НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 26.07.2022 № А60-4603/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

02 августа 2022 года Дело №А60-4603/2022

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 02 августа 2022 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Селивёрстова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.О. Абрамовой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-4603/2022 по иску акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее – общество «ОТСК»; ИНН <***>, ОГРН <***>) к Свердловской области в лице Министерства инвестиций и развития Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о взыскании 136 187 174 руб. 29 коп., при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ИНН <***>), Министерства Финансов Свердловской области (ИНН <***>).

при участии в судебном заседании

от общества «ОТСК»: представитель ФИО1 по доверенности от 16.02.2022 № 33, представитель ФИО2 по доверенности от 16.02.2022 № 38, представитель ФИО3 по доверенности от 16.02.2022 № 37, представитель ФИО4 по доверенности от 16.02.2022 № 32;

от Министерства энергетики и ЖКХ: представитель ФИО5 по доверенности от 10.01.2022 № 8-к, представитель ФИО6 по доверенности от 10.01.2022 № 7-к;

от Министерства инвестиций и развития Свердловской области: представитель ФИО7 по доверенности от 30.12.2021 № 63;

от Региональной энергетической комиссии Свердловской области: представитель ФИО8 по доверенности от 29.12.2021;

от Министерства финансов Свердловской области: извещены, не явились.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество «ОТСК» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Свердловской области в лице Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области о взыскании долга в сумме 134 727 320 руб. 72 коп., процентов в сумме 1 146 105 руб. 01 коп., начисленных на основании ст. 395 ГК РФ за период с 16.12.2021 по 21.01.2022 с продолжением начисления по день фактической оплаты долга, начиная с 22.01.2022, убытков в сумме 846 198 руб. 65 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, Министерство Финансов Свердловской области.

Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области представило отзыв, в котором возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие оснований.

Министерство инвестиций и развития Свердловской области представило отзыв, ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения иска, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области представила объяснения по делу, в которых указала, что вопрос об исполнении обязательств по выплате платы концедента не относится к полномочиям Комиссии.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, общество «ОТСК» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению потребителей на территории муниципальных образований Свердловской области.

Между обществом «ОТСК» (концессионер) и Министерством инвестиций и развития Свердловской области (концендент) заключены концессионные соглашения.

Концессионное соглашение от 05.03.2018 № 10-20180-34 в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Кировградского городского округа, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать Свердловской области.

Концессионное соглашение от 05.03.2018 № 10-2018-35 в отношении объектов теплоснабжения и централизованных систем горячего водоснабжения, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать Свердловской области.

Концессионное соглашение от 03.09.2018 № 10-2018-126 в отношении объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать Свердловской области.

На основании данных концессионных соглашений обществу «ОТСК» переданы объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности Свердловской области и расположенные на территории муниципалитетов.

По условиям указанных концессионных соглашений концессионер обязался за свой счет создать и реконструировать объекты коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), состав и описание которых приведены в Приложениях № 1,3 к концессионным соглашениям, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать конценденту, и осуществлять эксплуатацию этих объектов, а также оказывать соответствующие услуги теплоснабжения, водоснабжения, (водоотведения), поставки горячей воды с целью бесперебойного и надежного снабжения потребителей энергетическими ресурсами.

Согласно п. 4.17 названных концессионных соглашений плата концедента выплачивается концедентом в порядке, установленном Постановлением Правительства Свердловской области от 20.09.2019 № 612-ПП «О плате концедента по концессионным соглашениям, заключенным в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, концедентом по которым выступает Свердловская область» (далее Постановление № 612-ПП).

Концессионер в установленном Постановлением № 612-ПП порядке направил в Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области заявки на выплату платы концедента за 3 квартал 2021 года на общую сумму134 727 320 руб. 72 коп.:

- заявка на выплату платы концедента по концессионному соглашению от 05.03.2018 № 10-2018-35 на сумму 69 793 433 руб. 16 коп. направлена письмом от 29.10.2021 № 1-008/1/И-1474 – вх. от 01.11.2021 № 21131;

- заявка на выплату платы концедента по концессионному соглашению от 03.09.2018 № 10-2018 на сумму 16 938 164 руб. 76 коп. направлена письмом от 29.10.2021 № 1-008/1/И-1475 – вх. от 01.11.2021 № 21132;

- заявка на выплату платы концедента по концессионному соглашению от 05.03.2018 № 10-2018-34 на сумму 47 995 722 руб. 80 коп. направлена письмом от 29.10.2021 № 1-008/1/И-1476 – вх. 01.11.2021 № 21134.

