АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002 г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Саратов Дело № А57-20915/08-114
12.12.2008 год
Резолютивная часть решения объявлена – 05.12.08 г.
Решение изготовлено в полном объеме – 12.12.08 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Ю.П. Огнищевой,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
ООО «Ресто»
к Инспекции ФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова
о признании незаконным постановления № 0156(К) ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова от 16.09.2008 года по делу об административном правонарушении № 6455-12-0167(К)/08 о привлечении ООО «Ресто» к ответственности по ст. 15.1. КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, о взыскании суммы государственной пошлины,
при участии в заседании:
- от заявителя: Зинчук Е.Н. по доверенности от 01.06.2008 г., Мухина Е.А. по доверенности от 01.06.2008 года,
- от заинтересованного лица: Шустова Ю.В. по доверенности № 03-14/33413 от 19.09.2008 г., Матвеев А.Ю. по доверенности от 15.05.2007 г. № 03-19/3058,
заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л
Общество с ограниченной ответственностью «Ресто» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным постановления № 0156(К) ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова от 16.09.2008 года по делу об административном правонарушении № 6455-12-0167(К)/08 о привлечении ООО «Ресто» к ответственности по ст. 15.1. КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, о взыскании с административного органа 2000 руб. государственной пошлины.
Представители заявителя в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме.
Представители налоговой инспекции предъявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили в удовлетворении заявления отказать.
Из материалов дела следует, что Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова на основании поручения № 0315 (П) от 18.07.2008 г. была проведена проверка по вопросам полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью Обществом с ограниченной ответственностью «Ресто» за период деятельности с 11.07.2008 г. по 16.07.2008 г.
16.07.2008 г. законному представителю ООО «Ресто» Иванковой С.В. было вручено требование административного органа о предоставлении необходимых для проведения проверки документов.
При осуществлении проверки по вопросам полноты учета выручки Обществом с ограниченной ответственностью «Ресто», налоговой инспекцией установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Ресто» в проверяемом периоде с 11.07.2008 г. по 16.07.2008 г. неоднократно неоприходовало в свою кассу (в кассу Общества с ограниченной ответственностью «Ресто») наличные денежные средства, полученные в виде торговой выручки в кафе «Шашлык-машлык», расположенном по адресу: г. Саратов, Усть-Курдюмское шоссе, д. 16 «б», принадлежащем Обществу с ограниченной ответственностью «Ресто», а именно: в офисе, расположенном по адресу: г. Саратов, Театральная пл., д. 7, Общество не отражало на счетах бухгалтерского учета, не оформляло оправдательными документами (приходными кассовыми ордерами) и не оформляло соответствующими записями в кассовой книге предприятия (именно в день поступления) наличные денежные средства, поступавшие в кассу Общества с ограниченной ответственностью «Ресто».
Материалами административной проверки зафиксированы следующие факты неоприходования наличных денежных средств в кассу ООО «Ресто» (положенные в основу оспоренного постановления): в кассовой книге Общества с ограниченной ответственностью «Ресто» 16.07.2008 г. внесена запись о поступлении наличных денежных средств в сумме 17885 руб. 90 коп., (полученных, согласно показаниям контрольной ленты за смену № 1240, до 18 часов 10 минут 16.07.2008 г.), вместе с тем согласно показаниям контрольной ленты за смену № 1241 с контрольно-кассовой техники Штрих-ФР-К, заводской № 00025107, регистрационный № 94570, принадлежащей ООО «Ресто», установленной по адресу: г. Саратов, Усть-Курдюмское шоссе, д. 16 «б», кафе «Шашлык-машлык», с 19 часов 18 минут до 21 часа 10 минут 16.07.2008 г. ООО «Ресто» ещё получило наличные денежные средства в сумме 5213 руб. 20 копеек, т.е. всего за 16.07.2008 г. ООО «Ресто» получило в вышеуказанном кафе «Шашлык-машлык» наличные денежные средства на сумму 23099 руб. 10 коп., из которых 5213 руб. 20 коп. неоприходовало, то есть не оформило их поступление соответствующей записью в кассовой книге предприятия.
Всего за проверенный период (16.07.2008 г.), по мнению проверяющего органа, в кассу Общества с ограниченной ответственностью «Ресто» были неоприходованы наличные денежные средства в сумме 5213 руб. 20 коп.
По результатам проведенной проверки должностным лицом налогового инспекции составлен акт проверки полноты учета выручки № 000004 от 11.09.2008 г. По факту выявленного правонарушения в присутствии законного представителя Общества (генерального директора) составлен протокол об административном правонарушении № 000534 от 11.09.2008 года, в котором зафиксировано совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1. КоАП РФ.
