НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тульской области от 12.11.2021 № А68-7615/2021

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

   300041 Россия, Тульская область, город Тула, Красноармейский проспект, д. 5

            Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: а68.info@arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

город Тула                                                                                                        Дело № А68-7615/2021

Дата объявления резолютивной части решения: 12 ноября 2021 года

Дата изготовления решения в полном объеме: 18 ноября 2021 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Чубаровой Н.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жуковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Новомосковский машиностроительный завод» (ОГРН 1027101413778, ИНН 7116001197)  к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) о признании незаконным постановления от 14.07.2021 № 71-05-348/2021, изменении в части назначения административного наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.,

при участии в заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Новомосковский машиностроительный завод»  – Делов Д.А. по доверенности от 20.09.2020, диплом,

от Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Арсеньева О.В. по доверенности от 12.10.2021 №29/41, диплом,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Новомосковский машиностроительный завод» (далее – ОАО «НМЗ», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением  Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Приокское межрегиональное Управление Росприроднадзора) о признании незаконным постановления от 14.07.2021 № 71-05-348/2021, изменении постановления в части назначения административного наказания и назначении наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.

Из материалов дела следует, что в отношении ОАО «НМЗ» с 21.04.2021 по 26.05.2021 была проведена плановая выездная проверка согласно распоряжению руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора № 193-РЛ от 15.04.2021 (распоряжение о внесении изменений №247-РЛ от 30.04.2021). В ходе проверки установлено, что ОАО «НМЗ» при реализации продукции использует в качестве упаковки стрейч-пленку, пленку полиэтиленовую. В 2020 году ОАО «НМЗ» было приобретено вышеуказанной упаковки в количестве: 62 рулона стрейч-пленки, 500 м.п. пленки полиэтиленовой. Данная упаковка в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 14.04.2020) «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» относится к группе 49 товаров, подлежащих утилизации.

В нарушение пункта 10 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ОАО «НМЗ»  не представило в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2020 год.

Данный факт подтвержден  актом проверки  органами государственного контроля (надзора), органом  муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя  от 26.05.2021 № 193-Р/71-2021.

По факту нарушений  должностным лицом Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора в отношении ОАО «НМЗ»  составлен протокол об административном правонарушении № 71-05-348/2021 от 07.07.2021, в котором действия  общества квалифицированы  по части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением от 14.07.2021 № 71-05-348/2021 о назначении административного наказания ОАО «НМЗ»  признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 70 000 руб.

ОАО «НМЗ», будучи не согласным с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что административная мера взыскания не соответствует целям, определенными административного производства и применения мер административного взыскания в целях недопущения повторного правонарушения, а также поддержания общественного правопорядка.

Поясняет, что ОАО «НМЗ» располагает объектом для размещения отходов, что подтверждается лицензией серии 071 № 00119 от 31.05.2016 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области. Указанная лицензия дает право осуществлять деятельность, связанную с размещением отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности.

Факт совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, общество не отрицает, но считает, что данное нарушение не привело к негативным последствиям ни для окружающей среды, ни для неопределенного круга лиц. В материалах дела отсутствуют доказательства причинения действиями общества вреда, отсутствуют сведения об отягчающих ответственность обстоятельствах. Правонарушение совершено впервые, общество вину в совершении вменяемого правонарушения признало. В результате мер, введенных в связи с коронавирусом, существенно затруднена экономическая деятельность всех хозяйствующих субъектов, а в такой ситуации значительный штраф чрезмерно ограничивает права заявителя. Размер штрафа является значительным для общества, и в данном случае не соответствует тяжести нарушения и его последствиям,в связи с чем ОАО «НМЗ» считает, что имеются основания для  снижения  размера административного штрафа до 35 000 рублей.

В отношении ОАО «НМЗ» по факту проведенной проверки были вынесены постановления о привлечении к ответственности, которые также обжалуются стороной заявителя (А68-7609/2021; А68-7610/2021; А68-7612/2021; А68-7613/2021; А68-7614/2021; А68-7611/2021).

Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  заявленные требования не признает, по тем же основаниям, которые изложены в оспариваемом постановлении.

Оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, составляют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в непредставлении или несвоевременном представлении отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Согласно пункту 2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством   Российской   Федерации   с   учетом   возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

В соответствии с пунктом 10 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

 Пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ установлено, что порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 17 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010 утверждены Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров.

Согласно пункту 4 Правил отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (пункт 5).

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 утверждено Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - Положение).

Согласно пункту 9 данного Положения отчетным периодом для представления декларации признается один календарный год.

В соответствии с пунктом 10 названного Положения декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Согласно пунктам 11-15 Положения о декларировании декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

При представлении декларации в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с пунктом 8 настоящего) Положения производителями товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.

Датой представления декларации в электронной форме считается дата ее отравления по телекоммуникационным сетям.

Датой представления декларации на бумажном носителе считается отметка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориального органа о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления.

В ходе проведенной Приокским межрегиональным Управлением Росприроднадзора в отношении ОАО «НМЗ» плановой выездной проверки установлено, что ОАО «НМЗ» при реализации продукции использует в качестве упаковки стрейч-пленку, пленку полиэтиленовую. (в 2020 году ОАО «НМЗ» было приобретено вышеуказанной упаковки в количестве: 62 рулона стрейч-пленки, 500 м.п. пленки полиэтиленовой).

 Данная упаковка в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (ред. от 14.04.2020) «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» относится к группе 49 товаров, подлежащих утилизации.

Декларация о количестве упаковки товаров реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год от ОАО «НМЗ» в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора не поступали.

Таким образом, ОАО «НМЗ» своим бездействием нарушило требования статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; пунктов 4, 9, 10 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после  утраты  ими  потребительских  свойств,  утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417, Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 2010.

Указанное бездействия ОАО «НМЗ» подтверждается актом проверки № 193-Р/71-2021 от 26.05.2021, протоколом об административном правонарушении №71-05-348/2021 от 07.07.2021 и образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.5.1 КоАП.

Обществом не оспаривается данный факт.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением    признается    противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В силу части 2 этой статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правонарушение допущено по вине Общества, которое имело возможность для соблюдения правил и норм, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению в установленный срок.

Таким образом, основания для привлечения ОАО «НМЗ» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ, имеются.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

В рамках дел А68-7609/2021; А68-7610/2021; А68-7612/2021; А68-7613/2021; А68-7614/2021; А68-7611/2021 рассматриваются постановления о привлечении ОАО «НМЗ» к административной ответственности по другим основаниям.

В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3 этой статьи при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как предусмотрено частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора Обществу назначено административное наказание в виде минимального размера административного штрафа предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ  в размере 70 000 руб.

В рассматриваемом случае оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется, поскольку санкцией части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ для  юридических лиц минимальный размер административного штрафа предусмотрен в размере семидесяти тысяч рублей, а в силу частей 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, возможно только в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, штраф, назначенный обществу по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ не может быть  снижен до 35 000 рублей.

По результатам рассмотрения дела суд приходит к выводу о законности и  обоснованности обжалуемого постановления от 14.07.2021 о назначении административного наказания № 71-05-348/2021. Заявленное  ОАО  «НМЗ» требование не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать открытому акционерному обществу «Новомосковский машиностроительный завод» в удовлетворении заявления о признании незаконным в части постановления Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.07.2021 о назначении административного наказания № 71-05-348/2021.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.

      Судья                                                                                                               Н.И. Чубарова