АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
М О Т И В И Р О В А Н Н О Е
Р Е Ш Е Н И Е
г. Томск Дело № А67- 10991/2021
Резолютивная часть решения изготовлена 10.02.2022.
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Токарева Е. А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск (ИНН 7024026709 ОГРН 1077024000910)
к Местной общественной организации «Территориальное общественное самоуправление микрорайона Иглаково» ЗАТО Северск Томской области (ИНН 7024032903 ОГРН 1107000000403)
о взыскании 637 440,00 руб. средств субсидии
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск (далее - УЖКХ ТиС, Управление, истец) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Местной общественной организации «Территориальное общественное самоуправление микрорайона Иглаково» ЗАТО Северск Томской области средств субсидии в размере 637 440,00 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии.
Определением суда от 17.12.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом (л.д. 38), в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил.
В связи с истечением сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов, дело рассмотрено судом по имеющимся доказательствам согласно части 5 статьи 228 АПК РФ без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 30.12.2014 № 3544 «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан ЗАТО Северск» на 2015-2020 годы» утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан ЗАТО Северск» на 2015-2020 годы» (далее - муниципальная программа), включающая в себя подпрограмму 2 «Содержание и управление многоквартирными домами в ЗАТО Северск» (далее - Подпрограмма 2), в рамках которой реализуется ведомственная целевая программа «Организация и обеспечение деятельности ТОС в ЗАТО Северск Томской области» (далее - ВЦП «Организация и обеспечение деятельности ТОС в ЗАТО Северск Томской области»). Организация и обеспечение деятельности ТОС в ЗАТО Северск Томской области является одной из задач для достижения основной цели Подпрограммы 2 создание благоприятных и комфортных условий проживания граждан на территории ЗАТО Северск.
Ответственным исполнителем и участником ВЦП «Организация и обеспечение деятельности ТОС в ЗАТО Северск Томской области» является УЖКХ ТиС, а единственным участником указанной ВЦП - Местная общественная организация «Территориальное общественное самоуправление микрорайона Иглаково» ЗАТО Северск Томской области.
В целях реализации мероприятий по содержанию и благоустройству территории территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) решением Думы ЗАТО Северск от 10.12.2019 № 58/1 «О бюджете ЗАТО Северск на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утверждены бюджетные ассигнования в форме субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в сумме 637,70 тыс. руб. в разрезе кода бюджетной классификации 95205053822300000630.
Порядок предоставления субсидии на осуществление ТОС на территории городского округа ЗАТО Северск утвержден постановлением Администрации ЗАТО Северск от 12.10.2017 № 1810 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на осуществление территориального общественного самоуправления на территории городского округа ЗАТО Северск» (далее - Порядок № 1810).
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 1810 целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат получателя субсидии, возникающих в результате реализации ТОС мероприятий по организации и обеспечению деятельности ТОС, благоустройству территории, на которой осуществляется ТОС.
Согласно пункту 3 Порядка № 1810 Субсидия предоставляется УЖКХ ТиС главным распорядителем средств бюджета ЗАТО Северск как получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию.
Согласно пункту 4 Порядка № 1810 получателем субсидии является ТОС, учрежденное на территории городского округа ЗАТО Северск.
В указанном периоде получателем субсидии являлась местная общественная организация «Территориальное общественное самоуправление микрорайона Иглаково» ЗАТО Северск Томской области (далее - ТОС Иглаково) на основании соглашения № 20 от 20.12.2019 о предоставлении из бюджета ЗАТО Северск субсидии (л.д. 23-25).
Факт перечисления ответчику в 2020 году субсидии в размере 637 440,00 руб. подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (л.д. 17-22).
Согласно акту № 10 от 19.08.2021 плановой выездной проверки, проведенной Контрольно-ревизионным комитетом Администрации ЗАТО Северск в отношении УЖКХ ТиС, были выявлены нарушения, допущенные при предоставлении субсидии в размере 637 440,00 руб. (л.д. 12-15), а именно.
