НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 07.05.2009 № А60-7809/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 мая 2009 года                                                                  Дело №А60-7809/2009-С6

Резолютивная часть решения объявлена 7 мая 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 12 мая 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.В. Кириченко при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Кириченко рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области

о признании недействительным решения налогового органа № 3093 от 19.12.2008

с участием третьего лица - Территориального объединения профсоюзных организаций общероссийского объединения профсоюзов «Российское объединение социальных технологий» (ТО «РОСТ-Урал»)

при участии в судебном заседании:

от заявителя- М.А.Джепаров, представитель по доверенности от 09.04.2009 №1; С.Н.Пешина, представитель по доверенности от 09.04.2009 № 2;

от заинтересованного лица- В.Е.Воробьева, представитель по доверенности от 11.01.2009 № 01/00108;

от третьего лица- К.Б.Гусев, представитель по доверенности от 10.04.2009 №3.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» (далее- ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области № 3093 от 19.12.2008 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявителем представлено ходатайство об уточнении заявленных требований, с учетом которого ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» просит признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области № 3093 от 19.12.2008 в части доначисления налога на доходы физических лиц (далее- НДФЛ) в сумме 60736 рублей, соответствующих пеней, штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 12147 рублей, доначисления единого социального налога (далее- ЕСН) в общей сумме 94592 рублей, соответствующих пеней, штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 8693 рубля, доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 51127 рублей, соответствующих пеней.

Ходатайство судом удовлетворено, уточнение принято.

Заинтересованное лицо не согласно с заявленными требованиями, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

ТО «РОСТ-Урал» представлен отзыв, считает требования ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области проведена выездная налоговая проверка ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН», по результатам которой составлен акт от 24.11.2008 № 51 и вынесено решение от 19.12.2008 № 3093 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Названным решением обществу, в том числе, доначислен НДФЛ в сумме 60736 рублей, соответствующие пени, штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 12147 рублей, доначислен ЕСН в общей сумме 94592 рублей, соответствующие пени, штраф по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 8693 рубля, доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 51127 рублей, соответствующие пени.

Основанием для доначисления указанных налогов, пени, штрафов явилось необоснованное, по мнению налогового органа, исключение обществом из налоговой базы по ЕСН, НДФЛ и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование выплат в виде компенсации за вредные условия труда, произведенные административно-управленческому персоналу.

ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН», не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области № 3093 от 19.12.2008 в указанной части, обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области. Решением Управления ФНС России по Свердловской области оспариваемое решение было оставлено без изменения, после чего ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.

Суд считает, что требования ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ.

Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат.

Первый вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда, не предназначенными для возмещения физическим лицам конкретных затрат, связанных с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

Таким образом, компенсации, определенные ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса образуют объект обложения ЕСН. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда на основании ст. 255 Кодекса.

Положения, регулирующие правоотношения по оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предусмотрены статьями 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Второй вид компенсационных выплат предусмотрен ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и не образуют объект обложения ЕСН.

К указанным выплатам относятся компенсации, устанавливаемые коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором на основании ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно письму Федеральной службы по труду и занятости от 06.04.2006 № 855-3-1 основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д., которые устанавливаются на основании мнения квалифицированного специалиста (аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения государственной экспертизы по условиям труда, независимой профсоюзной экспертизы по условиям труда).

Как следует из материалов дела, условия труда на ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» изучались Объединенной профсоюзной инспекцией труда Общероссийского объединения профсоюзов РОСТ, о чем составлены акты независимой экспертизы условий труда от 28.02.2006 № РОСТ-66-3-17, от 01.03.2007 РОСТ-66-3-31, которыми установлено, что рабочие места генерального директора, исполнительного директора, главного бухгалтера, начальника заготовительного цеха, начальника сварочного цеха, относятся к рабочим местам с тяжелыми, опасными, вредными условиями труда.

Полномочия профсоюзных инспекторов труда установлены статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации.

В дальнейшем на предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, которая подтвердила выводы, отраженные в актах независимой экспертизы условий труда. По ряду факторов на данных рабочих местах превышены допустимые пределы тяжести и напряженности.

Также на ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» проведена государственная экспертиза условий труда и выдано экспертное заключение № 22 С-08 от 08.02.2008, в заключении подтверждаются выводы, изложенные в материалах аттестации рабочих мест по условиям труда.

Таким образом, условия труда на рабочих местах генерального директора, исполнительного директора, главного бухгалтера, начальника заготовительного цеха, начальника сварочного цеха, относятся к рабочим местам с тяжелыми и вредными условиями труда, что подтверждается вышеперечисленными оценками специалистов. В связи с этим, ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» правомерно выплачивало компенсационные выплаты работникам, занятым на данных рабочих местах.

Ст. 219 ТК РФ устанавливает, что работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

17.03.2006 между трудовым коллективом и администрацией ООО «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» заключен коллективный договор, которым установлены как конкретные размеры доплат, так и максимальные пределы компенсационных выплат за тяжелые и вредные условия труда.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Однако материалы выездной налоговой проверки не позволяют сделать вывод о том, что доначисленные в состав налоговой базы компенсации  входили в состав заработной платы, являлись доплатой к таковой.

Напротив, выплата компенсаций за вредные условия труда, не являющихся составной частью оплаты труда, предусмотрена как коллективным договором (пункт 3.2.3, приложение № 3), так и представленными заявителем дополнительными соглашениями к трудовым договорам.

Ссылка налогового органа на постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», который устанавливает доплаты рабочим за условия труда, судом не принимается, поскольку данный нормативный акт регулирует вопросы, связанные с доплатами, а не компенсационными выплатами.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные компенсационные выплаты не образуют объекта обложения НДФЛ, ЕСН  и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области от 19.12.2008 № 3093 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в оспариваемой части следует признать недействительным.

Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины, в силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» удовлетворить.

2. Признать решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Сысертскому району Свердловской области от 19.12.2008 № 3093 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 60736 рублей, соответствующих пеней, штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 12147 рублей, доначисления единого социального налога в общей сумме 94592 рублей, соответствующих пеней, штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 8693 рубля, доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 51127 рублей, соответствующих пеней.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Завод стальных конструкций «ИЗОКОН» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.03.2009 № 43.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                                                А.В. Кириченко