НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 18.06.2018 № А64-2881/2018

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕШЕНИЕ

г. Тамбов                                                                                                Дело № А64-2881/2018

21 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2018 года. Решение в полном объеме изготовлено 21 июня 2018 года.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи М.А. Плахотникова

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Прохоровской

рассмотрел в судебном заседании дело №А64-2881/2017 по заявлению

федерального казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области (ОГРН   1026801010994,  ИНН  6825000757)

к Верхне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тамбов (ОГРН 1023601536200,  ИНН  3665004949)

о  признании незаконным и изменении постановления от 06.04.2018 № Т4/438-154 в части назначения административного наказания

при участии представителей:

от заявителя: Отдельнов С.А., доверенность от 30.01.2017 №24;

от заинтересованного лица: Простомолотова Е.А., доверенность от 05.04.2018 №В1-22-2883.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Федеральное казенное предприятие «Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Верхне-Донскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Тамбов, о признании незаконным и изменении постановления от 06.04.2018 № Т4/438-154 в части назначения административного наказания.

Определением от 18.04.2018 указанное заявление принято к производству арбитражного суда, возбуждено производство по делу №А64-2881/2018.

В заседании суда 18.06.2018 представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица против требований заявителя возражал.

Руководствуясь частью 4 статьи 137 АПК РФ, с согласия представителей сторон арбитражный суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.02.2018 №Т4/299-916 в рамках осуществления контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах в отношении ФКП  «Тамбовский пороховой завод» проведена плановая выездная проверка. Срок проведения проверки 20 рабочих дней: с 01.03.2018 по 30.03.2018.

В ходе проведенной проверки в период с 01.03.2018 по 30.03.2018 выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов ФКП ТПЗ:

 - площадка производства по изготовлению обувного и кабельного пластиката, нитроискожи-Т, ПФ-эмалей, 22%-ной мастики, шпатлевки, нитролаков, нитроэмалей, пигментных паст (II класс опасности, per. № А14-00281-0008);

- площадка производства порохов (I класс опасности, per. № А14-00281-0026);

- склад взрывчатых материалов (базисный) (I класс опасности, per. № А14-00281-0024);

- испытательная площадка № 2 (I класс опасности, peг. № A14-00281-0034)

Общие вопросы:

1) Повторный инструктаж производственного персонала проводится не в полном    объеме  квалификационных требований по соответствующим профессиям рабочих, а именно: без учета производственных (технологических) инструкций, чем нарушены требования ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных   производственных объектов», п. 4, 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому,
технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007), утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37, п. 8.8 ГОСТ 12.0.004-2015 Организация обучения безопасности труда.

2) Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технологического оборудования, применяемого на ОПО «площадка производства порохов» (центрифуги, гидравлические пресса, дисковые мельницы, станки резки, полировальные    барабаны), продление срока безопасной эксплуатации                                                                           которого   в установленном  поряд-ке  не проводилось, чем нарушены требования ст. 9, 13 Федерального  закона от 21.07.1997   №116-ФЗ «О промышленной  безопасности опасных производственных объектов», п. 5.1.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила промышленной безопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 №96, п. 38 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 № 559.

3) Не обеспечена безопасная эксплуатация систем контроля, управления,
сигнализации и противоаварийной защиты - истек срок действия договора с
ФБУ «Тамбовский ЦСМ» на работы по поверке приборов, чем нарушены
требования ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6.6.1, 6.6.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила промышленной   безопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и   нефтеперерабатывающих  производств», утвержденных приказом  Федеральной службы     по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 №96.

4) Не актуализирован список нормативных правовых актов и нормативно-
технических документов в программах для предаттестационной подготовки руководителей  и  специалистов  в  связи  с  выходом  новых НТД  (ПК  6.2- 08.28.2015 от 06.03.2015; ПК 6.2-03.20-2015 от 25.12.15; ПК 6.2-14.15-2008 от 24.03.2008; ПК 6.2-20.17-2010 от 20.05.2010; ПК 6.2-24.38-2008 от 03.06.2008 и др.), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 4, 5 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Федеральной службы по   экологическому, технологическому и  атомному надзору от 29.01.2007 №37 (РД 03-19-2007).

