620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
19 января 2022 года Дело № А60-41659/2021
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2022 года. Полный текст решения изготовлен 19 января 2022 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Ю.Григорьевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Р.Зиганшиной рассмотрел в судебном заседании дело №А60-41659/2021по иску Индивидуального предпринимателя ШКОЛЬНИКА ВИТАЛИЯ БЕНИАМИНОВИЧА (ИНН 666700107587, ОГРН 314662302200026) к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, Пенсионному фонду Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Публичное акционерное общество «ПРОМСВЯЗЬБАНК» (ОГРН 1027739019142, ИНН 7744000912), Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385, ИНН 7710349494), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850), о взыскании 1 012 290 руб.,
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО2, доверенность от 06.08.2021г.,
от ответчика: ФИО3, доверенность от 30.01.2020г., 01.102021г., ФИО4, доверенность от 01.10.2021г., ФИО5, доверенность от 16.07.2020г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчиков убытков в размере 1 012 290 руб., причиненных предоставлением информации о численности работников, не соответствующей действительности.
Ответчики представили отзыв.
Третьи лица – Минэкономразвития, налоговый орган, банк представили отзыв.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
15.06.2020г. между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (истец) и ПАО «Промсвязьбанк» (третье лицо) заключен договор об открытии кредитной линии с лимитом выдачи по программе кредитования «Без бумаг 2.0» № 72/1-00000/6268.
Истцом получены денежные средства в размере 759 000 руб. под 2% годовых на целевые нужды: расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, включая выплату заработной платы работникам в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором, а также погашение задолженности по процентам и по основному долгу по иным кредитным договорам (соглашениям).
Денежные средства предоставлены истцу на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» от 16.05.2020г. № 696 (далее – Правила предоставления субсидий).
Согласно данным информационной системы Федеральной налоговой службы, численность сотрудников истца по состоянию на 01.05.2020г. составляла 7 чел., в период с мая по ноябрь 2020 года численность сотрудников – 6 чел.
В информационной системе Федеральной налоговой службы размещена информация о том, что 08.12.2020г. информация относительно численности сотрудников скорректирована и в сентябре 2020 года у истца числилось в штате 5 чел., что банк расценил в качестве нарушения условий выдачи кредита (п. 11 Правила предоставления субсидий), и предъявил истцу требование о погашении кредита.
Денежные средства списаны банком в размере 1 012 290 руб. (основной долг, проценты по кредиту и неустойка) и указанную сумму истец просит взыскать с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве убытков.
На основании положений пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
В рассматриваемом случае кредитование заемщика осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления субсидий, которые устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности. Целью заключения сторонами кредитного договора являлось предоставление банком заемщику льготного кредитования для возобновления деятельности с условием дальнейшего получения банком субсидии в связи с предоставленным кредитом.
Положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между банком и заемщиком и являются для них обязательными.
Пунктом 11 Правил предоставления субсидий установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25 июня 2020 г., в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.
Согласно п. 24 Правил предоставления субсидий численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы. Аналогичное правило определения численности работников заемщика установлено кредитным договором.
Подпункт "м" п.18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису Федеральной налоговой службы.
В силу абз.7 п. 24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 №Д13и-22474 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696» первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
Из пояснений Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области следует, что информация о численности работников истца 08.12.2020 поступила на платформу ФНС за сентябрь 2020 года по причине технической ошибки при загрузке сведений о застрахованных лицах.
Дополняющая форма СЗВ-М за сентябрь 2020 года о достоверном количестве работников истца загружена на платформу ФНС 11.02.2021г.
При доказанности наличия технической ошибки в предоставленной Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области информации о количестве работников истца, которая существенным образом влияет на условия кредитования истца, суд не может согласиться с мнением истца о наличии оснований для привлечения ответчиков к ответственности в виде возмещения убытков, поскольку денежные средства, полученные истцом по кредитному договору, фактически находятся у банка, а при фактических обстоятельствах дела банк на получение денежных средств по кредиту (полностью или в части) с заемщика не имеет.
В соответствии с пп.1 п.2 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Согласно положениям п.3.1 ст.78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в бюджет Российской Федерации.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области не является уполномоченным органом, поскольку вопросы предоставления субсидий в соответствии с Правилами предоставления субсидий решаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Принимая во внимание, что отсутствует совокупность условий, необходимых для привлечения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области к ответственности в виде возмещения убытков, в удовлетворении иска суд отказывает.
Пенсионный фонд Российской Федерации привлечен истцом к участию в деле в качестве ответчика как главный распорядитель бюджетный средств, но как уже было указано субсидии предоставляются из иных источников, которые к средствам пенсионного фонда отношения не имеют.
Ответственность за действия Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области Пенсионный фонд Российской Федерации не несет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья С.Ю. Григорьева