НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Саратовской области от 06.07.2011 № А57-6024/2011

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А57-6024/2011

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 06 июля 2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи - С.М. Степура,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Н. Автаевой, рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению Прокурора Советского района Саратовской области, р.п. Степное Саратовский области

к обществу с ограниченной ответственностью «Манса ЛТД», г. Саратов

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии в заседании: представитель заявителя в судебное заседание не явился; от заинтересованного лица – Антиповой И.А., представителя по доверенности от 05.07.2010г.;

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратился Прокурор Советского района, р.п. Степное Саратовской области, с заявлением к ООО «Манса ЛТД», г. Саратов, о привлечении к административной ответственности, установленной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления от 19.05.2011г. № 41000234862631.

Представитель заинтересованного лица (ООО «Манса ЛТД») явился в судебное заседание, представил отзыв на заявление и дополнение к отзыву и пояснил, что книга жалоб и предложений имелась на момент проверки в аптечном пункте «Авиценна» и хранилась в кассе аптеки. Данное место было определено администрацией как удобное и для работников аптеки, обязанных следить за своевременными ответами на жалобы и предложения граждан, так и для клиентов, которым по их первому требованию фармацевт представляет указанную книгу. По мнению заинтересованного лица Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010г. № 805н имеет два перечня минимального ассортимента лекарственных препаратов: для аптек и для аптечных пунктов. Аптечная организация, расположенная по адресу: Саратовская область, Советский район, р.п. Степное, ул. Кирова, 10, имеет статус аптечного пункта и лекарственные препараты «Ампицилин», «Занамивир», «Ингавирин», «Осельтамивир» входят в минимальный перечень лекарственных средств для аптек. Препарат «Итерферон гамма» не имелось в продаже, так как отсутствует на оптовом рынке лекарственных средств, является дорогостоящим и не пользуется спросом у населения, поэтому закупается в строго ограниченном количестве. Лекарственный препарат «Панкреатин» торговое наименование «Креон» имелось на момент проверки в продаже. Общество просит суд признать малозначительность правонарушения и освободить его от административной ответственности.

При неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие согласно пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

В судебном заседании 05.07.2011 года в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до 16 час. 00 мин 06.07.2011 года. После перерыва судебное заседание продолжено.

Как видно из материалов дела, в период с 18.04.2011г. по 28.04.2011 г. Прокуратурой Советского района Саратовской области проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере лицензирования в деятельности ООО «Манса ЛТД», осуществляющего реализацию лекарственных препаратов через аптечный пункт «Авиценна», расположенную по адресу: Саратовская область, р.п. Степное, улица Кирова, дом 10.

ООО «Манса ЛТД» имеет лицензию от 03.03.2010г. № ЛО-64-02-000295, выданную Министерством здравоохранения Саратовской области, на осуществление фармацевтической деятельности, согласно приложению, является аптечный пункт расположенный по адресу: Саратовская область, Советский район, р.п. Степной, ул. Кирова, д. 10.

В ходе проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований, а именно, в аптечном пункте, расположенном по адресу: Саратовская область, р.п. Степное, улица Кирова, дом 10:

- книга отзывов и предложений храниться в недоступном для посетителей аптеки месте, а именно в кассе аптеки (нарушен п.2.9 Отраслевого стандарта 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основное положение» утвержденного приказом Минздрава от 04.03.2003г. № 80);

- отсутствовали лекарственные препараты «Занамивир» - порошок для ингаляции дозированный, «Ампицилин» - капсулы, «Ингавирин» - капсулы, «Итерферон гамма», «Осельтамивир» - порошок для приготовления суспензии для приема внутрь, «Панкреатин» - капсулы, которые в соответствии с Перечнем в обязательном порядке должны быть в наличии в любом аптечном учреждении (нарушен пункт 1.5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 14.12.2005 года № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010г. № 805н.).