5) Не актуализированы экзаменационные билеты по областям аттестации
АЛ; Б 1.3; Б 10.1, Б 10.2 и др., чем нарушены требования ст. 9 Федерального
закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 4 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому,  технологическому и атомному надзору, утв. приказом Федеральной службы по    экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 (РД 03-19-2007).

Площадка производства порохов (I класс опасности, per. № A14-00281-0026):

- участок утилизации ПСО

6) Не проведена экспертиза промышленной безопасности здания 111н - год
постройки 1982 (течет кровля, замена оконных и дверных проемов, разрушена
кирпичная кладка, разрушен цоколь с восточной и западной стороны) с целью
определения сроков безопасной эксплуатации, чем нарушены требования ст. ст.
9, 13 Федерального   закона  от  21.07.1997  №   116-ФЗ   «О   промышленной безопасности  опасных  производственных  объектов»;  ст. 36  Федерального закона от 30.12.2009  №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий   и   сооружений»,   п. 7   Федеральных   норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утв. приказом   Федеральной  службы   по   экологическому, технологическому   и   атомному   надзору   от 14.11.2013 № 538, п. 410 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Федеральной службы по   экологическому,   технологическому   и атомному надзору от 25.03.2014 №116.

7) Не устранены замечания, указанные в технических журналах по
эксплуатации по результатам осмотра зданий 603/2 (течет кровля, разрушена кирпичная кладка, разрушен цоколь с восточной и западной стороны), 111н (требуется ремонт кровли, замена оконных и дверных проемов), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Цех № 3

8) Не  обеспечена безопасность  обслуживающего  персонала в зд.  36,  а
именно: - хранители кислот поз. 36, 37, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 27, 28, 29, смесители  приготовления  РКС поз. 14/1,2,3,4,5,6  хранители  отработанных кислотных смесей поз. 10/2-9 не оснащены средствами измерения, контроля с сигнализацией предельных значений уровня и средствами автоматического отключения их подачи в  емкости при достижении заданного предельного уровня или другими средствами, исключающими возможность перелива; - емкостное оборудование для использования кислот не оснащено поддонами, вместимость которых достаточна для содержания одного аппарата максимальной емкости в случае его аварийного разрушения; - не обеспечена герметичность химико- технологической   системы   (люки   емкостей   рабочей кислотной  смеси  (РКС)  не  закрыты);   -  отсутствует  световая  и  звуковая сигнализация о загазованности воздушной среды: у входных дверей — снаружи о предупреждении персонала об опасности;  - не организован контроль за состоянием воздушной среды, отсутствует аварийная вентиляция; - отсутствует двухсторонняя громкоговорящая или телефонная связь; - приточная вентиляция находится  в  неисправном состоянии; - ложементы хранителей кислотных смесей поз. 10/4-6,9 прокорродировали, кирпичная кладка фундаментов требует ремонта; - система канализации находится в неработоспособном состоянии, чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.  147, 159, 44, 75, 148, 150, 161, 47 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 № 559.

9) Не обеспечена работоспособность абсорбционной установки, а именно
циркуляционные   бачки,   установленные   в   здании   13,   не   укомплектованы насосным   оборудованием   в   необходимом   количестве   в   соответствии   с технологическим регламентом (в работе находится 1 насос вместо положенных 6 ед.), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной    безопасности    опасных    производственных объектов»,  п. 29  Федеральных  норм  и  правил  в  области  промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому  и  атомному  надзору  от  21.11.2013   №  559,  п.   11.2.2.5 технологического регламента РТП 3-02-2017.

Цех № 5

10) Не обеспечена безопасная эксплуатация здания погребка 103: разрушена
кровля здания, частично отсутствует остекление оконных проемов, не исключен доступ посторонних лиц в неработающее отделение, чем нарушены требования ст. 9  Федерального   закона  от  21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 3.1 инструкции 6/5 по эксплуатации производственных зданий и сооружений, утв. 21.09.2016.

