НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 19.08.2008 № А57-8488/08

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А-57-8488/2008-41

Резолютивная часть решения объявлена 19 августа 2008 года

Полный текст решения изготовлен 25 августа 2008 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи – С.М.Степура,

при ведении протокола судьей, рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции заявление Государственного учреждения здравоохранения «Детский противотуберкулезный диспансер», г. Саратов

к МРИ ФНС России №8 по Саратовской области и Управлению ФНС России по Саратовской области, г.Саратов

третье лицо: Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова

о признании незаконными действий налоговых органов, выразившихся в отказе в возврате(зачете) излишне уплаченных взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 18307 руб. 99 коп. и о возложении на налоговый орган обязанности по зачету указанной суммы

при участии в заседании: от заявителя – Жирковой И.В. – представителя по доверенности от 11.08.2008 (пост.); (пост.); от заинтересованного лица – Головиной К.Ю., представителя УФНС России по Саратовской области по доверенности от 08.02.08 г. № 06-18/9 (пост.); МРИ ФНС России №8 по Саратовской области и ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждено отметками о вручении судебного акта от 11.08.2008;

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное учреждение здравоохранения «Детский противотуберкулезный диспансер» с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Саратовской области о признании незаконными действий налоговых органов, выразившихся в отказе в возврате(зачете) излишне уплаченных взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 18307 руб. 99 коп. и о возложении на налоговый орган обязанности по зачету указанной суммы. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова.

В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, просит принять отказ от заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы России по Саратовской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Арбитражный суд, рассматривая отказ от заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы России по Саратовской области установил, что права и законные интересы третьих лиц не нарушены, отказ принят арбитражным судом.

Пункт 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области, выразившиеся в отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 18703 руб. 99 коп. и обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области зачислить перечисленный взнос на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 18307 руб. 99 коп. в счет предстоящих платежей по следующим показателям: получатель платежа УФК по Саратовской области (Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области)) р/счет 40101810300000010010 Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов, БИК 046311001, КБК 18210202020061000160, ОКАТО-63401000000, Основание платежа – ТП, налоговый период – МС.01.2008, номер документа – 0, дата документа – 07.02.2008, тип платежа – НС, статус – 01, ИНН плательщика – 6452932183, КПП – 645201001, ИНН получателя – 64529007236, КПП – 645201001.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова считает требования Филимонова Олега Сергеевича обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании 19.08.2008 в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 16 час. 00 мин. 19.08.2008. После перерыва судебное заседание продолжено.

Как видно из материалов дела, ГУЗ «Детский противотуберкулезный диспансер» платежным поручением от 08.02.2008 № 32 были перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 18307 руб., Однако, в платежном поручении был ошибочно указан код бюджетной классификации (КБК).

Так при перечислении взносов на накопительную часть трудовой пенсии на сумму 18307 рублей указан код бюджетной классификации 1821020203  0061000160, следовало указать - 1821020202  0061000160.

17.03.2008 ГУЗ «Детский противотуберкулезный диспансер» обратилось в Межрайонную ИФНС России №8 по Саратовской области с заявлением о про­ведении зачета неправильно зачисленных сумм взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Межрайонная ИФНС России №8 по Саратовской области письмом № 314 от 25.03.2008 в проведении зачета неправильно зачисленных сумм взносов на накопительную часть трудовой пенсии отказала со ссылкой на то, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания для проведения зачетов и возвратов излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Считая отказ налоговых органов в возврате неправильно зачисленных взносов неправомерным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленное ГУЗ «Детский противотуберкулезный диспансер» требование подлежит удовлетворению по нижеприведенным основаниям.

В соответствии с п.7 ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" данный Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

В связи с введением в действие ФЗ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ «Налоговый Кодекс РФ часть вторая» и отменой взимания страховых взносов в Фонды на налоговые органы возложен контроль за уплатой взносов, а также в полном объеме, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ, проведение всех мероприятий налогового контроля.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Однако Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не установлены ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и источники уплаты этих процентов. Указанным Федеральным законом также не установлен и порядок уточнения платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют иную природу, отличную от налога, не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79). Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

В целях регулирования бюджетных правоотношений на основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации", в частности, уточнены бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета и администраторов доходов бюджета. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета; бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2008 N ММ-3-1/74@ на ее территориальные органы, поименованные в приложении N 1 к данному Приказу, возложены конкретные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба", в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решения о зачете (уточнении) платежей и представлению соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Пунктом 5 вышеназванного Приказа предусмотрено, что полномочия, возлагаемые на территориальные органы Федеральной налоговой службы согласно пункту 1 данного Приказа, осуществляются в порядке, установленном Кодексом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми документами Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства, Банка России и другими методическими документами, регламентирующими порядок осуществления возложенных на налоговые органы функций.

Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства. Администратор доходов бюджета осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, на основании действующего бюджетного законодательства Российской Федерации администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, об уплате процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, а также об уточнении соответствующих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 2776/06 и N 4240/06, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 N 3722/08, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ и принятыми в соответствий с ним нормативными правовыми актами, налоговые органы, являющиеся администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Кодекса, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Данная позиция изложена в Письме Минфина РФ от 12.05.2008 № 03-02-07/2-87.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика.

Согласно материалам дела, ГУЗ «Детский противотуберкулезный диспансер» обращалось в налоговый орган с заявлением о зачете неправильно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (с одного КБК на другой КБК), однако в удовлетворении заявления было отказано.

Факт уплаты страховых взносов в сумме 18307 руб. 99 коп. подтверждается платежным поручением от 07.02.2008 № 32.

Факт того, что по данным УПФР в числе прочих поступлений в счет страховых взносов в Пенсионный фонд РФ от страхователя ГУЗ «Детский противотуберкулезный диспансер» значится платеж по страховым взносам на КБК 18210202030061000160   (страховая часть) в сумме 18307 руб. 99 коп. подтвержден. Платежи уплачены на коды бюджетной классификации, по которым уплачивают страховые взносы страхователи-индивидуальные предприниматели за себя, а не за работников, что подтверждается представленными УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова реестрами учета платежей страхователей за период с 01.01.06г. по 31.12.08г. и налоговым органом не оспаривается.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.04г. № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ» и письмом Минфина России о порядке возврата (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов от 27.12.04г. № 11-12-5/19 предусмотрен возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений. Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства, в том числе на основании платежных поручений налоговых органов на возврат поступлений налогоплательщикам (плательщикам) страховых взносов.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что поскольку в нормах ФЗ от 15.12.01г. № 167-ФЗ не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям применимы положения Налогового Кодекса РФ. В связи с тем, что контроль за уплатой страховых взносов и проведение всех мероприятий налогового контроля возложены на налоговые органы, соответственно и процедура возврата (зачета) излишне уплаченных налогоплательщиком страховых взносов, должна осуществляться налоговыми органами с учетом положений гл. 12 Налогового Кодекса РФ.

При этом Пенсионный фонд и его территориальные органы вправе осуществить зачет (возврат) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов, законодатель для органов ПФР не установил.

Таким образом, возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в т.ч. на неверно указанные КБК) осуществляют налоговые органы.

В связи с этим, обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов на момент рассмотрения спора лежит на налоговом органе.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в суд, подлежит возврату.

При обращении с заявлением в суд предприниматель уплатил чеком-ордером от 26.02.2008 государственную пошлину в размере 2000 рублей.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» с 01.01.2007 г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

Данная позиция соответствует пункту 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации».

Следовательно, государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит взысканию в пользу ГУЗ «Детский противотуберкулезный диспансер» с Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области.

Руководствуясь ст. ст.49, 150, 104, 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области, выразившиеся в отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 18703 руб. 99 коп.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области зачислить перечисленный взнос на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 18307 руб. 99 коп. в счет предстоящих платежей по следующим показателям: получатель платежа УФК по Саратовской области (Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области) р/счет 40101810300000010010 Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области г. Саратов, БИК 046311001, КБК 18210202020061000160, ОКАТО-63401000000, Основание платежа – ТП, налоговый период – МС.01.2008, номер документа – 0, дата документа – 07.02.2008, тип платежа – НС, статус – 01, ИНН плательщика – 6452932183, КПП – 645201001, ИНН получателя – 64529007236, КПП – 645201001.

Прекратить производство по делу в части признания незаконными действий УФНС России по Саратовской области, выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных взносов, и обязании УФНС России по Саратовской области произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 18307 руб. 99 коп.

В случае прекращения производства по делу вторичное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области в пользу Государственного учреждения здравоохранения «Детский противотуберкулезный диспансер»понесенные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии судебного акта арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области - С.М.Степура