В целях подтверждения правильности внесения в регистры бухгалтерского учета записей относительно расходов на текущую (операционную) деятельность, связанную с эксплуатацией концессионного имущества и достоверности формирования отчетных показателей к заявкам приложены также аудиторские заключения, вынесенные по результатам независимых аудиторских проверок.

В адрес концессионера 21.12.2021 поступили уведомления Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, изложенные в письмах № 11-05-09/10815, 11-05-09/10814, 11-05-09/10813, об отказе в выплате платы концедента за 3 квартал 2021 года.

Из данных уведомлений следует, что 09.12.2021 состоялось заседание комиссии Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области по рассмотрению заявок на выплату платы концедента за 3 квартал 2021 года. Комиссией Министерства принято решение о направлении Министру энергетики и ЖКХ Свердловской области предложения не осуществлять выплату платы концедента. Указано на право концессионера повторно представить заявку на выплату платы концедента после устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о невозможности выплаты платы концедента.

19.01.2022 Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области направило в адрес концессионера письмо № 11-05-09/324, в котором указало причины, по которым концессионеру было отказано в выплате платы концедента, а именно: «при принятии решения Министерство руководствовалось в числе прочего предварительными выводами Министерства финансов Свердловской области по проверке, проведенной в отношении Министерства на основании приказа от 19.04.2021 № 154 на предмет соблюдения законодательства в финансово-бюджетной сфере, о необоснованности возмещения Министерством эксплуатационных расходов обществу «ОТСК», связанных с приобретением транспортных средств по договору лизинга от 14.12.2018 № ДЛ-ОТСК-1118 (ЛД), а также необоснованности возмещения сумм амортизационных отчислений и резервов по сомнительным долгам в составе платы концедента».

Общество «ОТСК», ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что все обязанности по концессионным соглашениям выполняются им надлежащим образом, заявки на выплату платы концедента поданы в соответствии с Постановлением № 612-ПП, при этом отказ в выплате является необоснованным и нарушает требования Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском к Министерству энергетики и ЖКХ как главному распорядителю бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Свердловской области от 16.08.2019 № 539-ПП) о взыскании платы концедента в сумме 134 727 320 руб. 72 коп. и процентов в сумме 1 146 105 руб. 01 коп., начисленных за период с 16.12.2021 по 21.01.2022, с продолжением начисления с 22.01.2022 по день фактической оплаты долга.

Кроме того, общество «ОТСК» заявило требования о взыскании убытков в сумме 846 198 руб. 65 коп.

Обосновывая данное требование, общество «ОТСК» указало, что единственным источником доходов концессионера является его тарифная выручка. Концедент, выплачивая плату концедента, за свой счет финансирует ту часть расходов концессионера, которая не покрывается тарифной выручкой, в том числе, расходы на оплату топливно-энергетических ресурсов, расчеты с поставщиками, расходы на ремонты и реконструкцию. В связи с тем, что финансирование от концедента в установленный срок не поступило и концессионер не смог направить указанные денежные средства на оплату топливно-энергетических ресурсов в сроки, предусмотренные договорами с поставщиками, последние начислили истцу штрафные санкции (неустойку) за просрочку исполнения обязательств.

По мнению истца, предъявленная ему сумма штрафных санкций (неустойки) от контрагентов составляет его убытки, возникшие в результате неисполнения ответчиком обязательства по выплате платы концедента.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований частично, исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с ч. 12 ст. 3 Закона № 115-ФЗ концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.

Согласно ч. 13 ст. 3 Закона № 115-ФЗ концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Порядок выплаты платы концедента по концессионным соглашениям, заключенным в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, концедентом по которым выступает Свердловская область, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 20.09.2019 № 612-ПП «О плате концедента по концессионным соглашениям, заключенным в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, концедентом по которым выступает Свердловская область».

