НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 03.06.2019 № А64-1377/19

Арбитражный суд Тамбовской области

392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12

 http://tambov.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тамбов

«10» июня 2019 г.                                                                       Дело № А64-1377/2019

Резолютивная часть решения объявлена 03.06.2019 г.

Полный текст решения изготовлен 10.06.2019 г.

Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Игнатенко В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яниной Ю.В.

рассмотрел дело № А64-1377/2019 по заявлению

Муниципального бюджетного учреждения «Дирекция благоустройства и озеленения» (ОГРН 1026801360794,  ИНН 6833018557), г. Тамбов

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507), г. Тамбов

третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (ОГРН 1046882321903, ИНН 6829001173), г. Тамбов

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы по дополнительному тарифу на выплату страховых пеней в сумме 25 027,90 руб.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Малина М.А., представитель по доверенности от 18.03.2019 г.;

от ответчика: 14.05.2019, 20.05.2019, 27.05.2019 – Корнишина Л.А., представитель по доверенности от 29.01.2019 № 13; 03.06.2019 - Корнишина Л.А., представитель по доверенности от 29.01.2019 № 13; Фокина Е.Г., представитель по доверенности от 03.06.2019 № 34;

от третьего лица: Карташов С.В., представитель по доверенности от 27.12.2018 № 05-11/040829.

У С Т А Н О В И Л :

Муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция благоустройства и озеленения» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, выразившихся в отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы по дополнительному тарифу на выплату страховых пеней в сумме 25027,90 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании 14.05.2019 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Представитель третьего лица сослался на отсутствие у заявителя задолженности по страховым взносам.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ судом в судебном заседании 14.05.2019г. объявлен перерыв до 20.05.2019г. 20.05.2019г. после перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, сослался на то, что сумма 1810,31 руб. оплачена на КБК, указанному в требовании налогового органа.

Представитель ответчика предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, сослался на направление запроса в адрес ИФНС России по г. Тамбову, представил запрос.

Представитель третьего лица пояснил, что у учреждения отсутствует задолженность по взносам.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ судом в судебном заседании 20.05.2019г. объявлен перерыв до 27.05.2019г. 27.05.2019г. после перерыва судебное заседание продолжено.

Представителем ответчика заявлено ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании для формирования правовой позиции по делу. Судом ходатайство удовлетворено.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ судом в судебном заседании 27.05.2019г. объявлен перерыв до 03.06.2019г. 03.06.2019г. после перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнении к заявлению.

Представители ответчика предъявленные требования не признали по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, сослались на наличие частичной неоплаты по исполнительному листу по делу № А64-2899/2016, наличие переплаты по страховым взносам по дополнительному тарифу не оспаривают.

Представитель третьего лица сослался на то, что задолженность учреждения сторнирована.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

06.03.2017г. Муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция благоустройства и озеленения» (далее - Учреждение) представило в УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее – Пенсионный фонд) уточненный расчет № 5 по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2016 год (форма РСВ-1 ПФР), отразив в нем переплату по страховым взносам на ОПС по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в сумме 25027,90 руб.

25.07.2018г. Учреждение обратилось в Пенсионный фонд о возврате излишне уплаченных сумм по дополнительным тарифам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 25027,90 руб.

30.07.2018г. УПФР в г. Тамбове и Тамбовской области принято решение № 42 об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017г. в сумме 25027,90 руб., в связи с наличием задолженности.

Пенсионный фонд также уведомил Учреждение о необходимости для исполнения заявления о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, в целях подтверждения погашения задолженности представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам или справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и копию платежного поручения по оплате задолженности.

Решением от 18.12.2018г. № 11942 ИФНС России по г. Тамбову отказано в возврате страховых взносов в ПФ РФ по доп. тарифу на выплату страховой пенсии на сумму 25027,90 руб., с указанием причины отказа: в соответствии со ст. 21 №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г. принимаются соответствующими органами ПФР. Налоговый орган также сообщил учреждению о невозможности зачета переплаты по взносам на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ, возникшей за периоды до 01.01.2017г., в счет задолженности или предстоящих платежей.

Посчитав действия УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу незаконными, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В ходе рассмотрения дела в суде Учреждение повторно обратилось в УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 25027,90 руб. с приложением формы 23-ПФР, а также справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, страховых взносов.

Пенсионный фонд решением от 29.03.2019г. № 17 отказал Учреждению в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017г. в размере 25027,90 руб. в связи с наличием  задолженности:

по КБК 39210202010062100160 на сумму 21209,16 руб.;

по КБК 39210202101082011160 на сумму 6091,68 руб.;

по КБК 39210202031062100160 на сумму 638515,14 руб.;

по КБК 39210202032062100160 на сумму 56175,17 руб.;

по КБК 38210202132063000160 на сумму 1810,31 руб.

Оценив представленные в дело доказательства, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» разработан порядок взаимодействия отделений ПФР и отделений ФСС с управлениями ФНС по субъектам РФ.

Порядок взаимодействия территориальных органов ПФР с управлениями ФНС по субъектам РФ (далее - Порядок) представлен в Письме ФНС РФ от 13.07.2016 № ЗН-4-1/12598@ «О направлении на рассмотрение».

