АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 22 июня 2020 года | Дело №А57-5990/2020 |
Резолютивная часть решения оглашена 16 июня 2020 года
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2020 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гаджимурадовым Э.А., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: город Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1 материалы дела по заявлению АО «Торговый дом «ТЦ-Поволжье», ИНН 6453012534
о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Саратовской области по делу об административном правонарушении № 15 от 19.03.2020г.
Заинтересованные лица:
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области
Завидов Сергей Юрьевич
при участии:
от заявителя – Романова В.В., доверенность от 09.01.2020 г.,
от Управления Роспотребнадзора по Саратовской области – Корчагина Н.В., доверенность
от 20.02.2020 г.
Завидов С.Ю. – лично, паспорт обозревался №6306956363,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось АО «Торговый дом «ТЦ-Поволжье» с заявлением о признании незаконным постановления Управления Роспотребнадзора по Саратовской области по делу об административном правонарушении № 15 от 19.03.2020.
В судебном заседании представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 16.06.2020 года., 14 час. 20 мин., после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Как следует из материалов дела, 31.12.2019 г. с 10 час.00 мин до 12 час.00 мин., 23.01.2020 г. с 13 час 00 мин до 15 час. 00 мин в ходе проведения внеплановой документарной проверки АО «ТД «ТЦ-ПОВОЛЖЬЕ», расположенного по адресу: г. Саратов, ул. 3-я Дачная, дом б/н, ТРЦ «Тау Галерея», сайт https://iauaallerv.ru/. при исследовании текстовой информации, размещенной на сайте, а так же документов, представленных гр. Завидовым С.Ю., Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области установлен факт нарушения АО «ТД «ТЦ-ПОВОЛЖЬЕ» законодательства о защите прав потребителей в части включения в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами в области защиты прав потребителей, в результате которого с потребителя гр. Завидова СЮ. взысканы денежные средства в размере 500 руб. за утерю парковочного талона.
Из обстоятельств дела следует, что 04.10.2019 Завидов С.Ю. совершил кратковременную разовую постановку автомототранспортного средства, не превышающую 2-х часов, на автоматической парковке АО «ТД «ТЦ-ПОВОЛЖЬЕ», расположенной в ТЦ «ТАУ ГАЛЕРЕЯ». По окончании двухчасовой парковки обнаружил отсутствие одноразового пропуска. Выдать автотранспортное средство возможно было лишь только при предъявлении оплаты штрафа в размере 500 руб. за утерю парковочного талона. Завидов С.Ю. уплатил сумму штрафа 500 руб.
По результатам проверки Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области пришло к выводу о нарушении юридическим лицом положений Правил оказания услуг автостоянок № 795, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г., а также Закона о защите прав потребителей.
Изложенные обстоятельства квалифицированы административным органом по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.
16.03.2020 в отношении АО «ТЖ «ТЦ-Поволжье» составлен протокол об административном правонарушении № 000005 и выдано предписание об устранении нарушений законодательства № 4218-д от 23.01.2020.
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Саратовской области № 15 по делу об административном правонарушении от 19.03.2020 АО «ТЖ «ТЦ-Поволжье» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением.
Исследовав представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в деле, изучив действующее законодательство, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В силу положений пункта 1 статьи 65 и пункта 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения должны фиксироваться административным органом в документах, составленных в порядке и сроки, установленные процессуальными нормами КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объектом данного административного правонарушения, посягающего на право потребителя, на получение указанной информации, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, выразившиеся в уклонении от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации.
В обоснование своих доводов, Общество указывает, что оказывая услуги по предоставлению парковочных мест, Общество не берет на себя обязательств по сохранности транспортного средства, помещаемого на парковку.
В настоящее время какого-либо нормативного документа, регламентирующего оказание услуг парковки, не принято, в связи с чем, правомерным является применение в данном случае Правил №795, регулирующих оказание услуг автостоянки.
Согласно пункту 12 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795 (далее - Правила № 795) при кратковременной разовой постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более одних суток) заключение договора может быть осуществлено путем выдачи потребителю соответствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства. Копия указанного документа остается у исполнителя.
Согласно пункту 14 Постановления Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 в случае утраты договора либо документа, удостоверяющего заключение договора об оказании услуги (сохранной расписки, квитанции и т.п.). потребитель должен известить об этом исполнителя. При этом автомототранспортное средство выдается потребителю на основании его письменного заявления по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документов, подтверждающих право собственности (пользования, распоряжения) на автомототранспортное средство.
В соответствии с п. 16 Правил № 795 оплата потребителем оказанных услуг осуществляется в порядке, установленном договором.
В соответствии с п. 17 Правил № 795 цена оказываемой услуги определяется в договоре. Расходы, которые исполнитель и потребитель не могли предвидеть при заключении договора (чрезвычайные расходы), возмещаются исполнителю, если потребитель дал согласие на эти расходы или одобрил их впоследствии.
Таким образом, отсутствие парковочного талона не препятствует выдаче автотранспортного средства на основании письменного заявления владельца по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документов, подтверждающих право собственности (пользования, распоряжения) на автомототранспортное средство (пункт 14 Правил №795).
Согласно п.4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025, договор об оказании услуги оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ).
Изделие, указанное в документе, подтверждающем заключение договора об оказании услуги (выполнении работы), в случае утраты этого документа выдается на основании письменного заявления потребителя по предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя (п.5 Правил).
Указанные положения правового акта, регламентирующие оказание бытовых услуг населению согласуются с нормой п.14 Постановления Правительства РФ от 17.11.2001 № 795, согласно которой удержание автомототранспортного средства или взимание штрафных санкций, в случае утраты документа, удостоверяющего заключение договора об оказании услуги, не допускается.
