НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 09.12.2019 № А55-29699/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2019 года

Дело №

А55-29699/2019

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 16 декабря 2019 года.

          Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мешковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания         Кашиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании     03-09 декабря 2019 года дело по иску, заявлению

Товарищества собственников недвижимости "СНТ Простор", г. Тольятти Самарской области, ИНН 638200355

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области, г. Тольятти Самарской области

о признании  незаконным и отмене постановления № 53 от 03 сентября 2019 года  и признании  недействительным представления от 03 сентября 2019 года

при участии в заседании

от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 09.01.2019, от 26.08.2019 в порядке передоверия, диплом о высшем юридическом образовании;

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 23.01.2019, удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании,

установил: Товарищество собственников недвижимости «СНТ Простор» (далее – заявитель, СНТ Простор) обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:

-  признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области № 53 от 03 сентября 2019 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации (далее -  КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 рублей;

-  признать недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 03 сентября 2019 года в части обеспечения сбора взносов исключительно на расчетный счет товарищества.

           В судебном заседании объявлялся перерыв на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), после окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон.

          В судебном заседании  представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных возражениях на отзыв инспекции. Заявитель ссылается на то, что оспариваемое постановление  вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности. СНТ Простор полагает, что оспариваемое представление в части указания обеспечения сбора денежных средств исключительно на расчетный счет незаконно, необоснованно и возлагает на товарищество и его членов незаконную обязанность.

           Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области (далее – инспекция, налоговый орган)  просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и письменных пояснениях, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых постановления и представления, соблюдение годичного срока давности привлечения к административной ответственности.

           Как следует из материалов дела, в отношении ТСН «СНТ Простор» ИНН  <***>, по доводам, изложенным в обращении гражданина ФИО3, поступившем в МИ ФНС России №2 по Самарской области 16.07.2019г. (письмо Управления ФНС России по Самарской области от 15.07.2019г. №26-11/24531@) проведены мероприятия по проверке полноты учета наличных денежных средств, полученных при осуществлении наличных денежных расчетов, проверке порядка ведения кассовых операций и хранения свободных денежных средств.

Инспекцией 12.08.2019 вынесено определение № 2019-1-15.1Ю о  возбуждении в отношении ТСН «СНТ Простор» дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ  и проведении административного расследования.

По результатам проведенного административного расследования уполномоченным должностным лицом Инспекции – главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля в отношении ТСН «СНТ Простор» в присутствии законного представителя ТСН составлен протокол об административном правонарушении от 30.08.2019 № 1-15.1Ю. О месте и времени составления протокола законный представитель заявителя извещен лично.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель ТСН протоколом, который был получен лично председателем ТСН.

Постановлением от 03.09.2019 №53, вынесенным  начальником Инспекции,  ТСН «СНТ Простор» было признано виновным в совершении административного правонарушения привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Данное постановление получено ТСН 06.09.2019.

Также Инспекцией было вынесено представление от 03.09.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым Инспекция обязала ТСН «СНТ Простор» принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, а именно:  обеспечить сбор взносов исключительно на расчетный счет  товарищества, определить лимит остатка денежных средств, при расчете лимита руководствоваться п. 2, п. 4.6, п. 5, п. 5.1 Указания Банка России упрощенном порядке  ведения кассовых операций индивидуальными  предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», наличные денежные средства, полученные от граждан оприходовать в кассовую книгу, а так же оформлять приходные кассовые ордера оприходованных денежных средств.

            Не согласившись с данным постановлением и представлением в указанной выше части, ТСН с соблюдением установленного срока обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

            Исследовав и оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

Пунктом 1 ст. 28.3 КоАП РФ определено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.

        Статьей 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ установлены полномочия налоговых органов рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 4 - 15 статьи 14.5, частью 5 статьи 14.13, статьей 15.1, частями 1 - 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий), статьей 19.7.6 настоящего Кодекса.

Осуществление контроля налоговыми органами за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей закреплено Федеральным Законом РФ № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

По результатам проведенных Инспекцией мероприятий установлено, что ТСН СНТ «Простор» ИНН <***> в период с 18.02.2019 по 22.02.2019 осуществляло прием членских и целевых взносов от членов товарищества.

          В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом положения пункта 13 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники.

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (наличные деньги) на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения определяет Указание Центрального банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

На основании пп. 4.6 п. 4 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» поступающие в кассу наличные деньги и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром, а в случае его отсутствия руководителем организации, по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные денежные средства (полное оприходование в кассу наличных денег). В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денежных средств и проставляет подпись. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).

ТСН СНТ «Простор» ведет кассовую книгу установленной формы 0310004.

