НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 15.12.2021 № А60-52024/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

20 декабря 2021 года                                              Дело №А60-52024/2021

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Мельниковым, рассмотрел в  судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арко" (ИНН 6601012650)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Гилева А.А., представитель по доверенности  от 01.10.2021, паспорт;

от заинтересованного лица – Бузанов Д.В., представитель по доверенности от 11.01.2021 № 03-13/00013, уд.

Отводов составу суда не заявлено.

Заявитель просит изменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области  №6677212430003500003 от 30.09.2021, а именно: заменить наказание  в виде штрафа в размере 1 125 200 рублей 78 копеек на предупреждение.

Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Заявитель представил дополнение к заявлению, которое приобщено к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела,  заслушав представителей участвующих в деле лиц,  арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

30.09.2021  Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области вынесено постановление №6677212430003500003, которым общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арко" привлечено к административной ответственности  по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в  размере 1125200 руб. 78 коп.

Полагая, что указанное постановление является незаконным  общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арко"   обратилось с заявлением в  арбитражный суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.25  КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ООО «АГРОФИРМА «АРКО» за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 привлекало иностранных граждан (далее Работник) для выполнения работ на предприятии посредством заключения трудовых договоров с:

Алимов Шухратжои Собирович - гражданин Узбекистана, паспорт серия Р Л13 №0877412, принят на должность разнорабочего с 16.07.2019. Трудовым договором установлена сдельно-премиальная оплата труда с тарифной ставкой 666,67 руб. смена с применением районного коэффициента 15%;

Лсанов Бакыт - гражданин Кыргызстана, паспорт серия АС №2113492, принят на должность подсобного рабочего с 16.12.2019. Трудовым договором установлена заработная плата в размере должностного оклада -10000 руб., с применением районного коэффициента 15%;

Буглов Александр - гражданин Казахстана, паспорт серия N №07288301, принят на должность помощника бойца скота с 25.11.2019. Трудовым договором установлена заработная плата в размере должностного оклада -10000 руб., с применением районного коэффициента 15%;

Бекназаров У марал и Абдуназарович - гражданин Таджикистана, паспорт №402548366, принят на должность подсобного рабочего с 13.03.2020. Трудовым договором установлена сдельно-премиальная оплата труда с тарифной ставкой 666,67 руб. смена с применением районного коэффициента 15%;

Жабаралиев Хусанбой Исмоилжон Угли - гражданин Узбекистана, паспорт серия АА №0607765, принят на должность разнорабочего с 16.07.2019. Трудовым договором установлена сдельно-премиальная оплата труда с тарифной ставкой 666,67 руб. смена с применением районного коэффициента 15%;

Нозимов Нозим Махкамович - гражданин Таджикистана, паспорт №403009189, принят на должность подсобного рабочего с 04.08.2020. Трудовым договором установлена сдельно-премиальная оплата труда с тарифной ставкой 666,67 руб. смена с применением районного коэффициента 15%;

Хожиматов Хотамжон Хакимжон Угли гражданин Узбекистана, паспорт серия АА №7181986, принят на должность разнорабочего с 16.07.2019. Трудовым договором установлена сдельно-премиальная оплата труда с тарифной ставкой 666,67 руб. смена с применением районного коэффициента 15%.

Согласно представленным документам - расчетным листкам, Общество произвело выплату заработной платы по трудовым договорам за период с 01.01.2020 по 31.21.2020:

Алимову Шухратжону Собировичу гражданину Узбекистана через кассу предприятия в валюте РФ в общей сумме 236386,82 руб. по платежным ведомостям: №18 от 03.02.2020 на сумму 24011,25 руб., №6 от 10.02.2020 на сумму 24813,14 руб., №62 от 11.03.2020 на сумму 31416,15 руб., №86 от 16.04.2020 па сумму 2401 1,57 руб., №93 от 26.05.2020 на сумму 321 16,67 руб., №106 от 11.08.2020 на сумму 24011,29 руб., №118 от 06.10.2020 на сумму 26414.89 руб.. №128 от 09.10.2020 на сумму 24812,14 руб., №161 от 30.10.2020 на сумму 24779,72 руб.;

Асанову Бакыту - гражданину Кыргызстана через кассу предприятия в валюте РФ в общей сумме 235032,55 руб. по платежным ведомостям: №18 от 03.02.2020 па сумму 23803,87 руб., №36 от 10.02.2020 на сумму 22778,81 руб., №62 от 11.03.2020 на сумму 24173,65 руб., №86 от 16.04.2020 на сумму 22435,15 руб., №93 от 26.05.2020 на сумму 25965,66 руб., №112 от 11.06.2020 на сумму 2500,00 руб., №121 от 11.08.2020 на сумму 3500,00 руб., №106 от 1 1.08.2020 на сумму 15945,61 руб., №161 от 30.10.2020 на сумму 46662,74 руб., №118 от 06.10.2020 на сумму 23969,69 руб., №128 от 09.10.2020 на сумму 23297,37 руб.;

Буглову Александру - гражданину Казахстана через кассу предприятия в валюте РФ в общей сумме 58899,90 руб. по платежным ведомостям: №36 от 10.02.2020 на сумму 1008,76 руб., №66 от 13.03.2020 на сумму 10296,74 руб., №86 от 16.04.2020 на сумму 11947,46 руб., №93 от 26.05.2020 на сумму 13793,15 руб., №106 от 1 1.08.2020 на сумму 7388,43 руб., №118 от 06.10.2020 на сумму 14465.36 руб.;

