НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Смоленской области от 05.05.2009 № А62-582/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

от 12 мая 2009г.

г. Смоленск ДЕЛО № А62-582/2009

Резолютивная часть решения объявлена 05.05.2009.

Решение изготовлено в полном объеме 12.05.2009.

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Бажановой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прохоркиной Е.Л.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство»

к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области

о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (выразившихся в предоставлении вместо промежуточного и ликвидационного балансов других документов) и о признании недействительным решения № 165 от 26.03.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 24.02.2009 № 03, паспорт;

от администрации: ФИО2 – заместитель Главы муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по экономическим вопросам, доверенность от 27.04.2009г. № 25/01-38, паспорт; ФИО3 – главный специалист юридического отдела, доверенность постоянная от 23.05.2008 № 19/01-38, паспорт;

от налогового органа:  ФИО4- начальник юридического отдела, доверенность от 11.01.2009, удостоверение; ФИО5 – специалист юридического отдела, доверенность от 11.01.2009, удостоверение;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением:

- о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее – Администрация) и созданной ею ликвидационной комиссии по ликвидации муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области» (далее – УЖКХ), выразившихся в предоставлении вместо промежуточного и ликвидационного балансов других документов, не отвечающих предъявляемым к промежуточному ликвидационному балансу и к ликвидационному балансу требований, не содержащих сведений о задолженности перед Обществом;

- о признании недействительным решения № 165 от 26.03.2008 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области (далее – Инспекция, налоговый орган) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности юридического лица УЖКХ в связи с его ликвидацией и обязать Инспекцию устранить нарушение путем исключения из ЕГРЮЛ записи от 26.03.2008 о прекращении деятельности УЖКХ в связи с его ликвидацией (с учетом уточнения требований – протокол судебного заседания от 05.05.2009).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ (том 1 л.д. 16-20) УЖКХ зарегистрировано в качестве юридического лица 03.09.2003, учредителем УЖКХ являлась Администрация; 07.02.2005 Администрацией принято решение о ликвидации УЖКХ и сформирована ликвидационная комиссия; 16.03.2005 опубликовано сообщение о принятом решении о ликвидации; 15.07.2005 в Инспекцию был представлен промежуточный ликвидационный баланс (в ЕГРЮЛ указана дата документа 01.06.2005), 19.03.2008 в налоговый орган были представлены ликвидационный баланс и заявление о ликвидации УЖКХ. Инспекция вынесла решение № 165 от 26.03.2008 о внесении в ЕГРЮЛ регистрационной записи о прекращении деятельности УЖКХ в связи с его ликвидацией.

По мнению заявителя, документы, представленные Администрацией и принятые Инспекцией в качестве промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, таковыми не являются как по своей форме, так и по содержанию, они в установленном порядке не утверждены собственником, что не соответствует требованиям частей 2, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Общество считает, что действия Администрации по представлению промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, а также принятие налоговым органом решения о внесении в ЕГРЮЛ регистрационной записи о ликвидации УЖКХ (с учетом представления Администрацией указанных документов, не соответствующих по своей форме и содержанию предъявляемым законодательством требованиям) нарушают законные права и экономические интересы заявителя, поскольку в арбитражном суде рассматривалось дело №А62-2712/2007 по иску Общества к УЖКХ и Администрации (как субсидиарного ответчика) о взыскании задолженности за выполненные работы в размере 5196444,98 руб. Решением суда от 07.11.2007 по делу А62-2712/2007 требования Общества были удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2008 решение суда первой инстанции от 07.11.2007 оставлено без изменения. Постановлением кассационной инстанции – Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2008 решение от 07.11.2007 и постановление от 28.02.2008 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении, установив факт ликвидации УЖКХ, суд решением от 19.01.2009 прекратил производство по делу №А62-2712/2007 в части требований к УЖКХ по основанию пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в удовлетворении требований к Администрации отказано (том 1 л.д. 25-27).

Полагая, что признание незаконным действий Администрации по предоставлению в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов, не соответствующих требованиям законодательства и не содержащих данных о задолженности УЖКХ перед Обществом; а также исключение из ЕГРЮЛ записи от 26.03.2008 о прекращении деятельности УЖКХ в связи с его ликвидацией, позволит восстановить право заявителя в отношении взыскания спорной задолженности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Ответчики заявленные требования не признали.

Как видно из материалов дела, постановлением от 07.02.2005 № 6 Главы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области учредителем принято решение о ликвидации с 01.03.2005 УЖКХ (том 1 л.д.96).

Распоряжением от 15.02.2005 № 33-р Главы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области создана ликвидационная комиссия, председателем которой назначен ФИО6 – заместитель главы администрации по промышленной политике, строительству и ЖКХ (том 1 л.д.94). Распоряжением от 26.06.2007 № 141-р в состав ликвидационной комиссии внесены изменения, председателем назначена ФИО2 – заместитель Главы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по экономическим вопросам (том 1 л.д.93).

О принятом решении в Инспекцию 09.02.2005 направлено соответствующее уведомление (том 1 л.д. 95).

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 63 ГК РФ в журнале «Вестник государственной регистрации» 16.03.2005 размещена публикация о ликвидации УЖКХ (том 1 л.д.118-120).

Объявление о ликвидации УЖКХ, содержало сведения о ликвидируемом юридическом лице, в нем указан адрес, по которому кредиторам следовало предъявлять свои претензии. Следовательно, Общество не лишено было права обратиться в ликвидационную комиссию с соответствующим заявлением.