Согласно записям вкладного листа кассовой книги за 18.02.2019, остаток наличных денежных средств на начало дня составил 196 610 руб. 39 коп., сумма принятых членских взносов составила 63 600 руб., сумма целевого взноса составила 72 500 руб., сумма выданных денежных средств составила 300 000 руб., остаток наличных денежных средств на конец дня составил 32 710 руб. 39 коп.

Согласно ведомости сбора взносов № 1 за февраль 2019 года, послужившей основанием оприходования в кассовую книгу наличных денежных средств в сумме 72 500 руб., полученных в качестве целевых взносов от граждан, фактически наличные денежные средства были приняты  04.02.2019 в сумме 3 000 руб., 05.02.2019 в сумме 18 000 руб., 06.02.2019 в сумме 3000 руб., 07.02.2019 в сумме 9000 руб., 08.02.2019 в сумме 6000 руб., 11.02.2019 в сумме 4500 руб., 12.02.2019 - 3000 руб., 13.02.2019 в сумме 11000 руб., 14.02.2019 в сумме 9000 руб., 15.02.2019 в сумме 6000 руб.

Согласно записям вкладного листа кассовой книги за 19.02.2019, остаток наличных денежных средств на начало дня составил 32 710 руб. 39 коп., сумма принятых членских взносов составила 49 400 руб., остаток наличных денежных средств на конец дня составил 82110 руб. 39 коп.

Согласно записям вкладного листа кассовой книги за 20.02.2019, остаток наличных денежных средств на начало дня составил 82 110 руб. 39 коп., сумма принятых членских взносов составила 60 400 руб., сумма целевого взноса составила 69 500 руб., сумма выданных денежных средств составила 107 645 руб. 27 коп., остаток наличных денежных средств на конец дня составил 104 365 руб. 12 коп. Согласно ведомости сбора взносов № 2 за февраль 2019 года, послужившей основанием оприходования в кассовую книгу наличных денежных средств,  в сумме 69 500 руб., полученных в качестве целевых взносов от граждан, фактически наличные денежные средства были приняты 15.02.2019 в сумме 10000 руб., 18.02.2019 в сумме 34 500 руб., 19.02.2019 в сумме 25000 руб.

Согласно записям вкладного листа кассовой книги за 21.02.2019, остаток наличных денежных средств на начало дня составил 104 365 руб. 12 коп., сумма принятых членских взносов составила 40 200 руб., остаток наличных денежных средств на конец дня составил 144565 руб. 12 коп.

Согласно записям вкладного листа кассовой книги за 22.02.2019, остаток наличных денежных средств на начало дня составил 144 565 руб. 12 коп., сумма принятых членских взносов составила 46 400 руб., остаток наличных денежных средств на конец дня составил 190965 руб. 12 коп.

В нарушение п. 4.6, п.5, п.5.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»:

- наличные денежные средства в сумме 72500 руб., оприходованы 18.02.2019 в качестве целевых взносов от граждан, в кассовую книгу на основании ведомости сбора взносов №1 за февраль 2019 г.; наличные денежные средства в сумме 69500 руб., оприходованы 20.02.2019 в качестве целевых взносов от граждан, в кассовую книгу на основании ведомости сбора взносов № 2 за февраль 2019 г., без оформления приходных кассовых ордеров;

- наличные денежные средства, полученные от граждан 04.02.2019 в сумме 3000 руб., 05.02.2019 в сумме 18000 руб., 06.02.2019 в сумме 3000 руб., 07.02.2019 в сумме 9000 руб., 08.02.2019 в сумме 6000 руб., 11.02.2019 в сумме 4500 руб., 12.02.2019 в сумме 3000 руб., 13.02.2019 в сумме 11000 руб., 14.02.2019 в сумме 9000 руб., 15.02.2019 в сумме 16000 руб., 18.02.2019 в сумме 34500 руб., 19.02.2019 в сумме 25000 руб. не оприходованы в кассовую книгу организации.

В соответствии с приказом от 30.08.20198 № 13 ТСН СНТ «Простор» установлен лимит остатка наличных денежных средств в кассе равный 375 000 руб., который рассчитан исходя из объема поступлений наличных денег от членов ТСН и периодичности сдачи их в банк.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность внесения взносов членами товарищества, в порядке установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества (п.3 ст.14 217-ФЗ), иного способа сборов взносов не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»  для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (абз. 10 п. 2 Указаний).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ТСН «СНТ Простор»  как некоммерческое товарищество не относится к субъектам малого предпринимательства.

