НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 27.10.2014 № А60-33316/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

27 октября 2014 года Дело №А60-  33316/2014

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 27 октября 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.О. Трониным, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>)

к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН <***>)

о признании недействительным требования.

В судебном заседании приняли участие представители:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 30.10.2014 г.,

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения указанной информации на сайте суда.

Дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и третьего лица в соответствии с ч. 3 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, ходатайств, препятствующих проведению судебного заседания, не заявлено.

Управление Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга) от 19.05.2014г. № 07503140166590.

Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает требование от 19.05.2014г. № 07503140166590 законным.

Заслушав представителя заявителя и заинтересованного лица рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Уральскому федеральному округу при сдаче отчетности за 1-ый квартал 2014г. в Управление Пенсионного Фонда обнаружило, что при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за январь-апрель, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части пенсии в платежных поручениях ошибочно указан неверный КБК (при этом назначение платежа и регистрационный номер указаны правильно), в связи с чем 12.05.2014г. обратилось в УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга с заявлением об уточнении основания, типа и принадлежности платежа отчетного (расчетного) периода в соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Заинтересованное лицо устно отказало заявителю, указав на возможность по заявлению возврата излишне уплаченных страховых взносов в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ.

Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Уральскому федеральному округу 16.05.2014г. обратилось в Управление ПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в размере 735324,54 руб.

При этом заявителем 13.05.2014 года (до принятия решения о возврате и самого возврата) внесены две суммы на страховую часть 162502,31 руб. и 572822,23 руб. (общая сумма 735324,54 руб.)

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов в размере 735322,14 руб. принято Заместителем начальника Управления 20.05.2014 года.

Возврат на сумму 735322,14 руб., произведен Управлением ПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга 23.05.2014 года

Поскольку от Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области 04.06.2014г. в адрес заявителя поступили требования № 07503140166590 от 19.05.2014г. об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 9369 руб. 81 коп. за недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, Управление Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Уральскому федеральному округу обратилось в суд с заявлением о признании указанного требования недействительным и нарушающим его права.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что, несмотря на то, что ошибочно указан неверный КБК 39210202101091011160, страховые суммы в бюджет соответствующего государственного венебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства поступили своевременно и в полном объеме, в связи с чем, взыскание пеней является неправомерным.

Судом установлено, что Управлением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Уральскому федеральному округу произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2014 года, при этом плательщик неправильно указал код бюджетной классификации (КБК), а именно платежными поручениями №78506 от 07.02.2014 г. на сумму 231855,56 руб.; п/п №46892 от 07.03.2014 г. на сумму 168329,62 руб.; п/п № 264776 от 07.04.2014 г. на сумму 172637,05 руб.; п/п № 502062 от 07.05.2014 г. на сумму 162502,31 руб. заявитель уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, при этом в платежных документах был ошибочно указан КБК Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В связи с нарушением срока для совершения необходимых платежей, УПФР в Ленинском районе г. Екатеринбурга начислены Управлению Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Уральскому федеральному округу пени по правилам ст. 25 Закона № 212-ФЗ и выставлено требование № 07503140166590 от 19.05.2014г.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно требованиям ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу требований п. 1 ч. 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

При этом ч. 8 ст. 18 Закона № 212-ФЗ установлено, что обязанность по уплате страховых взносов Поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их не перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

На основании части 1 статьи 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет.

Статьями 23 и 24 Федерального закона N 167-ФЗ установлены порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.

Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ (применяемого по рассматриваемому периоду) сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу пунктов 1 ст. 40 Бюджетного Кодекса РФ  доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

По запросу финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района).

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Бюджетного Кодекса РФ  денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

  Соответственно положения вышеуказанных норм сводятся к тому, что сам факт неправильного указания кода бюджетной классификации (далее - КБК) не может явиться основанием для непринятия обязанности по уплате страховых взносов не исполненной. Одного факта неправильного указания КБК в платежном поручении не достаточно для признания неисполненной обязанности по уплате страховых взносов.

Внесение Управлением денежной суммы не на тот код бюджетной классификации не привело к непоступлению сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда. При этом пенсионный орган не оспаривает факт поступления денежных средств во внебюджетный фонд.

Согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.

В силу пункта 4 части 6 статьи 18 Закона №212-ФЗ, на которое ссылается заинтересованное лицо, обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов, в частности, кода бюджетной классификации, повлекшего не перечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Исходя из анализа данной правовой нормы, сам факт неправильного указания КБК при отсутствии последствий в виде неперечисления данной суммы в бюджет Пенсионного фонда не может явиться основанием для признания неисполненной обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В связи с указанным доводы заинтересованного лица о ненадлежащем (несвоевременносм) исполнении обязанности по уплате страховых взносов судом не принимаются.

При таких обстоятельствах у Пенсионного Фонда отсутствовали правовые основания для начисления пени заявителю, поскольку отсутствовала уплата причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками.

При этом требование органа Пенсионного фонда № 07503140166590 от 19.05.2014г. безусловно нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

  Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования Управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>) удовлетворить.

2. Признать недействительным требование Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН <***>) № 07503140166590 от 19.05.2014г.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.А. Хомякова