АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
13.02.2008 г.
город Саратов Дело №А-57-20208/07-6
Судья Арбитражного суда Саратовской области Землянникова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «ДИАЛЛ АЛЬЯНС», Саратовская область, Вольский район, п. Черкасское
Заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Саратовской области, Саратовская область, г. Новоузенск
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области, г. Саратов
о признании частично недействительным решения налогового органа в части отказа в зачёте суммы излишнего уплаченного в Федеральный бюджет налога, и возврате на расчётный счёт суммы излишне уплаченного налога и обязании произвести зачёт суммы излишне уплаченного налога и возврат суммы излишне уплаченного налога,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, дов № 20 от 23.01.2008 г., ФИО2, дов. № 20 от 23.01.2008 г.;
от ФНС № 8: ФИО3, дов. № 04-09/44011 от 28.12.2007 г.
УСТА НОВИ Л:
Общество с ограниченной ответственностью «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» (далее по тексту ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области в части:
- отказа в зачёте суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 5 000 000 руб. в счёт предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 5 000 000 руб.;
- возврата на расчётный счёт ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 руб., а так же обязании Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области произвести зачёт суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 5 000 000 руб. в счёт предстоящих платежей ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в части Федерального бюджета 95 % в сумме 5 000 000 руб. и возврата суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 4 000 000 руб.
До рассмотрения спора по существу, в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленные требования (л.д. 152) и просит суд признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области в части:
- отказа в зачёте суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 5 000 000 руб. в счёт предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 5 000 000 руб.;
- возврата на расчётный счёт ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 руб.
Кроме того, заявитель просит суд обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области произвести:
- зачёт суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 5 000 000 руб. в счёт предстоящих платежей ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в части Федерального бюджета 95 % в сумме 5 000 000 руб.;
- возврат суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 4 000 000 руб. путём перечисления денежных средств на расчётный счёт ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС».
В судебное заседание, назначенное на 07.02.2008 г. на 10 час. 00 мин. представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, о чём свидетельствует почтовое уведомление № 83830, имеющееся в материалах дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ, при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
При указанных обстоятельствах, спор рассмотрен по существу в данном судебном заседании, по документам, имеющимся в материалах дела.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебном заседании был объявлен перерыв до 13.02.2008 г. до 14 час. 20 мин.
Судом установлено, что ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» до 29.06.2007 г. состояло на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области. В связи с изменением местонахождения, Общество поставлено на налоговый учёт в Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием переплаты у ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» в Федеральный бюджет по налогу на добавленную стоимость (НДС), образовавшуюся в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога в размере 15 971 044 руб. 60 коп., Общество обратилось в Межрайонную ИФНС России № 4 по Саратовской области с заявлением № 142 от 31.05.2007 г. (л.д. 11):
1. О зачете излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в части Федерального бюджета 95 % в сумме 5 000 000 рублей и налога на добычу полезных ископаемых (газ природный) в части Федерального бюджета 100 % в сумме 2 000 000 руб.;
2. О возврате на расчетный счет ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 рублей.
Ответом от 22.06.2007 г. за исх. № 2.8-04/9045 (л.д. 12) Межрайонная ИФНС России № 4 по Саратовской области, не оспаривая переплату по налогу на добавленную стоимость (НДС), частично отказала Обществу в зачёте и возврате суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 9 000 000 рублей, в том числе:
- в сумме 5 000 000 рублей в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть), ссылаясь на то, что налоги, предлагаемые к зачёту, являются источниками формирования разных бюджетов;
- в сумме 4 000 000 рублей путём возврата на расчётный счёт НДС, ссылаясь на то, что поступление налоговых платежей в Федеральный бюджет в июне 2007 г. не позволяет исполнить заявление о возврате и возвратить налог на добавленную стоимость в размере 4 000 000 руб.
Общество, не согласившись с данным ненормативным актом налогового органа в части отказа в зачёте суммы излишнего уплаченного в Федеральный бюджет налога, и возврате на расчётный счёт суммы излишне уплаченного налога, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым органом неправомерно отказано Обществу в зачёте суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в счёт предстоящих платежей по НДПИ (нефть) в сумме 5 000 000 рублей, поскольку налог на добычу полезных ископаемых в большей части направляется так же как и налог на добавленную стоимость в Федеральный бюджет, то следовательно налоговый орган может произвести зачёт в части 95 %, в которой налог на добычу полезных ископаемых направляется в Федеральный бюджет.
Так же заявитель считает, что у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в размере 4 000 000 руб., поскольку на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 руб. у Общества отсутствовала недоимка по каким-либо налогам.