Следовательно,  садоводческое некоммерческое товарищество не освобождено от выполнения обязанности соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок ведения кассовых операций и должно устанавливать лимит остатка наличных денег, при этом все наличные деньги сверх установленного лимита должны сдаваться в банк. Порядок вычисления лимита закреплен в Приложении к Указаниям N 3210-У.

ТСН СНТ «Простор» ошибочно определило лимит остатка наличных денег в порядке пункта 1 Приложения к Указаниям Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», отнеся к объему поступлений наличных денег поступления от членских взносов.

В соответствии с пунктом 1 Приложения к Указаниям Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).

ТСН СНТ «Простор» не осуществляет коммерческую деятельность и не имеет поступлений от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, при расчете лимита следовало руководствоваться пунктом 2 Приложения к Указаниям Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Согласно пункту 2 Приложения к Указаниям Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем выдачи наличных денег (вновь созданное юридическое лицо - ожидаемый объем выдачи наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.

Лимит остатка рассчитывается по формуле, где N – период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях.

ТСН СНТ «Простор» не снимает наличные денежные средства с расчетного счета в банке, следовательно, лимит остатка наличных денежных средств при определении лимита остатка наличных денег в кассе равен 0 руб. 00 коп.

Таким образом, с учетом нарушения ТСН требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрена обязанность внесения взносов членами товарищества, в порядке, установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества, а в дальнейшем получение по денежному чеку в банке наличных денежных средств, которые дальше расходуются на нужды товарищества,  в нарушение п.2 Приложения к Указаниям Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»,  ТСН неверно определило лимит остатка наличных денег, а соответственно, и  допустило нарушение абзаца 7 пункта 2 Указаний N 3210-У, выразившееся в том, что  наличные деньги сверх лимита хранились в кассе ТСН СНТ «Простор», а не на банковском счете. Также ТСН нарушен  абзац 9 пункта 2 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», поскольку допустило накопление в кассе ТСН СНТ «Простор» наличных денег сверх лимита.

Так, 18.02.2019 остаток наличных денежных средств на конец дня составил 32710 руб. 39 коп. 19.02.2019 остаток наличных денежных средств на конец дня составил 82110 руб. 39 коп. 20.02.2019 остаток наличных денежных средств на конец дня составил 104365 руб. 12 коп. 21.02.2019 остаток наличных денежных средств на конец дня составил 144565 руб. 12 коп. 22.02.2019 остаток наличных денежных средств на конец дня составил 190965 руб. 12 коп.

На основании изложенного, ТСН «СНТ Простор» нарушены:

- абз. 7 п.2, п. 4.6, п. 5, п. 5.1  Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»; п. 2 Приложения к  Указаниям Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»

- п. 3 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части нарушения порядка работы с денежной наличностью.

Исходя из данных обстоятельств ТСН «СНТ Простор» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.

Событие вменяемого обществу административного правонарушения подтверждено представленными в материалы дела, собранными в установленном порядке доказательствами.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив, имеющиеся в деле доказательства, собранные административным органом в установленном законом порядке, суд, приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не содержится доказательств отсутствия у ТСН возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.

Юридическое лицо обязано не только знать о действующем законодательстве РФ, но и обеспечивать его исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей.

Правовая возможность исполнения существующих обязанностей определяется отсутствием объективных препятствий для их выполнения, т.е. обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица (чрезвычайных, непредотвратимых, непредвиденных). Обстоятельств с подобной характеристикой в ходе рассмотрения дела не установлено.

         У ТСН «СНТ Простор» имелась возможность обеспечить установленный порядок осуществления ведения кассовых операций, однако, товарищество не предприняло необходимых мер для исполнения требований законодательства

Таким образом, суд считает, что вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения подтверждается материалами административного дела.

С учетом требований ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ административное наказание назначено налоговым органом в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Заявитель указывает на пропуск срока привлечения к административной ответственности.

Полагая данный довод необоснованным, суд указывает на следующее.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Статья 4.5 КоАП РФ регулирует давность привлечения к административной ответственности.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 54-ФЗ) определено, что контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговые органы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федеральный закон N 54-ФЗ при осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы проводят проверки полноты учета выручки в организациях.

Статья 4.5 КоАП РФ регулирует давность привлечения к административной ответственности.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" внесены изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которой постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года, со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Изменения вступили в силу с 15.07.2016 года.

Таким образом, учитывая, что правонарушение совершено 16-17 июня 2017, а оспариваемое постановление вынесено 13.06.2018 г., годичный срок давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, ответчиком не пропущен.

         Аналогичная правовая позиция поддержана Верховным Судом РФ в Определении от 9 августа 2018 г. по делу N 305-АД18-7031 и Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2019 N 305-ЭС19-915 по делу N А40-162377/2018.

