НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ставропольского края от 17.08.2011 № А63-3954/11

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-51, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ставрополь Дело № А63-3954/2011

23 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 августа 2011 года.

Арбитражный суд в составе судьи Безлепко В.В., при ведении протокола секретарем Ган Г.Б., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Жилищный комбинат», г. Железноводск, ОГРН 1022603422940,

к общественной организации «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров», г. Железноводск, пос. Иноземцево, ОГРН 1032602092764,

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: администрации города-курорта Железноводска, г. Железноводск, ОГРН 1022603425547,

управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска, г.Железноводск, ОГРН 1022603427494,

государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация», г. Ставрополь, ОГРН 1022601932253,

Железноводской городской организации Ставропольской краевой организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», г. Железноводск, ОГРН 1022600004712,

Железноводского городского отделения Ставропольской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, г.Железноводск, ОГРН 1082600001846,

о признании права муниципальной собственности муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края и права хозяйственного ведения МУП «Жилищный комбинат» на помещение, обозначенное в техническом паспорте от 26.02.2010 под № 14 площадью 49,1 кв.м (ранее в техническом паспорте от 09.07.2005 под № 15 площадью 48,7 кв.м), расположенное в здании литера А, а, а-1 по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр.Свободы 109,

и по исковому заявлению

муниципального унитарного предприятия «Жилищный комбинат», г. Железноводск, ОГРН 1022603422940,

к общественной организации «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров», г. Железноводск, пос. Иноземцево, ОГРН 1032602092764,

об истребовании из чужого незаконного владения, об обязании освободить и возвратить ОО «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров» помещения, обозначенные в техническом паспорте от 26.02.2010 под № 14 площадью 49,1 кв.м, № 15 площадью 16,7 кв.м, № 16 площадью 39,1 кв.м (ранее в техническом паспорте от 09.07.2005 под № 13 площадью 31,9 кв.м, № 14 площадью 16,7 кв.м, № 15 площадью 48,7 кв.м), расположенное в здании литера А, а, а-1 по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр.Свободы 109,

при участии в судебном заседании представителя ответчика Кармановой А.А. протокол от 22.05.2010, представителя Совета ветеранов г.Железноводска Кармановой А.А. по доверенности от 17.04.2011 № 12, представителя администрации города-курорта Железноводска Левенко Е.В. по доверенности № 1316/1102 от 12.07.2011, в отсутствие представителя истца, ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» и Управления имущественных отношений г. Железноводска, надлежащим образом извещенных,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Жилищный комбинат», г. Железноводск обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к общественной организации «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров», г.Железноводск, пос. Иноземцево о признании права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - нежилое здание литера А, а, а-1 площадью 332,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы 109 (№ А63-1046/2011).

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищный комбинат», г. Железноводск обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к общественной организации «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров», г. Железноводск, пос. Иноземцево об истребовании из незаконного владения помещений № 13, площадью 31,9 кв.м, № 14, площадью 16,7 кв.м, № 15, площадью 48,7 кв.м, литера А, а, а-1, расположенных по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, пр. Свободы, 109; об обязании освободить помещения № 13, площадью 31,9 кв.м, № 14, площадью 16,7 кв.м, № 15, площадью 48,7 кв.м, литера А, а, а-1, расположенные по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, пр. Свободы, 109; о возврате помещений № 13, площадью 31,9 кв.м, № 14, площадью 16,7 кв.м, № 15, площадью 48,7 кв.м, литера А, а, а-1, расположенных по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, пр. Свободы, 109 (№ А63-3954/2011).

Определением от 01.06.2011 суд объединил в одно производство дела № А63-1046/2011 и № А63-3954/2011, присвоив делу номер А63-3954/2011.

