АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
30 марта 2010 года Дело № А60- 25878/2009- С3
Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2010 года
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи А.В. Сидоровой при ведении протокола судебного заседания А.В. Сидоровой рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Индивидуального предпринимателя Аллахвердиева Алмас Яха оглы
к Обществу с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ», Открытому акционерному обществу «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Открытое акционерное общество «Камея», Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод ГАЗ», Общество с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк»,
о взыскании 533 320 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: А.И. Половинчик, представитель по доверенности № в реестре 4211 от 31.08.2009г., А.Я. Аллахвердиев, паспорт;
от ответчиков: от Общества с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ» - Т.И. Романтьева, представитель по доверенности № б/н от 21.04.2008г.,
от Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге надлежащим образом уведомлено о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением органа связи, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
от третьих лиц:
Открытое акционерное общество «Камея» надлежащим образом уведомлено о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением органа связи, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод ГАЗ» надлежащим образом уведомлено о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением органа связи, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением органа связи, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
При таких обстоятельствах судебное заседание проводится в отсутствие ответчика и третьих лиц в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ» о взыскании 533320 руб. 00 коп., в том числе 403000 руб. 00 коп. суммы, уплаченной за приобретенный автомобиль ГАЗ 2747-00000100, VIN: ХЗХ 27470080423748, кузов 33020080534476, двигатель: *405240*83085803*, шасси (рама) 33020082330798, цвет: белый, и 130320 руб. 00 коп. сумма убытков, понесенных в связи с продажей автомобиля ненадлежащего качества.
Истец в предварительном судебном заседании поддержал предъявленные исковые требования.
Ответчик представил отзыв на исковое заявление, требования не признает, указав, что согласно заключения специалиста, проведенного по заказу ответчика Обществом с ограниченной ответственностью «РОССЕРВИС», причина возгорания не связана с недостатками изготовления товара.
Ответчик заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков (ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) - Открытое акционерное общество «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге (640000, г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, 74, офис 1701) , Открытое акционерное общество «Камея» (603901, г. Нижний Новгород, пос. Березовая Пойма, Механизаторов, 3), Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод ГАЗ» (603004, г. Нижний Новгород, ул. Ильича, 5).
Истец выразил согласие на привлечение к участию в деле в качестве соответчика (ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) - Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге (640000, г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, 74, офис 1701), от привлечения к участию в деле остальных соответчиков отказался. Указанное обстоятельство занесено в протокол судебного заседания и удостоверено подписью представителя истца.
В силу ч. 2 ст. 46 АПК РФ при невозможности рассмотрения дела без участия другого ответчика арбитражный суд первой инстанции по ходатайству сторон или с согласия истца привлекает к участию в деле другого ответчика.
Учитывая изложенное, определением от 01.09.2009г. заявленное ходатайство в части привлечения в качестве соответчика Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге (640000, г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, 74, офис 1701), судом рассмотрено и удовлетворено в порядке ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в остальной части ходатайство ответчика отклонено в связи с отсутствием согласия истца на привлечение иных лиц к участию в деле в качестве соответчиков (ст. 46 АПК РФ).
Определением от 01 сентября 2009г. в соответствии с частью 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Открытое акционерное общество «Камея» (603901, г. Нижний Новгород, пос. Березовая Пойма, Механизаторов, 3), Общество с ограниченной ответственностью «Автомобильный завод ГАЗ» (603004, г. Нижний Новгород, ул. Ильича, 5), так как судебный акт по настоящему делу может повлиять на их права и обязанности.
В судебное заседание 24.09.2010г. истец представил уточненное исковое заявление и просит взыскать с ответчиков солидарно 403000 руб. 00 коп. сумму, уплаченную за приобретенный автомобиль ГАЗ 2747-00000100, VIN: ХЗХ 27470080423748, кузов 33020080534476, двигатель: *405240*83085803*, шасси (рама) 33020082330798, цвет: белый и 130320 руб. 00 коп. сумму убытков, понесенных в связи с продажей автомобиля ненадлежащего качества.
Ответчик - ООО «ЕкатеринбургавтоГАЗ» заявил ходатайство о вызове в качестве специалиста сотрудника Общества с ограниченной ответственностью «Россервис» А.В. Ильина.
