АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
04 февраля 2009 года
Дело № А57-8604/2008-9
город Саратов
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2009 года, полный текст решения изготовлен 04 февраля 2009 года.
Судья Арбитражного суда Саратовской области А.В. Калинина,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н.Сероштановой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ИФНС России по Заводскому району г. Саратова (город Саратов),
к Саратовской городской Думе (Постоянная комиссия по бюджетно- финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы) (город Саратов),
Администрации города Саратова (город Саратов),
Комитету по управлению имуществом города Саратова (город Саратов),
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (Росимущество) (город Саратов),
о признании недействительным решения Постоянной комиссии по бюджетно - финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы в части исключения из перечня имущества по адресу: ул. Пономарева, д.24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа), подлежащего к передаче в федеральную собственность, об обязании принять решение о передаче имущества, о признании незаконным бездействия Администрации города Саратова,
при участии:
представителя заявителя - Зорина Н.М. (доверенность № 25 04-09/юр от 10.09.2008года на 1 год),
представителя Саратовской городской Думы – Семенов М.Г. (копия доверенности в деле),
представителя Администрации города Саратова – Елизарова Е.В. (доверенность № 01-02-41/45 от 07.07.2008 года сроком на 1 год),
представителя Комитета по управлению имуществом города Саратова – Аков Т.А. (копия доверенности в деле),
представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (Росимущество) – Афанасьева В. П., доверенность № 03д от 11.01.2009 года сроком до 31.12.2009 года),
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась ИФНС России по Заводскому району г. Саратова с заявлением к Саратовской городской Думе (Постоянная комиссия по бюджетно - финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы), Администрации города Саратова (Комитету по управлению имуществом г. Саратова) о признании недействительным решения Постоянной комиссии по бюджетно- финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы в части исключения из перечня имущества по адресу: ул. Пономарева, д.24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа), подлежащего к передаче в федеральную собственность, об обязании Саратовской городской Думы (Постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам) принять решение о передаче имущества по адресу: ул. Пономарева, д.24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа) из муниципальной собственности в федеральную собственность; о признании незаконным бездействия Администрации города Саратова (Комитет по управлению имуществом), выразившегося во в не включении нежилого имущества в перечень имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность.
В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил требования в части пункта 3 просительной части и просит признать незаконным бездействие Администрации города Саратова и Комитета по управлению имуществом, выразившееся во невключении нежилого имущества по адресу: ул. Пономарева, д. 24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа) в перечень имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность.
Судом уточнение принято.
Определением суда от 16.07.2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом города Саратова; определением суда от 13.10.2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (Росимущество).
Как следует из материалов дела, Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Саратова в соответствии с Федеральным законом № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Постановлением Правительства Российской Федерации № 374 от 13.06.2006г., обратилась в Комитет по управлению имуществом г. Саратова с письмом от 24.10.2007г.№ 01-18/26154 о передаче в федеральную собственность помещения по адресу: ул. Пономарева, д. 24, площадью 295,1 кв.м.(1/2 1-го этажа) с приложением соответствующих документов.
Комитет по управлению имуществом города Саратова письмом от 14.11.07 № 06-06/6900 уведомил заявителя о том, что данный объект имущества включен в перечень имущества, подлежащего к передаче в федеральную собственность и будет внесен на рассмотрение Саратовской городской Думы в декабре текущего года.(т.е. 2007г.)
Письмом от 25.03.2008г. № 06-06/1514 Комитет по управлению имуществом г. Саратова уведомил инспекцию о том, что Решением постоянной комиссии по бюджетно - финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы данный объект исключен из перечня имущества, подлежащего к передаче в федеральную собственность.
Не согласившись с данным решением Постоянной комиссии по бюджетно - финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы ИФНС России по Заводскому району г. Саратова обратилась в суд с данным заявлением. В обоснование заявленных требований указывает, что фактически занимает спорное помещение и использует их для осуществления полномочий, предоставленных ей Федеральной налоговой службой и в силу положений Федерального закона № 131 от 06.10.2003 года подлежит передаче в федеральную собственность.
Администрация г. Саратова просит отказать в удовлетворении заявленных требований, в отзыве на заявление указывает на то, что согласно представленным в Саратовскую городскую Думу документам нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Пономарева, д. 24, литер А площадью 295,1 кв.м. включены в реестр муниципального имущества города Саратова в 2004 году, инспекцией ФНС России по Заводскому району г. Саратова указанные помещения используются по договору аренды № 503/2 от 20.02.2005 г., по состоянию на 08.10.2003 года, день вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанные помещения ИФНС России по Заводскому району г. Саратова не использовались, следовательно, отсутствуют основания для безвозмездной передачи спорного помещения из муниципальной собственности в федеральную.