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

28.04.2011г. заместителем прокурора Советского района Саратовской области в отношении общества вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прокуратура направила указанное постановление в Арбитражный суд Саратовской области для решения вопроса о привлечении ООО «Манса ЛТД» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6. Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из положений ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006г. № 416.

В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 4 настоящего Положения, а именно:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);

б) наличие у медицинской организации - соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю:

лекарственными средствами для медицинского применения - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

лекарственными средствами для ветеринарного применения - требований статей 53 и 54 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и правил оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения;

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 3 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты;

д) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (медицинская организация), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;

е) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на фармацевтическую деятельность, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;

ж) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление:

лекарственных препаратов для медицинского применения - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;

лекарственных препаратов для ветеринарного применения - правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение:

лекарственных средств для медицинского применения - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;

лекарственных средств для ветеринарного применения - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения;

и) соблюдение лицензиатом требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".

ООО «Манса ЛТД» имеет лицензию № ЛО-64-02-000295 от 03.03.2010г., выданную Министерством здравоохранения Саратовской области, на осуществление фармацевтической деятельности для розничной торговли лекарственными средствами без права их изготовления. Срок действия лицензии до 03.03.2015г.

Обществу вменяется в вину хранение книги отзывов и предложений в недоступном для посетителей аптеки месте, а именно в кассе аптеки.

В судебном заседании представитель Общества пояснил, что книга жалоб и предложений имелась на момент проверки в аптечном пункте «Авиценна» и хранилась в кассе аптеки. Данное место было определено администрацией как удобное и для работников аптеки, обязанных следить за своевременными ответами на жалобы и предложения граждан, так и для клиентов, которым по их первому требованию фармацевт представляет указанную книгу.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 (ред. от 27.01.2009г.) утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. Согласно п.8 указанного постановления продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Правила отпуска лекарственных препаратов установлены Отраслевым стандартом "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 г. N 80.

В соответствии с п. 2.9 Правил отпуска в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены, в том числе и книга отзывов и предложений.

Указание в пункте 2.9 OCT 91500.05.0007-2003 на необходимость размещения в аптечной организации книги отзывов и предложений в удобных для ознакомления местах торгового зала, не означает что книга, безусловно, должна находиться в доступном для посетителей месте. В этой связи, размещение Обществом книги отзывов и предложений соответствующим образом внутри кассы не исключает возможность и не образует неудобства для ознакомления с ней и в силу п.8 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55) предоставляется продавцом покупателю по его требованию.

Кроме этого, Обществу меняется в вину осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, а именно в нарушение пункт 1.5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 14.12.2005 года № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств», утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010г. № 805н не имело в наличии лекарственные препараты «Ампицилин», «Занамивир», «Ингавирин», «Осельтамивир», «Итерферон гамма», «Панкреатин», которые в соответствии с Перечнем в обязательном порядке должны быть в наличии в любом аптечном учреждении.

В судебном заседании представитель Общества возражает и считает, что приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 № 805н имеет два перечня минимального ассортимента лекарственных препаратов: для аптек и для аптечных пунктов. Аптечная организация, расположенная по адресу: Саратовская область, Советский район, р.п. Степное, ул. Кирова, 10, имеет статус аптечного пункта и лекарственные препараты «Ампицилин», «Занамивир», «Ингавирин», «Осельтамивир» входят в минимальный перечень лекарственных средств для аптек.

На основании п. 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечные организация - этоорганизация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Виды аптечных организаций утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 июля 2010 г. N 553н, согласно которого к ним относятся:

1. Аптека: готовых лекарственных форм; производственная; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

Согласно пункту 74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров), продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается Минздравсоцразвития России.

В настоящее время минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 15.09.2010 N 805н.

Согласно п.15 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005г. № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» - для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.09.2010г. № 805н.