Площадка производства по изготовлению обувного и кабельного пластиката, нитроискожи-Т, ПФ-эмалей, 22%-ной мастики, шпатлевки, нитролаков, нитроэмалей, пигментных паст (II класс опасности, per. № А14-00281-0008)

11) Не проведена экспертиза промышленной безопасности зд. 109 (год
постройки    1917)   для   определения   срока   и   условий его дальнейшей эксплуатации    (строительные    конструкции    подвергаются  разрушающему воздействию климатических факторов (дождя, снега) из-за протекания кровли), чем нарушены требования ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных    производственных объектов»; ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, утв. Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, п. 3.1 инструкции 6/5 по эксплуатации производственных зданий и сооружений, утв. 21.09.2016.

12) Не выполнены мероприятия по безопасному выводу из эксплуатации
зданий 78, 88, находящихся в аварийном состоянии согласно акту комиссии
предприятия от  15.06.2017, чем нарушены требования ст.  9 Федерального закона от 21.07.1997 №  116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 5.2.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила промышленной безопасности для взрывопожароопасных химических,         нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от
11.03.2013 № 96, акт обследования зданий 78, 88 от 15.06.2017.

Склад взрывчатых материалов (базисный) (I класс опасности, А14-00281-0024):

13) Нарушены требования законодательства в области хранения взрывчатых
материалов:    здания    складов   на   ОПО    «склад    взрывчатых   материалов (базисный)»    не   оборудованы   пожарной   сигнализацией,   чем   нарушены требования ст. 9 ч. 1   Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной   безопасности  опасных  производственных  объектов»; п.503 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утв. приказом   Ростехнадзора  от 16.12.2013   №  605,  п.   4.2.24  технологической  инструкции  ТИ   18-01-2017, введенной в действие приказом директора от 20.02.2017 № 184.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 30.03.2018 №Т4/229-916, выданы предписания от 30.03.2018 №Т4/229-916-1, №Т4/229-916-2, №Т4/229-916-3  о принятии мер по устранению выявленных нарушений, допущенных ФКП «Тамбовский пороховой завод» при эксплуатации опасных производственных объектов.

Письмом (уведомлением) от 30.03.2018 Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору известило законного представителя ФКП «Тамбовский пороховой завод» о необходимости явиться 03.04.2018 в 16 час. 00 мин. по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д.191, каб. 238, для составления протокола об административном правонарушении. Данное письмо получено представителем заявителя 30.03.2018, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении.

03.04.2018 государственным  инспектором отдела общепромышленного надзора по Тамбовской области Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ФКП «Тамбовский пороховой завод» в присутствии его представителя - главного инженера Правдивцева В.В., действующего на основании доверенности, составлен протокол №Т4/438-154 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Определением от 03.04.2018 №Т4/438-154 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ФКП «Тамбовский пороховой завод» назначено на 06.04.2018 в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 191, 2 этаж, кабинет №238.   

Рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, 06.04.2018 государственным  инспектором отдела общепромышленного надзора по Тамбовской области Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ФКП «Тамбовский пороховой завод» в присутствии его представителя  - главного инженера Правдивцева В.В., действующего на основании доверенности, вынесено постановление №Т4/438-154 о назначении административного наказания, согласно которому ФКП «Тамбовский пороховой завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в части нарушения требований промышленной безопасности, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000,00 руб. 

Не согласившись с данным постановлением, ФКП «Тамбовский пороховой завод» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, мотивируя тем, что пункт 1 постановления на момент вынесения постановления о назначении административного наказания выполнен в полном объеме, обеспечено проведение повторного инструктажа       производственного персонала в объеме квалификационных требований по соответствующим профессиям рабочих с учетом технологических инструкций. 

По пункту 2 постановления в соответствии с нормами ФЗ № 44-ФЗ ФКП ТПЗ проведены   работы   по    сбору коммерческих предложений для подготовки технического   задания   и   проведения торговых процедур для последующего заключения   контракта   на   проведение работ по экспертизе промышленной безопасности технологического оборудования, применяемого на ОПО «площадка производства порохов».

По пункту 3 постановления ФКП ТПЗ  был  заключен контракт    №0564100000218000049_265697 от 04.04.2018 с ФБУ «Тамбовский ЦСМ» на оказание услуг в области метрологии - поверка, калибровка средств измерений на 2018 год.

По пунктам 4, 5 постановления  ведутся работы по актуализации списка
нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в программах
для предаттестационной подготовки руководителей и специалистов, актуализируются экзаменационные билеты по областям аттестации А.1, Б1.3. и др. Указанные работы будут завершены в срок до 20.07.2018. 