Саратовская городская Дума считает заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях по делу. Полагает, что как следует из представленных заявителем документов, правоотношения по поводу использования спорного помещения возникли после 08.10.2003 года, изначально являются возмездными и не носят публично-правового характера, все эти признаки свидетельствуют о том, что к этим правоотношениям не применимы нормы федерального законодательства о безвозмездной передаче имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Саратовской области и органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов».
Комитет по управлению имуществом города Саратова также считает не подлежащими удовлетворению требования заявителя, так как спорные помещения включены в реестр объектов муниципального нежилого фонда 30 июля 2004 года, налоговая инспекция использует их по договору аренды № 503/2 от 20.04.2005 года, по состоянию на 08.10.2003 года спорные помещения ИФНС России по Заводскому району г. Саратова не использовались.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области просит удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Саратова является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую систему налоговых органов.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что на основании договора аренды объекта нежилого фонда № 503/2 от 20 июля 2005 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и ИФНС России по Заводскому району г. Саратова последнему предоставлено за плату во временное владение и пользование помещение, расположенное по адресу: ул. Пономарева, 24, на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Саратова № 451-р от 01.07.2005 г., общей площадью 295,1 кв.м..
Частью 11 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень документов утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 374. Пунктом 4 данного постановления установлено, что предложения муниципального образования о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления соответственно.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки предложений о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или государственную собственность Саратовской области установлен решением Саратовской городской Думы от 28.03.2007 № 16-140 «Об управлении и распоряжении муниципальным имуществом в рамках реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ним, администрация города формирует перечни имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Город Саратов», предлагаемого для передачи в федеральную собственность или государственную собственность Саратовской области в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Саратовской области и органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов», и подготавливает проекты решений Саратовской городской Думы об утверждении данных перечней. Перечни имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности, утверждаются решениями Саратовской городской Думы.
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что ИФНС России по Заводскому району г. Саратова в Комитет по управлению имуществом г. Саратова представлен полный пакет документов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 374 для принятия решения о передаче спорного помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Как следует из имеющихся в деле документов, за Инспекцией ФНС России по Заводскому району г. Саратова закреплены на праве оперативного управления помещения, находящиеся в федеральной собственности, и расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Пономарева П.Т., д. 24: площадью 652.7 кв.м. на четвертом этаже, площадью 647,9 кв.м. на третьем этаже, 640,9 кв.м. на втором этаже и 291 кв.м. на первом этаже четырехэтажного здания. Занимаемые инспекцией помещения на основании договора аренды объекта нежилого фонда № 503/2 от 20 июля 2005 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и ИФНС России по Заводскому району г. Саратова площадью 295,1 кв.м. также расположены в этом же здании на первом этаже.
Таким образом, спорное помещение используется для размещения ИФНС России по Заводскому району г. Саратова и в силу положений пункта 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года может находиться в федеральной собственности.
Отказ Саратовской городской Думы во невключении помещения площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа), расположенного по адресу: ул. Пономарева, д.24, в перечень имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность препятствуют надлежащему исполнению ИФНС России по Заводскому району г. Саратова своих исключительных полномочий, возложенных законодательством РФ, приводит к нерациональному использованию средств федерального бюджета, в связи с чем доводы заинтересованных лиц об отсутствии оснований для передачи безвозмездно спорного помещения из муниципальной собственности в федеральную собственность, учитывая, что по состоянию на 08.10.2003 года (дату вступления в законную силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года) суд считает несостоятельными.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные ИФНС России г. Саратова требования в части обязания Саратовской городской Думы принять решение о передаче имущества по адресу: ул. Пономарева, д.24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа) из муниципальной собственности в федеральную собственность подлежат удовлетворению.
Относительно требований ИФНС России по Заводскому району г. Саратова в части признания недействительным решения Постоянной комиссии по бюджетно- финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы об исключении из перечня имущества по адресу: ул. Пономарева, д.24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа), подлежащего к передаче в федеральную собственность, суд полагает, что в этой части дело подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В том числе, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, под ненормативным актом следует понимать оформленный в виде распорядительного или иного документа акт государственного органа или должностного лица, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
Заявитель оспаривает решение Постоянной комиссии по бюджетно- финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок подготовки муниципальных правовых актов, внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Нормативным правовым актом, устанавливающим порядок, основные правила и процедуры работы Саратовской городской Думы является Регламент Саратовской городской Думы, принятый Решением Саратовской городской Думы от 27.03.2006 № 1-4.