По смыслу вышеприведенных правовых норм аптечные организации обязаны иметь в наличии лекарственные средства, входящие в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010г. № 805н.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010 N 805н из перечисленных выше лекарственных препаратов в минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных пунктов входят только «Итерферон гамма», «Панкреатин». Следовательно, отсутствие иных указанных выше лекарственных препаратов, не входящих в минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных пунктов, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в действиях ООО «Манса ЛТД», осуществляющей розничную торговлю лекарственными средствами в аптечном пункте.

Представитель Общества представил копию выписки из карточки складского учета, маркетинговые исследования, копию инструкции лекарственного препарата «Креон», копии товарных накладных от 19.04.2011г. и 25.04.2011г., пояснил в судебном заседании, что лекарственный препарат «Панкреатин» имелся на момент проверки в продаже с торговым наименованием «Креон».

Согласно п. 2 Положения утвержденного Приказом от 15.06.2010г. № 447 «Об организации работы по формированию минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи», минимальный ассортимент разрабатывается в целях обеспечения доступа для пациентов, наиболее востребованных и необходимых для оказания медицинской помощи лекарственных средств, обязательных для наличия в аптечных учреждениях (организациях).

В соответствии с п. 7 Положения утвержденного Приказом от 15.06.2010г. № 447 «Об организации работы по формированию минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи» лекарственные средства включаются в минимальный ассортимент под соответствующими международными непатентованными наименованиями, в случае отсутствия международного непатентованного наименования указывается заменяющее его наименование (торговое, оригинальное, химическое, группировочное) с указанием лекарственной формы в соответствии с государственным реестром лекарственных средств.

Торговые и международные непатентованные наименования лекарственных средств приведены в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на сайте Росздравнадзора в сети Интернет (www.roszdravnadzor.ru), а также в ряде ведомственных нормативных актов.

Арбитражным судом установлено, что на момент проверки в аптечном пункте фактически имелось в наличии такое лекарственное средство с торговым названием, как Креон (МНН -Панкреатин), что подтверждается копиями товарных накладных от 25.04.2011г. и от 19.04.2011г., копией выписки из карточки складского учета.

Отсутствие лекарственного средства «Панкреатин» прокуратурой не доказано, поскольку ею не было учтено, что лекарственные средства имеют не только международные непатентованные наименования (МНН), которые приведены в перечне минимального ассортимента, но и торговые названия, указываемые наряду с МНН в инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата либо на первичной заводской упаковке.

Отсутствие на момент проверки в аптечном пункте, принадлежащем Обществу, лекарственного препарата, входящего в минимальный ассортимент аптечных киосков и аптечных пунктов, а именно «Итерферон гамма» подтверждено материалами дела и образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Следовательно, принадлежащий ООО " Манса ЛТД " аптечный пункт в р.п. Степное, улица Кирова, дом 10, относится к аптечной организации, из чего следует, что Общество обязано обеспечить наличие в нем минимального ассортиментного перечня лекарственных средств.

Фактически на момент проверки с 18.04.2011г. по 28.04.2011г. в аптеке принадлежащей Обществу, отсутствовал лекарственное средство, включенное в минимальный ассортимент лекарственных средств, а именно «Итерферон гамма» - порошок для приготовления суспензии для приема внутрь.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае вина общества в совершении вменяемого правонарушения выразилась в том, что, осуществляя фармацевтическую деятельность в виде розничной продажи лекарственных средств, общество не приняло мер по соблюдению требований и условий такой деятельности, касающихся наличия в аптеке лекарственных средств, предусмотренных Минимальным ассортиментом.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В подтверждение события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения прокуратурой в материалы дела представлены:

- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 28 апреля 2011 года (л.д. 5);

- письменное объяснение директора ООО " Манса ЛТД" Кумар Р. от 28.04.2010г. (л.д. 8), в котором он подтвердил отсутствие на момент проверки препаратов «Ампицилин», «Занамивир», «Ингавирин», «Осельтамивир», «Итерферон гамма», «Панкреатин», которые входят в минимальный ассортимент лекарственных препаратов;

- лицензия от 03 марта 2010 года N ЛО-64-02-000295 на осуществление фармацевтической деятельности (л.д. 9-10).

