АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
05 июня 2013 года Дело №А60- 16101/2013
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2013 года
Полный текст решения изготовлен 05 июня 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н.Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В. Плакатиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Завод строительных материалов» (ОГРН 102860049959, ИНН 8603009400)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: не явились;
от заинтересованного лица: Л.А. Алеева, ведущий специалист-эксперт юридического отдела, доверенность № 62-13-9/дв от 15.01.2013 г., служебное удостоверение.
Заинтересованному лицу разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела отзыв и копии материалов административного дела. Ходатайство судом удовлетворено, указанные документы приобщены судом к материалам дела.
Согласно ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Поскольку отсутствующий в заседании заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не представил возражений против перехода к судебному разбирательству в данном судебном заседании, суд с согласия представителя заинтересованного лица завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
ОАО «Завод строительных материалов» просит признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по Финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе № 62-13-80/ПН от 14.03.2013г. о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500000 руб. на основании ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). В обоснование заявленных требований общество ссылается на малозначительность допущенного нарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд
УСТАНОВИЛ:
По результатам проведения надзорных мероприятий должностными лицами РО ФСФР России в УрФО в отношении ОАО «Завод строительных материалов» установлено, что обществом нарушается порядок раскрытия информации.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия 30.11.2012 г. и.о. руководителя РО ФСФР России в УрФО и направления обществу предписания о необходимости в тридцатидневный срок с момента его получения раскрыть и обеспечить доступ на странице в сети Интернет информационного агентства ко всей информации, срок обеспечения доступа к которой в сети Интернет не истек и которую
эмитент обязан раскрывать в соответствии с Положением о раскрытии информации: уставу общества; годовой бухгалтерской отчетности за 2009, 2010гг. в составе 1-5 форм с пояснительной запиской и аудиторским заключением о достоверности годовой бухгалтерской отчетности; годовой бухгалтерской отчетности за 2011г. в составе 1-4 форм с пояснительной запиской и аудиторским заключением о достоверности годовой бухгалтерской отчетности; годовым отчетам за 2009, 2010, 2011гг. (в случае не утверждения отчетов на годовых собраниях акционеров или не проведении годовых общих собраний акционеров указать на данный факт); спискам аффилированных лиц, составленных на даты окончаний 4 квартала 2009г.; 1, 2, 3, 4 кварталов 2010г.; 1, 2, 3, 4 кварталов 2011г.; 1, 2, 3 кварталов 2012г.; правилам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (в случае самостоятельного ведения реестра владельцев именных ценных бумаг); банковским реквизитам расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, и размеру (порядку определения размера) таких расходов; сообщению об утверждении (не утверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за 2011г.; сведениям о проведении общего собрания акционеров акционерного общества по итогам 2011г.; сведениям об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации. Раскрыть в ленте новостей: сведение об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации; сведения, предусмотренные п. 8.7.1 Положения. Кроме того обществу указывалось на необходимость принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства РФ в части нарушения порядка и срока раскрытия информации на странице в сети Интернет и ленте новостей в установленные законодательством сроки, а также представить в РО ФСФР России в УрФО документы, подтверждающие исполнение предписания: письменный отчет об исполнении п. 3 предписания; документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.
Предписание направлено по месту нахождения общества и получено последним 13.12.2012 г., что подтверждается копией почтового уведомления № 62099455973809, однако в установленный срок предписание не исполнено.
По факту неисполнения предписания в установленный срок заинтересованным лицом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, от 22.02.2013 г. № 62-12-120/пр-ап.
По результатам рассмотрения протокола, а также материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление № 62-12-80/ПН от 14.03.2012г. о привлечении ОАО «Завод строительных материалов» к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500000 руб.
Полагая, что данное постановление является незаконным, ОАО «Завод строительных материалов» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
По мнению суда, неисполненное в срок предписание вынесено РО ФСФР России в УрФО в пределах полномочий, предоставленных Федеральной службе по финансовым рынкам п. 2 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумах», Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе, утвержденного приказом ФСФР от 12.03.2010 г. № 10-47/пз.
На основании п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 04.10.2011 г. № 11-46/пз-н.
Согласно п. 1.1 данного Положения оно регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.
В соответствии с п. 8.2.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета.
Согласно п. 8.2.5 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
В соответствии с п. 8.3.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.
В соответствии с п.8.3.4. годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается: путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества составлена до истечения указанного срока - не позднее 2 дней с даты ее составления, а в случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту - не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения.