В соответствии с Регламентом Саратовской городской Думы проекты правовых актов, вносимые на заседание Думы, должны быть обсуждены не менее чем в одной из постоянных комиссий (п. 5.1.13 Регламента). Порядок подготовки и рассмотрения проекта решения Думы определяется ответственной постоянной комиссией Думы самостоятельно (п. 5.1.8 Регламента). Решение постоянной комиссии оформляется протоколом (п. 4.1.2 Регламента).
Организация работы постоянных комиссий определяется Регламентом городской Думы и положениями о комиссиях, утвержденными городской Думой, согласно которым комиссии могут разрабатывать, вносить проекты решений городской Думы по вопросам местного значения на заседания городской Думы, а также осуществлять иные функции и полномочия в соответствии с положениями о комиссиях.
Исходя из п. 5.2.1 Регламента Саратовской городской Думы, утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 27.03.2006 года № 1-4, городская Дума при принятии окончательного решения не связана решением постоянной комиссии, поскольку оно носит рекомендательный характер.
Таким образом, решение Постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы от 05.02.2008 года не устанавливает, не отменяет права и обязанности, а также не несет каких-либо последствий для заявителя.
Следовательно, решение постоянной комиссии, оформленное в виде протокола заседания постоянной комиссии от05.02.2008 года, не является ненормативным актом в связи с чем обжалование его в судебном порядке не предусмотрено нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Учитывая изложенное, в соответствии с п.1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Относительно требований заявителя о признании незаконным бездействия Администрации города Саратова и Комитета по управлению имуществом, выразившееся во в не включении нежилого имущества по адресу: ул. Пономарева, д. 24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа) в перечень имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность, суд полагает, что в этой части требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2.1 Положения о передаче имущества из собственности муниципального образования "Город Саратов" в федеральную собственность и государственную собственность Саратовской области в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Саратовской области и органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы № 16-140 от 28.03.2007 года администрация города формирует перечни имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Город Саратов", предлагаемого для передачи в федеральную собственность или государственную собственность Саратовской области в рамках разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Саратовской области и органами местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов", и подготавливает проекты решений Саратовской городской Думы об утверждении данных перечней.
Судом установлено, что Администрацией города Саратова в соответствии с вышеуказанным решением Саратовской городской Думы сформирован перечень имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Город Саратов», предлагаемого к передаче в федеральную собственность или государственную собственность Саратовской области, под пунктом 4 которого значится нежилое помещение на 1-м этаже 9-этажного жилого дома общей площадью 295,1 кв.м., находящееся по адресу: г. Саратов, ул. им. Пономарева, 24.
Как установлено в судебном заседании Комитетом по управлению имуществом г. Саратова и Администрацией г.Саратова предприняты все меры по включению спорного нежилого помещения в перечень имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность, в связи с чем это помещение было включено в перечень имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность, было внесено на рассмотрение Саратовской городской Думы.
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации города Саратова и Комитета по управлению имуществом, выразившегося во в не включении нежилого имущества по адресу: ул. Пономарева, д. 24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 1-го этажа) в перечень имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 197-201 АПК РФ,
РЕШИЛ:
1. Заявленные ИФНС России по Заводскому району г.Саратова требования удовлетворить в части обязания Саратовской городской Думы принять решение о передаче имущества, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Пономарева, д. 24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 часть 1-ого этажа) из муниципальной собственности в федеральную собственность, в остальной части отказать.
2. В части признания незаконным бездействия Администрации г.Саратова и Комитета по управлением имуществом г.Саратова, выразившемся во невключении нежилого имущества по адресу: г.Саратов: ул. Пономарева, д. 24, площадью 295,1 кв.м. (1/2 часть 1-ого этажа) в перечень имущества, подлежащего передаче в федеральную собственность, отказать.
3. В части признания недействительным Решения постоянной комиссии по бюджетно - финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской думы в части исключения из перечня имущества по адресу: г. Саратов: ул. Пономарева, д. 24, площадью 295,1 кв.м., подлежащего передаче в федерадьную собственность, - дело производством прекратить.
4. Решение может быть обжаловано.
Судья арбитражного суда
Саратовской области
А.В. Калинина