16 сентября 2008 г. в отношении ООО «Ресто» было рассмотрено дело об административном правонарушении и Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова вынесено оспоренное постановление № 0156(К) по делу об административном правонарушении № 6455-12-0167(К)/08 от 16.09.2008 года, которым Общество привлечено к административной ответственности по ст. 15.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
В ходе судебного разбирательства представители Общества пояснили, что в рассматриваемом случае следует руководствоваться п.п. 22, 24 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40.
Ссылаясь на указанный Порядок, ООО «Ресто» считает правомерной свою позицию, заключающуюся в том, что ежедневно в конце рабочего дня, т.е. в конце установленной в кафе кассовой смены – 19.00. час. кассир (работающий в кафе с 10.00. до 21.00. час.) подсчитывает итоги операций за день, снимает Z-отчет, выводит остаток денег в кассе на следующее число.
В связи с тем, что внутренними документами общества установлен режим работы кафе «Шашлык-машлык» и рабочее время сотрудников кафе (кассовая смена) с 10.00. час. до 21.00. час.; режим работы аппарата Общества (бухгалтера и руководителя) установлен с 09.00. час. до 18.00. час.; в связи с тем, что кафе находится на Усть-Курдюмском шоссе г. Саратове, а аппарат на Театральной пл. в г. Саратове, Заявитель считает возможным осуществлять оприходование части денежных средств на следующий день (следующую календарную дату).
Таким образом, по мнению заявителя, согласно Правилам Внутреннего трудового распорядка закрытие кассовой смены в кафе происходит в 19.00 часов, а работа кафе продолжается до 21.00. часов, вследствие чего денежные средства, полученные с 19.00. час. до 21.00. час. правомерно оприходуются на следующие календарные сутки.
Заявителем указано, что администрацией Общества установлен график сдачи выручки и график смены работающих кассиров, что отражено во внутренних локальных актах. Кассовая смена длится с 19.00 до 19.00 следующего дня, что ограничено календарными сутками и составляет не более 24 часов. (к примеру, с 19 час. 00 мин. 15.07.2008 до 19 час. 00 мин. 16.07.2008 г., а так же с 19 час. 00 мин. 16.07.2008 г. до 19 час. 00 мин. 17.07.2008 г.).
Также, по мнению заявителя, для привлечения к административной ответственности по ст. 15.1. КоАП РФ административному органу необходимо было установить несоблюдение организацией определенных действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, а именно: для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и данными бухгалтерского учета за один и тот же период.
Административный орган в ходе разбирательства неоднократно указывал, что оприходование денежной наличности в кассу предприятия, полученной с 19.00. час. до 21.00. час. (т.е. за определенное время в течение рабочего дня) лишь на следующую календарную дату (в течение следующего дня) является нарушением Порядка ведения кассовых операций, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40, согласно которому ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Административный орган считает, что оспоренное постановление вынесено на законных основаниях, требования КоАП РФ Инспекцией соблюдены в полном объеме при возбуждении производства по административному делу, при вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, иных нарушений налоговой инспекцией не допущено.
Исследовав материалы дела, а также действующее законодательство РФ, Арбитражный суд Саратовской области считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Привлекая Общество к административной ответственности, административный орган исходил из того, что факт совершения обществом административного правонарушения, выразившегося в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, подтверждается материалами административного дела.
Судом не установлено нарушений инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности. Согласно п. 10 постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.04 г. нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Особенность вины физических лиц характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
В ст. 9 (п.п. 1, 4) вышеуказанного закона закреплено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Из материалов дела следует, что всего за проверенный период (в т.ч. 16.07.2008 г.) Обществом с ограниченной ответственностью «Ресто» были неоднократно неоприходованы в кассу наличные денежные средства, в т.ч. за 16.07.2008 г. в сумме 5213 рублей 20 копеек, чем нарушены требования Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (п. 5 ст. 8, п.п. 1, 4 ст. 9), а также требования п.п. 13, 19, 22, 24, 25 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40.
Согласно пункту 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 г. № 40, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Из анализа положения, содержащегося в п. 24 Порядка, следует вывод о том, что кассир ежедневно в конце рабочего дня подводит итог операций за день, в связи с чем, выводит остаток денег в кассе на следующее число.
Указанная норма обуславливает необходимость того, что ответственный работник организации обязан отделить сумму выручки, полученную организацией за определенную календарную дату, для того, чтобы вывести остаток на следующее календарное число.
