АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 19 января 2022 года | Дело №А57-13463/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 19 января 2022 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И. Михайловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем К.В. Юрасовой, рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов»
заинтересованные лица:
1. Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
2. Общество с ограниченной ответственностью «Дитеско»
3. Администрация муниципального образования «Город Саратов»
о признании незаконным решения №064/06/96-301/2021 от 24.03.2021 в части признания жалобы ООО «Дитеско» обоснованной
о признании незаконным предписания №24 от 24.03.2021 об устранении допущенных нарушений
при участии:
от заявителя - Лукьянова А.В. по доверенности от 30.03.2021, диплом о ВЮО обозревался,
от Саратовского УФАС России - Гречушкина Е.И. по доверенности от 10.08.2021, диплом о ВЮО обозревался,
у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» с вышесказанным заявлением.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель антимонопольного органа оспорила заявленные требованияпо основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из поданного заявления и материалов дела, 17.03.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «Дитеско» на действия Заказчика Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» при проведении электронного аукциона №0160300003121000004 «Проведение комплекса мероприятий, по ремонту автомобильных дорог (тротуаров) общего пользования местного значения на территории Октябрьского района МО «Город Саратов» - строительный контроль за выполнением работ по ремонту тротуаров» (далее - Аукцион).
Из жалобы Общества следует, что аукционная документация не соответствует требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
24.03.2021 комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области вынесено решение по делу №064/06/96-301/2021, жалоба ООО «Дитеско» на действия Заказчика Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» при проведении электронного аукциона №0160300003121000004 «Проведение комплекса мероприятий, по ремонту автомобильных дорог (тротуаров) общего пользования местного значения на территории Октябрьского района МО «Город Саратов» - строительный контроль за выполнением работ по ремонту тротуаров» признана обоснованной в части описания объекта закупки. В действиях Заказчика Администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» установлены нарушения п. 41 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
24.03.2021 организатору торгов выдано предписание №24.
Считая решение и предписание Саратовского УФАС России незаконными, заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений указанной статьи и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 №6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта, решения органа местного самоуправления, действий (бездействия) должностных лиц является одновременное несоответствие этого ненормативного правового акта либо решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Так, 12.03.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено Извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком Аукциона является Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов».
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 680 000,00 руб.
Согласно п. 2.1 документации об Аукционе описание объекта закупки содержится в Приложении №1 к документации об электронном аукционе (далее - Приложение №1 «Описание объекта закупки»).
Приложением №1 «Описание объекта закупки» установлено, что предметом закупки являются комплексные инженерные и консультативные услуги, включающие в себя технические испытания и анализы, проверка физических свойств материалов. Выполнение работ в рамках исполнения ст. 53 ГрК РФ и Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
Техническим заданием (Приложение №1 «Описание объекта закупки») установлены, в том числе следующие положения:
-лабораторные исследования выполняются исполнителем в аккредитованной лаборатории, имеющей соответствующий аттестат (сертификат) аккредитации.
-лабораторное оборудование, и средства измерений, применение которых предусмотрено действующими методами испытаний и методиками определений показателей качества работ и строительных материалов при их приёмке должны иметь соответствующие сертификаты о калибровке и документы, подтверждающие наличие действующей поверки средств измерений.
-персонал исполнителя, задействованный в оказании услуг по строительному контролю должен согласно Федерального закона от 02.05.2015 №122-ФЗ иметь профильное образование в области строительного контроля или строительства (благоустройства) или испытаний строительных материалов и конструкций, подтверждаемое соответствующим документом.
-исполнитель оказывает услуги по строительному контролю на основании Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.09.2018 №37059-ТБ/02 о членстве в СРО.
-после заключения муниципального контракта исполнитель в течение 3 рабочих дней обязан предоставить заказчику действующий аттестат (сертификат) аккредитации испытательной лаборатории согласно Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ, а также действующие сертификаты калибровки и поверки на средства измерений и оборудование, используемое в ходе оказания услуг по строительному контролю и при приёмке выполненных подрядных работ.
