НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 17.02.2017 № А57-1101/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

27 февраля 2017 года

Дело №А57-1101/2017

Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2017г.

Полный текст решения изготовлен 27.02.2017г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной И.Ю., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Межрайонной ИФНС РФ № 9 по Саратовской области, г. Ершов Саратовской области

Заинтересованные лица:

Финансовое управление Администрации Питерского муниципального района Саратовской области,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области»

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от МРИ ФНС России №9 по Саратовской области- Бурцева Ю.А. по доверенности № 02-11/08137 от 25.09.2015г.;

от Финансового управления Администрации Питерского муниципального района Саратовской области -не явился, извещен;

от  МОУ  «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области» - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС РФ № 9 по Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления Администрации Питерского муниципального района Саратовской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе.

В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязатьфинансовое управление Администрации Питерского муниципального района Саратовской области приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе, до полного исполнения Решений №2386 от 07.09.2015 г № 1165 от 05.05.2016 г №3444 от 11.12.2015 г.; 325 от 04.03.2016 г;№326 от 04.03.2016 г; № 1658 от 06.06.2016г; №2389 от 07.09.2015 г; №3095 от 27.11.2015 г.. «О взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассмотрен по существу в данном судебном заседании по документам, имеющимся в материалах дела.

Рассмотрев материалы дела, суд установил, что Учреждение представило налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 3 кв. 2015 года, с суммой к уплате в размере 128130,0 руб., декларация за 2015 год на сумму 123865,0 руб., декларация по земельному налогу за 2015 год на сумму 50736 руб.; Декларация по земельному налогу на сумму 202947 руб.; декларация по имущественному налогу за 2 квартал 2015 г на сумму 160609.00 руб.; декларация по налогу на землю за 2014 год на сумму 202947,00 руб.; декларация по имущественному налогу за 9 месяцев 2015 года на сумму 156208,00 руб.

Однако суммы подлежащие уплате по данной налоговой декларации в сроки, установленные ст. 383 НК РФ налогоплательщиком оплачены не были. В связи с отсутствием уплаты налогов Инспекцией в адрес Учреждения было направлено требование №2004 от 16.05.2016г. с предложением уплатить имеющуюся задолженность в срок до 03.06.2016г. соответственно, №1071 от 11.04.2016 срок уплаты 21.04.2016 г.; № 337 от 12.02.2016 г срок уплаты до 25.02.2016 г.; №№ 305 от 11.02.2016 срок уплаты 24.02.2016 г.; №4701 от 20.11.2015 г. срок уплаты 10.12.2015 г.; № 186709 от 25.11.2015 г. срок уплаты 07.12.2015 г.; № 110604 от 10.08.2015 срок уплаты до 28.08.2015 г.; № 185484 от 13.11.2015 г. срок уплаты до 25.11.2015 г.

На основании абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с отсутствием оплаты штрафа, Инспекцией в рамках п. 3.1 ст. 46 НК РФ было направлено Решение №2386 от 07.09.2015 г., № 1165 от 05.05.2016 г., №3444 от 11.12.2015 г.; 325 от 04.03.2016 г.; №326 от 04.03.2016 г.; № 1658 от 06.06.2016г.; №2389 от 07.09.2015 г.; №3095 от 27.11.2015 г. «О взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Финансовое управление администрации Питерского муниципального района Саратовской области ИНН 6426002424 КПП 642601001 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области в качестве юридического лица, является органом, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Основным видом деятельности Финансового управления администрации Питерского муниципального района Саратовской области согласно выписки из ЕГРЮЛ является «Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера».

Согласно п. 3.1 ст. 46 НК РФ, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика - организации либо при отсутствии информации о счетах взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

Финансовое Управление администрации Питерского муниципального района Саратовской области уведомлением №231 от 12.10.2016г.; № 150 от 25.07.2016 г; № 112 от 27.05.2016г., №113 от 27.05.2016г. «О неисполнении решения налогового органа», уведомило Инспекцию о неисполнении решения налогового органа в течение трех месячного срока в связи с отсутствием источника для погашения налогов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку решение МРИ ФНС №2386 от 07.09.2015 г., № 1165 от 05.05.2016 г., №3444 от 11.12.2015 г.; 325 от 04.03.2016 г.; №326 от 04.03.2016 г.; № 1658 от 06.06.2016г.; №2389 от 07.09.2015 г.; №3095 от 27.11.2015 г.  в установленный законом срок исполнены не были, заявитель обратился в арбитражный суд с названными требованиями.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области» ИНН 6426004326 КПП 642601001 (далее -Учреждение) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по Саратовской области (далее - Инспекция, налоговый орган) в качестве юридического лица.

Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах

Согласно п. 3.1 ст. 46 НК РФ, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика - организации либо при отсутствии информации о счетах взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.   

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

Финансовое Управление администрации Питерского муниципального района Саратовской области уведомлением №231 от 12.10.2016г.; № 150 от 25.07.2016 г; № 112 от 27.05.2016г., №113 от 27.05.2016г. «О неисполнении решения налогового органа», уведомило Инспекцию о неисполнении решения налогового органа в течение трех месячного срока в связи с отсутствием источника для погашения налогов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания -бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Таким образом, при неисполнении решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения.

При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном указанной нормой, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.

При неисполнении решения в отведенный срок финансовый орган в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязан принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения решения, и независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в Кодексе.

Такой же вывод по аналогичному делу был изложен в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.08.2009 по делу №А57-3416/09-16, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.2009 № ВАС-13746/09 отказано.

Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью финансового органа.

Как следует из материалов дела, Финансовое управление администрации Питерского муниципального района Саратовской области является органом, осуществляющим открытие и ведение лицевого счета МОУ  «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области», в связи с чем несет обязанность по совершению предусмотренных ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий по исполнению требований исполнительного документа.

Фактическое получение Финуправлением предъявленного МРИ ФНС №9 по Саратовской области к исполнению исполнительного документа подтверждено материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что Финансовое управление администрации Ершовского муниципального района Саратовской области, установив неисполнение должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа требований решения, должно было в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в Финансовом управлении администрации Питерского муниципального района Саратовской области, с уведомлением должника.

Однако доказательств осуществления Финансовым управлением предусмотренных п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, а также доказательств информирования взыскателя о неисполнении должником исполнительных документов, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности бездействия Финансового управления администрации Питерского муниципального района Саратовской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – МОУ  «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области», открытых в Финансовом управлении администрации Питерского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения МОУ  «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области» требований Решений №2386 от 07.09.2015 г № 1165 от 05.05.2016 г №3444 от 11.12.2015 г.; 325 от 04.03.2016 г;№326 от 04.03.2016 г; № 1658 от 06.06.2016г; №2389 от 07.09.2015 г; №3095 от 27.11.2015 г.. «О взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Так как не соответствующим закону бездействием заинтересованного лица ограничиваются права заявителя в части получения подлежащей взысканию на основании исполнительных документов сумм долга, суд приходит к выводу о восстановлении нарушенного права МРИ ФНС России №9 по Саратовской области с учетом положений п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, в силу п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться в числе прочего указание на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным способом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

По смыслу этой нормы, указание на обязанность органа, осуществляющего публичные полномочия, предпринять действия или принять решение, направленные на восстановление нарушенного права заявителя, является необходимым атрибутом судебного акта по рассматриваемой категории споров, и осуществляется судом независимо от наличия или отсутствия соответствующего требования заявителя. При выборе способа восстановления нарушенного права заявителя суд не связан позицией заявителя по этому вопросу и исходит из конкретных обстоятельств дела.

Поскольку определение способа восстановления права является прерогативой суда, суд полагает, с учетом положений Бюджетного кодекса РФ, надлежащим способом восстановления нарушенных прав будет являться возложение обязанности на Финансовое управление администрации Питерского муниципального района Саратовской области с целью устранения нарушения прав взыскателя приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – МОУ  «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области», открытых в Финансовом управлении администрации Питерского муниципального района (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения МОУ  «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области» требований Решений №2386 от 07.09.2015 г № 1165 от 05.05.2016 г №3444 от 11.12.2015 г.; 325 от 04.03.2016 г;№326 от 04.03.2016 г; № 1658 от 06.06.2016г; №2389 от 07.09.2015 г; №3095 от 27.11.2015 г.. «О взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Руководствуясь статьями 27,167-170,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие финансового управления Администрации Питерского муниципального района Саратовской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе.

Обязать финансовое управление Администрации Питерского муниципального района Саратовской области приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Питерка Саратовской области», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе, до полного исполнения Решений №2386 от 07.09.2015 г № 1165 от 05.05.2016 г №3444 от 11.12.2015 г.; 325 от 04.03.2016 г;№326 от 04.03.2016 г; № 1658 от 06.06.2016г; №2389 от 07.09.2015 г; №3095 от 27.11.2015 г.. «О взыскании денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд Саратовской области.

Судья                                                                                                  А.В. Калинина