Ходатайство ответчика о вызове в качестве специалиста отклонено судом, поскольку Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрены право либо обязанность суда привлекать к участию в деле и вызывать в судебное заседание специалиста, проводившего внесудебную экспертизу.
Ответчик - ООО «ЕкатеринбургавтоГАЗ» заявил ходатайство о проведении экспертизы с целью установления очага и причин возгорания автомобиля.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2009 года. производство по делу №А60-25878/2009-С3 приостановлено в связи с назначением экспертизы.
В Арбитражный суд Свердловской области 12 января 2010г. от начальника Государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория ГУМЧС России по Свердловской области» Д. В. Щелкунова поступило заключение эксперта.
Производство по делу возобновлено.
В судебном заседании 04.02.2010г. ответчик - Общество с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ» представил отзыв и просит от ответственности по настоящему делу освободить и взыскать с виновного лица судебные издержки в сумме 64200 руб. 00 коп., в том числе 49200 руб. 00 коп. за комплексное автотехническое пожарное исследование, проведенное ООО «РОССЕРВИС» (платежное поручение № 42 от 12.05.2009г. по счету 126 от 20.04.2009г.), 15000 руб. 00 коп. денежные средства внесенные на депозит Арбитражного суда Свердловской области для оплаты (платежное поручение № 938 от 07.10.2009г.).
Определением от 04.02.2010г. в соответствии с частью 3 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Русфинанс Банк» (620000, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 83), так как судебный акт по настоящему делу может повлиять на его права и обязанности.
Истцом в судебном заседании 18.02.2010г. заявлено ходатайство об уточнении исковых требований и просит взыскать с ответчиков солидарно 403000 руб. – сумму, уплаченную за приобретенный у ответчика автомобиль ГАЗ 2747-0000010, VIN: ХЗХ 27470080423748, кузов 33020080534476, двигатель: *405240*83085803*, шасси (рама) 33020082330798, цвет: белый и 130320 руб. 00 коп. сумму убытков, понесенных в связи с продажей автомобиля ненадлежащего качества.
Заявленное уточнение рассмотрено и принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Ответчик – ОАО «Межотраслевой страховой центр» в настоящее судебное заседание не явился, заявив ходатайство об отложении рассмотрения дела.
В настоящем судебном заседании истец поддержал предъявленные исковые требования в полном объеме.
Истец также заявил ходатайство о взыскании с ответчиков судебных расходов (на проезд) в сумме 15000 руб. 00 коп.
Открытое акционерное общество «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге представило факсовую копию отзыва, пояснив, что предъявленный иск не признает по следующим основаниям:
3 июля 2008 года истцом в ООО «ЕкатеринбургавтоГаз» был приобретен автомобиль марки «ГАЗ 2747-00000100». На указанный автомобиль была установлена гарантия 12 месяцев.
3 июля 2008 года между Аллахвердиевым А.Я. и ОАО «Межотраслевой страховой центр» был заключен договор страхования транспортного средства марки «ГАЗ 2747-00000100» государственный регистрационный знак X 828 ЕМ/45.
13 января 2009 года Истец обратился в страховую компанию с заявлением о страховом случае по риску «Ущерб» № 31, в котором сообщил, что 04.01.2009 г. по адресу г. Далматово, ул. Попова, 4 произошло возгорание принадлежащего ему автомобиля.
11 января 2009 года было проведено пожарно-техническое исследование автомобиля в ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ по Курганской области». Специалистом Даниловым А.А. установлено, что очаг пожара находится в салоне автомобиля под панелью контрольно-измерительных приборов. Наиболее вероятной причиной пожара послужил аварийный режим работы электрооборудования с последующим распространением огня по сгораемым материалам. Те же самые выводы содержатся в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенным дознавателем отдела ГПН по Далматовскому району Оконечниковым А.И.