Кроме того, отсутствие на момент проверки в аптечном пункте лекарственного средства «Итерферон гамма» подтверждено в отзыве ООО " Манса ЛТД " на заявление прокуратуры о привлечении к административной ответственности (л.д. 43-45).

Таким образом, факт отсутствия на момент проверки в аптечном пункте «Итерферон гамма» Обществом по существу не оспаривается.

Как указано выше, аптечные учреждения обязаны иметь в наличии лекарственные средства, входящие в Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.09.2010г. № 805н.

Материалами дела установлено, что в аптечном пункте, принадлежащем Обществу, на момент проверки отсутствовало лекарственное средство «Итерферон гамма» - порошок для приготовления суспензии для приема внутрь, которое включено в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи.

Представитель Общества в судебном заседании пояснил, что препарат «Итерферон гамма», не имелся в продаже, так как отсутствовал на оптовом рынке лекарственных средств, является дорогостоящим и не пользуется спросом у населения, поэтому закупается в строго ограниченном количестве.

В обоснование своей позиции представитель Общества представила суду письма: ЗАО «ЦВ Протек», ООО «СИГМА-ФАРМ», ООО «АСТИ плюс», ООО «ФАРМ СКД» (филиал Саратовский), ЗАО НПК «Катрен», ООО «Ориола», ЗАО «СИА Интернейшнл-Саратов» о поставке в аптечную сеть ООО «Манса ЛТД» лекарственных препаратов, ответы на запросы и копии договоров с перечисленными выше организациями, которые были заключены в период с 2007г. по 2011г.

В соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 61-ФЗ, п.1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 г. № 785, п.74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 аптечное учреждение обязано всегда иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, независимо от обращения к нему покупателей.

Выбор поставщика, заключение с ним договора поставки, определение ассортимента поставляемых препаратов и ответственности за нарушение обязательств, а также своевременность заявок на препараты, находится исключительно в хозяйственной компетенции самого Общества и не освобождают последнего от исполнения требований законодательства и не имеют отношения к формальному составу правонарушения, предусмотренному частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество полагает, что факт отсутствия препаратов, входящих в минимальный ассортимент, не причинил существенного вреда интересам граждан, обществу, государству, в связи с чем, просит квалифицировать правонарушение совершенное Обществом как малозначительное.

В соответствии со статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

Суд расценивает совершенное Обществом деяние как малозначительное правонарушение, которое не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, в частности, не повлекло существенного нарушения прав потребителей.

Сам по себе факт грубого нарушения лицензионных условий не свидетельствует о наличии существенной угрозы государственным интересам. При этом положения статьи 2.9. КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение малозначительности к каким-либо составам правонарушений Кодексом об административных правонарушениях не установлено.

Степень вреда, причиненного Обществом общественным отношениям, охраняемым нормами права, нарушение которых ему вменяется, несоразмерно установленному санкцией статьи наказанию.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что при формальном наличии вышеуказанного состава административного правонарушения, мера наказания в виде штрафа не отвечает требованиям соразмерности и справедливости, и данное правонарушение признается малозначительным.

Доказательства, свидетельствующие, что ранее Общество за нарушение лицензионных требований привлекалось к административной ответственности, в материалы дела не представлены.

На основании статьи 4.2 КоАП РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, принятие обществом мер, направленных на устранение выявленного нарушения, совершение правонарушения впервые, незначительный срок деятельности организации (с 2010 года). Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.

В соответствии п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 27, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Прокурора Советского района Саратовской области, р.п. Степное Саратовской области, о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Манса ЛТД», г. Саратов, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Производство по административному делу прекратить.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 181, 206, 257, 260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить копии решения арбитражного суда в соответствии с требованиями статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области С.М.Степура