Кроме того, согласно сведениям, представленным Завидовым СЮ. в протоколе опроса от 11.02.2020г., автоматические кассы по выдаче штрафных карт в ТЦ «Тау Галерея» отсутствуют. Оплата была произведена безналичным способом непосредственно в комнате сотрудников парковки с использованием ККМ. По результатам оплаты был выдан кассовый чек, который не содержал сведений о назначении платежа - оплата штрафного талона.
Взамен за оплату 500 рублей Завидов СЮ. получил бумажный билет, бывший в употреблении (дата въезда 20.07.2019 время 16:23:11), который сотрудник парковки взял непосредственно у себя на столе (аналогичные билеты в большом количестве лежали на столе стопкой).
Выезд с парковки осуществлялся при помощи сотрудников парковки, поскольку полученный талон бывший в употреблении не считывался паркоматом на выезде.
В соответствии с пунктом 24 Правил №795 для выезда с автостоянки при разовой постановке автомототранспортного средства на хранение потребитель обязан предъявить уполномоченному работнику исполнителя документ, удостоверяющий принятие автомототранспортного средства на хранение (сохранную расписку, квитанцию и т.п.), а также подтвердить возврат ему автомототранспортного средства личной подписью, которая проставляется в присутствии уполномоченного работника исполнителя на оригинале и копии указанного документа
Согласно представленным в материалы дела Правилам пользования парковкой, утвержденным заявителем, пребывание на территории автоматической парковки транспортного средства по истечении 15 минут с момента получения парковочной карты считается заключением между водителем транспортного средства и АО ТД «ТЦ - Поволжье» договора оказания платных услуг по предоставлению возможности размещения транспортного средства на территории автоматической парковки «Тау галерея» на условиях, изложенных в данных Правилах, а так же является согласием с пунктами данных Правил пользования автоматической парковкой «Тау галерея» (п.1 Правил парковки).
Для въезда на автоматическую парковку необходимо: подъехать к въездному терминалу выдачи парковочных карт, нажать на кнопку выдачи карты (билета) и получить парковочпую карту. Парковочную карту (билет) необходимо сохранить до момента выезда с территории платной парковки. Парковочную карту (билет) нельзя мять, подвергать воздействию жидкости, а гак же нагревать. Парковочная карта является собственностью АО ТД «ТЦ-Поволжье» (п.3.1 Правил парковки).
При утере или повреждении парковочной карты (билета) выезд с парковки осуществляется с помощью штрафной карты, выдача которой производится в автоматических кассах (паркоматах), стоимостью 500 рублей (п.3.2 Правил парковки).
Оплата рассчитывается по времени нахождения транспортного средства на территории автоматической парковки в соответствии с утвержденными тарифами. Время заезда на парковку указывается системой автоматически на парковочной карте. При нахождении на парковке менее 2х часов в интервале указанном в п.2.3. владелец ТС может покидать парковку без обработки парковочной карты паркоматом. (п.6.1 Правил парковки).
Суд соглашается с доводом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области и указывает, что условие об оплате услуги парковки без определения периода оказания данной услуги, при возможности ее определения (в соответствии с Правилами) противоречит указанным нормам права, поскольку возлагает на потребителя обязанность по оплате не фактически понесенных расходов, а санкции за утрату или повреждение парковочного билета.
К тому же, сам по себе парковочный талон не представляет какой-либо материальной ценности (в отличие, например, от номерка в гардеробной театра), а, изготовленный на бумажном носителе, представляет собой средство фиксации времени нахождения транспортного средства на парковке.
Действующим законодательством также не предусмотрено правонарушение в виде утери парковочного талона, а заявитель не является органом, уполномоченным законом на назначение подобного наказания.
Следовательно, заявитель, в нарушение пункта 12 Правил, ненадлежащим образом организовав документооборот, фиксирующий прием и выдачу автомототранспортных средств, фактически возложил на потребителя ответственность за утерю принадлежащего ему экземпляра парковочного билета в виде компенсации (штрафа).
В рассматриваемом случае компенсация за утерю (порчу) потребителем парковочного талона выступает мерой неосновательного обогащения заявителя, что является недопустимым.
При надлежащем документообороте возможность исчисления стоимости пользования услугами парковки даже в случае утери парковочного билета предусмотрена почасовыми (суточными) тарифами, установленными Обществом в Правилах пользования парковкой, утвержденных 18.01.2017 г.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ определено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
С учетом вышеуказанных норм права, правила оказания услуг заявителем сформулированы таким образом, что оплата компенсации утери парковочного билета должна быть произведена за сам факт совершения указанного действия, без определения размера причиненного ущерба.
Заявитель, размещая правила парковки перед въездом на стоянку, извещает потребителя о необходимости оплаты парковки в случае утери парковочного билета в сумме 500 рублей, однако, потребитель, въезжая на парковку, не может предполагать, что билет будет им утерян, следовательно, не может соглашаться с теми условиями договора, которые в отношении него наступить не должны.
Согласно части 1 статье 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Таким образом, заявителем в Правила включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, а именно условие о штрафной санкции в размере 500 рублей за утерю парковочного билета.
Из материалов дела невозможно определить, каким расчетным путем определена компенсация в размере 500 руб. (при стоимости часа парковки 20 руб.).
Исходя из изложенного, установленная Правилами пользования парковкой от 18.01.2017 компенсация в размере 500 руб. за утерю или порчу потребителем парковочного талона фактически является штрафной санкцией, право на взимание которой законом не предусмотрено, т.е. заявителем нарушены положения статьи Закона №2300-1 и совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, в установленном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ размере.
При этом, судом также учитывается, что указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения общества.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных АО «ТД «ТЦ-Поволжье» требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Саратовской области № 15 от 19.03.2020 – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в 10-дн. срок с момента принятия решения.
Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.И. Викленко