АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
проспект Гагарина, д. 46, г.Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел.8(4812)61-04-16; 64-37-45; факс 8(4812)61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
26.06.2012 Дело № А62-3878/2012
Резолютивная часть решения оглашена 19.06.2012
Мотивированный текст решения изготовлен 26.06.2012
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Алмаева Р. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яцковской Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Автолюкс" (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель (доверенность, удостоверение);
от лица, привлекаемого к ответственности: явился, извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>; ИНН <***>) (далее по тексту – Управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Автолюкс" (ОГРН <***>; ИНН <***>) (далее по тексту – Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество отзыв на заявление не представил, в протоколе об административном правонарушении от 22.05.2012 № 001373 (л.д. 5) с нарушениями согласилось.
В соответствии с положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, 22.05.2012 при рассмотрении акта внеплановой документальной проверки Общества старшим государственным инспектором Управления установлено, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: не обеспечен контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок, чем нарушено требование пункта 2.2 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»
Так, на момент проверки не представлена действующая медицинская справка на совершившего ДТП водителя ФИО2, то есть не осуществляется контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских переосвидетельствований водительского состава, чем нарушен пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- Общество в установленные сроки не организовало проведение служебного расследования по факту совершенного ДТП, не сделаны выводы и не приняты меры по предотвращению ДТП, чем нарушен Приказ Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»;
- не представлены документы (сервисная книжка) на участвовавшего в ДТП автобус рег. знак А696НА-67, чем нарушены пункты 2.38, 2.26 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984;
- ежегодные занятия по повышению профессионального мастерства водителей не проводятся, чем нарушается Распоряжение Минавтотранса РСФСР от 31.03.1987 № АП-14/118;
- не обеспечена сохранность путевой документации в течение 5 лет, путевые листы не представлены вообще, чем нарушено требование пункта 18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
- отсутствует журнал сверки с ГИБДД о ДТП, не проводятся периодические (ежемесячные) сверки с ГИБДД, чем нарушен пункт 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»;
- не представлена личная карточка на водителя ФИО2 в нарушение Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и Постановления Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
- заведен журнал инструктажей, ежеквартальные инструктажи с водителем ФИО2 не проводятся, чем нарушены требования пункта 10 Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»;
- не ведется учет времени, фактически отработанного водителем, не представлены табеля учета рабочего времени за текущий год, что является нарушением главы 15 статьи 19 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71-А.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.05.2012 (л.д. 9).
Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 22.05.2012 № 0011373 (л.д. 5).
Согласно пункту 3 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) материалы по факту административного правонарушения направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) все имеющиеся в материалах дала документы, заслушав мнение сторон, суд пришел к следующему выводу.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Общество имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), регистрационный номер АСС-67-025624 от 11.06.2008, сроком действия до 19.06.2013 (л.д. 6).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, установлены лицензионные требованиям и условия при осуществлении перевозок пассажиров (п. 4).
Основные требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозку пассажиров, закреплены нормами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно пункта 2.2. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Приказом Минавтотранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий» определен единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно - транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
В силу пункта 18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно раздела 10 Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.
Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.
Вводный инструктаж проводит работник по охране труда или работник, назначенный для этой цели из числа специалистов организации, со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов).
Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом.
Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов.
Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.
Каждый работник, имеющий профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы прикрепляется на 2 - 5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск к самостоятельной работе.
Повторный инструктаж проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца
Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях: при изменении правил по охране труда; при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; при перерывах в работе: - на 30 календарных дней и более - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда; - 60 дней и более - для остальных работ.
Объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи проводит непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый - индивидуально или с группой работников одной профессии.
Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажей регистрируется в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе. При регистрации внепланового инструктажа должна также указываться причина, вызвавшая его проведение. Журнал хранится у непосредственного руководителя работ. По окончании журнала он сдается в службу охраны труда и заводится новый.
Журналы регистрации инструктажей на рабочем месте должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и выдаваться руководителям подразделений под расписку.
Работники, занятые на работах, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, допускаются к самостоятельной работе только после курсового обучения по типовым программам, сдачи экзаменов в установленном порядке и получения удостоверения на право производства работ и обслуживания определенного оборудования.
Все производственные и вспомогательные участки должны быть обеспечены инструкциями по охране труда, по профессиям и видам работ, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, в нарушение названных положений, а также требований Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, Обществом допущены нарушения лицензионных требований и условий, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Факт совершения Обществом правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении и признается Обществом (протокол об административном правонарушении от 22.05.2012, л.д. 5).
При указанных обстоятельствах суд считает доказанным совершение Обществом нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Требования о привлечении к административной ответственности предъявлены в пределах срока давности, установленного статьей 4.5. КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составлен в надлежащей форме уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) либо свидетельствующих о малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ), судом не усматривается.
С учетом конкретных обстоятельств данного дела, характера допущенных нарушений суд считает возможным назначить Обществу наказание по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Смоленской области (УГАДН по Смоленской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта),
ИНН получателя – <***>, счет № 40101810200000010001,
банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области,
БИК – 046614001, КПП – 6731011001, ОКАТО – 66401000000,
КБК – 106 116 90050 05 6000 140.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, и суду должен быть представлен документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Автолюкс" (ОГРН <***>; ИНН <***>, пер. 8-й Северный, д. 11, г. Смоленск), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30000 руб.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Предложить Обществу с ограниченной ответственностью "Автолюкс" (ОГРН <***>; ИНН <***>) уплатить взыскиваемый штраф в добровольном порядке в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу и представить суду документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) и в кассационном порядке в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и имеются основания, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья Р.Н.Алмаев