18 апреля 2009 года была проведена пожарно-техническая экспертиза в ООО «Россервис». Согласно заключению эксперта, установлено, что очаг пожара расположен в правой центральной области кабины, примерно в пространстве левой передней части пассажирского сиденья и декоративного вставного короба из фанеры, ближе к горизонтальному уровню посадочного места. Также согласно заключению эксперта причиной возникновения пожара послужило тепловое воздействие малокалорийного источника зажигания (тлеющее табачное изделие) на сгораемые материалы салона в районе установленного очага возгорания.
Ответчик на основании вышеизложенного указал, что п. 11.1.13. § 11 Правил страхования транспортных средств, предусмотрено, что страховое возмещение не выплачивается, если ущерб возник в результате нарушений правил пожарной безопасности, правил перевозки грузов и пассажиров, перевозки и хранения огнеопасных и взрывоопасных веществ и предметов. О нарушении правил пожарной безопасности свидетельствуют выводы, сделанные специалистами ООО «Россервис» и ГУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Свердловской области».
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца, ответчика, арбитражный суд
установил:
Между истцом (именуемым в договоре - покупатель) и Обществом с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ» (именуемым в договоре - продавец) 03.07.2008г. заключен договор купли-продажи № 6008, по условиям которого продавец обязуется продать, а покупатель принять и оплатить автомобиль 2747-0000010, по цене: четыреста три тысячи рублей 00 коп., в том числе НДС 18%, для использования его в коммерческих целях (п. 1.2 договора).
В соответствии с п. 3 договора на товар установлен гарантийный срок 12 месяцев, при условии, что пробег за этот период не превысит 60000 км. пробега. В период гарантийного срока эксплуатации автомобиля возможно появление недостатков, связанных с технологией производства: затрудненное переключение передач; вибрация при начале движения; течь охлаждающей жидкости; сжатие топливных баков; течь главного и рабочего цилиндров сцепления; течь тормозного цилиндров; неисправности в работе указателей комбинации приборов; низкое давление, создаваемое модулем погружного насоса; отслоение лакокрасочного покрытия с бамперов; повышенный шум в коробке передач, в заднем мосту; разрушение передней подушки двигателя; отказ в работе охлаждения (скрип, течь); затрудненное закрытие замков дверей; отказ в работе электрокрана управления отопителем салона; вибрация карданной передачи при движении, стук в шлицевом соединении валов при переключении передач или трогании с места. Данные недостатки не относятся к существенным, устраняются по гарантии завода бесплатно и не являются основаниями для расторжения договора купли-продажи или замены автомобиля на новый, той же марки.
03.07.2008 года между истцом (страхователем) и Открытым акционерным обществом «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге (страховщиком) заключен договор страхования (полис серии КТС-25 № 041160) в отношении автомобиля марки, модель: 2747-0000010, № кузов 33020080534476, № двигателя 83085803, VIN:ХЗХ27470080423748, год 2008, цвет белый, ПТС № 52 мс 264583. Срок страхования: с 04.07.2008г. по 03.07.2009г. Страховые риски – полное КАСКО (ущерб, хищение).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
К страховым случаям по договору страхования согласно Комбинированным правилам страхования транспортных средств Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» отнесены: по риску «КАСКО» (включающее в себя риски «ущерб» и «хищение») - случайное механическое повреждение (уничтожение) или утрата ТС и/или его частей, а также дополнительного оборудования в результате: ДТП в соответствии с определением действующих правил дорожного движения; пожара; противоправных действий (бездействий) третьих лиц (за исключением угона либо хищения ТС); стихийных природных бедствий (землетрясения, наводнения, урагана, града, удара молнии); падение предметов на ТС; хищение ТС путем кражи, угона, грабежа, разбоя, квалифицируемое по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ.
04 января 2009 г. автомобиль ГАЗ 2747 - 00000100, VIN:ХЗХ27470080423748, кузов 33020080534476, двигатель: *405240*83085803*, шасси (рама) 33020082330798, цвет: белый, загорелся, вследствие чего пришел в негодность.
Данное обстоятельство подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 13.01.2009г., Справкой от 19.01.2009г. Отдела государственного пожарного надзора по Далматовскому району № 13-2-08-24.
Рассмотрев материалы дела, суд считает возможным заявленные требования удовлетворить частично, исходя из нижеследующего.