По пункту 6 постановления в соответствии с нормами ФЗ № 44-ФЗ ФКП ТПЗ проводит работы по подготовке технического задания для проведения торговых процедур  для последующего заключения контракта на проведение работ по экспертизе промышленной безопасности здания 111н.

По пункту  7 постановления  ведется работа по устранению замечаний по зданиям
603/2, 111н. Работы по устранению замечаний по зданию 603/2 будут завершены в
срок до 15.11.2018. Работы по проведению ремонта здания 111н 09.04.2018 включены  в  план закупок  ФКП  ТПЗ. По окончании  проведения закупочных процедур  будет заключен контракт на выполнение указанных работ. Срок выполнения работ по зданию 111н - до 01.10.2018.

По пунктам 8, 9 постановления разработаны и утверждены графики устранения
недостатков. Все  работы  ведутся  согласно утвержденных графиков. Окончательный срок выполнения работ по зданию № 36 - до ноября 2019 года, по зданию № 13 - до ноября 2018 года.

По пунктам 10, 11 постановления в соответствии с нормами ФЗ №44-ФЗ ФКП
ТПЗ проводит работы по подготовке технического задания для проведения торговых процедур для последующего заключения контракта на проведение работ по экспертизе промышленной безопасности здания 109 и выполнению ремонтных работ здания погребка 103.

По пункту 12 постановления ведется работа по выполнению мероприятий по
безопасному выводу из эксплуатации зданий 78,88. Необходимые мероприятия
завершены в срок до 27.04.2018.

По пункту 13 постановления в соответствии с нормами ФЗ № 44-ФЗ ФКП ТПЗ
проведены работы по подготовке технического задания для проведения торговых
процедур для последующего заключения контракта на проведение работ по
оборудованию    пожарной    сигнализацией    здания    складов    на   ОПО    «склад
взрывчатых материалов (базисный)».

При указанных обстоятельствах ФКП ТПЗ полагает возможным применить наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Оценив представленные в дело материалы, доводы сторон, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд руководствовался следующим.

В соответствии со статьей 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В указанной статье содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны. При этом объективная сторона может выражаться как в действиях, так и в бездействии привлекаемого лица.

Деяние посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, содержит риск возникновения аварий на опасных производственных объектах. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности) под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Согласно п.1 ст. 13 Закона о промышленной безопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (п.4 ст. 13 Закона о промышленной безопасности).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утверждено Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. РД 03-19-2007 (далее – Положение). Данное Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые и электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности (п. 2 Положения).

Согласно п. 4 Положения при аттестации по вопросам безопасности проводится проверка знаний:

А) общих требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Б) требований промышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным в нормативных правовых актах и нормативно-технических документах;

Г) требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;

Д) требований безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;

При формировании экзаменационных билетов в них включаются не менее пяти вопросов (тестовых заданий) по каждой из областей аттестации.

В п. 5 Положения установлено, что аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Подготовка может проводиться: в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах; в режиме самоподготовки.

Лица, не прошедшие аттестацию (проверку знаний), должны пройти ее повторно в сроки, установленные аттестационной комиссией. Лица, не прошедшие аттестацию, могут обжаловать решения аттестационной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 26 Положения).

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.06.2016 №600-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.03.2017 введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», устанавливающий основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяющийся на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью (п. 1.1 ГОСТ 12.0.004-2015).

Согласно п. 8.5 ГОСТ 12.0.004-2015 различают, организуют и своевременно (по мере необходимости в зависимости от конкретных обстоятельств) проводят:

- вводный инструктаж;

- первичный и повторный инструктажи на рабочем месте;

- внеплановый инструктаж;

- целевой инструктаж.

Программы инструктажа разрабатываются и утверждаются организатором обучения в установленном порядке, исходя из требуемых мер организации работ, безопасности и гигиены при выполнении конкретных трудовых функций работающего с учетом национальных нормативных требований охраны труда.

В соответствии с п. 8.8 ГОСТ 12.0.004-2015 повторный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми лицами, указанными в 8.7, прошедшими первичный инструктаж на рабочем месте, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте либо непосредственно по инструкциям по охране труда и (или) безопасному выполнению работ на данном рабочем месте или по иным необходимым для инструктажа локальным нормативным актам и документам.