Довод заявителя о правомерности установления кассовой смены в кафе для оприходования, которая заканчивается в 19.00. час, при том, что кафе продолжает работу до 21.00. час., отклонен, т.к. в конце установленной кассовой смены в кафе у кассира должна всегда быть возможность выводить остаток денежных средств на следующее календарное число, как того требует пункт 24 Порядка.
В данном случае денежные средства, полученные от осуществления своей деятельности Обществом в кафе «Шашлык-машлык», с 19.00. часов и до 21.00. час. не оприходуются этого же числа, в связи с установленной (более короткой) кассовой сменой для кассира, а оприходуются только на следующее число.
В соответствии с п. 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
В данном случае руководителем предприятия лицо на оформление и подписание приходных кассовых ордеров не уполномочено письменным распоряжением для оприходования денежной наличности в установленный срок, иные меры для соблюдения требований законодательства в указанной сфере, не предприняты.
Денежные средства оприходуются (в определенной части) на следующие сутки в соответствии с установленной внутренними документами организации кассовой сменой.
Все вышеперечисленные требования нормативных актов к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Следовательно, моментом начала и окончания административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является день получения выручки и неоприходование ее в кассу.
Материалами дела, а именно: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, контрольно-кассовыми чеками, свидетельствующими о получении наличных денежных средств в проверяемом периоде, кассовой книгой предприятия на 2008 г., свидетельствующей о приеме наличных денежных средств в кассу организации – на следующие календарные сутки (в зафиксированной части), подтверждено неоприходование в кассу наличных денежных средств в день их получения (за проверенную дату).
В постановлении по делу об административном правонарушении № 0156(К) от 16.09.2008 г. отражено, что Общество неоднократно не оприходовало в кассу наличные денежные средства в день их получения в виде торговой выручки в кафе «Шашлык-машлык».
Данные факты свидетельствуют о том, что в нарушение требований статьи 15.1 КоАП РФ, пункта 24 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» ООО «Ресто» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка работы с денежной наличностью и по оприходованию денежных средств в кассу Общества в день их получения, в т.ч. оформление приходных кассовых ордеров в тот же день.
Довод заявителя о необходимости установления разницы между полученной выручкой и данными бухгалтерского учета предприятия за проверенный период (16.07.2008 г.), суд не принимает, так как наличие или отсутствие расхождения между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой не является в данном случае необходимым обстоятельством для дела, поскольку объективная сторона вмененного Обществу правонарушения выражается в неотражении в кассовой книге предприятия полученной им выручки.
Отклонен довод заявителя о том, что Общество является плательщиком ЕНВД, что не имеет возможность из-за установленной кассовой смены, из-за установленного рабочего времени сотрудников оприходовать денежную наличность в тот же день, поскольку действующим законодательством предусмотрено оприходование денежной наличности именно в день ее поступления, и оприходование ее в более поздние сроки не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Устное заявление о малозначительности суд считает необоснованным, т.к. совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным. Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем то, что оприходование денежных средств в определенной части на следующие календарные сутки осуществлялось Обществом неоднократно. Материалами административного дела подтверждено, что указанное нарушение носит систематический характер. В ходе судебного разбирательства Общество свою вину не признавало.
Сроки привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом не пропущены, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен. Доказательства надлежащего извещения законного представителя Общества о процессуальных действиях в рамках административного дела имеются в материалах дела.
Таким образом, заявителем совершено административное правонарушение, зафиксированное Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова, выразившееся, в неоприходовании в кассу денежной наличности.
Обстоятельства, отягчающие ответственность, установлены не были, и административным органом ООО «Ресто» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.1. КоАП РФ.
Административным органом представлены доказательства правомерности возбуждения административного дела в отношении заявителя, и привлечения его к административной ответственности.
Вина ООО «Ресто» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1. КоАП РФ, подтверждена материалами дела.
Согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах заявленные ООО «Ресто» требования удовлетворению не подлежат.
Заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. платежным поручением № 5050 от 26.09.2008 г. Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В соответствии со ст. 104 АПК РФ, 333.40. НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 27, 101, 102, 104, 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Инспекции ФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова № 0156(К) от 16.09.2008 года по делу об административном правонарушении № 6455-12-0167(К)/08 отказать.
Выдать ООО «Ресто» справку на возврат из федерального бюджета уплаченной платежным поручением № 5050 от 26.09.2008 г. государственной пошлина в размере 2000 руб.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке или в кассационном порядке в срок, предусмотренный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Ю.П. Огнищева