НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 18.04.2008 № А55-3428/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

  443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Самара

21 апреля 2008г.

Дело №

А55-3428/2008

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2008г. Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2008г.

Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полиной М.А.

рассмотрев в судебном заседании 18 апреля 2008г.

дело по заявлению Заместителя прокурора Самарской области в защиту интересов Муниципального учреждения «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти» г. Тольятти

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области г. Тольятти

  3 лицо: судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Самарской области Антонова А.В.

о признании недействительными решения и постановления налогового органа

  при участии в заседании

от истца, заявителя – Корсакова Т.Н. (служ. удост.)

от МУ – не явился (извещен)

от ответчика, заинтересованного лица - Литонин А.В. (дов. от 30.12.07г.), Касаткина Е.В. (дов. от 13.02.08г.)

от суд. пристав-исполн. – не явился (извещен)

установил:

Заместитель прокурора Самарской области (далее – прокурор) обратился с заявлением в защиту интересов Муниципального учреждения «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти» и просит признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области от 30.10.07г. № 1175 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика; постановление того же налогового органа от 30.10.07г. № 800 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, по основаниям, изложенным в заявлении (л.д.5-8). Прокурор в судебном заседании заявление поддержал.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (далее – налоговый орган) с заявлением не согласна, просит в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву, в пояснениях по делу (л.д.36-37, 50, 59-60). В судебном заседании налоговый орган высказал возражения против заявления.

В обоснование соблюдения срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обращение в суд, прокурор ссылается на поступившее 19.12.07г. обращение Муниципального учреждения «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти», из которого следует, что названому учреждению стало известно о нарушении его права оспариваемыми ненормативными актами 13.12.07г., и на обращение прокурора с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд 12.03.08г., т.е. в установленный срок (л.д.56-58).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, ссылаясь на ФЗ РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», считает, что заместителем прокурора Самарской области пропущен срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для подачи заявления, поскольку органы прокуратуры уже 23.11.2007г. знали о существовании незаконных ненормативных актов налогового органа и имели правовую позицию по данному факту, изложенную в протесте от 23.11.2007г. Ссылаясь на ст. 1 названного Федерального закона, налоговый орган указывает на то, что право на обращение в судебные органы могло быть реализовано в том числе и Прокуратурой г. Тольятти, которая однако воспользовалась иной мерой прокурорского реагирования - направила протест от 23.11.2007г.

Учитывая поступившее 19.12.07г. прокурору обращение Муниципального учреждения «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти», из которого следует, что названому учреждению стало известно о нарушении его права оспариваемыми ненормативными актами 13.12.07г., и представления прокурора г. Тольятти от 13.12.07г. об обращении в арбитражный суд с исковым заявлением в порядке ст. 52 АПК РФ, принимая во внимание обращение прокурора с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд 12.03.08г., суд считает срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не пропущенным, т.к. нереализованное прокурором г. Тольятти право на обращение в суд, на которое указывает налоговый орган, не лишает заместителя прокурора Самарской области права на такое обращение.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области принято решение от 30.10.07г. № 1175 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа: о взыскании налогов (сборов) – 54 858 479 руб., пени – 1 741 373,96 руб., штрафов – 2 022 417,6 руб., всего: 58 622 270,56 руб. (л.д.11-12).

В соответствии с названным решением налоговым органом направлено судебному приставу-исполнителю постановление от 30.10.07г. № 800 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации в названных суммах (л.д.19-10).

07.12.07г. постановлениями за № 1 налоговым органом отменены оспариваемые решение от 30.10.07г. № 1175 и постановление от 30.10.07г. № 800 (л.д.54-55).

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, ссылаясь на ФЗ РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», считает, что действующее законодательство не предусматривает возможности обращения прокурора в суд для признания ненормативного акта недействительным при условии того, что этот ненормативный акт уже отменен по результатам рассмотрения протеста прокурора, указывая на отменные 07.12.2007г. по результатам рассмотрения протеста Прокуратуры г. Тольятти от 23.11.2007г. оспариваемые решение № 1175 от 30.10.2007г. и постановление № 800 от 30.10.2007г. и устранение таким образом нарушения прав и законных интересов Муниципального учреждения «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти».

Как следует из материалов дела и не опровергается налоговым органом, Муниципальное учреждение «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти» (Устав – л.д.20-30) в силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации является бюджетным учреждением.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

В силу п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

При этом исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

(п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемые решение от 30.10.07г. № 1175 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации и постановление от 30.10.07г. № 800 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации приняты налоговым органом с нарушением вышеназванных норм.

Тогда как отмена налоговым органом 07.12.07г. оспариваемых решения от 30.10.07г. № 1175 и постановления от 30.10.07г. № 800 подтверждает их незаконность.

При этом отмена налоговым органом собственных решения и постановления свидетельствует только о том, что данные ненормативные акты далее не подлежит исполнению, то есть не действуют с даты их отмены - с 07.12.07г.

Однако отмена решения и постановления даже по основанию незаконного их принятия не распространяется на период их действия до отмены и не изменяет прав и обязанностей тех лиц, в отношении которых оно было принято, а, следовательно, их отмена не устраняет допущенные в результате незаконного принятия таких актов нарушения и не восстанавливает нарушенные права и законные интересы налогоплательщика.

Кроме того, указанный довод налогового органа противоречит ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому арбитражный суд проверяет законность обжалуемого ненормативного акта налогового органа на дату его вынесения. Признание судом таких ненормативных актов налогового органа недействительными влечет восстановление в установленном законодательством порядке прав и законных интересов стороны по делу с даты принятия налоговым органом незаконных решения и постановления.

Поскольку в данном случае оспариваемые решение от 30.10.07г. № 1175 и постановление от 30.10.07г. № 800 нарушают права и законные интересы Муниципального учреждения «Департамент энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и связи г. Тольятти» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности с даты их принятия налоговым органом – с 30.10.07г., то они подлежат признанию недействительными.

При таких обстоятельствах, заявление следует удовлетворить.

Расходы по уплате государственной пошлины в общем размере 4 000 руб. в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области от 30.10.07г. № 1175 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации; постановление того же налогового органа от 30.10.07г. № 800 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – организации.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, 445031, г. Тольятти, бульвар Татищева, 12, в доход федерального бюджета государственную пошлину в общем размере 4 000 руб.

Решение может быть в месячный срок со дня его принятия обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

И. К. Степанова