В судебном заседании от 26.07.2011 представителем МУП «Жилищный комбинат» заявлено об уточнении исковых требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ в связи с произведенной регистрацией права хозяйственного ведения на помещения, обозначенные в техническом паспорте от 26.02.2010 под №№ 1-13, 15-16 (запись регистрации № 26-26-36/002/2011-609), а также в связи с произведенным при технической инвентаризации изменением нумерации помещений и уточнении площадей. Истец просит суд признать право муниципальной собственности муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края и право хозяйственного ведения МУП «Жилищный комбинат» на помещение, обозначенное в техническом паспорте от 26.02.2010 под № 14 площадью 49,1 кв.м (ранее в техническом паспорте от 09.07.2005 под № 15 площадью 48,7 кв.м), расположенное в здании литера А, а, а-1 по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр.Свободы 109; а также истребовать из незаконного владения ОО «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров» помещения, обозначенные в техническом паспорте от 26.02.2010 под № 14 площадью 49,1 кв.м, № 15 площадью 16,7 кв.м, № 16 площадью 39,1 кв.м (ранее в техническом паспорте от 09.07.2005 под № 13 площадью 31,9 кв.м, № 14 площадью 16,7 кв.м, № 15 площадью 48,7 кв.м), расположенное в здании литера А, а, а-1 по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр.Свободы 109, и обязать ОО «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров» возвратить МУП «Жилищный комбинат» по акту приема-передачи.

Судом приняты уточнения исковых требований, рассмотрение настоящего дела проводится с учетом уточненных исковых требований.

В судебном заседании 17.08.2011 в связи с опозданием представителей ответчика и администрации г. Железноводска и невозможностью проведения судебного заседания в отведенное для этого время судом объявлен перерыв до 15-30, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель МУП «Жилищный комбинат» в судебное заседание не явился. Ранее в судебных заседаниях в обоснование исковых требований представителем конкурсного управляющего указывалось, что с целью формирования конкурсной массы конкурсным управляющим Рамазановым Р.М. произведена инвентаризация имущества МУП «Жилищный комбинат».Нежилое здание литера А,а,а-1, расположенное по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, 109, находится на балансе предприятия в хозяйственном ведении в соответствии с распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом от 14.02.2011 № 24. В момент передачи здания оно было отключено от сетей инженерно-технического обеспечения и никем не использовалось. В связи с тем, что после принятия объекта регистрация права хозяйственного ведения не произведена, конкурсный управляющий обратился в отдел регистрации прав на объекты недвижимости города Железноводска Управления Росреестра по СК с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанный объект недвижимости общей площадью 332,4 кв.м. Конкурсному управляющему отказано в государственной регистрации права хозяйственного ведения в связи с имеющимися противоречиями между заявленными правами и уже зарегистрированным правом собственности на мастерские, находящиеся в указанном объекте недвижимости (литера А) общей площадью 48,7 кв.м, за советом Профсоюзов Пенсионеров, обществом инвалидов и ветеранов труда.

Истец считает, что регистрация права собственности на названный объект недвижимости за советом Профсоюзов Пенсионеров и выдача Железноводским БТИ регистрационного удостоверения от 08.04.1993 № 259 произведены при отсутствии на то законных оснований, а также документов, подтверждающих передачу указанного здания в установленном законом порядке в собственность совету профсоюзов пенсионеров, в инвентарном деле не имеется. Считает, что ссылка ответчика на постановление главы администрации г. Железноводска от 23.12.1993№ 1792, в котором говорится о передаче помещений, расположенных в спорном помещении, в безвозмездное пользование общественным организациям (в том числе Совету Профсоюзов неработающих пенсионеров), является необоснованной, поскольку законодательством, регулирующим в указанный период отношения, связанные с приватизацией, не предусматривал в качестве способа приватизации безвозмездную передачу имущества в собственность. Кроме того, указывает, что общественная организация незаконно заняла спорные помещения в августе 2010 года и до этого временно была исключена из реестра юридических лиц по решению суда. Истец просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика с доводами истца не согласился, считает претензии МУП «Жилищный комбинат» необоснованными, поскольку в спорном объекте недвижимости, расположенном по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, проспект Свободы 109, общественная организация владеет помещениями площадью 48,7 кв.м с 1992 года по настоящее время в соответствии с постановлениями главы администрации пос. Иноземцево от 21.12.1992 № 18 и главы администрации г. Железноводска от 23.12.1993 № 1792, которые послужили основанием для выдачи регистрационного удостоверения от 08.04.1993 № 259. Ответчик считает, что регистрация права собственности на указанный объект произведена на законных основаниях, а распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Железноводска от 14.02.2008 № 1 о передаче здания, расположенное по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, пр. Свободы, 109, истцу незаконным. Просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представителем ответчика в обоснование факта владения спорными помещениями, в том числе в период после 2006 года, представлены договоры на поставку газа, сводные акты поданного принятого газа, счета, счета-фактуры, товарные накладные и акты сверок взаимных расчетов с поставщиками услуг. Также представитель ответчика возражает против доводов истца о прекращении деятельности общественной организации, ссылается на определение Железноводского городского суда Ставропольского края по делу № 2-307/10, которым отменено заочное решение суда о признании прекратившей деятельность общественной организации и произведен поворот исполнения решения. На основании указанного определения общественная организация восстановлена в едином государственном реестре юридических лиц.

