НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 10.01.2017 № А64-6721/16

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

www. http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

резолютивная часть решения объявлена 10 января 2017 г.

решение в полном объеме изготовлено 12 января 2017 г.

г. Тамбов

12 января 2017 г. Дело №А64-6721/2016

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Е.В. Малиной

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Н.А. Каниной

  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

по исковому заявлению Публичного акционерного общества «Почта Банк» (ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484), г. Москва

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (ОГРН 1056882299704, ИНН 6829012104), г. Тамбов

о признании незаконным и отмене предписания № 8142 от 21.09.2016г.

при участии в заседании:

от истца – Калмыков В.В., представитель, доверенность № 16-0553 от 27.05.2016г.;

  от ответчика – Воропаева А.М. – гл. специалист, доверенность № 49 от 17.05.2016г.

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное обществе «Почта Банк» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области о признании незаконным и отмене предписания № 8142 от 21.09.2016г.

Общество не согласно с требованием предписания, в котором Банку надлежит в срок до 31.10.2016 организовать в соответствии с СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» организовать проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам общества с охватом не менее 75% от штатной численности сотрудников и обеспечить выполнение п. 8.3 . СП 3.1.2.3117-13. ПАО «Почта Банк» не осуществляет виды работ, указанные в пункте 8.3 СП "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций", требующие обязательного проведения профилактических прививок, пункту 1.3 СП 3.1.2.3117-13. В ПАО «Почта Банк» на территории Тамбовской области, согласно штатному расписанию отсутствуют работники, перечисленные в пункте 8.3 СП 3.1.2.3117-13. Вместе с этим из буквального толкования оспариваемого постановления следует, что Управление обязало общество провести не мероприятия по организации мероприятий по проведению профилактических прививок гриппа сотрудникам, а обязало фактически осуществить вакцинацию профилактических прививок против гриппа не менее 75% своим сотрудникам. Между тем, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане имеют право отказаться от профилактических прививок.

В связи с чем заявитель полагает, что спорное предписание налагает на Банк не предусмотренные действующим законодательством обязанности, тем самым нарушает его права и законные сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своих доводов управление ссылается на то, что в первую очередь вакцинации против гриппа в предэпидемический период подлежат лица, относящиеся к категории высокого риска заболевания гриппом, к которым, в том числе, относятся работники сферы обслуживания в соответствии с разделом XI Специфическая профилактика гриппа санитарных правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других ocтрых респираторных инфекций». Сфера обслуживания включает в себя в том числе кредитно-финансовые услуги. Работники операционных отделений банков работают с клиентами, оказывают потребителям услуги в связи с чем попадают в категорию риска заболевания гриппом. В связи с чем исключить такую организацию как ПАО «Почта Банк» из категории организаций, обязанных проводить специфическую профилактику гриппа правовых оснований не имеется. Согласно п.8.3 СП 3.1.2.3117-13 руководители организаций, сотрудники которых относятся к группам риска и ОРВИ, должны принимать меры по специфической профилактике гриппа. Перечень, указанный в п.8.3 Правил не является исчерпывающим и по совокупности с п. 11.2 и п. 11.4 руководство ПАО «Почта Банк» обязана организовать мероприятия по вакцинации работников.

Также предложение об организации просветительной работы в целях повышения санитарной культуры населения, не нарушает прав и законных интересов общества. Так руководство ПАО «Почта Банк», информации управляющего областным центром Е.М. Самойлова, провело санитарно-просветительную работу.

Исследовав доводы сторон, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, с целью предупреждения возникновения и распространения гриппа среди сотрудников ПАО « Почта Банк» на территории Тамбовской области, СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа», на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1./33.2.3146-13 « Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области заявителю выдано предписание № 8142 от 21.09.2016г. о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий.

В соответствии с данным предписанием ПАО «Почта Банк» надлежало:

1. в срок до 31.10.2016 организовать проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам с охватом не менее 75 % от штатной численности ( в соответствии с разделом 8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций»);

2. Организовать санитарно-просветительную работу по иммунопрофилактике гриппа среди сотрудников;

3. Обеспечить выполнение п. 8.3. СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций.»

Информацию о выполнении предписания предлагалось сообщить в территориальный отдел в срок до 01.11.2016.

Полагая, что предписание заинтересованного лица не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ПАО «Почта Банк» обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Рассмотрев представленные в дело материалы, оценив доводы и возражения представителей сторон, суд руководствовался следующим:

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).

Согласно п.5.1 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства (п.5.1.1).

В силу п. 6.5 Положения Федеральная служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Из совокупности вышеуказанных норм следует, что осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора входит в компетенцию органов Роспотребнадзора, уполномоченные должностные лица которых при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) вправе выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ).

