НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 10.12.2007 № А57-11061/07

              АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов,  Бабушкин взвоз,1


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов

10.12.07г.                                                                                Дело № А-57-11061/07-17-111

Судья Арбитражного суда Саратовской области Пузина Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Ерыклинцевой Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании  дело по заявлению

ИП  Хунцария Ларисы Васильевны г. Саратов      

к  ИФНС РФ по Заводскому району г. Саратова

ГУ УПФ РФ в  Заводском районе г. Саратова

об обязании произвести зачет

при участии в заседании:

от заявителя:  Хунцария Л.В., паспорт 63 04 № 286968 от 02.02.04г.

ФНС – Пашаева С.М., дов. от 03.10.07г. № 2

УПФ – Кузык Н.Г., дов. от 10.01.07г. № 3-Д  

Установил:

       Индивидуальный предприниматель Хунцария Лариса Васильевна  обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ,  об обязании  ИФНС РФ по Заводскому району г. Саратова произвести зачет ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2400 руб. (страховая часть трудовой пенсии) с КБК 1010610 на КБК 10202030060000160; в сумме 1200 руб. (накопительная часть трудовой пенсии) с КБК 1010620  на КБК 10202040060000160.

        Определением суда от 27.08.07г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова.

         В судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованных лиц.

         Материалами дела установлено, что ИП Хунцария Л.В. произвела оплату  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2004г. в сумме 3600 руб., ошибочно указав код бюджетной классификации: перечислено на страховую часть трудовой пенсии в сумме 2400 руб. на КБК 1010610  вместо КБК 10202030060000160;  перечислено на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1200 руб. на КБК 1010620  вместо КБК 10202040060000160.

        28.07.05г. ИП Хунцария Л.В. обратилась в ИФНС РФ по Заводскому району г. Саратова с заявлением  о зачете ошибочно уплаченных сумм страховых взносов в размере 2400 руб.(страховая часть пенсии) с КБК 1010610  на КБК 10202030060000160;  в размере 1200 руб. (накопительная часть пенсии) с КБК 1010620  на КБК 10202040060000160.

      Письмом б/н Инспекция ФНС РФ по Заводскому району г. Саратова отказала ИП Хунцария Л.В.  в зачете указанных сумм,  мотивируя тем, что у налогового органа, согласно действующему законодательству, отсутствуют правовые основания  для проведения зачетов по страховым взносам.

      В связи с этим,  предприниматель обратилась в Арбитражный суд Саратовской области  с настоящим заявлением.

      Представитель налогового органа считает, что ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не определен орган государственной власти либо иное лицо, уполномоченное производить зачет излишне уплаченных сумм по страховым взносам и не установлен порядок проведения такого зачета.

      Представитель УПФ не возражает против удовлетворения требований заявителя.

      Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

      В соответствии с п.7 ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов, к которым  относится и Пенсионный фонд, являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

      В соответствии со ст. 2 ФЗ  РФ  от  15.12.2001 г.   № 167-ФЗ  «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ  о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.

В связи с введением в действие ФЗ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ «Налоговый Кодекс РФ часть вторая» и отменой взимания страховых взносов в Фонды на налоговые органы возложен контроль  за уплатой взносов, а также в полном объеме, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ, проведение всех мероприятий налогового контроля.

Зачет и возврат излишне уплаченных или  излишне  взысканных сумм налогов, сборов регулируются  главой 12 Налогового Кодекса.

        В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику.

       Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням,  начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.

Возвратсуммыизлишнеуплаченногоналогапроизводитсязасчетсредствбюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата.

          Как следует из материалов дела, предприниматель обращалась в ИФНС РФ по Заводскому району г. Саратова с заявлением  о зачете ошибочно уплаченных за 2004г. сумм страховых взносов в размере 2400 руб.(страховая часть пенсии) с КБК 1010610  на КБК 10202030060000160;  в размере 1200 руб. (накопительная часть пенсии) с КБК 1010620  на КБК 10202040060000160.

