АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Томск Дело № А67- 3844/08
03 октября 2008 год (полный текст)
03 октября 2008 год (резолютивная часть)
Судья Арбитражного суда Томской области В.И. Гелбутовский,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.И. Гелбутовским,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального медицинского лечебно-профилактического учреждения «Городская больница №1» (далее по тесту: «Заявитель»; ММЛПУ «Городская больница №1»)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области (далее по тексту: «Ответчик»)
о признании незаконным и отмене постановления №65-05-11/1229 о назначении административного наказания по делу №65-05-11/25 об административном правонарушении от 07.08.2008г.(05.08.2008г.)
ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:
от Заявителя: Кулешов С.В. (удостоверение №70/133 от 11.11.2002г., доверенность от 23.05.2008г.);
от Ответчика: Шинкевич О.Ю. (удостоверение №0006003 от 23.11.2006г., доверенность от 09.09.2008г.);
УСТАНОВИЛ:
ММЛПУ «Городская больница №1» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области о признании незаконным и отмене постановления №65-05-11/1229 о назначении административного наказания по делу №65-05-11/25 об административном правонарушении от 07.08.2008г. (05.08.2008г.).
Представитель Заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительно представленных письменных пояснениях по делу, считает постановление №65-05-11/1229 о назначении административного наказания по делу №65-05-11/25 об административном правонарушении от 07.08.2008г. незаконным, т.к. в действиях ММЛПУ «Городская больница №1» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.14 КоАП РФ.
Представитель Ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, полагает оспариваемое постановление является законным и обоснованным, событие административного правонарушения, виновность ММЛПУ «Городская больница №1» в совершении инкриминируемого ему правонарушения полностью доказана совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств. Порядок привлечения к административной ответственности административным органом был соблюден, постановление вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которое установлена ст.15.14 КоАП РФ, в связи с чем, по мнению представителя Ответчика, в удовлетворении требований следует отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства по делу, суд считает установленными следующие обстоятельства.
23 июля должностным лицом Отдела взаимодействия и финансового контроля в правоохранительных органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области, в ходе проверки, был выявлен факт нецелевого использования средств бюджета государственного внебюджетного фонда в общей сумме 666 686 руб.57 коп. (путем начисления дополнительной заработной платы младшему медицинскому персоналу), допущенное ММЛПУ «Городская больница №1» в результате использования средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим его деятельность.
Результаты указанных нарушений зафиксированы в Акте от 21.07.2008г. и в Протоколе №65-05-11/25 об административном правонарушении от 23.07.08г.
05 августа 2008г. заместитель руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области Ковылина Т.П. рассмотрев протокол №65-05-11/25 об административном правонарушении от 23.07.08 г., на основании Акта проверки использования субсидий выделенных в 2007г. из бюджета Федерального фонда ОМС, на реализацию в Томской области пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в ММ ЛПУ «Городская больница №1», от 21 июля 2008г., вынесла постановление №65-05-11/1229 о назначении административного наказания по делу №65-05-11/25 об административном правонарушении от 07.08.2008г., согласно которому Заявитель привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.15.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
ММЛПУ «Городская больница №1», считая постановлением №65-05-11/1229 о назначении административного наказания по делу №65-05-11/25 об административном правонарушении от 07.08.2008г. (05.08.2008г.) незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст.2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии со статьей ч.2 ст.15.14 КоАП РФ использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, установленного данной нормой, выражается в использовании средств государственного внебюджетного фонда на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фонда, и его бюджету.
Таким образом, со стороны административного органа подлежал доказыванию факт использовании средств государственного внебюджетного фонда на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фонда, и его бюджету, который по мнению суда, ни в ходе производства по делу об административном правонарушении ни в ходе судебного разбирательства последним не был доказан.
Как следует из материалов дела, в ноябре, декабре 2007 года и в феврале 2008 года за счет средств пилотного проекта ММЛПУ «Городская больница №1» произведена выплата дополнительной заработной платы в общей сумме 666 686 руб.57 коп., начисленной согласно данным расчетных ведомостей (л.д.17-23) за июль-ноябрь 2007 года санитаркам, сестрам-хозяйкам, которые в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999г. № 377, отнесены к младшему медицинскому персоналу. По мнению Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области младший медицинский персонал не относится к медицинским работникам, однако данный довод не нашел подтверждения в ходе судебного заседания и опровергается материалами дела, на основании следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007г. № 296 утверждены Правила финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, а также перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в который включена, в том числе, Томская область.