В судебном заседании 17.08.2011 представителем общественной организации «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров», г. Железноводск, пос. Иноземцево заявлен встречный иск об отмене государственной регистрации МУП «Жилищный комбинат», как незаконной и обязании Управления имущественных отношений администрации аннулировать распоряжение от 14.02.2008 № 24, как незаконное.

Суд рассмотрел вопрос о принятии встречного искового заявления и возвратил общественной организации встречный иск по правилам статьи 129 АПК РФ, поскольку отсутствуют условия, предусмотренные частью 3 статьи 132 АПК РФ, о чем вынесено отдельное определение. Судом разъяснен порядок подачи встречного иска, а также возможность обращения в суд с самостоятельным исковым требованием к Управлению имущественных отношений администрации г. Железноводска.

От управления имущественных отношений администрации г. Железноводска поступил отзыв на исковое заявление, в котором управление поддерживает исковые требования МУП «Жилищный комбинат». В обоснование указано, что регистрационное удостоверение от 08.04.1993 за № 259, выданное Железноводским БТИ Совету профсоюза пенсионеров не является основанием для возникновения права собственности, поскольку выдано при отсутствии каких-либо законных юридических оснований. Регистрация права собственности на спорный объект за Советом профсоюзов пенсионеров произведена Железноводским БТИ неправомерно. Третье лицо указывает, постановления главы администрации пос. Иноземцево от 21.12.1992 № 18, на основании которого выдано указанное регистрационное удостоверение и на которое имеется ссылка в регистрационном удостоверении, в инвентарном деле не имеется.

В отзыве также указывается, что постановления главы администрации п. Иноземцево от 21.12.1992 № 81, которым отменяется постановление главы администрации п. Иноземцево от 10.04.1992 № 24 о передаче детского сада № 12 с баланса администрации на баланс общества инвалидов, постановление от 20.01.1993 № 1 «О частичном изменении постановления № 81 от 21.12.1992», которым распределены помещения в спорном объекте недвижимости, решение малого совета Иноземцевского поселкового Совета народных депутатов № 66 от 20.01.1993 об утверждении постановления от 20.01.1993 изданы в нарушение законодательства, действовавшего на момент их принятия, являются порочными, не имеют юридической силы и не порождают юридических последствий, включая возникновения у ответчика права собственности на спорный объект недвижимости. По мнению управления, ни глава администрации п. Иноземцево, ни малый Совет Иноземцевского поселкового Совета народных депутатов, ни Иноземцевский поселковый Совет народных депутатов не обладали полномочиями по распоряжению муниципальной собственностью, так как поселок Иноземцево находился в подчинении Железноводского горсовета, а с 1995 - в подчинении Администрации г.Железноводска, при этом, не является и не являлся самостоятельным административно-территориальным образованием, никогда не имел в своем ведении казны и муниципального имущества.

В судебное заседание представитель управления имущественных отношений администрации г. Железноводска не явился, по факсу поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, принять решение на усмотрение суда по имеющимся в деле документам. В ходатайстве также имеется указание на поддержание доводов позиции администрации г. Железноводска.