03.07.2008 года между истцом (страхователем) и Открытым акционерным обществом «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге (страховщиком) заключен договор страхования (полис серии КТС-25 № 041160) в отношении автомобиля марки, модель: 2747-0000010, № кузов 33020080534476, № двигателя 83085803, VIN:ХЗХ27470080423748, год 2008, цвет белый, ПТС № 52 мс 264583. Срок страхования: с 04.07.2008г. по 03.07.2009г.
04.01.2009г. 10 часов 10 мин. диспетчеру пожарной части № 14 по охране Далматовского района поступило сообщение о загорании автотранспортного средства ГАЗ 2747-0000010, государственный регистрационный знак Х 828 ЕМ 45, расположенного по адресу: г. Далматово возле перекрестка улиц: Попова, 4 Уральского полка. Пожар ликвидирован в 10 часов 18 мин. 04.01.2009г. В результате пожара пострадало имущество, принадлежащее истцу, являющееся объектом страхования по договору.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 13.01.2009г., справки пожарной службы от 19.01.2009г. № 13-2-08-34, следует, что истцу в результате пожара причинен ущерб.
С целью установления очага и причин возгорания автомобиля судом назначена пожарно-техническая экспертиза (Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2009 года).
Перед экспертом поставлены вопросы:
- где находился очаг возгорания в автомобиле ГАЗ 2747-00000100, VIN: ХЗХ 27470080423748, кузов 33020080534476, двигатель: *405240*83085803*, шасси (рама) 33020082330798, цвет: белый?
- какова причина возгорания автомобиля ГАЗ 2747-00000100, VIN: ХЗХ 27470080423748, кузов 33020080534476, двигатель: *405240*83085803*, шасси (рама) 33020082330798, цвет: белый?
В Арбитражный суд Свердловской области 12 января 2010г. от начальника Государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория ГУМЧС России по Свердловской области» Д. В. Щелкунова поступило заключение эксперта № 64.
В результате проведенного исследования установлено:
1 вопрос : при детальном осмотре 17.12.2009 г. автомобиля ГАЗ 2747-00000100, VIN ХЗХ 27470080423748, кузов 33020080534476, двигатель: *405240*83085803*, шасси (рама) 33020082330798, цвет: белый, принадлежащий Аллахвердиеву Алмас Яха оглы, экспертами установлено, что основное горение происходило внутри кабины водителя автомобиля. В результате пожара полностью выгорели все обшивочные тканевые и пластмассовые материалы, панель приборов, рулевое колесо, от водительского и пассажирского сидений остались металлические основания (фото № 14, 15). Лакокрасочное покрытие крыши кабины, крышки капота и внутренней поверхности кабины выгорело полностью (фото № 1,6). Лакокрасочное покрытие наружной поверхности обоих дверей кабины выгорело частично, при этом правая дверь выгорела больше, чем левая (фото № 2,3). Внутри кабины в пространстве между сидениями расположен деревянный декоративный короб из фанеры, наибольшее выгорание которого отмечается по правой стороне по всей продольной протяженности от задней стенки кузова кабины до кронштейна крепления отопителя салона и выражено в форме конуса с вершиной, обращенной вниз к уровню пола (фото № 16,17). Размещённая в центральной части пространства короба кулиса (пыльник) коробки переключения передач имеет сквозные прогары резиновой основы в правой части (фото № 18). По мере удаления в левую сторону термические повреждения резиновой основы пыльника уменьшаются (фото № 19). Крыша кабины деформирована в центральной части в сторону салона (фото № 6,20). На изотермической будке (с фронтальной стороны) в области примыкания к технологическим оконным отверстиям в задней стенке кабины отмечается деформация металла (фото № 21). При осмотре электрооборудования, расположенного в пространстве салона, установлено, что все провода выгорели и ломаются при одно - двукратном изломе, что свидетельствует о воздействии высокой температуры (фото № 22). При осмотре отсека двигателя установлено, что на металлической перегородке, разделяющей салон и отсек двигателя произошло выгорание лакокрасочного покрытия, при этом внутренние части обоих крыльев не повреждены (фото № 23). Оплавление пластмассовых и резиновых частей двигателя, оплавление верхней части аккумуляторной батареи, выгорание изоляционного слоя на электропроводах имеет четкую направленность со стороны центральной части металлической перегородки из места размещения в ней технологических отверстий (фото № 24). Передняя и нижняя часть двигателя следов термического воздействия не имеет (фото № 25,26).