Согласно пункту 10 Правил, средства, полученные учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта, расходуются на оплату труда медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи (в размере не ниже 40 процентов указанных средств с учетом объемов и качества оказанной медицинской помощи), а также на обеспечение медикаментами и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации от 22.01.2001г. №12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» к медицинским работникам относятся сотрудники медицинского учреждения, имеющие непосредственное отношение к оказанию медицинских услуг (группа 4).
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.08.1997г. №43 (далее по тексту - Постановление) согласованы разряды оплаты труда ETC и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации согласно приложениям №1 и 2 к Постановлению.
В соответствии с Приложением №1, «санитарка» относится к должности младшего медицинского персонала. При этом тарифно-квалификационные характеристики по указанным должностям согласно приложению № 2 к Постановлению устанавливают непосредственное отношение указанных работников к оказанию медицинских услуг.
Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 27.08.1997г. №43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ» определено, что младший медицинский персонал выделяется в отдельную группу медицинского персонала. Таким образом, медицинский персонал включает в себя работников, чья деятельность осуществляется исключительно в медицинских целях. Должностными обязанностями младшего медицинского персонала (т.1 л.д.41-42) предусмотрено оказание медицинской помощи по уходу за больными под руководством медицинской сестры, а именно: проведение несложных медицинских манипуляций (постановка банок, горчичников, компрессов). Данные манипуляции включены в перечень медицинских услуг приказом министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001г. №113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги». В должностную инструкцию санитарки включены обязанности: помогать медицинской сестре по уходу за тяжелобольными; мыть руки лежачим больным (код 14.01.001.), помогать чистить зубы, умываться, причесываться (код 14.07.002; код14.01.005); оказывать помощь палатной медицинской сестре при выполнению ею процедур и манипуляций: промывание желудка, постановка клизм, горчичников (код. 14.01.003; код 14.19.001; код 14.19.002).
Согласно приказу Минздрава РФ от 15.10.1999г. №377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» введена в действие Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала (приложение №3 к положению). В данной номенклатуре к младшему медицинскому персоналу относятся: санитарка, сестра-хозяйка.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06 августа 2007г. №526 «Об утверждении профессиональных квалифицированных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» утверждена профессиональная квалификационная группа «Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня» куда включены: санитарки, санитарки (мойщицы), младшие медицинские сестры по уходу за больными, сестры-хозяйки, фасовщицы.
Таким образом, Заявителем обоснованно, в соответствии с установленными правилами использованы денежные средства в общей сумме 666 686 руб.57 коп. на оплату труда младшего медицинского персонала – санитаркам, сестрам-хозяйкам.
Ссылка Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области в оспариваемом постановлении на письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 02.10.2007г. №7246-РХ «По вопросу реализации пилотного проекта», согласно которому младший медицинский персонал не относится к категории медицинских работников, не является исполнителем оказания медицинских услуг, а обеспечивает условия для их оказания, судом не принимается, поскольку указанное письмо не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Письмо не опубликовывалось, официально до сведения юридического лица в проверяемый период не доводилось.
Судом установлено наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление.
Таким образом, со стороны административного органа не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ММЛПУ «Городская больница №1» использовала средства государственного внебюджетного фонда на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим деятельность фонда, и его бюджету, т.е. отсутствовало событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.14 КоАП РФ.
С учетом изложенного, постановление №65-05-11/1229 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области о назначении административного наказания по делу №65-05-11/25 об административном правонарушении от 05.08.2008г., является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 168-170, 210, 211 АПК РФ, ст. ст. 24.5, 30.1-30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление №65-05-11/1229 о назначении административного наказания по делу №65-05-11/25 об административном правонарушении от 07.08.2008г. (05.08.2008г.), вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области, административное производство в части привлечения ММЛПУ «Городская больница №1» по ч.2 ст.15.14 КоАП РФ прекратить.
Решение может быть обжаловано в установленный срок в Седьмой Арбитражный апелляционный суд.