НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 07.12.2021 № А60-54583/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

14 декабря 2021 года                                     Дело №А60-54583/2021

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-54583/2021

по заявлению некоммерческой корпоративной организации "ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Центральному Банку Российской Федерации в лице Уральского главного управления

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 07.10.2021 № ТУ-65-ЮЛ-21-5223/3110-1,    

при участии в судебном заседании:

от заявителя ФИО2, представитель по доверенности от 17.11.2021, ФИО3, представитель по доверенности от 01.01.2021,

от заинтересованного лица ФИО4, представитель по доверенности от 17.12.2020 № 66 АА 6503463.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

          Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

Заявлений и ходатайств не поступило.

Некоммерческая корпоративная организация "ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ" (далее – заявитель, НКО "ПОВСТО") обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Уральского главного управления (далее – заинтересованное лицо, Банк России) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 07.10.2021
№ ТУ-65-ЮЛ-21-5223/3110-1.

Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Банком России по результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за выполнением ранее выданного предписанияот 26.07.2021 № Т128-99-4/1429 некоммерческой корпоративной организации "ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ", установлено, что пункт 9 предписания не исполнен, нарушение по отчету ОКУД 0420154 не устранено.

Банком России в отношении НКО "ПОВСТО" составлен протокол об административном правонарушении от 10.09.2021 №ТУ-65-ЮЛ-21-5223/1020-1 и  вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.10.2021 № ТУ-65-ЮЛ-21-5223/3110-1, которым НКО "ПОВСТО" привлечена к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250000 рублей.

Не согласившись с названным постановлением, НКО "ПОВСТО" обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Заявитель не отрицает факт совершения правонарушения, однако, полагает, что правонарушение является малозначительным, в связи с чем просит освободить его от административной ответственности и ограничится устным замечанием.

Арбитражный суд, руководствуясь ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил оспариваемое постановление в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Федеральным законом № 86-ФЗ признаются, в том числе лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела.

НКО «ПОВСТО» имеет лицензию на осуществление взаимного страхования от 10.12.2020 ВС № 4379.

Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (статья 76.6 Федерального закона № 86-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики составляют статистическую отчетность и отчетность в порядке надзора по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора, и представляют в порядке и сроки, которые установлены органом страхового надзора, эту отчетность в орган страхового надзора или в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка в случае передачи ей Банком России полномочия по получению отчетности в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 223 -ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».

Формы, сроки и порядок составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формы, сроки и порядок представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков установлены Указанием Банка России от 25.10.2017 № 4584-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков» (далее - Указание № 4584-У).

Согласно пункту 1 Порядка составления отчетности по форме 0420154 «Отчет о составе и структуре активов» Приложения 1 к Указанию № 4584-У (далее - Порядок составления отчетности по форме 0420154) отчетность по форме 0420154 «Отчет о составе и структуре активов» содержит сведения об активах страховщика, в том числе активах, в которые инвестированы средства страховых резервов и собственные средства (капитал), по направлениям их инвестирования, о результатах инвестирования указанных активов, а также анализ финансовых активов и обязательств в разрезе валют и сроков, оставшихся до погашения активов и обязательств.

Общества взаимного страхования и страховые медицинские организации, осуществляющие исключительно обязательное медицинское страхование, составляют отчетность по форме 0420154 ежеквартально (абзац третий пункта 2 Порядка составления отчетности по форме 0420154).