В соответствии с п.8.3.5 Положения акционерное общество, на которое в соответствии с Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества. В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. Текст указанного сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для опубликования текста годовой бухгалтерской отчетности в сети Интернет, а если текст годовой бухгалтерской отчетности опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно п. 8.4.1 Положения акционерное общество обязано раскрывать информацию о содержании своего устава со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями. Акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты, определенной в соответствии с пунктом 8.1.2 Положения.
Текст устава акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями должен быть доступен на странице в сети Интернет для открытого акционерного общества - до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.
В соответствии с п. 8.5.1 Положения общество обязано раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Согласно п. 8.5.3 Положения общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.
В соответствии с п. 8.5.4 Положения текст списка аффилированных лиц общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
В соответствии с п. 8.7.1. Положения акционерное общество обязано раскрывать сведения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц. Раскрытие дополнительных сведений, предусмотренных пунктом 8.7.1 настоящего Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем опубликования сообщения об указанных сведениях в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.
В соответствии с изменениями п. 1.7 Положения, которые вступили в силу с 01.09.2012 г., при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг.
Как видно из материалов дела, заявитель, являясь открытым акционерным обществом, обязан в силу приведенных выше положений законодательства раскрывать необходимую информацию путем размещения ее на странице в сети Интернет, принадлежащей одному из распространителей информации на рынке ценных бумаг.
Как указано выше, общество нарушило установленный порядок раскрытия информации.
Таким образом, направленное обществу предписание РО ФСФР России в УрФО полностью соответствует вышеприведенным нормам законодательства.
ОАО «Завод строительных материалов» законное предписание в полном объеме не исполнило, что выразилось в нераскрытии им всей необходимой информации на странице в сети Интернет и непредставлении в Региональное отделение документально подтвержденных сведений в установленный предписанием срок. Это, в свою очередь, свидетельствует о факте правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует несовершение им предусмотренных предписанием действий, которые общество должно было и имело возможность совершить в установленные законодательством сроки.
Порядок привлечения к ответственности административным органом соблюден; срок давности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
При выборе санкции административным органом учтены все предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ обстоятельства, что подтверждается наложением на общество минимального предусмотренного санкцией ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ штрафа.
Учитывая изложенное, суд полагает, что основания для признания оспариваемого постановления незаконным отсутствуют.
Довод ОАО «Завод строительных материалов» о малозначительности правонарушения со ссылкой на отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не может быть принят судом во внимание.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения. По смыслу указанной статьи оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей. Так, отсутствие со стороны заявителя своевременных и позитивных действий, направленных на исполнение публично-правовых обязанностей и свидетельствующих о стремлении эти обязанности исполнить в установленный срок, не позволяет суду оценить допущенное правонарушение как малозначительное.
Применительно к вопросу о вредных последствиях правонарушения по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ следует отметить, что они состоят не только в демонстрации пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, но в подрыве авторитета как самого контролирующего органа, так и в целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена неотвратимостью применения мер государственного принуждения (в том числе мер административного воздействия).
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В п. 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума ВАС РФ, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» указывается, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Из материалов дела следует, что общество в установленные сроки не исполнило свою обязанность по раскрытию необходимой информации в сети Интернет, в связи с чем в его адрес обоснованно было направлено соответствующее требование о необходимости раскрыть информацию и представить доказательства совершения указанных действий в административный орган с указанием на возможность привлечения к ответственности за его неисполнение.
Однако заявителем не принято необходимых мер по исполнению указанного предписания в установленный в нем срок, который, с учетом того, что обязанность по раскрытию информации возникла у общества ранее, являлся достаточным для исполнения предписания. Суд отмечает, что договор об опубликовании необходимой информации на сайте информационного агентства заключен обществом только после получения уведомления о составлении протокола об административном правонарушении. В настоящее время предписание в полном объеме не исполнено. Как пояснил представитель административного органа, на странице в сети Интернет не раскрыта следующая информация: годовые отчеты за 2009, 2010 г., 2011 г.г., размер (порядок определения размера) расходов по изготовлению копий документов; сообщение об утверждении годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за 2011 г.; сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет годового отчета за 2011 г., списков аффилированных лиц за 1, 3 кварталы 2012 г. Следует отметить, что в тексте предписания общество предупреждалось о возможности привлечения к административной ответственности за его неисполнение и о размере штрафа за такое правонарушение.
Это свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к своим публичным обязанностям и об отсутствии оснований для оценки правонарушения как малозначительного.
Доказательств наличия обстоятельств, являющихся объективным препятствием для исполнения предписания, материалы проверки не содержат и суду таких доказательств не представлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
СудьяГ.Н.Подгорнова