НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 06.10.2008 № А60-19272/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург Дело № А60-19272/2008-С6

09 октября 2008 года

Резолютивная часть решения принята 06 октября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.В. Колосовой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Кочетовой Надежды Константиновны

к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области

о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа

при участии в судебном заседании:

Заявитель и заинтересованные лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представители в судебное заседание не явились. Ходатайства заявителя и заинтересованных лиц о рассмотрении дела в отсутствие представителей судом удовлетворено. На основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие названных лиц.

Отводов суду не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Кочетова Надежда Константиновна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области выразившихся в отказе произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также об обязании налогового органа произвести зачет страховых взносов в сумме 600 рублей с кода бюджетной классификации 1010610 на код бюджетной классификации 18210202030061000160 и в сумме 432 рублей с кода бюджетной классификации 18210202040061000160 на код бюджетной классификации 18210202030061000160.

Налоговый орган возражает по заявленным требованиям, полагая, что положения ст.ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. По мнению налогового органа, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленного в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у налогового органа отсутствуют правовые основания для проведения зачетов (возвратов) таких платежей.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области в отзыве, представленном 12.09.2008 поддерживает позицию заявителя.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В 2003 году предпринимателем Кочетовой Надеждой Константиновной были ошибочно уплачены страховые взносы в размере 600 рублей на КБК 1010610 вместо КБК 1010611 (страховые взносы, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии по старости в виде фиксированного платежа, подлежали уплате на КБК 1010611).

Кроме того, в течение 2005 года индивидуальным предпринимателем Кочетовой Надеждой Константиновной ежеквартально уплачивались страховые взносы на КБК 18210202040061000160 на накопительную часть трудовой пенсии (фиксированный платеж), в результате чего образовалась переплата в размере 432 рублей.

09.08.2006 предприниматель обратилась в инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области с заявлением о возврате (зачете) излишне (ошибочно) уплаченных сумм.

Письмом от 14.08.2006 налоговый орган отказал в возврате спорных сумм, указав на необходимость обратиться в орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако 11.08.2006 Государственным учреждением- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области предпринимателю также было отказано в возврате платежей.

18.02.2008 предприниматель обратилась в инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области с заявлением о возврате (зачете) излишне (ошибочно) уплаченных сумм. Решением №06-84/1316 от 18.02.2008 индивидуальному предпринимателю Кочетовой Надежде Константиновне было отказано в осуществлении зачета (возврата) денежных средств.

Полагая, что действия инспекции Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области, выразившиеся в отказе провести возврат излишне уплаченных страховых взносов являются незаконным, индивидуальный предприниматель Кочетова Надежда Константиновна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Отказывая в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных предпринимателем страховых взносов налоговый орган указал, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации и не являются составной частью единого социального налога, поэтому положения статей 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Суд считает, что позиция налогового органа является ошибочной, а требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Из содержания статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Поскольку контроль за уплатой указанных платежей возложен на налоговый орган в силу прямого указания закона, и данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, вывод налогового органа об отсутствии у него полномочий по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов является необоснованным.

Реализация права страхователя на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов может быть осуществлена путем его обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается налоговым органом, что в результате ошибочного перечисления предпринимателем страховых взносов в размере 600 рублейна неверный код бюджетной классификации, у заявителя образовалась переплата, что подтверждается документами, представленными в судебное заседание Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лесном Свердловской области (реестром учета платежей страхователя).

Кроме того, у предпринимателя имеется и переплата страховых взносов в 2005 году на накопительную часть трудовой пенсии по старости индивидуальным предпринимателем Кочетовой Надеждой Константиновной 1951 года рождения, по КБК 18210202040061000160 в сумме 432 рублей (с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного суда Российской Федерации №164-О от 12.04.05 и №165-О от 12.04.05, страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии за 2005 год подлежали уплате в размере 168 рублей, в то время как предпринимателем было уплачено 600 рублей). Излишняя уплата страховых взносов за 2005 год подтверждается представленными заявителем квитанциями.

Заявления о возврате спорных сумм были поданы предпринимателем в налоговый орган 09.08.2006 – на зачет 600 рублей, затем (повторно) 24.01.2008 на возврат (зачет) 600 рублей и 432 рублей, т.е. в течение 3-х лет с даты уплаты этих сумм.

В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания судом действий государственных органом незаконными является несоответствие данных действий закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указано выше в силу ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Таким образом, отказ инспекции Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области произвести зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в связи с отсутствием у налоговых органов полномочий по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является неправомерным, налоговому органу следует произвести зачет излишне уплаченных заявителем страховых взносов в суммах 600 рублей и 432 рубля.

Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При таких обстоятельствах, уплаченную предпринимателем при подаче заявления в Арбитражный суд государственную пошлину в размере 100 рублей следует взыскать с налогового органа.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования индивидуального предпринимателя Кочетовой Надежды Константиновны удовлетворить.

Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области выразившиеся в отказе произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 600 рублей и в сумме 432 рублей.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области произвести зачет страховых взносов в сумме 600 рублей с кода бюджетной классификации 1010610 на код бюджетной классификации 18210202030061000160 и в сумме 432 рублей с кода бюджетной классификации 18210202040061000160 на код бюджетной классификации 18210202030061000160.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по городу Лесному Свердловской области (местонахождения 624200, Свердловская область, г. Лесной, ул. Пушкина, 36) в пользу индивидуального предпринимателя Кочетовой Надежды Константиновны в порядке распределения судебных расходов государственную пошлину в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 ст.257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу госпошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины заинтересованное лицо должно представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru».

Судья Л.В. Колосова