Исходя из доводов жалобы, представленной в материалы дела, ООО «Дитеско» считает данные требования, установленные в Приложении №1 документации об Аукционе «Техническое задание» незаконными и необоснованными.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. действующей 24.03.2021) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона №44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона №44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Также в части 3 статьи 33 Закона №44-ФЗ указано, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из жалобы ООО «Дитеско», поданной в Саратовское УФАС России следовало, что приложение №1 «Описание объекта закупки» документации об Аукционе, в котором указано, что исполнителем лабораторные исследования выполняются в аккредитованной лаборатории, имеющей соответствующий аттестат (сертификат) аккредитации согласно Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ, не соответствует законодательству о контрактной системе.
Согласно информации из Единой информационной системы (ЕИС) участником закупки был направлен запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, в части уточнения оснований предъявления требований, изложенных в описании объекта закупки в Приложении №1 «Техническое задание» к документации об электронном аукционе.
На данный запрос о даче разъяснений Заказчиком был дан ответ (разъяснение положений документации об электронном аукционе от 16.03.2021 №РД1), что данное требование предусмотрено главой 4, ст.ст. 18-30 ФЗ №184, и что в отношении объекта производства работ по капитальному ремонту тротуаров в Октябрьском районе муниципального образования «Город Саратов» утвержден технический регламент ТР ТС 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог».
Возражаяпротив доводов Заказчика, представитель Саратовского УФАС России пояснила, что законодательством Российской Федерации различают строительный контроль за строительством, капитальным ремонтом, реставрацией объектов капитального строительства и строительный контроль за ремонтом автомобильных дорог.
Изучив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с ч. 8 ст. 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.
Согласно п. 25 раздела 3 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 №624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту относятся работы по устройству автомобильных дорог и аэродромов, в том числе:
-работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек (25.1);
-устройство оснований автомобильных дорог (25.2.);
-устройство оснований перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек (25.3);
-устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (25.4.);
-устройства покрытий перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек (25.5);
-устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств (25.6);
-устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог (25.7.);
-устройство разметки проезжей части автомобильных дорог (25.8.).
В том числе пунктом 32.10 раздела 3 данного Приказа к работам по строительству относится строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов (вид работ №23.35, группы видов работ №25, 29).
Вместе с тем, разделом 3 Приказа Минтранса №401, Приказом Минтранса России от 16.11.2012 №402 (ред. от 12.08.2020) №Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог№ установлена классификация видов работ по ремонту автомобильных дорог.
Согласно пп. (в) п. 4 ч. 5 раздела 3 при ремонте автомобильных дорог проводятся работы по элементам обустройства автомобильных дорог: восстановление пешеходных переходов и ремонт тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
Согласно пп. (д) п. 5 ч. 5 раздела 3 к прочим работам по ремонту относится строительный контроль, авторский надзор.
Таким образом, строительный контроль за ремонтом тротуаров, относится к работам по ремонту автомобильных дорог, а не к ремонту объектов капитального строительства.
Часть 1 статьи 53 ГрК РФ применима для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки, соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации, требованиях технических регламентов.
Суд приходит к выводу о том, что в данном случае, часть 1 ст. 53 ГрК РФ не применима, так как текущий ремонт автомобильных дорог не относится к капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с ч. 8 ст. 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 №468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, которое устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
Таким образом, ссылка Заказчика на Положение о строительном контроле несостоятельна в связи с тем, что данное положение устанавливает требования к строительному контролю за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов капитального строительства, и не применимо к проведению строительного контроля за ремонтом автомобильных дорог.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №827 принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
Согласно п. 2 ТР ТС 014/2011 технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
В соответствии с п. 4 ТР ТС 014/2011 объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.
Вместе с тем, в п. 5 ТР ТС 014/2011 указано, что требования настоящего технического регламента не распространяются на автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, такие, как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях.
