НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 27.08.2014 № А60-23447/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

02 сентября 2014 года                                                    Дело №А60-23447/2014

Резолютивная часть решения объявлена 27 августа 2014 года

Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2014 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.А. Куричева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                              Е.А. Машьяновой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-23447/2014

по заявлению открытого акционерного общества «Екатеринбургэнергосбыт»(ИНН 6671250899, ОГРН 1086658002617) (далее – ОАО «Екатеринбургэнергосбыт», заявитель)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291) (далее – Межрайонная ИФНС России № 24 по Свердловской области, заинтересованное лицо)

о признании незаконным и отмене в части постановления от 27 мая 2014г.                    № 05-04/2962 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: И.С. Зиновьева – представитель по доверенности от 01 января 2014г. № 10/168д, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица: Е.М. Долматова – государственный налоговый инспектор юридического отдела по доверенности от 24 марта 2014г. № 16, предъявлено удостоверение.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.

Отводов судье, помощнику судьи, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, лицами, участвующими в деле, не заявлено.

От заявителя поступило устное ходатайство о приобщении к материалам дела копии карточки регистрации контрольно-кассовой техники от 03 июня 2014г. № 21231.

Ходатайство заявителя судом удовлетворено. Представленный документ приобщен судом к материалам дела.

Открытое акционерное общество «Екатеринбургэнергосбыт»обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области от 27 мая 2014г. № 05-04/2962 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Заявитель полагает, что постановление от 27 мая 2014г. № 05-04/2962 подлежит изменению в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб., поскольку у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для неприменения предупреждения в качестве меры ответственности, достаточной в данном случае для достижения целей административного наказания. Кроме того, заявитель считает возможным освободить его от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

         Определением суда от 06 июня 2014г. по делу № А60-23447/2014 заявление ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» принято к производству арбитражного суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Заинтересованному лицу указано представить мотивированный отзыв на заявленные требования и копии материалов административного дела в срок до 07 июля 2014г. Лицам, участвующим в деле, предложено представить дополнительные доказательства в обоснование своих доводов в срок до                     28 июля 2014г.

01 июля 2014г. от заинтересованного лица через канцелярию суда поступил отзыв от 30 июня 2014г. № 05-19/15253 на заявление и копии материалов административного дела.

25 июля 2014г. через канцелярию суда от заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

Ходатайства лиц, участвующих в деле, удовлетворены. Представленные документы приобщены судом к материалам дела.

Определением от 04 августа 2014г. по делу № А60-23447/2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства), в порядке подготовки дела к судебному разбирательству назначил предварительное судебное заседание на 27 августа 2014г. 10час. 30мин.

В предварительном судебном заседании, состоявшемся 27 августа 2014г., суд, признав достаточными представленные в дело доказательства для его рассмотрения по существу, а дело подготовленным к судебному разбирательству, при согласии заявителя и заинтересованного лица, завершил  предварительное  заседание  и  открыл  судебное  заседание  в  первой  инстанции  на  основании  части 4 статьи 137 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя требование об оспаривании частично постановления административного органа поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица по существу заявленного требования возразил, в удовлетворении заявления просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и со ссылкой на материалы административного дела.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В период: с 12 по 14 мая 2014г. на основании Поручения начальника Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области Ю.В. Якерсберг на исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения от 12 мая 2014г. № 82 должностными лицами налогового органа была проведена проверка соблюдения ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» требований Федерального закона от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с применением платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ) по адресу осуществления предпринимательской деятельности через обособленное подразделение – г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, д. 17 А.

В ходе проверки установлено, что проверяемый объект оборудован расчетно-кассовым узлом, оснащенный контрольно-кассовой техникой «ПРИМ-07К», заводской номер 3790704, владельцем которой является юридическое лицо ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» (далее – ККТ).

12 мая 2014г. должностными лицами при проверке выдачи кассового чека в 16час. 05мин. в помещении «КАССА» ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» по адресу: г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, д. 17 А зафиксирован факт использования (применения) ККТ при оказании услуг по приему платежей. Акт проверки выдачи чека от 12 мая 2014г. подписан представителями организации без возражений. При проверке выдачи кассового чека установлено следующее.

12 мая 2014г. в 16час. 05мин физическим лицом Закировым Ринатом Фазуловичем внесена денежная наличность в размере 530 руб. 05 коп. в кассу ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» в качестве оплаты по лицевому счету                      № 4288192002 «Оплата электроэнергии за апрель 2014г.» согласно товарному счету № 169. При этом был отпечатан на бланке «ИЗВЕЩЕНИЕ» посредством применения ККТ документ  с  реквизитами  кассового  чека.  Отрывная часть «ИЗВЕЩЕНИЯ» выдана лицу, вносившему денежные средства, после оплаты услуги.

По результатам проведения контрольных мероприятий должностными лицами составлены акт проверки беспрепятственного доступа к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта и проверки данных учета (сведений) об адресе, заявленном при государственной регистрации (перерегистрации) в качестве места установки (применения) контрольно-кассовой техники от 12 мая 2014г., акт проверки выдачи кассового чека от 12 мая 2014г., акт проверки наличных денежных средств (КМ-9) от 12 мая 2014г. № 1 с приложенной копией фискального отчета № 1652, акт проверки соблюдения требований к контрольно-кассовой технике от 14 мая 2014г. № 001533.

Действия ОАО «Екатеринбургэнергосбыт», выраженные в применении обособленным подразделением организации ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе по месту его учета, налоговым органом расценены как противоправное деяние, допущенное при применении ККТ при наличных денежных расчетах в форме применения ККТ, которая используется с нарушением порядка и условий ее регистрации, установленного пунктом 1 статьи 4, пунктом 1 статьи 5 Федерального Закона от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ, пунктом 15 «Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007г. № 470 (далее – Положение о регистрации и применении ККТ).