Согласно данному порядку:

1)плата концедента выплачивается Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области (главный распорядитель бюджетных средств) ежеквартально;

2)концессионер не позднее 30 числа месяца, следующего за очередной датой окончания квартала, за который выплачивается плата концедента, направляет в Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области заявку на выплату платы концедента;

3)к заявке прилагаются документы согласно Приложению № 2 порядка. Перечень документов, предоставляемых концессионером, в части подтверждения фактически понесенных расходов определен пунктами 2,3,4 Приложения № 2;

4)в течение 2 рабочих дней после получения заявки Министерство энергетики и ЖКХ направляет концеденту уведомление;

5)в течение 15 рабочих дней со дня получения концедентом уведомления специальная комиссия принимает решение о результатах реализации концессионером концессионного соглашения. Решение комиссии оформляется протоколом в течение 5 рабочих дней с даты заседания комиссии;

6)концедент направляет Министерству энергетики и ЖКХ уведомление о принятом решении комиссии в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола;

7)решение о выплате концедента принимается Министерством энергетики и ЖКХ в течение 30 рабочих дней со дня подписания протокола;

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что заявки на выплату платы концедента предоставлены в установленном Постановлением № 612-ПП порядке с приложением всех документов, подтверждающих понесенные расходы по Концессионным соглашениям за 3 квартал 2021 года.

Отказ Министерства в выплате платы концедента мотивирован тем, что при принятии решения Министерство руководствовалось в числе прочего предварительными выводами Министерства финансов Свердловской области по проверке, проведенной в отношении Министерства на основании приказа от 19.04.2021 № 154 на предмет соблюдения законодательства в финансово-бюджетной сфере, о необоснованности возмещения Министерством эксплуатационных расходов общества «ОТСК», связанных с приобретением транспортных средств по договору лизинга от 14.12.2018 № ДЛ-ОТСК-1118 (ЛД), а также необоснованности возмещения сумм амортизационных отчислений и резервов по сомнительным долгам в составе платы концедента».

Из расчета истца следует, что расходы на создание резерва по сомнительным долгам обществом «ОТСК» к возмещению не заявлялись, общий размер расходов на амортизацию по всем трем заявкам составляет 8 396 642 руб. 28 коп., общий размер расходов на лизинговые платежи по всем трем заявкам составляет 1 369 837 руб. 10 коп.

При этом концессионеру отказано в получении всей суммы платы концедента – 134 727 320 руб. 72 коп.

Ответчик, возражая против требований, ссылается на то, что по условиям концессионных соглашений № 10-2018-34, 10-2018-35 не предусмотрено возмещение затрат на использование и эксплуатацию объектов концессионных соглашений.

При толковании условий договора в силу абз. 1 ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (п. 5 ст. 10, п. 3 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.

Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абз. 1 ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).

Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.

В п. 4.17 концессионных соглашений стороны согласовали условие, согласно которому концедентом по настоящему соглашению устанавливается плата, вносимая концедентом концессионеру (Приложение №10). Внесение платы концедента осуществляется в соответствии с настоящим соглашением в порядке, установленном главным распорядителем средств областного бюджета.

Приложение № 10 к концессионным соглашениям к концессионным соглашениям содержит только информацию о предельных размерах платы концедента, без конкретизации, какие расходы покрывает данная плата.

Порядок внесения платы концедента установлен Постановлением № 612-ПП, в п. 2 которого указано, что плата концедента выплачивается в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на расходы, финансируемые за счет средств концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, капитальный ремонт и использование (эксплуатацию) имущества, переданного по концессионному соглашению.

В силу положений п. 13 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Размер таких расходов должен быть указан в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении.

С учетом изложенного, проанализировав условия концессионных соглашений, суд пришел к выводу о том, что буквальное толкование текста концессионных соглашений с учетом отсылки к Постановлению № 612-ПП позволяет сделать однозначный вывод, что в составе платы концедента возмещаются в том числе расходы на использование (эксплуатацию) объектов, переданных истцу в концессию.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора (буквальное толкование), должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

Концессионные соглашения, рассматриваемые в настоящем деле заключены по итогам открытых конкурсов:

1) Концессионное соглашение № 10-2018-34 от 05.03.2018 заключено на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 05.03.2018 № 111-РП.

