АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
04 февраля 2019 года Дело №А60-63458/2018
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2019 года
Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Д. Косыревой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Свердловской области
к Администрации городского округа Верх-Нейвинский
о признании незаконным бездействия
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Дубовик Д.М., представитель по доверенности от 24.04.2018 № 8/2-10-2018, удост.;
от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отводов составу суда не заявлено.
Прокуратура Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа Верх-Нейвинский о признании незаконным бездействия администрации городского округа Верх-Нейвинский, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст. ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации, незаконным. Кроме того, заявитель просит обязать администрацию городского округа Верх-Нейвинский разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст. ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд
УСТАНОВИЛ:
При проведении анализа состояния законности на поднадзорной территории в сфере лесопользования Невьянской городской прокуратурой установлен факт бездействия администрации городского округа Верх-Нейвинский, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного Лесным кодексом Российской Федерации.
Полагая, что бездействие Администрации городского округа Верх-Нейвинский является незаконным, Прокуратура Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 17.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
2)разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
3)организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно п. 4 ст. 7.1, п. 1 ст. 27 Устава городского округа Верх-Нейвинский, принятого решением собрания депутатов муниципального образования «п. Верх-Нейвинский» от 19.05.2005 № 35/05 (далее-Устав) органами местного самоуправления городского округа осуществляется разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. Административные регламенты проведения проверок при осуществлении муниципального контроля утверждается правовыми актами органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Администрация городского округа исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Свердловской области.
В силу ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
На основании ст. 98 ЛК РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 ЛК РФ и с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Администрацией городского округа Верх-Нейвинский правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст. ст. 84, 98 ЛК РФ и административные регламенты проведения соответствующих контрольных проверок не приняты, уполномоченный орган не определен.
Бездействие администрации, выразившееся в непринятии правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст. ст. 84, 98 ЛК РФ, нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также один из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля: открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и обязанностях органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц.
Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к организациям и предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
С учетом вышеизложенного, оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Верх-Нейвинский, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст. ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации.
Обязать Администрацию городского округа Верх-Нейвинский разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального лесного контроля, предусмотренного ст. ст. 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.В. Гнездилова