участковая больница» о взыскании 50 408 руб., выделенных ответчику на финансирование расходов по оказанию дополнительной медицинской помощи и использованных не по целевому назначению.

Под нецелевым использованием заявитель понимает выплату Магадову М.Х., работающему на 0,75 ставки врача общей практики и получающему доплату в размере 25% от ставки врача общей практики субвенции в размере 10 000 руб. ежемесячно с февраля по июнь месяцы 2006 г.

По мнению заявителя, выплаты производились в нарушение п.6 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздравсоцразвития №816 от 30.12.2005 г.

В качестве правового основания для взыскания ТТФОМС указывает на ст.289 Бюджетного кодекса РФ, п.10 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденные постановлением Правительства РФ №851 от 30.12.2005 г.

Ответчик возражал против удовлетворения требований истца и указал, что ТТФОМС сам выступал инициатором финансирования их работы по дополнительному страхованию. Все работы по оказанию дополнительной медицинской помощи выполнялись и выполняются, вследствие чего деньги были использованы по целевому назначению.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

Во исполнение постановления Правительства РФ №851 от 30.12.2005 г. между ТТФОМС и МУЗ «Ступинская участковая больница» был заключен договор №79-ПМСП от 01.02.2006 г. о финансировании Фондом расходов учреждения на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 2 раздела II данного договора МУЗ «Ступинская участковая больница» обязано:

- обеспечить оказание гражданам Российской Федерации дополнительной медицинской помощи;

- использовать перечисленные Фондом денежные средства в соответствии с их целевым назначением и условиями Договора;

- вести учет медицинских работников и представлять в установленном порядке ежемесячно, до 15-го числа, бюджетную заявку на предоставление в текущем месяце средств на оплату дополнительной медицинской помощи.

Актом проверки, проведенной ТУ Росфиннадзора в Тульской области от июля 2006 г. было установлено, что расходы ответчика по оказанию дополнительной медицинской помощи в объеме 50 480 руб. подтверждаются первичными бухгалтерскими документами (платежные ведомости, платежные поручения). Субвенции, выделенные на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, использованы по целевому назначению.

Одновременно в акте указано, что Магадову М.Х., работающему на 0,75 ставки врача общей практики и получающему доплату в размере 25 процентов от ставки врача общей практики производилась выплата субвенции в размере 10 000 ежемесячно. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №816 в части утверждения методических рекомендаций по оформлению трудовых отношений с врачами общей практики по оказанию первичной медико-санитарной помощи определено (п.6), что дополнительное соглашение об увеличении размера выполняемой работы в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи заключается с работником, занимающим штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки). По мнению проверяющих в данном случае было допущено нарушение, в результате которого необоснованно произведена выплата субвенции Магадову М.Х. за период с февраля по июнь 2006 г. в сумме 50 480 руб.

Актом ТТФОМС от 06.12.2006 г. установлены те же обстоятельства. Одновременно МУЗ «Ступинская участковая больница» выдано предписание №90 о восстановлении денежных средств в сумме 50 480 руб. на отдельно открытом счете.

Письмом от 23.01.2007 г. №001 ответчик отказал в восстановлении денежных средств по причине того, что главные врачи лечебных учреждений, работающие на селе в единственном числе и выполняющие работы по дополнительной медицинской помощи вправе получать доплату. Также ответчик сообщил, что денежные средства на счету учреждения отсутствуют.

Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 г. (раздел IV), утвержденной постановлением Правительства РФ №461 от 28.07.2005 г. на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), предусматривающая динамическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий по раннему выявлению социально значимых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также дополнительная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, предоставляемая в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".

Согласно ч.1 ст.9 Закона РФ №171-ФЗ от 22.12.2005 г. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г.» финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), по тарифам, утверждаемым Фондом, является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

Часть 4 ст.9 Закона РФ №171-ФЗ от 22.12.2005 г. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г.» устанавливает, что Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 ст.19 Закона РФ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г.», на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации). (ч.7 ст.19 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г.»).

Средства, передаваемые из фонда компенсаций в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

В соответствии с п.6 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ №851 от 30.12.2005 г. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи на следующих условиях:

а) наличие открытого в установленном порядке отдельного счета учреждения здравоохранения для перечисления средств на оплату дополнительной медицинской помощи;

б) заключение учреждением здравоохранения с территориальным фондом обязательного медицинского страхования договора о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при его отсутствии - соответствующим учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 851;

в) представление учреждением здравоохранения ежемесячно, до 15-го числа, бюджетной заявки на предоставление в текущем месяце средств на оплату дополнительной медицинской помощи в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;

г) использование перечисленных территориальным фондом обязательного медицинского страхования средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи;

д) представление ежемесячно, до 15-го числа, отчетности об использовании в предыдущем месяце средств в порядке и по форме, которые устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Все указанные условия МУЗ «Ступинская участковая больница» соблюдались, что подтверждается актами проверки.

Согласно ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

В соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Денежные средства, полученные МУЗ «Ступинская участковая больница» в сумме 50 480 были израсходованы по целевому назначению, так как услуги по оказанию дополнительной медицинской помощи оказывались и нарушений условий предоставления денежных средств, определенных п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №851 от 30.12.2005 г. выявлено не было.

Ссылка истца на Методические рекомендации по оформлению в 2006 году трудовых отношений между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) … и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, утвержденные приказом Минздравсоцразвития №816 от 30.12.2005 г. как на основание для вывода о нецелевом использовании денежных средств несостоятельна.

В соответствии с п.6 данных Методических рекомендаций рекомендуется   заключать только одно дополнительное соглашение об увеличении объема выполняемой работы в связи с выполнением государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи с Работником, занимающим штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) и с соответствующей численностью обслуживаемого прикрепленного населения.

Указанные Методические рекомендации официально не опубликованы, признаны не нуждающимися в регистрации Минюстом РФ, не являются утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием получения субвенций и в вышеуказанной части носят рекомендательный характер.

Невыполнение данных требований не влечет нецелевого использования денежных средств.

Кроме того, территориальным фондам ОМС не предоставлено право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.

Пункт 11 ст.9 Закона РФ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 г.» устанавливает, что в случае нецелевого использования средств Фонд вправе приостанавливать предоставление финансовой помощи бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, за исключением субвенций, установленных настоящей статьей, и (или) уменьшать ее размер.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 857, и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

Пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» устанавливает, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Статьи 283-285 Бюджетного кодекса РФ также предусматривают только возможность бесспорного списания денежных средств, использованных не по целевому назначению.

Указанные акты, а также договор №79-ПМСП от 01.02.2006 г. не предоставляют территориальным фондам ОМС право предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению

На основании изложенного требования ТТФОМС удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.

Судья А.В. Драчен