Представитель администрации г. Железноводска в судебном заседании возразил против исковых требований, считает их необоснованными. Также ссылается на то, что в спорном здании по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, пр. Свободы, 109, помещение площадью 48,7 кв.м. зарегистрировано за советом профсоюзов пенсионеров на основании постановления главы администрации п. Иноземцево от 21.12.1992 № 18, утвержденного решением Малого совета Иноземцевского совета народных депутатов от 20.01.1993 № 66. Поскольку указанные постановление и решение не отменены и не обжалованы, администрация г. Железноводска просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» также представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что требования истца являются неподлежащими удовлетворению. В обоснование возражений указано, что общая площадь нежилого здания, расположенного по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, 109 составляет 321,2 кв.м, при этом, на часть спорных помещений названного объекта недвижимости (48,7 кв.м) имеются зарегистрированные права другого лица (совета профсоюзов пенсионеров), что подтверждается регистрационным удостоверением № 259, а на 272,5 кв.м указанного объекта право собственности не зарегистрировано. Считают данные обстоятельства препятствующими удовлетворению требований истца.

От третьего лица общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов также представлен отзыв, в котором третье лицо просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители третьих лиц ГУП СК «Краевая техническая инвентаризация» и Управления имущественных отношений г. Железноводска, уведомленные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле документам.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает исковое заявление МУП «Жилищный комбинат» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что во исполнение Постановления Совета министров РСФСР от 07.02.1990 №2 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР» постановлением главы администрации поселка Иноземцево Ставропольского края от 10.04.1992 №24 здание детского сада № 12 передано безвозмездно на баланс обществу инвалидов. Этим же постановлением общество инвалидов обязано сдать в аренду городскому комитету профсоюзов пенсионеров помещение площадью 49,6 кв.м.

Постановлением главы администрации поселка Иноземцево от 21.12.1992 № 81 в связи с тем, что при передаче детского сада № 12 с баланса администрации на баланс общества инвалидов были допущены нарушения Закона «О местном самоуправлении в РСФСР, вышеуказанное постановление от 10.04.1992 № 24 отменено, и в постановлении предписано просить малый Совет Иноземцевского поселкового Совета народных депутатов дать согласие на отчуждение муниципальной собственности и передаче ее безвозмездно на баланс следующим организациям: помещение площадью 49,60 кв.м - комитету профсоюзов пенсионеров; помещение площадью 48,7 кв.м - Совету ветеранов войны и труда и Совету уличных комитетов; оставшиеся помещения переданы на баланс общества инвалидов.

Постановлением главы администрации поселка Иноземцево от 20.01.1993 №1 «О частичном изменении Постановления № 81 от 21.12.1992» изменена редакция пункта 2 постановления главы администрации поселка Иноземцево № 81 от 21.12.1992. В соответствии с новой редакцией предписано просить малый Совет Иноземцевского поселкового Совета народных депутатов дать согласие на отчуждение муниципальной собственности и передаче ее безвозмездно на баланс следующим организациям: помещение площадью 48,70 кв.м – совету профсоюза пенсионеров (на схеме синий цвет); 183,50 кв.м – обществу инвалидов (коричневый цвет); остальные помещения Совету ветеранов войны и труда, Совету уличных комитетов без взимания арендной платы, оставив их на балансе администрации (желтый цвет).

Решением от 20.01.1993 № 66 малый Совет Иноземцевского поселкового Совета народных депутатов утвердил постановление главы администрации п. Иноземцево от 20.01.1993 «О передаче детского сада № 12».

08.04.1993 Железноводским бюро технической инвентаризации выдано регистрационное удостоверение № 259 о том, что право собственности на домовладение №109 по ул. Свободы в п. Иноземцево зарегистрировано за Советом профсоюзов пенсионеров на основании постановления главы администрации поселка Иноземцево № 18 от 21.12.1992.

Постановлением главы администрации г. Железноводска от 23.12.1993 №1792 в целях упорядочения учета и использования муниципального имущества нежилое помещение по ул. Свободы, 109 (бывший детский сад № 12) передано на баланс городского комитета профсоюза неработающих пенсионеров. Этим же постановлением комитету по управлению муниципальным имуществом поручено заключить договоры безвозмездного пользования с Иноземцевским Казачьим кругом (Маслов Т.А.), организацией ВОИ (Саградян С.Г.) и комитетом профсоюзов неработающих пенсионеров (Карманова А.А.) согласно занимаемым площадям.

