НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Саратовской области от 15.06.2016 № А57-265/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

17 июня 2016 года

Дело № А57-265/2016

Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2016 г. 

Полный текст решения изготовлен 17 июня  2016 г.

Судья Арбитражного суда Саратовской области Е.В. Сеничкина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.С. Новожиловым,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК», г.Саратов,

заинтересованные лица:

Комитет ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов,

Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов,

общество с ограниченной ответственностью «УЮТ-Р», г. Саратов

о признании незаконным решения конкурсной комиссии о не допуске ООО «ЖЭК» к участию в конкурсе по лотам № 1, 2, 4, 15, 16 и допустить ООО «ЖЭК» к участию к торгам.

при участии:

представителя заявителя – не явился, извещен,

представителя Комитета ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов – не явился, извещен,

представителя Администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов – не явился, извещён,

представителя общества с ограниченной ответственностью «УЮТ-Р», г. Саратов – не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением общество с ограниченной ответственностью «ЖЭК», г.Саратов, заинтересованные лица: Комитет ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью «УЮТ-Р», г. Саратов о признании незаконным решения конкурсной комиссии о не допуске ООО «ЖЭК» к участию в конкурсе по лотам № 1, 2, 4, 15, 16 и допустить ООО «ЖЭК» к участию к торгам.

Стороны в судебное заседание не явились, извещённые надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 08.06.2016г. по 15.06.2016г. до 15 час. 00 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, 17.11.2015г. на участие в указанном открытом конкурсе  ООО «ЖЭК» были поданы заявки с приложением соответствующих документов по лотам № 1, 2, 4, 15, 16.

Заявка ООО «ЖЭК»  на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Саратов, 1-й Овражный пр-д, д. 10 (лот № 1, Октябрьский район), г. Саратов, 1-й Овражный пр-д, д. 14 (лот № 2, Октябрьский район), г. Саратов, 2-й Станционный пр-д, д. 15 (лот № 4, Октябрьский район), г. Саратов, 6-й пр-д Первомайского посёлка, д. 27 (А,В,Ж) (лот № 15, Октябрьский район),  г. Саратов, 6-й пр-д Первомайского посёлка, д. 29 (А,Б)(лот № 16, Октябрьский район) от 17.11.2015г. была зарегистрирована  17.11.2015г.  комитетом ЖКХ с присвоением регистрационного номера 1389.  

Решением  конкурсной   комиссии  по  проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, оформленным протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе (лот № 1) по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домами № 440Р/15 от 25.11.2015г., ООО «ЖЭК» было отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием представленной им заявки требованиям, установленным подпунктом 3 пункта 18 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006г. № 75, что выразилось в не предоставлении определенных пунктом 52-53 Правил документов.

По результатам открытого конкурса  победителем по  лотам № 1, 2, 4, 15, 16  признано ООО «УЮТ-Р» с которым и должны быть заключены договоры управления многоквартирными домами.

Считая, что конкурсная комиссия Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» необоснованно отказала ООО «ЖЭК» в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Саратов, 1-й Овражный пр-д, д. 10 (лот № 1, Октябрьский район), г. Саратов, 1-й Овражный пр-д, д. 14 (лот № 2, Октябрьский район), г. Саратов, 2-й Станционный пр-д, д. 15 (лот № 4, Октябрьский район), г. Саратов, 6-й пр-д Первомайского посёлка, д. 27 (А,В,Ж) (лот № 15, Октябрьский район), г. Саратов, 6-й пр-д Первомайского посёлка, д. 29 (А,Б) (лот № 16, Октябрьский район) Общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением. При этом заявитель полагает, что поданные им заявки в полной мере соответствуют конкурсной документации и действующему законодательству.

Исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с  пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений указанной статьи и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 № 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления, действий (бездействия) должностных лиц является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта либо решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу подпунктов 3 и 4 части 1 статьи 199 АПК РФ в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 3  Постановления Правительства Российской Федерации

№ 75 от 06.02.2006г. «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме  не выбран способ управления этим домом, либо решение о выборе способа управления домом не реализовано, или до окончания срока действия договора управления домом, заключенного по результатам  конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, а также в случае, если в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение  на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

 Комитетом по ЖХК Администрации МО «Город Саратов», как уполномоченным органом, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу  www.torgi.gov.ru информации о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации была размещена информация о проведении открытых конкурсов отбору управляющей организации для управления указанными многоквартирными домами.

Порядок подачи заявок, в том числе перечень документов, которые предоставляются претендентами на участие в конкурсе, установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления  многоквартирным  домом,  утвержденными  постановлением  Правительства Российской Федерации от   06 февраля 2006 года № 75 (далее – Правила № 75).

Предоставление дополнительных документов от претендентов на участие в открытом конкурсе не требуется.

В соответствии с пунктом 41  Правил № 75 конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению № 4 и утвержденную организатором конкурса инструкцию по ее заполнению.

Пунктом 52 Правил № 75 предусмотрено, что для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной Приложением № 4 к настоящим Правилам. Срок подачи заявок должен составлять не менее 25 дней. Приём заявок на участие в конкурсе прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Заявка на участие в конкурсе согласно п. 53 Правил  № 75 включает в себя:

1) сведения и документы о претенденте: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес; номер телефона; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе; реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов: документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 18 Правил № 75 основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

Согласно п. 20 Правил № 75 отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным п. 18 Правил, не допускается.

Таким образом, пунктом 53 Правил № 75 утверждено, что заявка на участие в конкурсе включает в себя документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Согласно п. 33 Конкурсной документации для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вышеуказанными многоквартирными домами,  заявка на участие в конкурсе включает в себя:

1) сведения и документы о претенденте:

наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;

номер телефона;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе;

реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:

документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 24 конкурсной документации, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

В соответствии Правилами проведения открытого конкурса утверждёнными постановлением правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме, одно лицо вправе подать в отношении одного лота только одну заявку.

ООО «ЖЭК» подало заявки на участие в конкурсе по лотам № 1, 2, 4, 15, 16 с приложением необходимого перечня документов.

При вскрытии конвертов с заявками претендента ООО «ЖЭК» было установлено несоответствие заявки требованиям, установленным подпунктом 3 пункта 18 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006г. № 75, а именно: не предоставление определенных пунктом 52-53 настоящих Правил документов.

ООО «ЖЭК» не было допущено к участию в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по тем основаниям, что в предоставленных в одном конверте документах не возможно определить в отношении какого многоквартирного дома подана заявка и какую из данных заявок можно принять во внимание и допустить к участию в конкурсе. 

Таким образом, заявка претендента ООО «ЖЭК»  не соответствовала требованиям подпункта 3 пункта 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006г. № 75, а именно: не представление определенных пунктами 52-53 указанных Правил документов.

Согласно п. 2 ст. 53 Правил № 75 и пп. 2 п. 33 Конкурсной документации  заявка претендента должна включать документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Согласно п. 3.3 Инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе в качестве документов, подтверждающих внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, рассматриваются платёжные поручения с отметкой банка о принятии к исполнению.

Однако, в составе заявки заявителя представлено платёжное поручение  на оплату обеспечения заявки на участие в конкурсе, сформированное с использованием электронной системы «Клиент-Банк».

Форма электронного документа как способ существования и выражения различных вариантов предмета отличается от обычного бумажного носителя информации.

При этом суд принимает во внимание, что согласно конкурсной документации заявки подаются претендентами в письменной форме в запечатанных конвертах.