Указанным распоряжением Министерству инвестиций Свердловской области поручено заключить с обществом «ОТСК» концессионное соглашение на условиях, утвержденных распоряжением Правительства Свердловской области от 13.11.2017 № 933-РП.

Распоряжением Правительства Свердловской области от 13.11.2017 № 933-РП утверждены основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса на право заключения концессионного соглашения, включая условие о размере платы концедента.

Общество «ОТСК» 13.02.2018 (исх. № 11-57) направило в конкурную комиссию конкурсное предложение, в котором были определены условия, на которых общество готово заключить концессионное соглашение, в том числе указало, какие расходы будут предъявляться к возмещению в счет платы концедента (пункт 2 Конкурсного приложения), в расчет платы концедента включено условие, согласно которому плата концедента направляется на: создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, в том числе подготовку проектной документации для создания и реконструкции объекта соглашения; использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения в части возмещения текущих эксплуатационных расходов, непокрытых тарифной выручкой (убытки концессионера); капитальный ремонт объекта концессионного соглашения.

Протоколом от 01.03.2018 № 4 рассмотрения конкурсного предложения на право заключения концессионного соглашения общество «ОТСК» признано соответствующим требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса. Конкурсной комиссией рекомендовано концеденту заключить концессионное соглашение на условиях представленного предложения.

Концессионное соглашение № 10-2018-35 от 05.03.2018 заключено по итогам открытого конкурса на основании распоряжения Правительства Свердловской области от 05.03.2018 № 112-РП.

Указанным распоряжением Министерству инвестиций Свердловской области поручено заключить с обществом «ОТСК» концессионное соглашение на условиях, утвержденных распоряжением Правительства Свердловской области от 13.11.2017 № 931-РП.

Распоряжением Правительства Свердловской области от 13.11.2017 № 931-РП утверждены основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса на право заключения концессионного соглашения, включая условие о размере платы концедента.

Общество «ОТСК» 13.02.2018 (исх. № 11-58) направило в конкурную комиссию конкурсное предложение , в котором были определены условия, на которых общество готово заключить концессионное соглашение, в том числе указало, какие расходы будут предъявляться к возмещению в счет платы концедента (пункт 2 Конкурсного приложения). В качестве предлагаемого условия указано, что плата концедента направляется на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, в том числе подготовку проектной документации для создания и реконструкции объекта соглашения; использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения в части возмещения текущих эксплуатационных расходов, непокрытых тарифной выручкой (убытки концесссионера); капитальный ремонт объекта концессионного соглашения.

Протоколом от 01.03.2018 № 4 рассмотрения конкурсного предложения на право заключения концессионного соглашения общество «ОТСК» признано соответствующим требованиям конкурсной документации, в том числе критериям конкурса. Конкурсной комиссией рекомендовано концеденту заключить концессионное соглашение на условиях представленного предложения.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что концессионные соглашения № 10-2018-34 и № 10-2018-35 содержат условия о возмещении в составе платы концедента расходов на использования (экплуатацию) объекта концессионных соглашений, что подтверждается буквальным толкованием данных соглашений с учетом ч. 13 ст. 39 Закона о концессионных соглашения и Постановления № 612-ПП, а также решениями в рамках конкурсных процедур на заключение концессионных соглашений.

Кроме того, отказ в выплате платы концедента за 3 квартал 2021 года не соответствует не только условиям концессионных соглашений и требованиям закона, но и сложившемуся между сторонами обычному порядку по выплате платы концедента.

Позиция Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области о том, что условия концессионных соглашений № 10-2018-34 и № 10-2018-35 не предполагают возмещение расходов на использование (экплуатацию) противоречит собственному предшествующему поведению.

В 2018, 2019, 2020 годах, а также в 1 и 2 кварталах 2021 года концедентом вносилась плата концедента на основании предоставленных концессионером документов, аналогичных по своему объему документам, предоставленным в обоснование размера платы концедента за 3 квартал 2021г.

Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области принимало к компенсации эксплуатационное расходы по всем трем концессионным соглашениям, заключенным с обществом «ОТСК».

Суд также отклоняет довод ответчика о том, что плата концедента не может покрывать расходы на амортизационные отчисления.

Концессионером полностью соблюдены все нормативные требования при учете амортизационных отчислений и при их предъявлении к возмещению в составе расходов, подлежащих возмещению за счет платы концедента.

Статья 253 Налогового кодекса РФ относит сумму начисленной амортизации к расходам, связанных с производством и реализацией, в том числе эксплуатацией оборудования.

Амортизационные отчисления относятся к затратам на использование (эксплуатацию) имущества, что подтверждается следующим.

Эксплуатационные расходы - это расходы, без которых невозможна деятельность организации.

Эксплуатационные расходы включают затраты, относящиеся к выполненным работам и услугам в составе основной деятельности (разд. 2 Отраслевой инструкции, утв. Минтрансом России 08.03.1993 N ВА-6/152 (далее - Отраслевая инструкция)).

Эксплуатационные расходы могут быть связаны с содержанием зданий, помещений, сооружений, оборудования, инвентаря, транспортных средств. Перечень эксплуатационных расходов зависит от отрасли и специфики деятельности организации.

Эксплуатационные расходы могут подразделяться на прямые и распределяемые.

К прямым эксплуатационным расходам относятся расходы на оплату труда, на уплату страховых взносов, на топливо и энергию, материалы, на амортизацию основных средств, на ремонт и др.

К распределяемым эксплуатационным расходам относятся расходы на управление и обслуживание производства (разд. II Отчета о доходах и себестоимости работ в основной деятельности речного транспорта (форма Б-3) (Приложение 1 к Отраслевой инструкции)).

Таким образом, поскольку затраты на амортизацию относятся к эксплуатационным расходом, они подлежат возмещению в составе платы концедента.

Правильность начисления амортизации и ее отражения при бухгалтерском учете подтверждена Аудиторскими заключениями за соответствующие периоды (представлены в материалы дела).

Довод ответчика о том, что включение амортизационных отчислений в плату концедента может привести к двойному финансированию инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, нельзя признать состоятельным.

Так, в составе всех расходов общества за 2020 год амортизационные отчисления составили 31 448 800рублей, из которых:

- 4 198 042 руб. компенсированы из тарифных источников (из тарифной выручки);

- 125 087 руб. компенсированы за счет платы концедента.

- 27 125 700 руб. не получены и не компенсированы ни из каких источников.

В 2020 году общество «ОТСК» понесло документально подтвержденные расходы на выполнение мероприятий капитального характера в размере 249 681 рубль. Данные расходы отдельно в плату концедента не предъявлялись.

На протяжении всего срока действия соглашения с 2018 года, ежеквартально затраты на амортизацию принимались концедентом к возмещению в составе платы концедента без замечаний.

Расходы на лизинговые платежи в бухгалтерском учете общества «ОТСК» учитываются в себестоимости, так как связаны с управлением и обслуживанием основного производства.

В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Выкупная цена предмета лизинга в состав расходов по лизинговым платежам концессионером не включена.

Как в заявке за 3 квартал 2021 года, так и в заявках 2019-2020 году размер лизинговых платежей соответствуют реальному износу транспортных средств и подтвержден в соответствии с требованиями Постановления № 612-ПП оборотно-сальдовыми ведомостями 20 счета и карточками 20 счета с отраженными ежемесячными расходами по лизинговым платежам с указанием номера договора.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях движимое имущество, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и не входит в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, является собственностью концессионера, если иное не установлено концессионным соглашением.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что затраты на лизинговые платежи также обоснованно учтены в составе расходов, подлежащих компенсации из средств платы концедента.

Более того, общество «ОТСК» обращалось к концеденту с предложением рассмотреть вопрос о возможности принятия указанного автотранспорта в собственность Свердловской области. В адрес концессионера поступил ответ от Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) от 25.11.2021 №17-01-82/25562 о невозможности принятий автотранспорта в казну Свердловской области без указания причины.