Во исполнение указанного постановления комитет по управлению муниципальным имуществом заключил договоры безвозмездного пользования имуществом с Железноводским отделением ВОИ (договор № 1 от 04.01.1994, помещения площадью 184,80 кв.м), Железноводским городским Советом профсоюза неработающих пенсионеров (в настоящее время ОО «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров» (договор № 4 от 19.09.1994, помещения площадью 54,50 кв.м), общественным Советом председателей уличных комитетов п. Иноземцево (договор № 5 от 27.09.1994 площадью 66,90 кв.м).

В соответствии с Указом Президента Российской федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» решением Совета города Железноводска утвержден перечень объектов муниципальной собственности г. Железноводска. В указанный перечень вошло здание, расположенное в п. Иноземцево, пр. Свободы, 109. В этом перечне имеется также отметка о том, что здание находится в пользовании общественных организаций: общественного Совета председателей уличных комитетов поселок Иноземцево, Железноводского городского Совета профсоюза неработающих пенсионеров, Железноводского отделения всероссийского общества инвалидов.

На основании распоряжения № 241-р от 17.03.1999 «Об организации учета и ведения реестра муниципального имущества города Железноводска» комитетом по управлению муниципальным имуществом города Железноводска 30.12.1999 Железноводскому городскому Совету профсоюза неработающих пенсионеров выдано свидетельство № 0057, из которого следует, что переданное по договору пользования имущество (нежилое здание в пос. Иноземцево. пр. Свободы, 109) внесено в реестр муниципального имущества г. Железноводска.

14.02.2008 комитетом по управлению муниципальным имуществом вынесено распоряжение № 24 о передаче указанного здания из казны в хозяйственное ведение МУП «Жилищный комбинат». По акту приема-передачи от 14.02.2008 № 1 комитет по управлению муниципальным имуществом передал, а МУП «Жилищный комбинат» принял указанное имущество.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2010 по делу № А63- 18672/2009 МУП «Жилищный комбинат» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.

25.05.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на основании распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом от 14.02.2008 № 24 за МУП «Жилищный комбинат» зарегистрировано право хозяйственного ведения на помещения номера 1-13, 15-16 (на поэтажном плане), общей площадью 283,30 кв.м, расположенные в здании по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, 109.

Право хозяйственного ведения МУП «Жилищный комбинат» на помещение номер 14 (на поэтажном плане), общей площадью 49,10 кв.м, расположенное в здании по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, 109 зарегистрировано не было. Из сообщения об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения от 20.11.2010 №36/008/2010-570 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю следует, что по данным органа, осуществлявшего регист­рацию прав до начала деятельности Управления Росреестра по Ставропольскому краю (до 06.04.1999) - Железноводского филиала ГУП СК «Крайтехинвентаризация», зарегистрировано право собственности на мастерские (в литере А) общей площадью 48,70 кв.м. (в настоящее время помещение номер 14 на поэтажном плане) за Советом профсоюзов пенсионеров, обществом инвалидов и ветеранов труда.

Указывая на то, что регистрация права собственности на помещение номер 14 (на поэтажном плане) за Советом профсоюзов пенсионеров (в настоящее время общественная организация «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров») произведена с нарушением требований законодательства, а помещения номер 15, 16 (на поэтажном плане) Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров занимает в отсутствие правовых оснований, МУП «Жилищный комбинат» обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1.

В силу пункта 1 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, - нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), относятся к муниципальной собственности.

Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, действующий в период передачи спорного помещения общественной организации - Совету профсоюзов пенсионеров, относил государственную (общенародную) собственность, колхозно-кооперативную собственность и собственность профсоюзных и иных общественных организаций к формам социалистической собственности. При этом ГК РСФСР предусматривал преимущественное значение государственной собственности перед иными формами и видами собственности, в том числе социалистической.