Согласно части 1 статьи 63 ГК РФ срок для предъявления требований кредиторов должен быть не менее двух месяцев.

В течение срока, установленного для предъявления претензий кредиторами, Заявитель по указанному в публикации адресу свои требования не направлял.

Как пояснил в процессе рассмотрения настоящего дела представитель Администрации, задолженность перед Обществом по данным бухгалтерского учета УЖКХ отсутствовала.

Промежуточный ликвидационный баланс (баланс исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам на 01.07.2005 и отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам на 01.07.2005 – том 1 л.д.86-89) был составлен 01.07.2005. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса – форма № Р15003 (дата составления 01.07.2005) от имени Администрации подано ФИО6 (том 1 л.д.85).

По завершении ликвидационной процедуры ликвидатором представлены в Инспекцию документы для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией – форма №Р16001 (том 1 л.д.71), ликвидационный баланс (баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета на 01.03.2008 – том 1 л.д.75-81), документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

На основании указанных документов Инспекция вынесла решение от 26.03.2008 № 165 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица УЖКХ в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (том 1 л.д.82) и произвела государственную регистрацию, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись об этом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения: о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.

В силу подпунктов «а» и «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, подтверждающее, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

Данный перечень является исчерпывающим.

В силу пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов.

В Инспекцию были представлены все документы, предусмотренные статьей 21 Закона о регистрации.

Нормы Закона о регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.

Гражданское законодательство и Закон о регистрации не устанавливают форму и содержание промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов

Однако, поскольку УЖКХ как муниципальное учреждение являлось получателем средств бюджета, то на него распространялось действие Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2005 №5н и от 24.08.2007 № 72-н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности» (действовавшие в спорный период). В перечне бюджетной отчетности, предусмотренной Инструкцией, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.01.2005 № 5н, специальная форма ликвидационного баланса отсутствует, но утверждена форма баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130). Согласно Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 № 72-н, в состав бюджетной отчетности включен разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503230).

Форма промежуточного ликвидационного баланса по состоянию на 01.07.2005 отличается от утвержденной формы 0503130, однако, содержит сведения о составе имущества УЖКХ и отсутствии предъявленных кредиторами требований.

Ликвидационный баланс заполнен по форме 0503130, слово «ликвидационный» дописано рукописным текстом, утвержден данный баланс председателем ликвидационной комиссии ФИО2, которая в силу своих должностных обязанностей (заместитель Главы Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по экономическим вопросам) занимается вопросами управления и распоряжения муниципальной собственностью.

По своему содержанию форма 0503130 практически полностью тождественна форме 0503230 (за исключением дополнительной расшифровки ряда статей и названия).

Согласно данных ликвидационного баланса у ликвидируемого УЖКХ отсутствовали как активы, так и пассивы.

В соответствии с положениями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд удовлетворяет требования заявителя о признании действий государственных органов, органов местного самоуправления незаконными и ненормативного правового акта недействительным в случаях, когда такие действия и ненормативные правовые акты нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и не соответствуют требованиям закона или иного нормативного правового акта.

Поскольку материалами дела подтверждается, что Общество в период от даты публикации сообщения о ликвидации УЖКХ до представления промежуточного ликвидационного баланса свои претензии как кредитор в ликвидационную комиссию не направляло, то, следовательно, отсутствуют доказательства, что обжалуемыми действиями Администрации и ненормативным актом Инспекции были нарушены права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление об обжаловании действий, ненормативных актов может быть подано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что заявитель еще в октябре 2007 года знал о том, что УЖКХ находится в стадии ликвидации, о ликвидационной комиссии, о ликвидационном балансе по состоянию на 01.07.2005, имел такие же претензии в отношении лиц, подписавших этот баланс (возражения Общества от 29.10.2007 на отзыв Администрации по делу №А62-2712/2007 – том 1 л.д.123-125).

Ликвидационный баланс (баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета на 01.03.2008) был представлен в материалы дела №А62-2712/2007 в судебном заседании 22.10.2008 (ответ Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 на определение суда по настоящему делу об истребовании доказательств по делу №А62-582/2009 – том 2 л.д.48).

Общество обратилось в суд с настоящим заявлением только 11.02.2009, то есть за пределами установленного срока на обжалование.

Доводы заявителя о неприменении в данном случае срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, а также ходатайство о восстановлении срока на обжалование отклоняются судом за необоснованностью, поскольку материалы дела подтверждают, что Общество с 2007 знало о том, что УЖКХ находится в процессе ликвидации и предоставлении Администрацией ликвидационных балансов; каких-либо уважительных причин пропуска срока на подачу заявления в суд ходатайство не содержит.

Опечатки, допущенные Инспекцией в ЕГРЮЛ (указание даты 01.06.2005 промежуточного ликвидационного баланса вместо 01.07.2005; а также отсутствие указания в отношении ликвидационного баланса на его утверждение) не влияют на правовую оценку обстоятельств дела.

Кроме того, при наличии имущественных претензий заявителя к УЖКХ они могут быть предъявлены его ликвидатору в  самостоятельном порядке.

При таких обстоятельствах, заявление Общества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство» отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение одного месяца после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в кассационном порядке - в течении двух месяцев с даты вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г.Брянск), жалобы подаются через арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий Е.Г. Бажанова