Повторный инструктаж на рабочем месте проводят аналогично первичному инструктажу на рабочем месте для закрепления полученных знаний и навыков.

Повторный инструктаж на рабочем месте может быть при необходимости по распоряжению организатора обучения ограничен только проведением проверки знаний требований охраны труда в объеме сведений, содержащихся в программе первичного инструктажа на рабочем месте.

Приказом  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 №96 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (далее - Правила), устанавливающие требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах (далее - ОПО) химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ (далее - ВВ), включая ОПО хранения нефти, нефтепродуктов, сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (далее - СГГ, ЛВЖ и ГЖ) (п. 1.2 Правил).

Согласно п. 5.1.2 Правил 5.1.2. для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны указываться организацией- изготовителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры. Для технологических трубопроводов проектной организацией устанавливается назначенный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации и внесено в паспорт трубопроводов.

Продление срока безопасной эксплуатации технологического оборудования, трубопроводной арматуры и трубопроводов, выработавших назначенный срок службы, осуществляется в порядке, установленном требованиями в области промышленной безопасности.

Размещение технологического оборудования, трубопроводной арматуры в производственных зданиях и на открытых площадках должно обеспечивать удобство и безопасность их эксплуатации, возможность проведения ремонтных работ и принятия оперативных мер по предотвращению аварийных ситуаций или локализации аварий (п. 5.2.1 Правил).

В разделе 6.6 Правил определены требования к метрологическому обеспечению систем контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты. Так согласно п. 6.6.1 Правил организация, эксплуатирующая ОПО, должна иметь собственную метрологическую службу или договор с аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в области обеспечения единства измерений технологических параметров в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4590; N 49 (ч. I), ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322).

В п. 6.6.2. Правил установлено, что средства измерения, входящие в систему контроля, управления и ПАЗ, и информационно-измерительные системы (далее - ИИС) должны иметь документальное подтверждение об утверждении типа средств измерений и документы о прохождении поверки.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 №559 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»,устанавливающие требования промышленной безопасности к организациям, осуществляющим свою деятельность в области промышленной безопасности, к которым относятся эксплуатация, техническое перевооружение (включая приведение действующих ХОПО в соответствие с настоящими Правилами и другими нормативно-правовыми актами), капитальный ремонт, консервация и ликвидация ХОПО (п.4 Правил безопасности химически опасных производственных объектов).

В разделе III Правил безопасности химически опасных производственных объектов установлены требования к ведению технологических процессов химически опасных производственных объектов. Так согласно  п. 29 Правил безопасности химически опасных производственных объектов ведение технологических процессов осуществляют в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ХОПО.

Технологический регламент на производство продукции - основной технический документ, определяющий оптимальный технологический режим, порядок проведения операций технологического процесса, обеспечивающий выпуск продукции требуемого качества, безопасные условия эксплуатации производства. Технологический регламент на производство продукции разрабатывают на основании документации на ХОПО.

Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в документацию на ХОПО, согласованных с разработчиком документации или с организацией, специализирующейся на разработке документации для аналогичных объектов, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности разработанной документации, а в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, - положительного заключения экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Внесенные изменения не должны отрицательно влиять на работоспособность и безопасность всей технологической системы в целом.

В разделе IV Правил безопасности химически опасных производственных объектов закреплены требования безопасности к аппаратурному оформлению технологических процессов химически опасных производственных объектов. Так согласно п. 38 Правил безопасности химически опасных производственных объектов выбор оборудования ХОПО следует осуществлять в соответствии с технологическими исходными данными на разработку документации ХОПО, требованиями нормативных правовых актов в области промышленной безопасности и настоящих Правил.

Химико-технологические системы должны быть герметичными (п. 44 Правил).

Размещение технологического оборудования, трубопроводной арматуры в производственных зданиях и на открытых площадках должно обеспечивать удобство и безопасность их эксплуатации, возможность проведения ремонтных работ и принятия оперативных мер по предотвращению аварийных ситуаций или локализации аварий (п. 47 Правил).

В разделе V Правил безопасности химически опасных производственных объектов установлены требования к системам контроля, управления, сигнализации, противоаварийной автоматической защиты, обеспечивающим ведение технологических процессов химически опасных производственных объектов.