Конкурсной документацией не предусмотрено представление в качестве обеспечения заявки платежного поручения, сформированного в электронном виде. В соответствии с приложением № 1 Положения Банка Российской Федерации от 19.06.2012г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств»,  при исполнении платёжного поручения на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, а также дата списания денежных средств. Поскольку оригинал платёжного поручения с отметкой банка или заверенная  копия этого платёжного поручения,  предусмотренные конкурсной документацией не представлены, конкурсная комиссия обоснованно сделала вывод о том, что ООО «ЖЭК»  представлен документ, не заверенный надлежащим образом.

Порядок оформления копий документов регламентирован п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утверждены постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст).

Как следует из указанной нормы, заверенной копией документа является копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Для заверения соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно», должность лица, заверившего копию, его личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения. Копия документа заверяется печатью, определяемой по усмотрению организации.

Обязанность предприятий, учреждений и организаций указывать на копиях документов даты их выдачи также установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 г. № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» (п. 1 абз. 4).

Таким образом, заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Поскольку  нормативно предусмотрены порядок изготовления копий документов и её обязательные реквизиты, а прямое указание в конкурсной документации  на представление вместе с заявкой копий документов, заверенных в установленном порядке,  следовательно,  все заинтересованные в участии в конкурсе лица  обязаны исполнить вышеназванные требования нормативных актов при представлении копий документов, заверенных любым способом предусмотренным действующим законодательством.

На основании изложенного светокопия документа является надлежащим документом  только в том случае, если она заверена в соответствии с приведённым выше порядком.

В нарушение указанных норм бухгалтерский баланс, представленный в составе  заявки  ООО «ЖЭК»,  не содержит дату заверения копии документа, что не соответствует установленным требованиям. Дата заверения не указана ни на каждой заверенной странице, ни на последней странице, где указано «прошито и пронумеровано на ххх  листах».

Согласно  требованиям Правил и конкурсной документации в составе заявки претендент должен представить утверждённый бухгалтерский баланс.

В соответствии с п. 3.5  Инструкции по заполнению  заявки на участие в конкурсе утверждённый бухгалтерский баланс за последний отчётный период представляется в копии с отметкой налогового органа.

Обязательные для представления документы необходимы для оценки финансового состояния и финансовых возможностей претендента.

Достоверность,  представленных претендентом сведений в бухгалтерском балансе подтверждается отметкой налогового органа о его принятии.

В составе заявки Обществом представлен бухгалтерский баланс без отметки налогового органа.

Согласно пункту 44 Правил № 75 организатор конкурса или по его поручению специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении конкурса.

Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте всеми заинтересованными лицами без взимания платы.

Опубликование конкурсной документации  не в полном объёме  вводит в заблуждение участников размещения заказа.

 Конкурсная комиссия  не имела права отказывать заявке ООО «ЖЭК» в  допуске к участию в конкурсе по причине того, что в предоставленных в одном конверте документах не возможно определить в отношении какого многоквартирного дома подана заявка и какую из данных заявок можно принять во внимание и допустить к участию в конкурсе.

Однако, поскольку судом установлено, что в составе заявки на участие в конкурсе по отбору  управляющей организации для управления многоквартирным домом представлены документы, не заверенные   в установленном порядке, следовательно, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов» правомерно отказал заявителю в допуске к конкурсу по основаниям, предусмотренным пп. 3 п. 18 Правил.      

С учётом изложенного,  суд не находит оснований для удовлетворения  заявленного требования.

Расходы по госпошлине суд относит на заявителя в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку при обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением заявитель обратился с ходатайством об отсрочке уплаты госпошлины, которое было удовлетворено судом,  с заявителя подлежит взысканию госпошлина в сумме 3000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК», г.Саратов, заинтересованные лица: Комитет ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью «УЮТ-Р», г. Саратов о признании незаконным решения конкурсной комиссии о не допуске ООО «ЖЭК» к участию в конкурсе по лотам № 1, 2, 4, 15, 16 и допустить ООО «ЖЭК» к участию к торгам., отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК», г.Саратов государственную пошлину в размере 3000 руб. в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

            Судья                                                                                                               Е.В. Сеничкина