В нарушение подпункта 4 пункта 5 Порядка № 1810 ТОС Иглаково не представлены расчеты по каждому мероприятию к смете затрат на использование субсидии, подписанной председателем ТОС Иглаково Андриецом С.П. на общую сумму 637 440,00 руб. (далее - смета затрат ТОС Иглаково).
Также выявлен факт несоответствия ТОС Иглаково требованию, определенному подпунктом 4 пункта 10 Порядка № 1810 - отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней.
В соответствии с пунктом 14 Порядка № 1810 и пунктом 5.1.4 соглашения № 20 Управлением в адрес ТОС Иглаково была направлена претензия от 03.12.2021 № 16-01-2/2860 о возврате субсидии на общую сумму 637 440,00 руб. (л.д. 26-28).
06.12.2021 в адрес Управления от председателя Правления МОО «ТОС микрорайон Иглаково» поступил ответ на претензию, из которого следует, что факт нарушения условий Порядка предоставления субсидии на осуществление территориального общественного самоуправления на территории городского округа ЗАТО Северск, утвержденного постановлением Администрации ЗАТО Северск от 12.10.2017 № 1810, не подтвержден, в связи с чем отсутствуют основания для возврата денежных средств субсидии, выделенных МОО «ТОС микрорайона Иглаково» (л.д. 29).
До настоящего времени средства субсидии ответчиком не возвращены, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Рассмотрев спор, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по существу заявленных требований.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Пунктом 4 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Исходя из буквального толкования норм статьи 78 БК РФ основанием для возврата субсидии являются такие нарушение правил предоставления и использования субсидии, которые свидетельствуют о нецелевом использовании полученных денежных средств.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ответчиком нарушены условия предоставления субсидии:
- в нарушение подпункта 4 пункта 5 Порядка № 1810 ТОС Иглаково не представлены расчеты по каждому мероприятию к смете затрат на использование субсидии, подписанной председателем ТОС Иглаково Андриецом С.П. на общую сумму 637 440,00 руб.;
- несоответствие ТОС Иглаково требованию, определенному подпунктом 4 пункта 10 Порядка № 1810 - отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней.
Суд исходит из следующего.
Согласно пункту 5 Порядка № 1810 для получения субсидии получатель субсидии представляет в УЖКХ ТиС не позднее 1-го октября текущего года следующие документы:
1) заявление на предоставление субсидии по форме 1;
2) заверенную органом управления ТОС копию Устава ТОС;
3) выписку из единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления, или ее нотариально удостоверенную копию;
4) смету затрат на реализацию мероприятий по осуществлению ТОС с приложением расчета по каждому мероприятию сметы затрат по форме 2.
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 1810 Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск регистрирует заявление на предоставление субсидии в день его поступления и рассматривает указанное заявление в 30-дневный срок со дня регистрации.
По результатам рассмотрения заявления УЖКХ ТиС принимает одно из следующих решений:
1) о предоставлении субсидии и заключении соглашения о предоставлении субсидии;
2) об отказе в предоставлении субсидии и заключении соглашения о предоставлении субсидии.
При этом согласно пункту 7 Порядка № 1810 основаниями отказа в предоставлении субсидии являются:
1) непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
2) недостоверность информации, содержащейся в документах, представленных получателем субсидии;
3) количество жилых домов, расположенных в границах ТОС, составляет менее 10;
4) представление заявки после истечения срока, определенного пунктом 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 10 Порядка № 1810 получатель субсидии на дату заключения соглашения о предоставлении субсидии должен соответствовать следующим требованиям:
1) государственная регистрация ТОС в форме некоммерческой организации;
2) осуществление деятельности не менее двух лет со дня государственной регистрации ТОС в форме некоммерческой организации;
3) постановка на учет в налоговом органе на территории городского округа ЗАТО Северск;
4) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
5) не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства;
6) отсутствие просроченной задолженности по возврату в бюджет ЗАТО Северск субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом ЗАТО Северск;
7) не должен получать средства из федерального и областного бюджетов на реализацию цели, указанной в пункте 2 настоящего Порядка.