ГОСТ Р 58442-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 03.07.2019 №361-ст) устанавливает требования к проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, текущем ремонте (ремонте) автомобильных дорог (далее - строительство) заказчиком и подрядчиком.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
-строительный (производственный) контроль - контроль соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги (3.3). (ГОСТ 32731-2014, пункт 2.3);
-строительный контроль подрядчика - совокупность контрольных и обеспечительных мероприятий, проводимых подрядчиком, позволяющих оперативно обеспечивать и контролировать требуемое качество выполняемых им строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной и рабочей документацией, требованиями нормативной документации согласно условиям договора для последующей приемки заказчиком (3.4);
-текущий ремонт (ремонт) - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (3.14).
Раздел 6 ГОСТ Р 58442-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика, содержит состав работ по строительному контролю.
Основной целью и задачей строительного контроля подрядчика являются обеспечение требуемого качества выполняемых строительно-монтажных работ и подтверждение их соответствия проектной и утвержденной технической документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и учета используемых энергетических ресурсов), условиям договора (контракта) (далее - договор) и требованиям, а также обеспечение выполнения требований к строительству объекта, установленных на дату выдачи разрешения на строительство, требований безопасности и охраны труда, окружающей среды и правил производства работ (п. 4.3).
Разделом 8 ГОСТ Р 58442-2019 установлены Требования к службам строительного контроля:
Специалисты служб строительного контроля подрядчика, заказчика и инженерной организации назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации (утверждаются структура распределения обязанностей и основные направления деятельности). Для проведения строительного контроля специалисты служб должны быть наделены соответствующими полномочиями на право осуществления строительного контроля на данном объекте с правом подписания исполнительной документации (8.1).
Служба строительного контроля инженерной организации обязана иметь собственную лабораторию, прошедшую оценку соответствия требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025, в соответствии с заявленной областью деятельности. Объем испытаний, проводимых в собственной лаборатории, должен составлять не менее 70% объема испытаний, установленных договором. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов, конструкций и изделий на данном объекте (8.2).
В соответствии с пунктами 4.13, 4.16, 4.17 свода правил СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004. Организация строительства» (утв. приказом Минстроя и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24.12.2019 №861/пр) собственная или привлекаемая испытательная лаборатория должна соответствовать требованиям технической компетентности и независимости с областью аккредитации, установленной в ГОСТ ISO/IEC 17025.
При этом, «ГОСТ Р 32741-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля» устанавливает требования к проведению строительного контроля при строительстве, капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений.
Таким образом, ГОСТ Р 32741-2014 устанавливает требования к строительному контролю, при строительстве (капитальному ремонту), а не текущему ремонту автомобильных дорог.
Вместе с тем, ГОСТ Р 58442-2019 устанавливает требования к проведению текущего ремонта автомобильных дорог.
Также ГОСТ Р 58442-2019 устанавливает различия между строительным контролем Заказчика, подрядчика (выполняющего строительство) и инженерной организации.
Отраслевой дорожный методический документ «Рекомендации по применению документов технического регулирования и стандартизации в сфере дорожного хозяйства (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 27.07.2020 №2430-р) (далее - ОДМ 218.1.001-2020) содержит разъяснения основных принципов применения и соблюдения норм технического регулирования и стандартизации в сфере дорожного хозяйства, а также ряда требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).
Согласно п. 5.1 ОДМ 218.1.001-2020 обязательная аккредитация испытательных лабораторий для проведения работ в рамках строительного контроля или входного контроля не требуется.
Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которой, сфера применения ФЗ от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:
1. разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
2. применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия;
3. оценке соответствия.
В соответствии со ст. 2 Закона №184-ФЗ «О техническом регулировании» декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;
продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;
сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;
сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров;
При этом, аккредитация это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
Аттестат аккредитации является документом, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации.
Заказчик ошибочно применяет ст.ст. 20, 26 Закона №184-ФЗ о сертификации или декларировании соответствия продукции, т.к. предметом закупки является строительный контроль после ремонта автомобильных дорог и тротуаров, в части проведения испытаний отобранных вырубок из отремонтированного покрытия, при этом испытательная лаборатория должна быть аккредитована в федеральной службе по аккредитации и должна быть компетентной, независимой от изготовителей и производителей работ по ремонту дорог и тротуаров.