Бекназарову Умарали Абдуназаровичу - гражданину Таджикистана через кассу предприятия в валюте РФ в общей сумме 56118,50 руб. по платежным ведомостям: №93 от 26.05.2020 на сумму 24343,12 руб., №102 от 27.05.2020 на сумму 18994,12 руб., №103 от 27.05.2020 на сумму 12020,69 руб., №118 от 06.10.2020 на сумму 760,57 руб.;

Жабаралисву Хусанбою Исмоилжон Угли - гражданину Узбекистана через кассу предприятия в валюте РФ в общей сумме 259774,53 руб. по платежным ведомостям: №18 от 03.02.2020 на сумму 23127,25 руб., №36 от 10.02.2020 на сумму 24812,66 руб., №62 от 11.03.2020 на сумму 31416,15 руб., №86 от 16.04.2020 на сумму 24011,85 руб., №93 от 26.05.2020 на сумму 31615.67 руб., №112 от 1 1.06.2020 на сумму 2500,00 руб., №106 от 11.08.2020 на сумму 2151 1,30 руб., №1 18 от 06.10.2020 на сумму 26413,94 руб., №128 от 09.10.2020 на сумму 24812,37 руб., №161 от 30.10.2020 на сумму 49553,34 руб.;

Нозимову Позиму Махкамовичу - гражданину Таджикистана через кассу предприятия в валюте РФ в общей сумме 287398,45 руб. по платежным ведомостям: №135 от 1 1.08.2020 на сумму 10000,00 руб., №125 от 11.08.2020 на сумму 90000,00 руб., №148 от 06.10.2020 на сумму 90000,00 руб., №142 от 07.10.2020 на сумму 97398,45 руб.;

Хожиматов Хотамжон Хакимжон Угли - гражданин Узбекистана через кассу предприятия в валюте РФ в общей сумме 366656,96 руб. по платежным ведомостям: №17 от 03.02.2020 на сумму 5000,00 руб., №18 от 03.02.2020 на сумму 28989,47 руб., №36 от 10.02.2020 на сумму 41228,41 руб., №62 от 11.03.2020 на сумму 24558,77 руб., №65 от 13.03.2020 на сумму 15000,00 руб., №86 от 16.04.2020 па сумму 41187,84 руб., №93 от 26.05.2020 на сумму 34851,65 руб., №106 от 1 1.08.2020 на сумму 43722,10 руб., №118 от 06.10.2020 на сумму 36398,49 руб., №128 от 09.10.2020 на сумму 48163,10 руб., №161 от 30.10.2020 на сумму 47557,13 руб.

На основании абзаца 8 пункта 1 статьи 2 Закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин признается постоянно проживающим в РФ, если он имеет вид на жительство - документ, подтверждающий его право постоянно проживать на территории РФ, а также свободно выезжать из РФ и въезжать в РФ.

На основании подпункта "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», то есть не являющиеся гражданами Российской Федерации, не проживающие постоянно в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Следовательно, иностранные граждане, которые временно пребывают на территории Российской Федерации и работают в Российской Федерации по трудовым договорам для целей валютного законодательства признаются нерезидентами.

В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ Общество признается резидентом, а работники: Алимов Шухратжои Собирович, Асанов Бакыт, Бутлов Александр, Бекназаров Умарали Абдуназарович, Жабаралиев Хусанбой Исмоилжон Угли, Нозимов Нозим Махкамович, Хожиматов Хотамжон Хакимжон Угли - нерезидентами.

Согласно подпункту б пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003
№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон
№ 173-ФЗ) расчеты при осуществлении валютных операций производятся
юридическими    лицами      резидентами    через    банковские    счета    в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

При этом пунктом 8 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ определено, что уполномоченным банком является кредитная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Кроме того, частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица -резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Расчеты по выплате работодателем - резидентом работнику - нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

В связи с чем, работодатель - резидент обязан выплачивать заработную плату работнику - нерезиденту в безналичной форме.

Таким образом, Общество в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ производило расчеты при осуществлении валютных операций с физическими лицами-нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

Таким образом, ООО "Агрофирма "Арко"  совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтверждается материалам дела и не опровергнут заявителем.   

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства,  в материалах дела не имеется, как и не представлены доказательства объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства; правонарушение совершено юридическим лицом виновно.

Таким образом, в действиях общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арко"  имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25  КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.  Заявителю предоставлена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Судом рассмотрена возможность применения положений ст.2.9 КоАП РФ. С  учетом конкретных обстоятельств дела, характера административного  правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ,  не имеется.

Согласно части 1 статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене  на  предупреждение  при  наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание, что допущенное обществом нарушение, посягает на установленный Законом № 173-ФЗ порядок совершения резидентами расчетов по валютным операциям, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение не имеется.

Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае – суд, с учетом названных обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Соответственно, устанавливаемые данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

С учетом изложенного, суд считает, что ответственность  заявителя должна отвечать критериям необходимости, пропорциональности и соразмерности. С целью индивидуализации административного наказания,  принимая во внимание характер административного правонарушения,  суд считает возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного  ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,  до 562600 руб. 39 коп. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично и признании незаконным и отмене  постановления заинтересованного лица  по делу об административном правонарушении №6677212430003500003 от 30.09.2021 в части наложения штрафа, превышающего 562600 руб. 39 коп.

Руководствуясь ст.  167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области №6677212430003500003 от 30.09.2021 года  незаконным и отменить  в  части штрафа в размере, превышающем 562600 руб. 39 коп.

3. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

4.  Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

 Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                         Н.В. Гнездилова