НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 11.02.2009 № А57-24878/08

АРБИТРАЖНЫИ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Город Саратов Дело № А57- 24878/2008-114

18 февраля 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 11 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2009 года.

Судья Арбитражного суда Саратовской области Ю.П. Огнищева,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

предпринимателя Пугачевой Валентины Николаевны, город Балашов – 3 Саратовской области,

к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балашовском районе города Саратова, город Балашов Саратовской области,

о признании недействительным решения № 1000 от 16.05.2008 года,

при участии в заседании:

представителя заявителя – не явился, извещен,

представителя заинтересованного лица – не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилась ИП Пугачева Валентина Николаевна с заявлением к ГУ- Управление Пенсионного фонда России в Балашовском районе Саратовской области о признании недействительным решения № 1000 от 16.05.2008 года о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя.

Заявитель в соответствии со статьей 117 АПК РФ обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного им трехмесячного срока обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ. Суд находит причины пропуска срока, указанные в ходатайстве, уважительными и удовлетворяет ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

Заявитель и заинтересованное лицо извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Дело рассматривается в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как видно из материалов дела, заинтересованным лицом 16 мая 2008 года принято решение № 1000 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя, согласно которому с заявителя подлежало взыскать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 1232 рублей и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 171 рублей 15 копеек.

Заявитель с данным решением не согласен, в качестве обоснования своих требований указывает на то, что она является вдовой военного пенсионера и с 01 июня 2005 года получает пенсию по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ, в связи с чем, не обязана уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование как страховой, так и накопительной частей пенсии, следовательно, является необоснованным и начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пугачева Валентина Николаевна является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01 января 2004 года .

Как следует из оспариваемого решения, оно вынесено заинтересованным лицом в связи с неисполнением ИП Пугачевой В. Н. требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем – страхователем № 1716 от 13.03.2008 года. На основании данного решения с заявителя подлежат взысканию страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2007 год в размере 1232 рублей и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 171 рублей 15 копеек.

В судебном заседании установлено и не оспаривается заинтересованным лицом, что ИП Пугачевой В. Н. пенсия по случаю потери кормильца установлена с 01 июня 2005 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.93 N 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", что подтверждается справкой Военного комиссариата Саратовской области от 04.08.2005 года № БС-111387 .

Конституционное право на социальное обеспечение граждан включает право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, реализация которого гарантируется в том числе путем создания систем обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Трудовые пенсии предоставляются гражданам по обязательному пенсионному страхованию, организационные, правовые и финансовые основы которого определены Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу положений статьи 28 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающим основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, финансирование выплаты этих пенсий производится за счет средств федерального бюджета.

Согласно названному Федеральному закону право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в частности, военнослужащие, а случае их смерти, члены их семей на пенсию по случаю потери кормильца. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются им в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 года выплата пенсии лицам, на которых распространяется действие названного закона, обеспечивается за счет средств федерального бюджета и финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не содержат понятия «военные пенсионеры».

В Определении Конституционного суда РФ от 24 мая 2005 года № 223-О, согласно которому признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, термин «военные пенсионеры» применяется  ко всем лицам, которые получают пенсии, назначенные им в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и не включает в себя только лиц, проходивших военную службу, как это следует из отзыва заинтересованного лица.

Следовательно, исходя из конституционно-правового смысла, изложенного в Определении Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 года № 223-О пенсионное обеспечение лиц, получающих пенсии в соответствии с Законом № 4468-1 от 12.02.1993 года, находится вне правоотношений системы обязательного пенсионного страхования, в связи с чем, на ИП Пугачеву В. Н., получающую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с вышеназванным законом, не распространяется общий порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленный Законом № 167-ФЗ.

Кроме того, в силу положений статьи 28 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 «Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 года № 582, фиксированный платеж не уплачивается страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Какие-либо исключения в отношении лиц, получающих на основании данного закона пенсию по случаю потери кормильца в указанных Правилах отсутствуют.

Таким образом, в нормативных актах, регулирующих порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, содержится прямая норма, которая освобождает лиц, являющихся получателями пенсии, назначенных в соответствии с Законом № 4468-1 от 12.02.1993 года, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Заинтересованным лицом не представлены доказательства того, что ИП Пугачева В. Н. получает трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», порядок финансирования страховой и накопительной частей которой, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

В нарушение положений указанных норм, ГУ УПФ в Балашовском районе Саратовской области не представил доказательств правомерности принятия решения № 1000 от 16.05.2008 года о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя- страхователя, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Уплаченная заявителем по чек-ордеру от 24.07.2008 года государственная пошлина в сумме 100 рублей подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 27, 101, 104, 167-170, 176 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение № 1000 от 16.05.2008 года, вынесенное ГУ- Управление Пенсионного фонда России в Балашовском районе г. Саратова о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя Пугачевой В. Н.

Выдать индивидуальному предпринимателю Пугачевой Валентине Николаевне (город Балашов Саратовской области) справку на возврат государственной пошлины в размере 100 рублей, уплаченной по чеку-ордеру от 24 июля 2008 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статями 259-272, 273-291 АПК РФ.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Ю.П. Огнищева