В силу ст.1 Закона № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п.1 ст.2 Закона №52-ФЗ).

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 29 Закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Статьей 35 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Оспариваемое предписание вынесено в адрес общества в соответствии с требованиями ч.2 ст.50 Федерального закона №52-ФЗ, СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика

гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций»

СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями. Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц. Контроль за выполнением настоящих санитарно-эпидемиологических правил проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.8.3 данных СП 3.1.2.3117-13 руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.

Таким образом, из положений статей 11, 29, 35, 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», СП 3.3.2367-08 «Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней» в их взаимосвязи следует, что требования по профилактике гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций и связанные с ними общие требования являются обязательными для предприятий торговли, общественного питания, транспорта как организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ,

В рассматриваемом случае ПАО « Почта Банк» к таком организациям не относится.

Заявителем в материалы дела представлены доказательства отсутствия в организации

работников, перечисленных в пункте 8.3 СП 3.1.2.3117-13. Лица, перечисленные в пункте 8.3 СП 3.1.2.3117-13, в штате общества отсутствуют. Обратного ответчик не доказал. В связи с чем соответствующие ссылки на данные положения нормативного правового акта в оспариваемом предписании не являются правомерными.

При вышеизложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание в части предложения в срок до 31.10.2016 организовать проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам с охватом не менее 75 % от штатной численности ( в соответствии с разделом 8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций»; обеспечить выполнение п. 8.3. СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций налагает на заявителя не предусмотренные действующим законодательством обязанности, тем самым нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.

Руководителями прочих организаций организуется проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам в соответствии с действующими нормативными правовыми документами (п.8.4 СП 3.1.2.3117-13). Иммунопрофилактика против гриппа осуществляется в соответствии с нормативными документами (п.11.1 СП 3.1.2.3117-13).

Пункт 2 предписания предписывает обществу организовать проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,

Согласно п.12.12 СП 3.1.2.3117-13 санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают формирование здорового образа жизни, закаливающие процедуры, физическое воспитание, оздоровление условий труда и быта и другие.

Административный орган предписал обществу во исполнение данных требований санитарных правил организовать проведение разъяснительной работы по профилактике ОРВИ и гриппа; активную пропаганду вакцинопрофилактики гриппа среди населения; информирование о возможных последствиях отсутствия профилактической прививки против гриппа (осложнений).

Данные меры направлены на предупреждение среди сотрудников организации заболевания гриппом и ОРВИ, наступления неблагоприятных осложнений в результате заболевания. Предупреждение заболевания и наступления последствий в связи с ним возможно, в том числе в результате их профилактики, вакцинопрофилактики, разъяснительной работы. Поскольку предписание адресовано организации как работодателю сотрудников, подвергающихся риску заболевания, проведение данных мероприятий безусловно адресовано в отношении данных сотрудников. Проведение санитарно-просветительной работы по иммунопрофилактике гриппа среди сотрудников нельзя рассматривать как требование нарушающее права и законные интересы общества.

На основании вышеизложенного, заявленные требования следует удовлетворить в части . Признать недействительным предписание Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области № 8142 от 21.09.2016г. в части предложения в срок до 31.10.2016 организовать проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам с охватом не менее 75 % от штатной численности ( в соответствии с разделом 8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций»; обеспечить выполнение п. 8.3. СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов общества. Более того, соответствующая санитарно-просветительная работа проведена, что подтверждается ответом от 28.10.2016г. на соответствующее предписание Управления от 21.09.16.

При вынесении судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, суд разрешает вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

В основу распределения судебных расходов между сторонами по смыслу статьи 110 АПК РФ положен принцип их возмещения стороне, право или законный интерес которой фактически защищен стороной - нарушителем этого права или законного интереса.

Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

Расходы по госпошлине в размере 3000 руб. в соответствии с требованиями ст.110 АПК РФ следует отнести на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - СУД РЕШИЛ:

Признать недействительным предписание Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области № 8142 от 21.09.2016г. в части предложения в срок до 31.10.2016 организовать проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам с охватом не менее 75 % от штатной численности ( в соответствии с разделом 8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций»); обеспечить выполнение п. 8.3. СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать

Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (ИНН 682901204, ОГРН 1056882299704)., г. Тамбов, ул. Бориса Васильева, 5,) в пользу ПАО « Почта Банк» (ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484), г. Москва, ул.Мясницкая. 35, судебные расходы виде оплаченной госпошлины в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение.

Адрес для корреспонденции: 392020, г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.

При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону (4752) 47-70-55 или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья Е.В. Малина