В статье 95 ГК РСФСР предусматривалось, что государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

В соответствии со статьей 93.1 Гражданского кодекса РСФСР имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Согласно статье 96 ГК РСФСР порядок передачи зданий, сооружений, оборудования и другого имущества, относящегося к основным средствам государственных организаций, другим государственным организациям, а также колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям определяется законодательством Союза ССР и Постановлениями Совета Министров РСФСР.

При этом, запрет на установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) был введен Законом РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР».

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорный объект изначально использовался для размещения детского дошкольного учреждения (детского сада №12) и являлся государственной собственностью. В связи с этим его передача общественной организации Совету профсоюзов пенсионеров могла быть произведена согласно статье 96 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года с соблюдением порядка, определенного законодательством. В силу статьи 135 ГК РСФСР (в редакции действующей в спорный период) находившееся в государственной собственности здание (его часть) могло быть передано общественной организации в силу договора или акта органа государственной власти, при этом основанием для возникновения права собственности являлась передача вещи.

Согласно Положению о порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 № 940 (далее - постановление Совета Министров СССР от 16.10.1979 № 940), при передаче предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также зданий и сооружений государственными органами общественным организациям все имущество предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также отдельные здания и сооружения передаются за плату, если законодательством СССР не установлен иной порядок. Иной порядок для передачи спорного имущества общественным организациям профсоюзов пенсионеров не существовал. Доказательств обратного суду не представлено.

Зачисление Советом профсоюзов пенсионеров спорного имущества (в настоящее время помещение номер 14 на поэтажном плане) на баланс безвозмездно на основании постановления главы администрации поселка Иноземцево от 20.01.1993 № 1 «О частичном изменении Постановления № 81 от 21.12.1992» не свидетельствует о передаче государственного имущества в собственность общественной организации Совета профсоюзов пенсионеров, так как в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16.10.1979 № 940 такая передача могла быть осуществлена только на возмездной основе (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.1993 №24).

Суд также приходит к выводу о том, что Совет профсоюзов пенсионеров как правопредшественник общественной организации «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров» не подпадает под действие Постановления Совета Министров РСФСР от 7 февраля 1990 № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР» в соответствии с пунктом 11 которого Советы Министров автономных республик и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов были обязаны оказывать всемерную поддержку и помощь местным организациям Всероссийского общества инвалидов в улучшении условий их работы, в частности, выделять им помещения.

Таким образом, доказательства возникновения у Совета профсоюзов пенсионеров права собственности на спорное имущество (помещение номер 14 на поэтажном плане) по основаниям, предусмотренным главой 13 действовавшего в то время Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, отсутствуют (Определение ВАС РФ от 16.07.2009 № ВАС-8533/09 по делу № А32-28756/2006).

Представленное ответчиком в материалы дела и имеющееся в материалах инвентарного дела регистрационное удостоверение №259 от 08.04.1993, выданное Железноводским бюро технической инвентаризации, не является правоустанавливающим документом, а лишь подтверждает факт регистрации недвижимого имущества. Согласно действующему на момент выдачи регистрационного удостоверения № 259 законодательства, регистрационное удостоверение само по себе не является документом, подтверждающим право собственности на здание. Регистрационные удостоверения в отсутствие удостоверяемого материального права не имеют самостоятельного правоустанавливающего значения. Кроме того, в материалах дела отсутствует и ответчиком не представлено постановление главы администрации пос. Иноземцево от 21.12.1992 № 18, на основании которого выдано регистрационное удостоверение № 259. В инвентарном деле на печатном тексте постановления главы администрации пос. Иноземцево от 20.01.1993 № 1 «О частичном изменении Постановления № 81 от 21.12.1992» имеется отметка чернилами синего цвета, о том, что это постановление имеет номер 18 и дату 21.12.1992, однако учитывая противоречия в нумерации постановлений и их дат, в материалы дела не представлено достоверных доказательств того, что постановление № 1 от 20.01.1993 имеет иную дату и номер (№ 18 от 21.12.1992).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что нежилое здание, расположенное по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы 109 (здание бывшего детского сада № 12) на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» является муниципальной собственностью города Железноводска, а право собственности общественной организации «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров» на помещение номер 14 (на поэтажном плане) в этом здании на законных основания не возникло.

