НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Свердловской области от 10.07.2017 № А60-13200/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

17 июля 2017 года                                                               Дело №А60-13200/2017

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 17 июля 2017 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В.Хачёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Л.А. Шилиной, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-13200/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЛМК-Урал Сервис" (ИНН 6646010117, ОГРН 1036602272079)

к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) (ИНН 6627012609, ОГРН 1026601641857)

о признании ненормативного акта недействительным в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Голева Е.В., представитель по доверенности № 61/17 от 13.06.2017;

от заинтересованного лица –представитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "НЛМК-Урал Сервис" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах № 075V12160001048 от 28.12.2016 в части доначисления страховых взносов в размере 68 519 руб. 88 коп., штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов в размере 13 703 руб. 98 коп. и соответствующей суммы пени.

Определением суда от 31.03.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее   АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.

18.04.2017 года от заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

24.04.2017 года от заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Определением суда от 19.05.2017 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, назначил предварительное судебное заседание на 21.06.2017 на 14 час. 00 мин.

Определением суда от 28.06.2017 назначено судебное разбирательство дела на 10.07.2017 на 10 час. 40 мин.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лица, участвующего в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов – ООО "НЛМК-Урал Сервис" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

В ходе проверки выявлен факт занижения обществом базы для  начисления страховых   взносов   на   обязательное   пенсионное  страхование и  медицинское   страхование путем необоснованного включения в суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, оплаты дополнительных выходных дней, предоставленных работнику по уходу за ребенком-инвалидом.

Результаты выездной проверки оформлены актом от 01.12.2016 № 075V10160004298, на который обществом поданы возражения.

По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 28.12.2016 № 075V12160001048, в соответствии с которым ООО "НЛМК-Урал Сервис" предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 94 671 руб. 38 коп., уплатить  пени в размере 25 713 руб. 56 коп. и штраф в размере 18 934 руб. 27 коп. в соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Полагая, что решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) является незаконным в части доначисления страховых взносов в размере 68 519 руб. 88 коп., штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов в размере 13 703 руб. 98 коп. и соответствующей суммы пени, общество с ограниченной ответственностью "НЛМК-Урал Сервис" обратилось с заявлением в арбитражный суд.

При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.

Согласно статье 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.

В соответствии с п.8 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" ФСС РФ компенсирует работодателям расходы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом. Согласно п. 10 Постановления Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000г. "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами" такая оплата производится за счет средств ФСС РФ.

Пунктом 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ установлено, что, начиная с 01.01.2010г. года, финансовое обеспечение вышеназванных расходов осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность работодателя предоставлять работникам, имеющим детей-инвалидов, дополнительные выходные дни, и оплата указанных дней производится не за счет собственных средств работодателя, как оплата иных выходных дней, предусмотренных трудовым законодательством, а за счет средств, предоставляемых работодателю ФСС РФ, т.е. фактически работодатель в данном случае является лишь связующим звеном между своим работником и государством в лице ФСС РФ, которое таким образом осуществляет поддержку своих работающих граждан, имеющих на попечении детей-инвалидов.

Из изложенного следует, что оплата дополнительных выходных дней работнику, имеющему детей-инвалидов, не должна облагаться страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в связи со следующим:

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Ос-л социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования" (в редакции, действующей с 01.01.2011г.), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно ст. 20.1 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", введенной в действие с 01.01.2011г., объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. В соответствии со ст.3 данного федерального закона страховой взнос - это обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику, а страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса, исчисленную исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием   квалификации;   конкретного   вида   поручаемой   работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренный трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Суммы оплаты 4-х дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами по своей правовой природе не могут быть отнесены к выплатам, начисляемым в рамках трудовых отношений, поскольку трудовые отношения предусматривают выполнение работником трудовой функции, оплату работодателем выполненной работником трудовой функции, а также обеспечение условий труда. Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, Общество не платит за выполненный труд и не обеспечивает условий труда, а выполняет социальные обязательства, установленные ТК РФ для отдельных категорий работников – лиц с семейными обязанностями. Оплата дополнительных выходных работникам, имеющим детей-инвалидов, работодатель производит в силу прямого указания закона, независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. Следовательно, такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности. Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые по уходу за детьми-инвалидами, не подлежат обложению страховыми взносами, так как данные выплаты осуществляются не в рамках трудовых отношений, а в рамках исполнения работником своих семейных обязанностей, а работодателем - социальных обязательств, установленных нормами ТК РФ.

Исходя из системного анализа вышеперечисленных правовых норм законодательства РФ, можно сделать вывод, что подлежат обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплаты в пользу работника за осуществление им своих трудовых обязанностей и за достижение им определенного трудового результата. При этом источником выплат должен являться работодатель. Иное толкование приводит к ситуации, когда работодатель относит оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом в состав расходов по обязательному социальному страхованию, которые возмещает ФСС РФ, и начисляет страховые взносы в ФСС РФ на сумму этих расходов. В свою очередь, с одной стороны, ФСС РФ компенсирует работодателю подобные выплаты, а с другой - пополняет свой бюджет за счет страховых взносов с этой выплаты.

Кроме того, следует учитывать правовую позицию Президиума ВАС РФ о квалификации указанных выплат, изложенную в Постановлении от 08.06.2010 № 1798/10. В данном Постановлении ВАС РФ отметил, что выплаты родителям детей-инвалидов, установленные ТК РФ, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальное  пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, составной частью которой является федеральный бюджет. Следовательно, оплата соответствующих дней родителям детей-инвалидов не только осуществляется вне рамок трудовых правоотношений, как это было указано выше, но и отвечает понятию государственного пособия, установленного законодательством РФ (ТК РФ), не подлежащего обложению страховыми взносами (пп. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"; п. 1 ч. 1 ст.20.2 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Данный вывод подтверждается также и тем, что право работника, имеющего детей-инвалидов, на дополнительные оплачиваемые дни отдыха предусмотрено ст. 262 ТК РФ, которая содержится в главе 41 ТК РФ. Указанная глава содержит положения, предусматривающие право работающих женщин получать оплачиваемые отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком (ст. 255, ст. 256 ТК РФ). При этом выплаты по указанным отпускам осуществляются из средств ФСС РФ и не подлежат обложению страховыми взносами. По аналогии, можно утверждать, что и выплаты за выходные дни работникам, имеющим детей инвалидов, не подлежат обложению страховыми взносами.

Учитывая вышеизложенное,  оплата 4-х дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом не должна облагаться страховыми взносами в ФСС РФ,  в связи с чем ООО "НЛМК-Урал Сервис" правомерно не начислялись и не уплачивались указанные выше суммы страховых взносов.

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп., уплаченная ООО "НЛМК-Урал Сервис" при подаче настоящего заявления, подлежит взысканию в пользу заявителя с заинтересованного лица.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 28.12.2016 № 075V12160001048 в части доначисления страховых взносов в размере 68 519 руб. 88 коп., штрафа за занижение базы для начисления страховых взносов в размере 13 703 руб. 98 коп. и соответствующей суммы пени.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "НЛМК-Урал Сервис".

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ревде Свердловской области (межрайонное) (ИНН 6627012609, ОГРН 1026601641857) в пользу общества с ограниченной ответственностью "НЛМК-Урал Сервис" (ИНН 6646010117, ОГРН 1036602272079) 3 000 руб. – в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты,  указанной в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                            И.В.Хачёв