НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Томской области от 30.09.2021 № А67-3664/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Томск                                                                                                         Дело № А67- 3664/2021

07.10.2021 (резолютивная часть решения объявлена 30.09.2021)

Арбитражный суд Томской области в составе судьи Идрисовой С.З., при ведении протокола секретарем судебного заседания Филимоновой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление ООО «Автотранс» (636019, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области (636035, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным решения №107 от 18.01.2021,

при участии в заседании:

от заявителя  - ФИО1 по доверенности от 10.0.2021, паспорт, диплом,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 (до 31.12.2021), удостоверение УР №096745 (до 22.02.2022); ФИО3 по доверенности от 11.01.2021 (до 31.12.2021), удостоверение, диплом, свидетельство о заключении брака; ФИО4 по доверенности от 19.01.2021 (до 31.12.2021), удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

07.05.2021 ООО «Автотранс» обратилось в суд с заявлением к ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области о признании недействительным решения №107 от 18.01.2021, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявитель  мотивирует свои требования тем, что денежные средства, полученные по соглашениям, не являются доходом, так как перечислены ООО «Автотранс-С» для распределения между перевозчиками, непосредственно оказывающими услуги по перевозке пассажиров и багажа. Перечисленные денежные средства не являются заработной платой.

Ответчик в своем отзыве указывает, что общество не вело раздельный учет по целевому финансированию, поэтому сделан вывод о необходимости включения полученного по соглашению дохода в налогооблагаемую базу по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН).

Представители участвующих в деле лиц в заседании поддержали свои позиции.

Из материалов дела следует, что заявитель является плательщиком УСН с 01.01.2018 в соответствии с уведомлением от 01.11.2017 №24331587.

Между департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области и заявителем заключен договор №52 от 13.01.2010  на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №400 «Томск-Северск».

07.01.2020 ответчиком представлена налоговая декларация по УСН за 2019 г.

В связи с проведением камеральной налоговой проверки выявлены ошибки и противоречия в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Заявителю направлено требование №720 от 12.02.2020 о предоставлении пояснений.

В своих пояснениях заявитель указывает на то, что поступившие на расчетный счет денежные средства являются получены им в качестве субсидии ввиду заключенного государственного контракта и соглашения на перевозку отдельных категорий граждан по ЕСПБ по маршруту № 400 «Северск-Томск».

Для осуществления указанного вида деятельности заявитель заключил государственный контракт №5/378 от 01.02.2019 с ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Кировского района г. Томска, ФГУП «Почта России», а также соглашение №9-33/19 от 18.02.2019 с департаментом социальной защиты населения Томской области.

Государственным контрактом №5/378 от 01.02.2019 определен порядок предоставления и использования отдельными категориями граждан единых проездных социальных билетов (далее по тексту - ЕСПБ) для проезда по территории Томской области автомобильным транспортом общего пользования междугородного сообщения, городского и пригородного сообщения и оплаты услуг в связи с исполнением Закона Томской области от 30.12.2014 № 199-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте» и постановления администрации Томской области от 27.02.2015 №71а.

Соглашением №9-33/19 от 18.02.2019 установлено, что департамент социальной защиты населения Томской области, именуемый в дальнейшем главный распорядитель средств областного бюджета и заявитель (далее - получатель), в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением администрации Томской области от 27.02.2015 №71а «О реализации Закона Томской области от 30.12.2014 №199-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» заключили соглашение о предоставлении из областного бюджета в 2019 г. получателю субсидии на возмещение части затрат по перевозке граждан транспортом общего пользования по ЕСПБ». Субсидия предоставляется на возмещение затрат, возникших с 1 января 2019. Срок действия соглашения: с даты подписания по 31.12.2019. Перечисление субсидии осуществляется на расчетный счет заявителя.

Согласно анализу расчетных счетов заявителя, а также документов, представленных по требованиям инспекции ФГУП «Почта России» и департаментом социальной защиты населения Томской области, налогоплательщиком в 2019 году получен доход в виде компенсации от реализации ЕСПБ, а также в виде субсидии на возмещение части затрат по перевозке граждан транспортом общего пользования на основании ЕСПБ от указанных выше организаций.

В частности, УФПС Томской области - филиал ФГУП «Почта России» перечислены в адрес заявителя денежные средства в размере 3 553 809,39 руб., в том числе: за 1 квартал 2019 - 493 384,00 руб., за полугодие 2019 -1 890 714,00руб., за 9 месяцев 2019 - 2584148,00 руб., за 2019 - 3 553 809,00 руб.

Департаментом социальной защиты населения Томской области перечислены в адрес заявителя денежные средства, в размере 6 557 306,82 руб., в том числе: за 1 квартал 2019 - 1 263 966,00руб., за полугодие 2019 - 3 014 529,00 руб., за 9 месяцев 2019-4 779 995,00 руб., за 2019 - 6 557 307,00 руб.

По результатам оказанных услуг департамент социальной защиты населения Томской области на протяжении 2019 г. на расчетный счет заявителя перечислило 10 111 116,00 руб., что подтверждается выпиской по расчетному счету налогоплательщика.