С 1994 года помещениями в здании бывшего детского сада №12 по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы 109 на основании договоров безвозмездного пользования, заключенных с собственником муниципального имущества в лице уполномоченного органа - комитета по управлению муниципальным имуществом, пользовались: Железноводское отделение ВОИ (договор № 1 от 04.01.1994, помещения №3-13 площадью 184,80 кв.м.); Железноводский городской Совет профсоюза неработающих пенсионеров (в настоящее время ОО «Железноводский городской союз работающих и неработающих пенсионеров» (договор № 4 от 19.09.1994, помещение № 14 площадью 54,50 кв.м); общественный Совет председателей уличных комитетов п. Иноземцево (договор № 5 от 27.09.1994, помещения № 1-2, 15-16 площадью 66,90 кв.м).

Судом установлено, что помещениями № 14, 15, 16 (обозначены на поэтажном плане) в настоящее время пользуется ответчик и этим обоснованы требования истца об истребовании из чужого незаконного владения. Помещение № 14 передано по договору безвозмездного пользования № 4 от 19.09.1994, а помещения № 15,16 ответчик занимает по устной договоренности с Советом председателей уличных комитетов п. Иноземцево. Этими помещениями пользуются общественные организации непрерывно с момента передачи в 1992 году. Ответчик несет бремя содержания этих помещений, что подтверждается договорами и перепиской с коммунальными службами, представленными в материалы дела.

14.02.2008 комитетом по управлению муниципальным имуществом вынесено распоряжение № 24 о передаче указанного здания из казны в хозяйственное ведение МУП «Жилищный комбинат». 25.05.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на основании указанного распоряжения зарегистрировано право хозяйственного ведения на помещения номер 1-13, 15-16 (на поэтажном плане), общей площадью 283,30 кв.м, расположенные в здании по адресу: г. Железноводск, п. Иноземцево, пр. Свободы, 109.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В силу пункта 2 названной статьи имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Моментом возникновения права хозяйственного ведения у унитарного предприятия закон считает момент передачи ему имущества собственником, если иное не установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении за предприятием имущества в хозяйственное ведение (пункт 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В то же время, из материалов дела следует, что спорные помещения № 14, 15, 16 (обозначены на поэтажном плане) фактически МУП «Жилищный комбинат» не передавались для достижения целей его деятельности, в его текущей деятельности не использовались, необходимость такого использования из материалов дела не следует. С 1994 года спорные помещения на основании договоров безвозмездного пользования находились в безвозмездном пользовании общественных организаций и использовались ими. Фактически при передаче здания детского сада из казны города Железноводска в хозяйственное ведение МУП «Жилищный комбинат» в помещениях № 14, 15, 16 располагались общественные организации, которые пользовались этими помещениями на основании договоров безвозмездного пользования.

Каких либо надлежащих и допустимых доказательств того, что здание целиком было передано МУП «Жилищный комбинат» суду не представлено.

Собственник спорного имущества, принимая решение о его закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП «Жилищный комбинат», не имел реальной возможности передать данное имущество унитарному предприятию, поскольку оно находилось в фактическом пользовании общественных организаций на законных основаниях (правоотношения по безвозмездному пользованию имуществом).

Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В силу пункта 1 статьи 690 Гражданского кодекса Российской Федерации право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. В соответствии со статьей 699 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.

В материалы дела не представлено доказательств расторжения указанных договоров безвозмездного пользования с бессрочным сроком действия или отказа какой- либо из сторон от договора. Суд отклоняет довод отзыва Управления имущественных отношений о том, что договоры безвозмездного пользования прекратили свое действие и сданы в архив, поскольку суду не представлено доказательств уведомления ссудодателем ссудополучателя о возврате спорного имущества, а также доказательств, которые бы свидетельствовали об отсутствии воли на дальнейшее продолжение договорных отношений с общественной организацией по безвозмездному пользованию помещениями.