В соответствии с п. 75 Правил световая и звуковая сигнализация о загазованности воздушной среды ХОПО необходимо предусматривать: у входных дверей - снаружи для предупреждения персонала об опасности, внутри помещения в рабочих зонах.

В разделе VII Правил безопасности химически опасных производственных объектов установлены специфические требования к отдельным химически опасным производственным объектам.

Согласно п. 147 Правил емкости для хранения кислот и щелочей должны быть оснащены средствами измерения, контроля и регулирования уровня этих жидкостей с сигнализацией предельных значений уровня и средствами автоматического отключения их подачи в емкости при достижении заданного предельного уровня или другими средствами, исключающими возможность перелива.

В помещениях, где ведут работы с использованием кислот и щелочей, должен быть организован регулярный контроль за состоянием воздушной среды. В помещениях, где в условиях эксплуатации возможно выделение паров кислот и щелочей, должен быть обеспечен автоматический контроль за их содержанием в воздухе с сигнализацией превышения ПДК. При превышении ПДК в указанных помещениях должны включаться:

а) световой и звуковой сигналы в помещении управления и по месту;

б) аварийная вентиляция, сблокированная при необходимости с системой аварийного поглощения выбросов вредных веществ в атмосферу (п. 148 Правил).

Производственные помещения, места, где используют кислоты и (или) щелочи, должны быть обеспечены двухсторонней громкоговорящей и (или) телефонной связью (п. 150 Правил).

Емкостное оборудование для использования кислот и (или) щелочей объемом 1000 л и более должно быть оснащено поддонами, вместимость которых достаточна для содержания одного аппарата максимальной емкости в случае его аварийного разрушения. Высота защитного ограждения каждой группы резервуаров должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости.

Поддоны и площадки с бортами должны быть оснащены стационарными или передвижными устройствами для удаления аварийных проливов и их дальнейшей нейтрализации. Поддоны для открытых складов без сливов в специальную канализацию организации должны быть дополнительно защищены от атмосферных осадков (п. 159 Правил).

Производственные помещения, предназначенные для использования и хранения кислот и щелочей, должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов и настоящих Правил. Помещения для хранения кислот и щелочей в таре (без постоянных рабочих мест) допускается не оборудовать общеобменными вентиляционными системами. В этом случае у входов в помещение хранения кислот необходимо предусматривать световую сигнализацию о превышении уровня загазованности в помещении (п. 161 Правил).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», устанавливающие порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты) (п. 2 Правил).

Согласно п. 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Согласно п. 410 указанных Правил з дания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, подлежат экспертизе промышленной безопасности:

а) в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

б) в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

в) после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

г) по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

д) при возникновении сверхнормативных деформаций здания, или сооружения.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.12.2013 №605 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», согласно п. 503 которых все склады должны оборудоваться телефонной связью с эксплуатирующей организацией, пожарной охраной и органом внутренних дел. При отсутствии возможности оборудовать телефонную связь склад может обеспечиваться радиосвязью с перечисленными абонентами. Между караульными постами и караульным помещением должна обеспечиваться двусторонняя телефонная связь.

Средства связи необходимо размещать вне взрывопожароопасных помещений.

Склады и хранилища должны оборудоваться средствами охранной и пожарной сигнализации в соответствии с проектами, утвержденными в установленном порядке.

 В ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены требования механической безопасности зданий и сооружений, согласно которым строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

В статье 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ установлены требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации. Так безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, при проведении в отношении заявителя плановой выездной проверки в период с 01.03.2018 по 30.03.2018 Верхне-Донским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлен ряд нарушений обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации следующих опасных производственных объектов ФКП «Тамбовский пороховой завод»:

 - площадка производства по изготовлению обувного и кабельного пластиката, нитроискожи-Т, ПФ-эмалей, 22%-ной мастики, шпатлевки, нитролаков, нитроэмалей, пигментных паст (II класс опасности, per. № А14-00281-0008);

- площадка производства порохов (I класс опасности, per. № А14-00281-0026);

- склад взрывчатых материалов (базисный) (I класс опасности, per. № А14-00281-0024);

- испытательная площадка № 2 (I класс опасности, peг. № A14-00281-0034);

- площадка производства порохов (I класс опасности, per. № A14-00281-0026):  участок утилизации ПСО, цех №3, цех №5;

- площадка производства по изготовлению обувного и кабельного пластиката, нитроискожи-Т, ПФ-эмалей, 22%-ной мастики, шпатлевки, нитролаков, нитроэмалей, пигментных паст (II класс опасности, per. № А14-00281-0008);

- склад взрывчатых материалов (базисный) (I класс опасности, А14-00281-0024).