Как указано выше, декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Заказчику, при проведении данной закупки не требуется декларированная продукция или выпускаемая в обращение продукция с декларацией о соответствии.
Частью 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» установлено, что исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами). Так как в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982 (далее - Перечень), содержатся материалы, используемые на объектах реконструкции и капитального ремонта, в отношении которых могут проводиться лабораторные исследования (испытания).
Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
При этом, предметом закупки не является объект капитального ремонта или капитального строительства или реконструкции. Предметом закупки является строительный контроль за текущим ремонтом тротуаров (элемента автомобильной дороги).
Согласно пункту 3.50 «ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация» (введен в действие Приказом Росстандарта от 26 марта 2015 года №185-ст) тротуар: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
Таким образом, тротуар является частью автомобильной дороги.
Из вышеизложенного следует, что строительство автомобильных дорог, относится к объектам капитального строительства и для них требуется проведение строительный контроль в соответствии с положением о строительном контроле, утв. Постановлением Правительства РФ №468 21.06.2010 и ч. 1 ст. 53 ГрК РФ.
Таким образом, строительный контроль за строительством автомобильных дорог проводится в соответствии ГОСТ Р 32741-2014. «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля».
При этом, ремонт автомобильных дорог (в том числе текущий ремонт тротуаров, являющихся частью, автомобильных дорог) согласно Приказу Минтранса №402 от 16.11.2021 не относится к капитальному ремонту автомобильных дорог.
Согласно Приказу Минтранса №402 текущий ремонт тротуаров относится к работам по ремонту автомобильных дорог.
Следовательно, строительный контроль за текущим ремонтом производится в соответствии с ГОСТ Р 58442-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика».
Следует отметить, что необходимо различать строительный контроль за объектами капитального строительства, строительный контроль за строительством автомобильных дорог, строительный контроль за текущим ремонтом автомобильных дорог, так как законодательством Российской Федерации к исполнению вышеуказанных работ предъявляются разные требования.
Учитывая вышеизложенное, т.к. предметом закупки не является продукция, подлежащая обязательной сертификации и подтверждению соответствия – нормы Закона №184 «О техническом регулировании» в данном конкретном случае не применимы, в том смысле, в котором их применяет Заказчик.
Заявитель считает, что Комиссией Саратовского УФАС России не были приняты во внимание при вынесении решения доводы Администрации о том, что обязательной сертификация предусмотрена нормами Закона №384-Ф3 «О безопасности зданий и сооружений».
Суд отклоняет данный довод, поскольку нормы Закона №384 «О безопасности зданий и сооружений» не применимы в связи с тем, что предметом закупки является строительный контроль не за объектом капитального строительства, и не за капитальным ремонтом объекта капитального строительства, а за ремонтом тротуаров.
При этом, необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 3 Закона №384-Ф3 объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Вместе с тем, ч. 1 ст. 4 Закона №384-ФЗ установлены признаки идентифицирования зданий и сооружений, а именно:
1) назначение;
2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
4) принадлежность к опасным производственным объектам;
5) пожарная и взрывопожарная опасность;
6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
7) уровень ответственности.
Таким образом, наличие помещений с постоянным пребыванием людей является обязательным признаком идентифицирования здания или сооружения для применения норм Закона №384-Ф3.
Следовательно, ссылка Заявителя на п. 3 ч. 4.1 ст. 39 Закона №384-Ф3 согласно которой обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме строительного контроля является несостоятельной и неприменимой к предмету закупки.
Для данного предмета закупки, применению подлежит Приказ Минтранса №402 от 16.11.2012, содержащий классификацию работ по ремонту автомобильных дорог, Решение комиссии Таможенного союза от 18.10.2017 №827 о принятии технического регламента таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», вместе с Техническим регламентом №014/2011, «ГОСТ Р 58442-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика» и «ГОСТ 32846-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация".
Согласно Приложению №1 «Описание объекта закупки» персонал исполнителя, задействованный в оказании услуг по строительному контролю должен согласно Федерального закона от 02.05.2015 №122-ФЗ иметь профильное образование в области строительного контроля или строительства (благоустройства) или испытаний строительных материалов и конструкций, подтверждаемое соответствующим документом.