В этой связи суд отклоняет довод истца о необоснованном привлечении судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Железноводской городской организации Ставропольской краевой организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», г. Железноводск, ОГРН 1022600004712 и Железноводского городского отделения Ставропольской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, г.Железноводск, ОГРН 1082600001846. Представителю ответчика Кармановой А.А. указанными организациями выданы доверенности на представление интересов в арбитражном суде. Однако суд делает вывод об ошибочном привлечении к участию в деле третьего лица Железноводской городской организации Ставропольской краевой организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», поскольку на момент привлечения к участию в деле указанная организация уже была исключена из реестра юридических лиц и не существовала как самостоятельное юридическое лицо. Доказательств существования первичной общественной организации, как то указывал представитель ответчика, суду не представлено.

Также судом отклоняется как не основанный на материалах дела довод истца о прекращении деятельности ответчика – общественной организации в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ, поскольку такая запись осуществлена на основании заочного решения Железноводского городского суда Ставропольского края по делу № 2-360/09 от 21.05.2009, впоследствии отмененном определением по делу № 2-307/10. Согласно указанному определению заочное решение суда о признании прекратившей деятельность общественной организации отменено, произведен поворот исполнения решения и в ЕГРЮЛ аннулирована запись о прекращении деятельности общественной организации.

При таких обстоятельствах, в силу прямого указания закона, а именно статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации у МУП «Жилищный комбинат» не возникло право хозяйственного ведения, поскольку спорные помещения № 14, 15, 16 (ранее обозначены на поэтажном плане как помещения 13, 14, 15) фактически не могли быть переданы истцу, что не противоречит статье 224 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации), собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Отсутствие одного из указанных признаков влечет отказ в иске.

Права, предусмотренные статьями 301 Гражданского кодекса Российской Федерации), принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика и незаконность владения имуществом ответчиком, наличие этого имущества в натуре, отсутствие между сторонами отношений обязательственного характера по поводу этого имущества.

Поскольку у МУП «Жилищный комбинат» не возникло право хозяйственного ведения на спорные помещения № 14, 15, 16 (ранее обозначены на поэтажном плане как помещения 13, 14, 15), а также не было утраты фактического владения вещью, то основания для удовлетворения виндикационного иска отсутствуют.

Согласно пункту 34 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения.

В настоящем деле обязательства сторон (собственника муниципального имущества и общественных организаций) возникли из договоров безвозмездного пользования имуществом, заключенных с собственником муниципального имущества в лице уполномоченного органа - комитета по управлению муниципальным имуществом, а потому спор о возврате спорных помещений № 14, 15, 16 (ранее обозначены на поэтажном плане как помещения 13, 14, 15) подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим правоотношения по безвозмездному пользованию (глава 36 Гражданского кодекса Российской Федерации) по иску собственника имущества (муниципального образования в лице уполномоченного органа), в том числе и как лица передавшего имущество в безвозмездное пользование (участника обязательственных правоотношений). В свою очередь МУП «Жилищный комбинат» не является участником обязательственных правоотношений по безвозмездному пользованию спорными помещениями № 14, 15, 16 (обозначены на поэтажном плане).

При таких обстоятельствах и учитывая, что у МУП «Жилищный комбинат» не возникло право хозяйственного ведения на спорные помещения № 14, 15, 16 (ранее обозначены на поэтажном плане как помещения 13, 14, 15) и им избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, а собственником имущества требований, вытекающих из обязательственных правоотношений по возврату имущества, переданного им по договорам безвозмездного пользование, не заявлено, в удовлетворении требований об истребовании из чужого незаконного владения помещений № 14, 15, 16 (обозначены на поэтажном плане) следует отказать.

В пункте 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

Поскольку спорные помещения № 14, 15, 16 (ранее обозначены на поэтажном плане как помещения 13, 14, 15) не находятся в пользовании и владении МУП «Жилищный комбинат» и в фактическое пользование и владение никогда не поступали, иск о признании права собственности и права хозяйственного ведения на помещения не может быть удовлетворен, так как заявлен лицом, считающим себя собственником помещений, но не владеющим ими.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 156, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия «Жилищный комбинат», г. Железноводск отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В.Безлепко