По данному факту начальником отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области Д.Б. Ислентьевым в присутствии заместителя директора по экономике и финансам ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» О.В. Украинской по доверенности от 16 мая 2014г. № 10/151 составлен протокол от 19 мая 2014г. № 17-09/115 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

27 мая 2014г. начальником Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области Ю.В. Якерсберг рассмотрен протокол от 19 мая 2014г.   № 17-09/115 об административном правонарушении, собранные материалы по административному делу и вынесено постановление от 27 мая 2014г. № 05-04/2962 о привлечении ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Полагая, что постановление Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области от 27 мая 2014г. № 05-04/2962 является незаконным и подлежит отмене в части назначения административного наказания в виде штрафа, ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу положения части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Полномочия начальника Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области Ю.В. Якерсберг на рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ подтверждаются положениями статьи 23.5 КоАП РФ и «Положением о Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004г. № 506.

Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ установлено, что требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

Контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007г.                №  470 утверждено «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями».

Положением о регистрации и применении ККТ определены требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации (пункт 1).

Заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения (пункт 15 Положения о регистрации и применении ККТ, пункт 21 «Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина России от                   29 июня 2012г. № 94н).

При этом положения пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ не исключают применения пункта 15 Положения о регистрации и применении ККТ.

На основании изложенного, применение обособленным подразделением организации ККТ, не зарегистрированной в налоговом органе по месту его учета, является нарушением установленного Правительством Российской Федерации порядка регистрации и применения ККТ.

В ходе проверки должностными лицами установлено, что обособленное подразделение юридического лица ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области по адресу: г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, д. 17 А с указанием даты создания 11 апреля 2012г. Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации от                     11 апреля 2012г. под № 2299607, оформленное по факту постановки на учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району                             г. Екатеринбурга (далее – ИФНС России по Ленинскому району                                    г. Екатеринбурга) обособленного подразделения ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» с присвоением КПП 667845001 представлено проверяющим 15 мая 2014г.

В ходе контрольных мероприятий 12 мая 2014г. по адресу осуществления деятельности обособленным подразделением ОАО «Екатеринбургэнергосбыт»: г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, д. 17 А установлено фактическое использование бухгалтером-кассиром Е.Ф. Загайновой, являющейся работником ОАО «Екатеринбургэнергосбыт», при наличных денежных расчетах ККТ «ПРИМ-07К» заводской номер № 3790704, регистрационный номер № 18015, зарегистрированной 05 февраля 2008г. в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (налоговый орган по месту нахождения юридического лица).

В Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области (налоговый орган по месту учета обособленного подразделения) отсутствует информация о наличии у ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» зарегистрированной ККТ, применяемой обособленным подразделением по адресу г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, д. 17 А.

Таким образом, в нарушение порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники ККТ «ПРИМ-07К», заводской номер 3790704, применяемая обособленным подразделением ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» при денежных расчетах по адресу: г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, д. 17 А, не зарегистрирована в территориальном налоговом органе по месту учета данного подразделения, а именно в Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области.

На основании изложенного, суд считает правомерным вывод налогового органа о наличии в действиях ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» события правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, выраженного в использовании контрольно-кассовой техники с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, что соответствует диспозиции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Субъектом правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ выступает лицо, ответственное за соблюдение требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ).

При изложенных обстоятельствах административным органом правомерно установлено, что ОАО «Екатеринбургэнергосбыт», на которое возложена обязанность в установленном законом порядке зарегистрировать контрольно-кассовую технику в территориальном налоговом органе по месту учета своего обособленного подразделения, является надлежащим субъектом административного правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Субъективная сторона правонарушения считается установленной в полном объеме только тогда, когда будет установлена виновность лица, ответственного за соблюдение требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Суд полагает, что административный орган в оспариваемом постановлении установил и доказал наличие вины в соответствии с требованиями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что наличие состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в действиях ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» административным органом установлено и полностью доказано.

Существенных процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным в соответствии с Приказом ФНС РФ от 02 августа 2005г. № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2005г. № 6941) лицом в присутствии защитника законного представителя ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» – заместителя директора по экономике и финансам ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» О.В. Украинской по доверенности от 16 мая 2014г. № 10/151, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола. Дело об административном правонарушении также рассмотрено в присутствии О.В. Украинской. Таким образом, ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечении к административной ответственности.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд не находит оснований для квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В оспариваемом постановлении налоговый орган, установив отсутствие смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, учитывая характер совершенного правонарушения и личность виновного лица, ссылаясь на абзац 5 пункта 1 статьи 7 Федеральный закон от 22 мая 2003г. № 54-ФЗ, назначил заявителю административное наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Однако санкция части 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусматривает и такой вид административного наказания, как предупреждение.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как установлено судом, вменяемое правонарушение совершено ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» впервые (налоговый орган данный факт не опровергает и не представляет доказательств обратного), не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба и, соответственно, не отвечает признакам, названным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Таким образом, при назначении меры ответственности административным органом неправильно применены нормы материального права, наказание назначено немотивированно – без учета положений статьи 3.4, части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, что свидетельствует о незаконности постановления в указанной части.

По изложенным мотивам суд считает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. следует изменить на предупреждение, в остальной части постановление законно и не оспаривается заявителем, в связи с чем заявление ОАО «Екатеринбургэнергосбыт» подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление открытого акционерного общества «Екатеринбургэнергосбыт»(ИНН 6671250899, ОГРН 1086658002617) удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291) от 27 мая 2014г. № 05-04/2962 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп., применив меру наказания виде предупреждения.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяЮ.А.Куричев