Исходя из данных, полученных в результате исследования, эксперты считают, что первоначальное горение происходило в объёме кабины водителя автомобиля, на то указывает выгорание всех обшивочных тканевых и пластмассовых материалов, панели приборов, рулевого колеса, водительского и пассажирского сидений.
Учитывая установленный характер термических повреждений и признаки направленности горения, а также результаты инструментального и визуального исследования, можно заключить, что очаг пожара в автомобиле ГАЗ 2747-00000100, VIN ХЗХ 27470080423748, кузов 33020080534476, двигатель: *405240*83085803*, шасси (рама) 33020082330798, цвет: белый, расположен внутри кабины автомобиля в пространстве правой пассажирской двери.
2 вопрос:
Для установления причины пожара экспертом проработаны основные версии возникновения пожара в автомобильном транспорте:
1. Какой-либо аварийный режим работы электропроводки, либо электрооборудования автомобиля (электротехнические причины);
2. Тепловое воздействие источника зажигания малой мощности (тлеющее табачное изделие);
3. Тепловое воздействие источника открытого огня (пламени спички, зажигалки, факела);
Версия № 1 экспертом полностью исключена на основании следующего:
в установленном очаге пожара (в пространстве правой пассажирской двери) каких-либо устройств электротехнического назначения со следами аварийного режима работы не выявлено (Фото № 13); в результате осмотра поврежденной от теплового воздействия электропроводки панели приборов в пространстве водительского сиденья, следов характерных для
проявления токов короткого замыкания не выявлено (Фото № 22); из технического заключения специалиста № 04-2-02 от 11 января ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по Курганской области (материалы гр. дела, лист 26) следует: «...На полу внутри кабины и в моторном отсеке автомобиля находятся обгоревшие фрагменты участков электропроводки. На торцах фрагментов медных жил проводников разного сечения находящихся на полу в кабине и в моторном отсеке наблюдаются наплывы меди шарообразной формы без раковин, с признаками воздействия дуги возникшей при коротком замыкании...». При проведении экспертами динамического осмотра центральной зоны панели приборов (область отопителя салона) каких-либо электрокоммуникаций со следами наплывов меди шарообразной формы без раковин, с признаками воздействия дуги возникшей при коротком замыкании не выявлено, вследствие чего проверить детально экспертным путем их состояние не представляется возможным; блок предохранителей полностью уничтожен огнем, вследствие чего проверить детально экспертным путем состояние электрокоммуникаций автомобиля на период предшествующий пожару не представляется возможным; причастность электротехнической причины к возникновению пожара подтверждается тем, что аварийный режим работы электрооборудования /короткое замыкание электропровода и т.д./ отражается на работе контрольных приборов, работе электросистемы автомобиля. В предоставленных материалах проверки по пожару нет данных свидетельствующих о сбое в работе электросистемы автомобиля перед пожаром.
Версия № 2 не подтверждена.
Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные с различными материалами, способными к тлению и последующему воспламенению при контакте с тлеющими табачными изделиями при различных условиях (х/б, текстильные материалы, мешковина, вата, ватин, бумага, сено, солома, стружка, опилки и т.п.) показали, что при контакте тлеющего табачного изделия с данными материалами время возникновения пламенного горения составляет -30-90 минут.
Данная версия не подтверждается, т.к. из материалов дела следует, что в 10 часов 00 минут автомобиль был оставлен возле рынка, а 10 часов 10 минут в кабине водителя было обнаружено задымление. Таким образом, за такой короткий промежуток времени горение не могло развиться в кабине автомобиля. Данная динамика развития пожара не характерна для маломощного источника зажигания и скрытого периода развития горения.