          Факт уплаты ИП Хунцария Л.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2004г.  в сумме 3600 руб.  не оспаривается представителями заинтересованных лиц. Наличие переплаты по  страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3600 руб. подтверждается актом совместной сверки расчетов № 1553 от 02.05.07г. по состоянию на 26.04.07г.

Данный факт представителем налогового органа и  представителем УПФ не оспаривается.

         Кроме того, представитель налогового органа представил нормативы отчислений на 2004г. и  на 2006г.  и  пояснил, что  в 2004г. согласно приказа МФ РФ № 115н от 11.12.03г. отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии осуществлялись на код 1010610, отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату накопительной части пенсии осуществлялись на код 1010620.

В 2006г. отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части пенсии осуществляются на код 10202030060000160, отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части пенсии осуществляются на код 10202040060000160.

В соответствии с  Приказом Минфина России от 10.12.04г. № 114н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»  администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Кроме того, в соответствии с Приказом Минфина России от 16.12.04г. № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ» и письмом Минфина России о порядке возврата (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов от 27.12.04г. № 11-12-5/19 предусмотрен возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений. Учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства, в том числе на основании платежных поручений налоговых органов на возврат поступлений налогоплательщикам (плательщикам) страховых взносов.

Согласно приложению 11.1 к ФЗ от 15.08.96г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» администратором поступлений в бюджет ПФР относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФР на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что поскольку в нормах ФЗ от 15.12.01г. № 167-ФЗ не устанавливается порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к этим правоотношениям применимы положения Налогового Кодекса РФ. В связи с тем, что  контроль  за уплатой страховых взносов и проведение всех мероприятий налогового контроля возложены на налоговые органы, соответственно и процедура возврата (зачета)   излишне уплаченных  налогоплательщиком страховых взносов, должна осуществляться налоговыми органами с учетом положений главы 12 Налогового Кодекса РФ.

При этом Пенсионный фонд и его территориальные органы вправе осуществить  зачет (возврат)   страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по зачету (возврату) страховых взносов, законодатель для органов ПФР не установил.

Таким образом, зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы со счетов, открытыми органами федерального казначейства для зачисления средств, поступающих в счет погашения задолженности по страховым взносам в бюджет того Фонда, по которому у плательщика образовалась переплата.

В связи с этим, обязанность по зачету (возврату) излишне уплаченных страховых взносов на момент рассмотрения спора лежит на налоговом органе.

        Исходя из вышеизложенного,  суд  считает, что требования  заявителя  подлежат удовлетворению.

        Согласно п.1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

         В соответствии с п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.06г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи осуществлением мер по совершенствованию налогового  администрирования»,  п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 117 от 13.03.07г. при принятии решения судом полностью или частично не в пользу государственных органов, уплаченная заявителем госпошлина взыскивается непосредственно с государственного органа как стороны по делу.

          Заявителем при подаче заявления  по чеку-ордеру от 16.07.07г. уплачена госпошлина в сумме 500 руб.

          Суд считает, что уплаченная  предпринимателем госпошлина в размере 500 руб. подлежит взысканию в пользу ИП Хунцария Л.В. с ИФНС РФ по Заводскому району г. Саратова как стороны по делу.

          Руководствуясь ст. ст. 27, 101, 110, 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

      Р Е Ш И Л :

     Заявленное требование удовлетворить.

     Обязать ИФНС РФ по Заводскому району г. Саратова  произвести зачет  ИП Хунцария  Ларисе Васильевне, проживающей по адресу:  г. Саратов, ул. Новокрекингская, д. 37, кв. 35,  ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2400 руб. (страховая часть трудовой пенсии) с КБК 1010610 на КБК 10202030060000160; в сумме 1200 руб. (накопительная часть трудовой пенсии) с КБК 1010620  на КБК 10202040060000160.

     Взыскать с ИФНС РФ по Заводскому району г. Саратова   в пользу ИП Хунцария Ларисы Васильевны проживающей по адресу:  г. Саратов, ул. Новокрекингская, д. 37, кв. 35  госпошлину в сумме 500 руб., уплаченную  по чеку-ордеру от 16.07.07г.

     Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья арбитражного суда

Саратовской области                                                                      Е.В. Пузина