 В частности выявлены нарушения требований ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов», п.п. 4, 5, 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007), утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 №37, п. 8.8 ГОСТ 12.0.004-2015 Организация обучения безопасности труда, п.п. 5.1.2, 5.2.1, 6.6.1, 6.6.2  Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила промышленной безопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 №96, п.п. 29, 38, 44, 47, 75, 147, 148, 150, 159, 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.11.2013 № 559, ст.ст. 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009  №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 3.1 инструкции 6/5 по эксплуатации производственных зданий и сооружений, утвержденной 21.09.2016, п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538, п.410 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 №116, п.  11.2.2.5 технологического регламента РТП 3-02-2017, п. 3.1 инструкции 6/5 по эксплуатации производственных зданий и сооружений, утв. 21.09.2016, п. 503 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах», утвержденных приказом Ростехнадзора  от 16.12.2013 №605, п. 4.2.24 технологической инструкции ТИ 18-01-2017, введенной в действие приказом директора от 20.02.2017 №184.

В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Нарушения, допущенные заявителем, отражены в акте проверки от 30.03.2018 №Т4/299-916, протоколе об административном правонарушении от 03.04.2018 №Т4/438-154, постановлении о назначении административного наказания от 06.04.2018 №Т4/438-154, ФКП «Тамбовский пороховой завод» не оспариваются. Факт допущенного правонарушения установлен материалами дела. Вместе с тем, для установления состава административного правонарушения необходимо наличие всех его составляющих, в том числе наличие вины.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Кроме того, ст. 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ.

При этом ч. 5 ст. 205 АПК РФ устанавливает, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Событие правонарушения и вина ФКП «Тамбовский пороховой завод» в совершенном административного правонарушении административным органом в рассматриваемом случае доказаны.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Необходимость выполнения той или иной обязанности в сфере промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов.

Суд считает, что в данном случае ФКП «Тамбовский пороховой завод» имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения требований обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, что свидетельствуют о виновности юридического лица.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу о том, что вина ФКП «Тамбовский пороховой завод» в совершении вменяемого правонарушения установлена, поскольку предприятие имело возможность соблюсти требования нарушенных правовых норм.

Доказательств обратного ФКП «Тамбовский пороховой завод» не представлено.

В судебном заседании представитель ФКП «Тамбовский пороховой завод» факт допущенных правонарушений и вину в совершении вменяемого ему административного правонарушения не отрицал.

Событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью собранных административным органом доказательств по делу.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Заявителем также не оспаривается соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.

Срок для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный статьи 4.5 КоАП РФ, соблюден.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.

В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10 разъясняется, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП.

Арбитражные суды, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК, принимают решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств. Необходимо отметить, что суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих, независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Сведений об обстоятельствах, которые в силу статьи 4.3 КоАП РФ отягчают административную ответственность материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное выше, постановление от 06.04.2018 №Т4/438-154 о назначении административного наказания подлежит изменению в части назначенного наказания в виде штрафа в сумме 200000,00 рублей. Суд считает необходимым изменить административное наказание по оспариваемому постановлению, назначив ФКП «Тамбовский пороховой завод» административное наказание по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000,00 руб. В остальной части постановление от 06.04.2018 №Т4/438-154 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и изменить постановление Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.04.2018 №Т4/438-154 о назначении административного наказания в части привлечения федерального казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области (ОГРН   1026801010994,  ИНН  6825000757) к административной ответственности по части 1 статьи  9.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 200 000,00 руб.

Привлечь федеральное казенное предприятие «Тамбовский пороховой завод», г. Котовск Тамбовской области (ОГРН 1026801010994, ИНН 6825000757)к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: г. Воронеж, ул. Платонова, 8, через Арбитражный суд Тамбовской области.

Судья                                                                                                   М.А. Плахотников