Версия № 3. Под источником открытого огня (пламени спички, зажигалки, факела) в формулировке версии 3 подразумевается пламя спички, пламя бытовой зажигалки, пламя самодельного факела и т.п. При этом температура пламени данных источников составляет 750-850 С. От пламени, с такими температурными параметрами, могут загореться практически все горючие материалы. Но вопрос в том, способно ли пламя данных источников зажигания за время своего действия подготовить материал для его воспламенения? К этому и сводится роль источника пламенного горения. При воздействии пламени на твердое вещество, его небольшой по объему участок должен быть нагрет до температуры разложения или плавления, превращен в пары и газы. Затем смесь паров и газов должна быть нагрета до температуры самовоспламенения, после чего начнется процесс сгорания уже без участия источника воспламенения [5], но при условии, что суммарное тепловыделение при горении должно быть достаточным для самораспространения процесса.
В специальной литературе [1,2,4] имеется два понятия «причина пожара», а именно непосредственная (техническая) причина пожара и причина пожара (правовая квалификация содеянного). Таким образом, в данном заключении эксперт определяет непосредственную (техническую) причину пожара, как воздействие открытого источника зажигания (пламени спички, зажигалки и т.п.). С точки зрения правовой квалификации содеянного, вышеуказанная причина может приниматься, как [поджог], но это определяют органы следствия или суда.
К основным признакам, позволяющим установить основные квалификационные признаки [поджога], обнаружение которых прямо свидетельствует о [поджоге] как причине пожара, относится: наличие в очаговой зоне устройств и приспособлений для поджога или их остатков; наличие необычных для места пожара предметов, остатков орудий и средств поджога; наличие на месте пожара нескольких изолированных друг от друга очагов пожара; наличие остатков инициаторов горения; характерная динамика развития горения.
Эксперты усматривают следующие признаки, прямо свидетельствующие о [поджоге] как причине пожара: исходя из материалов дела, развитие горения в автомобиле развивалось мгновенно, в течении 10 минут после прекращения его эксплуатации водителем: Из объяснения гр. Аллахвердиева Алмас Яха оглы (материалы гр. дела, лист 16), следует: «...На нём я приехал в Долматово в 10 часов 00 минут привёз товар для продажи, "оставив автомобиль закрытым и выключив двигатель...». Из объяснения гр-ки Синицких О.Е. (материалы гр. дела, лист 18), проживающей по адресу: г. Долматово, ул. Свободы, 22-5 следует: «04.01.09 г. в 10 часов я открывала киоск и обратила внимание, что машины «Газель» идёт дым. Сначала дым пыл светлым, а затем пошёл чёрный, машина стояла с отключенным двигателем..,». Из объяснения гр-ки Куриной И.В. (материалы гр. дела, лист 19), проживающей по адресу: г. Долматово, ул. Маяковского, 72-1 следует: «04.01.09 г. я находилась на работе. В 10 часов 10 минут я из окна увидела, что горит, т.е. из под капота моторного отсека идёт черный дым, и кабина была задымлена тоже...». Таким образом, из объяснений следует, что автомобиль был оставлен в 10 часов, а в 10 часов 10 минут первоочевидцами в кабине было обнаружено горение; в установленном очаге пожара (в пространстве правой пассажирской двери) какие-либо устройства электротехнического назначения отсутствуют; зоны с наибольшими термическими повреждениями (согласно измерения ЭДС) расположены на металлических основаниях пассажирского и водительского сидений, при этом направленность горения просматривается от правой пассажирской двери кабины автомобиля; в момент возникновения пожара автомобиль не эксплуатировался. Из объяснения владельца автомобиля гр. Аллахвердиева Алмас Яха оглы (материалы гр. дела, диет 16) следует: «...На нём я приехал в г. Далматово в 10 часов 00 минут привёз товары для продажи, оставив автомобиль закрытым и выключив двигатель, поставив его на сигнализацию...»; 06 января 2009 г. начальником сектора ГУ СЭУ ФПС «ИТОГ» по Курганской области Даниловым А.А. при помощи переносного фотоионизационного газоанализатора «Колион-1В» было проведено экспресс - исследование панели приборов и сидения водителя автомобиля «Газель» марки «2747-00000100 автофургон», г/н X 828 ЕМ 45 (материалы гр. дела, лист 21) на предмет обнаружения наличия в очаговой зоне пожара следов традиционных инициаторов горения (следов поджога - легковоспламеняющихся и горючих жидкостей) и установления места их наибольшей концентрации. Из вывода по исследованию следует, что показания прибора, полученные при исследовании, не отличаются от показателей естественного фона, что исключает использование ЛВЖ или ГЖ на месте пожара в качестве инициатора горения. Однако при использовании данного прибора не была исследована вся внутренняя и наружная часть кабины автомобиля, в частности область правой половины (сидение пассажира, пространство правой двери автомобиля и т.д.); вышерассмотренные 2 (две) возможные версии исключены.