Межрайонная ИФНС России № 4 по Саратовской области не согласна с заявленными требованиями, по основаниям изложенным в отзыве (л.д. 60-62). По мнению инспекции, произвести зачёт с налога на добавленную стоимость в счёт погашения задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) – невозможно, в связи с разницей соотношений процентных отчислений бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По поводу отказа в возврате на расчётный счёт Общества налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 руб., налоговый орган ссылается на то, что на момент обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате на расчётный счёт налога на добавленную стоимость, отсутствовали достаточные налоговые поступления в Федеральный бюджет необходимые для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет суммы излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно ч. 1 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
На основании имеющихся в деле доказательств, судом установлен факт наличия у предприятия на момент подачи заявления о зачёте и возврате сумм излишне уплаченного налога, переплаты по налогу на добавленную стоимость. Указанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
Налоговая инспекция, отказывая предприятию в проведении зачёта образовавшейся переплаты по налогу на добавленную стоимость в счёт предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых, ссылается на то, что законодательство не позволяет налоговому органу произвести зачет переплаты по налогу на добавленную стоимость в счет платежей по налогу на добычу полезных ископаемых, поскольку налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых являются источниками формирования разных бюджетов (НДС -100 % федеральный бюджет, НДПИ - 95% федеральный бюджет и 5% - региональный бюджет).
Суд считает данный вывод налогового органа ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.01.2007 г.), сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течении пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд) в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 50 Бюджетного кодекса в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов, в том числе: по налогу на добавленную стоимость (НДС) - по нормативу 100 %, по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (НДПИ) (за исключением газа горючего) - по нормативу 95 %, оставшиеся 5 % подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно акту сверки № 12599 от 30.01.2007 г. (л.д. 149), составленному Обществом с ограниченной ответственностью «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» с Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области, у заявителя имеется переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 12 519 217 руб. 41 коп.
Указанная переплата образовалась у заявителя в период между 25.12.2005 г. и 01.01.2007 г., что подтверждается представленными в материалы дела актами сверки № 531 от 06.01.2006 г. (л.д. 146) и № 12599 от 30.01.2007 г. (л.д. 149).
Налогоплательщик обратился с заявлением от 31.05.2007 г. о проведении зачёта излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость в счёт исполнения обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 5 000 000 рублей.
Таким образом, Обществом с ограниченной ответственностью «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» выполнены все предусмотренные статьёй 78 налогового Кодекса Российской Федерации требования, регламентирующие процедуру зачёта излишне уплаченного налога.
Суд считает, что сумма переплаты и сумма предстоящего налога находятся в рамках одного бюджета - федерального, в связи с чем налоговый орган обязан был произвести зачет излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в счет уплаты налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Суд считает несостоятельными доводы налогового органа о том, что произведение зачёта невозможно в виду того, что налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых являются источниками формирования разных бюджетов (НДС зачисляется в федеральный бюджет, налог на добычу полезных ископаемых зачисляется в федеральный и в региональный бюджет в соотношении 95 % и 5 %), поскольку указанное обстоятельство не изменяет правовой природы налога на добычу полезных ископаемых, зачисляемого в федеральный бюджет в части 95 %.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета образовавшейся переплаты по налогу на добавленную стоимость в счёт предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых.
Суд так же считает необоснованным отказ налогового органа в возврате на расчётный счёт Общества суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 руб., по следующим основаниям.
В силу пункта 6 статьи 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Как следует из материалов дела, отказ в возврате на расчётный счёт Общества суммы излишне уплаченного налога, Межрайонная ИФНС России № 4 по Саратовской области мотивировала тем, что на момент обращения ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» в налоговый орган с заявлением о возврате на расчётный счёт налога на добавленную стоимость, отсутствовали достаточные налоговые поступления в Федеральный бюджет необходимые для удовлетворения заявленных требований.
Материалами дела установлено, что налоговая инспекция и ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» провели совместную сверку расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам, по состоянию на дату 01.05.2007 г., по результатам которой составлен акт (л.д. 10).
В соответствии с указанным актом сверки, за Обществом по состоянию на 01.05.2007 г. недоимка по каким-либо налогам отсутствовала.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области неправомерно отказано в возврате на расчётный счёт ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 руб.
Исходя из изложенного, суд считает, что требования заявителя о признании частично недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области в части отказа в зачёте излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 5 000 000 руб. в счёт предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 5 000 000 руб.; возврата на расчётный счёт ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 руб., а так же обязании Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области произвести зачёт суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 5 000 000 руб. в счёт предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в части Федерального бюджета 95 % в сумме 5 000 000 руб. и возврата суммы излишне уплаченного в Федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 4 000 000 руб. подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно п. 47 статьи 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», при принятии решения судом полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) уплаченная заявителем государственная пошлина взыскивается непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Следовательно, в рассматриваемом случае судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области как стороны по делу.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области от 22.06.2007 года в части:
- отказа в зачете суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость в размере 5 000 000 (Пять миллионов рублей) в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) в сумме 5 000 000 (Пять миллионов рублей);
- возврата на расчетный счет ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 4 000 000 рублей.
Обязать Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области произвести:
- зачет суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость КБК 18210301000011000110 в размере 5 000 000 (Пять миллионов рублей) в счет предстоящих платежей ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС» по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть) КБК 18210701011011000110 в части Федерального бюджета 95 % в сумме 5 000 000 (Пять миллионов) рублей;
- возврат суммы излишне уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость КБК 18210301000011000110 в размере 4 000 000 (Четыре миллиона рублей) путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС».
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 4 по Саратовской области в пользу ООО «ДИАЛЛ АЛЬЯНС», уплаченную в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 35 500 (Тридцать пять тысяч пятьсот рублей).
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья арбитражного суда
Саратовской области В. В. Землянникова