НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 31.07.2013 № А60-42605/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

31 июля 2013 года                                      Дело №А60-42605/2012

Резолютивная часть дополнительного решения принята 31 июля 2013 года

Полный текст  дополнительного решения изготовлен 31 июля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области  в составе судьи  Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.С. Рудковским, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Открытого акционерного общества «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат»

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области

о признании недействительным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя -  не явились, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;

от заинтересованного лица - не явились, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Отвода суду не заявлено.

Открытое акционерное общество «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области №075/038/603-2012 от 08.08.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2013 производство по делу №А60-42605/2012 приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-35261/2012.

Определением от 03.07.2013 (вынесено 02.07.2013, изготовлено в полном объеме 03.07.2013) производство по настоящему делу возобновлено.

Решением от 09.07.2013  по делу А60-42605/2012 заявленные требования удовлетворены частично. 

Судом признано недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области №075/038/603-2012 от 08.08.2012 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов на выплаты, произведенные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами. В остальной части требований отказано.

Вместе с тем,  суд обязал  Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат».

Рассмотрев материалы дела,  арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, до вступления этого решения в законную силу по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять дополнительное решение в случае, если  по какому-либо требованию,  в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение.

При вынесении решения  от 09.07.2013 по делу А60- 42605/2012 судом не был разрешен вопрос  о правомерности начисления  сумм пени и штрафа,   в связи с неуплатой  обществом страховых взносов на выплаты, произведенные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами.

Как следует из материалов дела, оспариваемым решением выявлено занижение Обществом в 2011г. базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе по выплатам:

-оплата 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами в размере 1836725,13 руб.;

При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.

Согласно статье 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" ФСС РФ компенсирует работодателям расходы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. Согласно п. 10 Постановления Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000г. "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами" такая оплата производится за счет средств ФСС РФ.

Пунктом 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ установлено, что, начиная с 01.01.2010г. года, финансовое обеспечение вышеназванных расходов осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя предоставлять работникам, имеющим детей-инвалидов, дополнительные выходные дни, и оплата указанных дней производится не за счет собственных средств работодателя, как оплата иных выходных дней, предусмотренных трудовым законодательством, а за счет средств, предоставляемых работодателю ФСС РФ, т.е. фактически работодатель в данном случае является лишь связующим звеном между своим работником и государством в лице ФСС РФ, которое таким образом осуществляет поддержку своих работающих граждан, имеющих на попечении детей-инвалидов.

Из изложенного следует, что оплата дополнительных выходных дней работнику, имеющему детей-инвалидов, не должна облагаться страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи со следующим:

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ос-л социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования" (в редакции, действующей с 01.01.2011г.), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В силу  ст.20.1 ФЗ от 24.07.1998 №125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", введенной в действие с 01.01.2011г., объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В соответствии со ст.3 данного федерального закона страховой взнос - это обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику, а страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса, исчисленную исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием   квалификации;   конкретного   вида   поручаемой   работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренный трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Суммы оплаты 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами по своей правовой природе не могут быть отнесены к выплатам, начисляемым в рамках трудовых отношений, поскольку трудовые отношения предусматривают выполнение работником трудовой функции, оплату работодателем выполненной работником трудовой функции, а также обеспечение условий труда. Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, Общество не платит за выполненный труд и не обеспечивает условий труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников – лиц с семейными обязанностями. Оплата дополнительных выходных работникам, имеющим детей-инвалидов, работодатель производит в силу прямого указания закона, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. Следовательно, такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности. Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые по уходу за детьми-инвалидами, не подлежат обложению страховыми взносами, так как данные выплаты осуществляются не в рамках трудовых отношений, а в рамках исполнения работником своих семейных обязанностей, а работодателем - социальных обязательств, установленных нормами ТК РФ.

Исходя из системного анализа вышеперечисленных правовых норм законодательства РФ, можно сделать вывод, что подлежат обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплаты в пользу работника за осуществление им своих трудовых обязанностей и за достижение им определенного трудового результата. При этом источником выплат должен являться работодатель. Иное толкование приводит к ситуации, когда работодатель относит оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом в состав расходов по обязательному социальному страхованию, которые возмещает ФСС РФ, и начисляет страховые взносы в ФСС РФ на сумму этих расходов. В свою очередь, с одной стороны, ФСС РФ компенсирует работодателю подобные выплаты, а с другой - пополняет свой бюджет за счет страховых взносов с этой выплаты.

Кроме того, следует учитывать правовую позицию Президиума ВАС РФ о квалификации указанных выплат, изложенную в Постановлении от 08.06.2010 N1798/10. В данном Постановлении ВАС РФ отметил, что выплаты родителям детей-инвалидов, установленные ТК РФ, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальное  пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, составной частью которой является федеральный бюджет. Следовательно, оплата соответствующих дней родителям детей-инвалидов не только осуществляется вне рамок трудовых правоотношений, как это было указано выше, но и отвечает понятию государственного пособия, установленного законодательством РФ (ТК РФ), не подлежащего обложению страховыми взносами (пп. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"; п.1 ч.1 ст.20.2 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Данный вывод подтверждается также и тем, что право работника, имеющего детей-инвалидов, на дополнительные оплачиваемые дни отдыха предусмотрено ст. 262 ТК РФ, которая содержится в главе 41 ТК РФ. Указанная глава содержит положения, предусматривающие право работающих женщин получать оплачиваемые отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком (ст. 255, ст.256 ТК РФ). При этом выплаты по указанным отпускам осуществляются из средств ФСС РФ и не подлежат обложению страховыми взносами. По аналогии, можно утверждать, что и выплаты за выходные дни работникам, имеющим детей инвалидов, не подлежат обложению страховыми взносами.

Учитывая вышеизложенное,  оплата 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом не должна облагаться страховыми взносами в ФСС РФ,  в связи с чем ОАО «ЕВРАЗ НТМК» неправомерно  доначислены суммы страховых взносов, а также соответствующие суммы пени и штрафа,в связи с неуплатой  обществом страховых взносов на выплаты, произведенные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами.

 Руководствуясь  статьями 167-170, 178, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

РЕШИЛ:

Дополнительно признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области №075/038/603-2012 от 08.08.2012 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления  соответствующих сумм пени и штрафа,   в связи с неуплатой  обществом страховых взносов на выплаты, произведенные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами.

Обязать  Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат».

Дополнительное решение может быть обжаловано  в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования дополнительного решения  в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                   Н.В. Гнездилова