Заявитель в адрес ООО «Автотранс-С» в соответствии с договором на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа от 02.05.2017 перечислил 7 971 000,00 руб., в том числе: за 1 квартал 2019 г. - 1 124 000,00 руб., за полугодие 2019 г.-2 924 000,00 руб., за 9 месяцев 2019 г. - 5 334 000,00 руб., за 2019 г. - 7 971 000,00 руб.

По результатам проведенной камеральной проверки административным органом установлено, что заявитель не вел раздельный учет по целевому финансированию, регистров учета поступивших денежных средств и их расходов не представил, в связи с чем ответчик сделал вывод о необходимости включения данных доходов в налогооблагаемую базу по УСН.

18.01.2021 ответчиком вынесено решение №107 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым, применительно к предмету спора,  заявителю:

- начислен штраф в размере 10 519,55 руб.,

- начислена недоимка в сумме 210 391 руб.,

- начислены пени в размере 41 637,36 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

В соответствии со ст. 346.14 НК РФ объектом обложения налогом по УСН по выбору налогоплательщика признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исходя из положений ст.346.15 НК РФ, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в п. 1 и п. 2 ст.248 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно пп.14 п.1 ст.151 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются доходы, в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Поскольку перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установленный ст.251 НК РФ, является исчерпывающим, то все виды доходов, не упомянутые в нем, подлежат налогообложению в общем порядке.

Согласно п.2 ст.249 НК РФ выручка от реализации определяется, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Пунктом 2 статьи 273 НК РФ указано, что датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод).

Вместе с тем, налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п.1 ст.346.16 НК РФ. Перечень расходов, указанный в п. 1 ст.346.16 НК РФ, носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Расходы, не поименованные в п.1 ст.346.16 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы.

В силу п.4 ст.346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Довод заявителя об отсутствии необходимости включать полученные денежные средства в состав дохода при исчислении налога отклоняется судом по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые определены в договоре возмездного оказания услуг, однако гл.39 ГК РФ прямо не указывает на то, что цена услуг является существенным условием такого договора и что при его отсутствии договор признается незаключенным.

Отсутствие в разделе 4 заключенного между сторонами договора не означает его безвозмездность, поскольку в силу п.3 ст.423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

Материалами дела установлено, что заявитель перечислил ООО «Автотранс-С» денежные средства за 2019 г. в размере 7 971 000,00 руб., в то время как получил в качестве субсидии/компенсации большую сумму, равную 10 111 116,00 руб.

Заявитель не оспаривает, что не вел раздельный учет по целевому финансированию, регистры учета поступивших денежных средств и их расходов не представил, в связи с чем, ответчик правомерно сделал вывод о необходимости включения данных доходов в налогооблагаемую базу по УСН в полном объеме согласно пп.14 п.1 ст.251 НК РФ.

При получении денежных средств организациями в виде субсидий за счет средств бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программой предоставления льготного проезда населению следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Бюджетные денежные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгоды), частью выручки за оказанные услуги, полученного перевозчиком от реализации услуг, а потому подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 №15187/09).

Если денежные средства в виде субсидий выделяются организации согласно ст.78 БК РФ на возмещение затрат в связи с оказанием услуг, то они являются внереализационным доходом.

Таким образом, полученные субсидии, в целях компенсации расходов, связанных с регулярными пассажирскими перевозками по установленным маршрутам, учитываются при определении налоговой базы по УСН.

Согласно постановлению администрации Томской области от 27.02.2015 №71а «О реализации Закона Томской области от 30.12.2014 №199-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» именно департамент социальной защиты населения Томской области является главным распорядителем и получателем целевых средств из областного бюджета для реализации региональной программы по перевозке льготных категорий граждан.

Как указано в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 №98, целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

По своему экономическому содержанию выделенные заявителю из бюджета денежные средства на возмещение части затрат по перевозке граждан транспортом общего пользования по ЕСПБ являются возмещением не полученной платы (недополученного дохода) за оказанные услуги и подлежат включению в состав доходов, учитываемых при УСН.

Как следует из копий платежных поручений, а также выписки банка, полученные денежные средства перечислялись с назначением «субсидия на возмещение затрат, осуществляющих перевозку граждан общественным транспортом по ЕСПБ», «оплата услуг по перевозке пассажиров по маршруту», «перечисление за реализацию ЕСПБ». Указанные средства расходовались налогоплательщиком по его усмотрению, отчетность о произведенных расходах не представлялась.

Кроме того, полученные в оплату по контракту и соглашению денежные средства поступали на расчетный счет налогоплательщика, которые далее перечислялись и расходовались без составления документов, в том числе, на расчеты с иными контрагентами в рамках иных договорных отношений.

С учетом вышеизложенного, налогоплательщик, являясь плательщиком УСН, обязан в полном размере учесть поступившие денежные средства  составе доходов на дату их поступления при исчислении налога, уплачиваемого, в связи с применением УСН за 2019.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности вывода административного органа о том, что денежные средства, перечисленные ООО «Автотранс-С» являются расчетом за оказанные услуги в рамках заключенного договора от 02.05.2017. Получение денежных средств от осуществления предпринимательской деятельности, как и их расходование, подлежит отражению в декларации по УСН.

В этой связи заявитель законно и обоснованно привлечен к налоговой ответственности на основании оспариваемого решения №107 от 18.01.2021, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения его требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы через арбитражный суд Томской области.

Судья                                                 С.З. Идрисова