Исходя из позиции ООО «Дитеско» изложенной в письменном отзыве, данное требование Документации также нарушает положения Закона №44-ФЗ.
На запрос о разъяснении данного положения Аукционной документации Заказчиком дан ответ, что поскольку предметом контракта является строительный контроль и лабораторные испытания, то соответственно требования к образованию предъявляются в данных областях (специальностях).
Согласно Федеральному закону от 02.05.2015 №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации были внесены изменения в статью 195.3 Трудового Кодекса Российской Федерации «Порядок применения профессиональных стандартов» - если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
С данной позицией Заявителя нельзя согласиться по следующим основаниям.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.
Заказчик не является работодателем участника аукциона, по смыслу Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, ссылка Заказчика на ТК РФ является несостоятельной.
Вместе с тем, ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468, Законом о техническом регулировании и ТР ТС 014/2011 не предусмотрены отдельные требования о наличии определенного профессионального образования у лиц, осуществляющих строительный контроль.
Действующее законодательство не содержит запрета участникам закупки по оказанию услуг строительного контроля (любого из вышеназванных видов) на привлечение соисполнителя, в том числе аккредитованной лаборатории для проведения лабораторных исследований. При этом, строительный контроль заключается не только в лабораторных исследованиях грунта.
Согласно приложению №1 «Техническое задание» документации об Аукционе предусмотрено, что при оказании услуг по строительному контролю и лабораторным испытаниям допускается привлечение соисполнителей при соответствии организации соисполнителя условиям настоящего технического задания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Суд приходит к выводу о том, что такие требования могут быть установлены в разделе 20 аукционной документации.
При этом, согласно документации о проведении электронного Аукциона требования к участникам Аукциона в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2, 2.1 статьи Закона №44-ФЗ установлены пунктом 12 Извещения о проведении электронного аукциона и пунктом 20 Информационной карты документации об Аукционе.
Вместе с тем, пунктом 12.1 «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки» извещения о проведении Аукциона не установлено. Аналогично не предъявляется дополнительных требований к участникам в пункте 20.3 «дополнительные требования к участникам электронного аукциона» информационной карты документации об Аукционе.
Также судом установлено, что согласно приложению №1 «Техническое задание» документации об Аукционе Заказчик устанавливает требование о наличии у исполнителя выписки о членстве в СРО на основании Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.09.2018 №37059-ТБ/02.
При этом, в соответствующих разделах документации об Аукционе не установлено требований о предоставлении участником выписки из СРО, в соответствии с п. 22 ч. 1, ч. 2 ст. 53 Грк РФ, Письмом Минстроя от 03.06.2019 №19957-ТБ/02 от 03.06.2019 для выполнения работ по строительному контролю.
Требование о наличии выписки СРО указывается только в описании объекта закупки в Приложении №1 документации об Аукционе «Техническое задание», что не соответствует требованиям статьи 31 Закона №44-ФЗ.
Вместе с тем, следует отметить, что требования к предоставлению выписки из СРО, в соответствии с вышеназванными актами, устанавливаются только в отношении строительного контроля за строительством объекта капитального строительства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что документацией об Аукционе установлены противоречивые требования к участникам закупки, что не соответствует нормам статьи 31 и статьи 33 Закона №44-ФЗ.
При этом, ссылки заявителя на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации неприменимы, поскольку настоящий Кодекс устанавливает требования к строительному контролю за строительством, капитальным ремонтом и реконструкцией объектов капитального строительства, и не применимо к проведению строительного контроля за ремонтом автомобильных дорог.
Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Судом проверены все доводы заявителя, однако они не опровергают установленные в рамках дела обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания решения в оспариваемой части и предписания незаконными, отсутствует, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В данном случае заявителем не приведены ссылки на правовые нормы, которые были нарушены антимонопольным органом.
Рассмотрев спор, суд считает, что подтверждена правомерность позиции антимонопольного органа.
Нарушения прав заявителя не установлено.
Суд отказывает в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области А.И. Михайлова