Таким образом, на основании проведенного исследования эксперты пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной возникновения пожара послужило не связанное с эксплуатацией автомобиля тепловое воздействие неустановленного открытого источника зажигания в районе установленного очага пожара.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Согласно п. 1, 2 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В соответствии с п. 4 Комбинированных правил страхования транспортных средств Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» страховыми случаями являются: по риску «КАСКО» (включающее в себя риски «ущерб» и «хищение») - случайное механическое повреждение (уничтожение) или утрата ТС и/или его частей, а также дополнительного оборудования в результате: ДТП в соответствии с определением действующих правил дорожного движения; пожара; противоправных действий (бездействий) третьих лиц (за исключением угона либо хищения ТС); стихийных природных бедствий (землетрясения, наводнения, урагана, града, удара молнии); падение предметов на ТС; хищение ТС путем кражи, угона, грабежа, разбоя, квалифицируемое по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ.
Таким образом, исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе материалы по проверке по факту пожара, происшедшего 04.01.2009г., в автотранспортном средстве ГАЗ 2747-0000010, государственный регистрационный знак Х 828 ЕМ 45, расположенного по адресу: Курганская область, г. Далматово, возле перекрестка улиц Попова и 4 Уральского полка, а также заключение эксперта № 64 от 28.12.2009г., суд сделал выводы о том, что произошедшее событие является страховым случаем и у страховой компании возникла обязанность по выплате страхового возмещения. Оснований для отказа в выплате страхового возмещения, предусмотренных ст. 964 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом не установлено.
В связи с тем, что с ответчиком был заключен договор страхования имущества, к страховым случаям по которому относится пожар, истец правомерно обратился к ответчику – ОАО «Межотраслевой страховой центр» о взыскании страхового возмещения по названному договору в сумме 403000 руб. 00 коп.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что согласно п. 11.1.13 Комбинированных правил страхования транспортных средств Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» страховое возмещение не выплачивается в случае, если ущерб возник в результате нарушения правил пожарной безопасности, судом отклоняется, поскольку проведенное в рамках настоящего дела экспертное исследование доказывает обратное.
Таким образом, требования о взыскании с Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге суммы в размере 403000 руб. 00 коп. подлежат удовлетворению.
Что касается требования истца о взыскании с Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге 130320 руб. 00 коп. суммы убытков, понесенных в связи с продажей автомобиля ненадлежащего качества, то судом не установлено прямой причинно-следственной связи между бездействием ответчика в виде невыплаты суммы страхового возмещения и возникшими у истца убытками, в связи с чем в удовлетворении требований истца в данной части следует отказать в силу ст. 65 АПК РФ, ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик - ОАО «Межотраслевой страховой центр», несмотря на неоднократные требования арбитражного суда, изложенные в определениях, нив одно из судебных заседаний не явился, мотивированного отзыва, отвечающего признакам ст. 75 АПК РФ (в подлиннике), не представил. В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оценив в совокупности представленные истцом доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных истцом в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ», при этом суд исходит из следующего:
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
При этом согласно п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается причинителем вреда.
Таким образом, для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда и доказанность его размера, противоправность поведения причинителя вреда и вину последнего, причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Судом установлено, что истцом не доказано наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненным истцу ущербом.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований истца к Обществу с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ»следует отказать.
В соответствии со ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Статьей 477 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Установив, что имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе заключение эксперта, не подтверждают факт наличия у автомобиля брака при его производстве, который находится в причинной связи с фактом возгорания автомобиля, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ» 403000 руб. 00 коп. в счет возврата суммы по договору купли-продажи спорного автомобиля и суммы убытков в размере 130320 руб. 00 коп.
Истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов в сумме 15000 руб. 00 коп., понесенных на проезд в связи с явкой в суд.
Требование истца подлежит удовлетворению в сумме 12500 руб. 00 коп. на основании следующего:
Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в связи с рассмотрением настоящего дела истцом были понесены судебные расходы, а именно: транспортные расходы по оплате проезда к месту рассмотрения дела в суде.
Факт несения указанных расходов истцом подтвержден следующими документами: договор от 01.09.2009г., заключенный между истцом и ИП Волковым В.В. на перевозку пассажиров по маршруту – Шадринск-Екатеринбург-Шадринск, квитанции к приходному кассовому ордеру № 3 от 18.02.2010г., № 2 от 04.02.2010г., № 10 от 08.12.2009г., № 7 от 02.10.2009г., № 6 от 24.09.2009г., № 5 от 01.09.2009г.
Однако, квитанция к приходному кассовому ордеру № 10 от 08.12.2009г. судом в качестве доказательства понесенных истцом транспортных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела, принята быть не может, поскольку 08.12.2009г. судебного разбирательства назначено не было, о причинах явки истца в г. Екатеринбург и связи ее с рассмотрением настоящего дела суду не известно.
Таким образом, заявитель фактически понес транспортные расходы при рассмотрении дела в арбитражном суде в сумме 12500 руб. 00 коп.
Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что ответчик не представил доказательств чрезмерности взыскиваемых с него расходов, суд считает возможным удовлетворить требование истца о взыскании с Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге суммы понесенных судебных расходов в размере 12500 руб. 00 коп.
Поскольку требования к Обществу с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ» предъявлены необоснованно, наличие расходов ответчика в размере 10011 руб. 00 коп., связанных с оплатой судебного экспертного исследования, выполненного Государственным учреждением «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория ГУМЧС России по Свердловской области» подтверждены материалами дела, требования о взыскании с Индивидуального предпринимателя Аллахвердиева Алмас Яха оглы 10011 руб. 00 коп расходов по оплате экспертного исследования признаются судом обоснованными.
Поскольку на депозитный счет суда ООО «ЕкатеринбургавтоГАЗ» перечислило денежные средства в большем объеме в размере 15000 руб. 00 коп., что подтверждается платежным поручением № 938 от 07.10.2009г., излишне уплаченная сумма подлежит возврату ответчику с депозитного счета суда в размере 4989 руб. 00 коп.
ООО «ЕкатеринбургавтоГАЗ» обратилось с требованием также о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой экспертизы - 49200 руб. 00 коп. за комплексное авто-техническое пожарное исследование, проведенное ООО «РОССЕРВИС» (платежное поручение № 42 от 12.05.2009г. по счету 126 от 20.04.2009г.).
В силу ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Представленное ответчиком экспертное заключение № 126 от 18.04.2009г., проведенное ООО «Россервис», было проведено по инициативе ответчика вне рамок настоящего процесса, кроме того, выводы в данном экспертном заключении противоречат выводам, сделанным в рамках проведенной судебной экспертизы, а также противоречат обстоятельствам, установленным судом, в связи с чем данные требования не подлежат удовлетворению.
Госпошлина подлежит взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге в пользу Индивидуального предпринимателя Аллахвердиева Алмас Яха оглы 403000 (четыреста три тысячи) руб. 00 коп. сумму страхового возмещения, а также 12500 (двенадцать тысяч пятьсот) руб. 00 коп. судебных издержек.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Межотраслевой страховой центр» в лице филиала в г. Екатеринбурге в пользу Индивидуального предпринимателя Аллахвердиева Алмас Яха оглы в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску сумму в размере 8941 (восемь тысяч девятьсот сорок один) руб. 17 коп.
В остальной части исковых требований отказать.
В части требований к Обществу с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ»в иске отказать.
2. Взыскать с Индивидуального предпринимателя Аллахвердиева Алмас Яха оглы в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ЕкатеринбургавтоГАЗ»10011 руб. (десять тысяч одиннадцать) руб. 00 коп. в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья А.В.Сидорова