Пункт 13 Порядка № 1810 закрепляет обязанность Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск и органов муниципального финансового контроля проводить обязательную проверку соблюдения получателем субсидии условий, цели и порядка предоставления субсидии.
Согласно пункту 14 Порядка № 1810 субсидия подлежит возврату получателем субсидии в случае:
1) нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком, выявленного по факту проверки, проведенной УЖКХ ТиС и (или) органами муниципального финансового контроля в сроки, определенные в соглашении о предоставлении субсидии;
2) нецелевого использования средств субсидии;
3) недостижения получателем субсидии установленных соглашением о предоставлении субсидии значений показателей результативности предоставления субсидии;
4) непредставления отчетности по форме и в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии.
Как следует из иска, с целью получения субсидии на финансирование в 2020 году ТОС Иглаково письмом от 24.09.2019 № 124, подписанным председателем правления ТОС Иглаково Андриецом С.П., с соблюдением срока, определенного пунктом 5 Порядка № 1810, в Управление были направлены следующие документы для получения субсидии:
- заявление по форме 1, установленной Порядком № 1810;
- копия Устава ТОС;
- копия свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 24.09.2019;
- смета затрат на использование субсидии, по форме 2, определенной Порядком № 1810 на сумму 637 440,00 руб.;
- годовой план мероприятий на 2020 год Местной общественной организации «ТОС микрорайона Иглаково».
На основании указанных документов, в соответствии с Порядком № 1810 УЖКХ ТиС предоставило ТОС Иглаково субсидию в размере 637 440,00 руб.
Также в иске указано, что при заключении соглашения № 20 ТОС Иглаково была представлена справка ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области № 21319 о состоянии расчетов по налогам, сборам ТОС Иглаково по состоянию на 20.12.2019, согласно которой имеется задолженность по пеням на общую сумму 0,98 руб.
Истец не пояснил, что именно препятствовало выявлению допущенных ответчиком нарушений при проверке заявления ответчика с приложенными к нему документами.
Из материалов дела не усматривается, что ответчик предпринимал какие-либо действия по сокрытию сведений, фальсификации документов.
На основании изложенного, принимая во внимание, что субсидия по соглашению была предоставлена ответчику Управлением жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск: - на основании утвержденного самой Администрацией ЗАТО Северск Порядка; - при наличии полного пакета обосновывающих документов, проверенных и принятых компетентным органом без возражений и замечаний, ответчик был вправе полагать, что у главного распорядителя бюджетных средств нет претензий к условиям предоставления субсидии, вследствие чего в рассматриваемой ситуации расходование денежных средств на спорную сумму не может быть признано нецелевым.
Данная позиция согласуется с правовым подходом, изложенным в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2018 года № 305-АД18-14921 и с выработанной с учетом данной позиции аналогичной судебной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.2021 по делу № А12-14367/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2021 по делу № А12-16038/2020, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.09. 2019 по делу № А58-11525/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.08.2020 по делу № А56-75092/2019).
Кроме того, поскольку субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, факт целевого использования средств истцом не оспаривается, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств за вменяемые ответчику нарушения, не отвечает требованиям соразмерности и справедливости.
Ответственность в виде возврата субсидии подлежит применению в случае, если нарушение условий ее получения фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера уже достигнутый получателем субсидии общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован.
Истец ссылается на подпункт 3 пункта 14 Порядка № 1810, согласно которому субсидия подлежит возврату в случае не достижения получателем субсидии установленных соглашением о предоставлении субсидии значений показателей результативности предоставления субсидии, между тем истцом не указано, какие именно значения показателей результативности предоставления субсидии ответчиком не были достигнуты, не представлены доказательства согласования сторонами необходимости их достижения, не представлены доказательства в обоснование довода о не достижении соответствующих показателей. Таким образом, истец в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих довод о не достижении ответчиком необходимых показателей результативности предоставления субсидии.
На основании изложенного, поскольку ответчиком не было допущено нецелевого расходования средств и нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска отказать полностью.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья Е.А. Токарев