Кроме того, состав и описание оборудования, переданного по концессионным соглашениям определён в Приложениях № 1,2. Какой-либо специальной техники и/или автотранспорта для эксплуатации и обслуживания данного имущества концедентом не передано.

Как указал истец, концессионер не имел финансовой возможности единовременно приобрести необходимый автотранспорт, в связи с чем воспользовался механизмом лизинга и получил в пользование автотранспортные средства на основании договор лизинга от 14.12.2018 №ДЛ-ОТСК-1/18/ДЛ и от 24.12.2020 № м266-220/ДЗ (представлены в материалы дела).

Взятый в лизинг автотранспорт использовался и используется концессионером исключительно для эксплуатации имущества, переданного по концессионным соглашениям.

Концедентом никогда не оспаривалась и не подвергалась сомнению технологическая необходимость использования взятых в лизинг автотранспортных средств в производственном процессе. В течение 2018, 2019, 2020 и первого полугодия 2021 года указанные расходы принимались без замечаний.

Помимо того, что расходы на приобретение транспортных средств по договору лизинга являются обоснованными, концессионером также соблюдены все требования законодательства к порядку их учета и предъявления в составе заявки на выплату платы концедента.

Поскольку лизинговые платежи относятся к расходам на обслуживание имущества, переданного по концессионным соглашениям, данные расходы были обоснованно включены в состав расходов, связанных с эксплуатацией имущества, подлежащих возмещению за счет платы концедента.

Довод ответчика о том, что принятие расходов на лизинговые платежи не представляется возможным ввиду отсутствия регионального порядка приема-передачи движимого имущества, созданного (приобретенного) концессионером при реализации мероприятий концессионного соглашения, не может быть принят во внимание, поскольку концедент вправе разработать такой порядок, не отменяет факт несения концессионером данных затрат, противоречит условиям Концессионных соглашений и Постановлению № 612-ПП.

Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения договора, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым.

Аналогичная правовая позиция, имеющая универсальный характер, ранее уже высказывалась Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от 01.02.2018 N 305-КГ17-16017, от 21.02.2017 N 305-КГ16-14941.

Условия концессионных соглашений обществом «ОТСК» выполняются, что подтверждается самим ответчиком.

Поскольку оснований для отказа в выплате платы концедента за 3 квартал 2021 года в рамках исполнения концессионных соглашений от 05.03.2018 № 10-20180-34, от 05.03.2018 № 10-2018-35, от 03.09.2018 № 10-2018-126 судом не установлено, требование общества «ОТСК» о взыскании 134 727 320 руб. 72 коп. является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Требование о взыскании процентов в сумме 1 146 105 руб. 01 коп., начисленных за период с 16.12.2021 по 21.01.2022, суд также считает обоснованным (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку ответчиком нарушен срок выполнения денежного обязательства. Расчет истца проверен судом и признан правильным, контррасчет ответчиком не представлен, арифметическая правильность расчета не оспорена. Вместе с тем проценты подлежат начислению по 31.03.2022 с учетом Постановления Правительства РФ от 28.03.2019 № 497.

Требование истца о взыскании убытков в сумме 846 198 руб. 65 коп. суд считает не подлежащим удовлетворению, поскольку истцом не доказана причинно-следственная связь между заявленными им убытками и действиями ответчика (ст. 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела не следует, что возникновение заявленных в рассматриваемом иске убытков в виде штрафных санкций, начисленных в связи с неисполнением истцом обязательств перед контрагентами в рамках иных правоотношений, возникло в связи с рассматриваемыми действиями ответчика. С учетом изложенного в указанной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению пропорционально удовлетворенным требованиям (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить частично.

2. Взыскать со Свердловской области в лице Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области за счет соответствующей казны в пользу АО «Объединенная теплоснабжающая компания» 134 727 320 руб. 72 коп, проценты в сумме 1 146 105 руб. 01 коп., начисленные за период с 16.12.2021 по 21.01.2022 с продолжением начисления по 31.03.2022, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 198 762 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Е.В. Селивёрстова