Страховщик представил в Банк России отчетность, в том числе по форме 0420154 «Отчет о составе и структуре активов» по состоянию на 30.06.2021 (вх. от 14.07.2021 № 17_001_001_00301380) с нарушениями, а именно нарушены требования пунктов 10, 13, 29.3 Порядка составления отчетности по форме 0420154. Так, в разделе 3 показатель «Стоимость вида актива или группы активов по данным бухгалтерского учета, в которые инвестированы средства страховых резервов» в разделе «Суммарная стоимость ценных бумаг, указанных в подпунктах 6.4-6.6, 6.15 пункта 6 Указания Банка России от 22.02.2017 № 4297-У «О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов», подпунктах 6.4, 6.5, 6.10 пункта 6 Указания Банка России от 22.02.2017 № 4298-У «О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов», выпущенных (выданных, эмитированных) одним юридическим лицом» оси «Виды активов, в которые инвестируются средства страховых резервов и собственные средства (капитал)» (указанное значение: 0) должен быть равен наибольшей сумме вложений в ценные бумаги в разделе 6 по показателю «Стоимость ценных бумаг на дату» на конец отчетного периода в сумме по разрезам «Стоимость активов, в которые инвестированы средства страховых резервов, сформированных в соответствии с регуляторными требованиями, по страхованию жизни», «Стоимость активов, в которые инвестированы средства страховых резервов, сформированных в соответствии с регуляторными требованиями, по страхованию иному, чем страхование жизни» оси «Стоимость по данным бухгалтерского учета» и по разрезам «Долговые ценные бумаги кредитных организаций», «Долговые ценные бумаги некредитных организаций», «Долговые ценные бумаги нефинансовыхорганизаций», «Долговые ценные бумаги иностранных государств», «Долговые ценные бумаги банков-нерезидентов», «Прочие долговые ценные бумаги нерезидентов», «Долевые ценные бумаги кредитных организаций», «Долевые ценные бумаги некредитных финансовых организаций», «Долевые ценные бумаги нефинансовых организаций», «Долевые ценные бумаги банков-нерезидентов», «Прочие долевые ценные бумаги нерезидентов» оси «Типы ценных бумаг» (рассчитанное значение: 2003935.52) (далее - нарушение по отчету ОКУД 0420154). При этом при расчете суммы должны выполняться следующие условия: четвертый разряд кода ценной бумаги Х4 = 1 или 2 или 4 или 5 или 6 или 7. Сумма вложений в ценные бумаги рассчитывается по эмитенту-резиденту или эмитенту-нерезиденту с одинаковым ИНН или TIN соответственно 7707083983.

В соответствии со статьей 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Банком России в адрес Страховщика направлено предписание от 26.07.2021 № Т128-99-4/1429 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (далее - Предписание) по выявленным фактам нарушений в представленной Страховщиком отчетности, в том числе по нарушению по отчету ОКУД 0420154 (пункт 9 Предписания).

В соответствии с Предписанием Страховщик обязан был устранить нарушения, указанные в Предписании, направив в Банк России исправленную отчетность, а также представить ответ на Предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в Предписании требований. Срок выполнения Предписания не позднее 10.08.2021.

Согласно статье 76.9 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.

Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.

В соответствии с пунктом 4.1 Указания Банка России от 19.12.2019 № 5361 -У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена документы, в том числе запросы, требования (предписания) Банка России, процессуальные документы по делу об административном правонарушении и ответы на запросы участника информационного обмена.

Предписание размещено в личном кабинете Страховщика 26.07.2021.

По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления Банком России контроля за выполнением Предписания, установлено, что пункт 9 Предписания не исполнен, нарушение по отчету ОКУД 0420154 не устранено.

В связи с чем Банк России письмом от 17.08.2021 № Т128-99-4/1563 уведомил Страховщика о признании Предписания неисполненным в указанной части.

Исходя из изложенного, требования законного предписания Банка России от 26.07.2021 № Т128-99-4/1429 в установленный срок не выполнены.

Факт невыполнения заявителем в установленный срок в полном объеме требований законного предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации подтверждается документами, имеющимися в материалах дела, и заявителем не оспорен.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о доказанности в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ также указано, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Из положений статей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 1.5 КоАП РФ следует, что обязанность по доказыванию обстоятельств административного правонарушения возложена на административные органы, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении. 

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.

Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, вина заявителя установлена, что отражено в оспариваемом постановлении.

Доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности исполнения предписания, а также подтверждающих, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.

Заявителем не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

Таким образом, в действиях (бездействии) заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления,  судом не установлено.

Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Положения ст. 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение ст. 2.9 КоАП РФ к каким-либо составам правонарушений Кодекс не содержит.

Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств дела.

Принимая во внимание обстоятельства дела, характер допущенных нарушений, степень угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствие доказательств пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, суд приходит к выводу о том, что своими действиями НКО "ПОВСТО" не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, наступлении негативных последствий административным органом в материалы дела не представлено.

Кроме того, следует отметить, что наложение на НКО "ПОВСТО" штрафа в размере 250000 руб., с учетом конкретных обстоятельств дела, в частности, поведения организации и отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания; устное же замечание как мера воздействия за формальное совершение вменяемого правонарушения является для организации достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст. 1.2 Кодекса.

Суд считает, что допущенное НКО "ПОВСТО"  правонарушение, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, но с учетом характера правонарушения, отсутствия зафиксированных административным органом вредных последствий, может быть квалифицировано как малозначительное.

На основании изложенного суд считает возможным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса освободить заявителя от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление  Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.10.2021 № ТУ-65-ЮЛ-21-5223/3110-1.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья                                                                          Е.В. Бушуева