Порядком предусмотрена передача фондами в налоговую инспекцию сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом фонда строго по состоянию на 01.01.2017. На основании п. 1 ст. 4 Федерального закона № 243-ФЗ передача таких данных производилась фондами в срок до 1 февраля 2017 года.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно пункту 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01.01.2017), обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Согласно ст. 20 ФЗ № 250 от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда и Фонда социального страхования сведений о суммах задолженности по страховым взносам, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом ФНС России.

В соответствии со статьёй 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 9 статьи 27 Закона № 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на неё процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.

При этом суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, отражённую им в ряде своих решений, в частности, в определениях № 417-О от 03.03.2015 и № 583-О от 02.04.2015, согласно которой общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому в правовом государстве закон, ухудшающий положение граждан (соответственно, и юридических лиц как особых объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан), обратной силы не имеет; прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, сформулированные в статье 57 Конституции Российской Федерации, служат гарантией защиты прав как налогоплательщиков, так и плательщиков иных обязательных по закону публичных платежей в бюджет; любые публичные платежи в бюджет, представляющие собой, по сути, фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации, закрепляющей условия надлежащего установления налогов и сборов, которая приобретает тем самым универсальный характер (постановления № 17-П от 24.10.1996, № 2-П от 30.01.2001, № 2- П от 28.02.2006 и др.).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

В соответствии с п. 9 ст. 79 НК РФ Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Суд не принимает ссылку Пенсионного фонда на наличие у Учреждения задолженности по страховым взносам за периоды, истекшие до 01.01.2017г., поименованной в уведомлении о принятом решении от 29.03.2019 № 17,  поскольку ее отсутствие подтверждено справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пенями, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей № 454047 по состоянию на 28.11.2018г., об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов № 86305  по состоянию на 20.03.2019г., платежными поручениями от 13.01.2017г. № 893395 на сумму 3715,02 руб. и № 893398 на сумму 948,40 руб., от 06.02.2019г. № 824732 на сумму 1810,31 руб.

Суд отклоняет довод ответчика об уплате учреждением суммы 1810,31 руб. на неправильный КБК. Из представленных в материалы дела платежного поручения от 06.02.2019г. № 824732, требования № 398 по состоянию на 21.01.2019, выставленного ИФНС России по г. Тамбову в адрес Учреждения следует, что налоговым органом в п. 2 «штрафы по страховым взносам в ПФ РФ по доп. тарифу на выплату страх. пенсии (п.п.2-18 ч.1 ст. 30 № 400-ФЗ)», учреждением в платежном поручении в графе «Получатель» указан КБК 18210202132063010160.  Таким образом, Учреждение исполнило обязанность по уплате указанной суммы задолженности.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.09.2017г. по делу № А64-4679/2017  ИФНС России г. Тамбову признана утратившей возможность взыскания с Муниципального бюджетного учреждения «Дирекция благоустройства и озеленения» (ОГРН 1026801360794, ИНН 6833018557), г. Тамбов пени на страховые взносы на обязательное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии за период 2004-2007г.г. в размере 638515,14руб., на выплату накопительной части пенсии за период 2004-2007г.г. в размере 56175,17 руб. в связи с истечением установленного срока их взыскания в принудительном порядке.

Следовательно, судебным актом, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, установлено отсутствие задолженности у учреждения в суммах 638515,14 руб. и 56175,17 руб. соответственно.

Доказательств наличия у Учреждения иных сумм задолженности по страховым взносам, пени, штрафам Пенсионным фондом не представлено.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что отражение у Пенсионного фонда спорных сумм как задолженности не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку согласно выданным ИФНС России по г. Тамбову справкам, Учреждение не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

  Наличие переплаты по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 25027,90 руб. подтверждается материалами дела и не отрицается ответчиком.

  Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

  В соответствии со ст. 110 АПК РФ, уплаченная заявителем при подаче заявления госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

   Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507), выразившиеся в отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов по дополнительному тарифу на выплату страховых пенсий в сумме 25027,90 руб.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) возвратить Муниципальному бюджетному учреждению «Дирекция благоустройства и озеленения» (ОГРН 1026801360794,  ИНН 6833018557) излишне уплаченные страховые взносы по дополнительному тарифу на выплату страховых пенсий в сумме 25 027,90 руб.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) в пользу Муниципального бюджетного учреждения «Дирекция благоустройства и озеленения»(ОГРН 1026801360794,  ИНН 6833018557) 3000 руб. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.

  Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его приня­тия.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляцион­ной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в вос­становлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы может быть обжа­ловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Цен­трального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелля­ционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение. Адрес для корреспонденции: 392020, г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12. При переписке просьба ссылаться на номер дела.

Информацию о рассматриваемом деле можно получить на сайте Арбитражного суда Тамбовской области по адресу: http://tambov.arbitr.ru, в справочной службе по телефону (4752) 47-70-55 или в информационном киоске, расположенном на первом этаже здания суда.

Судья                                                                                           В.А. Игнатенко