Доводы заявителя о том, что указанная судебная практика не подлежит применению к рассматриваемому делу, отклоняется судом как основанная на ошибочном толковании норм права и позиций Верховного суда Российской Федерации.

Как видно из судебных актов по делу N А40-162377/2018 основанием для привлечения Общества к ответственности послужил выявленный административным органом факт не отражения в приходных-кассовых ордерах за 17.06.2017 и кассовой книге за этот же день поступление в кассу денежных средств, а также факт не отражения в приходных-кассовых ордерах за 18.06.2017 и кассовой книге за этот же день поступление в кассу денежных средств, что признано судами нарушением положений пунктов 4.6, 4.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

В рассматриваемом случае также ТСН также  допущено нарушение п. 4.1 и п. 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, поскольку в нарушение п. 4.1. кассовые операции не оформлялись приходными кассовыми ордерами   и в нарушение п. 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, записи в кассовой книге осуществлялись без оформления и не на основании приходных кассовых ордеров.

По делу А40-198626/17 (Определение от 9 августа 2018 г. по делу N 305-АД18-7031)  также вменялось обществу нарушение пункта 2, пункту 4 Указания Центрального Банка Российской Федерации «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У, согласно которым наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов, между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета. Суд исходил из того, что индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением прямо определенных в Указании случаев.

 Таким образом, в указанных делах также рассматривались нарушения, не связанные непосредственно с применением или не применением ККТ, а связанные с нарушением порядка осуществления тем не менее, Верховный суд согласился с применением к рассматриваемым правонарушениям специального годичного срока давности.

 В соответствии с частью 2 статьи 1 Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" данный Закон служит целям обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

        Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

При этом вопросы кассовых расчетов касаются сферы действия названного Закона.

Данный вывод также следует из Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу № А60-8615/2018, Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2019 N 02АП-2068/2019 по делу N А17-11078/2018.

        Пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не может быть вынесено со дня совершения административного правонарушения по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Следовательно, в данном случае заявитель неверно трактует срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Таким образом, с учетом обстоятельств совершения правонарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за совершенное ТСН «СНТ Простор» правонарушение составляет один год и, соответственно, оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Штраф на заявителя правомерно наложен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1ст. 15.1 КоАП РФ -  40000 рублей.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ, судом не установлено.          

Руководствуясь частью 2 статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, Указом Президента РФ от 13.05.2017 N 208 об утверждении Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, суд считает, что выявленными нарушениями в области порядка ведения кассовых операций, работы с денежной наличностью, порядка хранения денежных средств, ТСН создал угрозу причинения вреда экономической безопасности Российской Федерации, правам и законным интересам членам ТСН, гражданам, поскольку основанием для проведения проверочных мероприятий в рассматриваемом случае послужило именно обращение гражданина, который указывал на то, что прием и хранение наличных денежных средств от членов и не членов товарищества в ТСН осуществляется в кассе юридического лица без внесения этих денежных средств на расчетный счет юридического лица.

Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается, в пренебрежительном отношении правонарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государством, контроля за обращением денежной наличности, посягает на такие объекты публичных интересов, как устойчивость и стабильность денежной системы Российской Федерации.

Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ также не установлено, поскольку не смотря на то, что отсутствуют у суда сведения о том, что ТСН ранее привлекалось к административной ответственности, однако в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ТСН «СНТ Простор»  не относится к субъектам малого предпринимательства в соответствующем реестре субъектом малого и среднего предпринимательства не состоит.

Отсутствуют и правовые основания для снижения административного штрафа ниже низшего предела  соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку минимальная сумма штрафа, предусмотренная ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ составляет менее 50000 руб.

При таких обстоятельствах оспариваемое заявителем постановление является законным и обоснованным с учетом положений ст. 211 АПК РФ в удовлетворении заявленных требований  в данной части следует отказать.

С учетом разъяснений, данных в пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выданные в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль) об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Также допускается самостоятельное обжалование таких представлений в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая законность оспоренного постановления, суд считает законным и оспариваемое представление Инспекции, вынесенное в установленном законе порядке.

Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица в соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.

В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспариваемое представление вынесено инспекцией в порядке части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Таким образом, вопрос о правомерности вынесения представления связан с вопросом о законности привлечения предприятия к административной ответственности, установлением причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.

Поскольку событие вмененного ТСН правонарушения и вина самого ТСН в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то административный орган в пределах своих полномочий правомерно выдал обществу представление от 03.09.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Довод ТСН «СНТ Простор» о праве устанавливать иной способ внесения членских и целевых взносов, кроме расчетного счета товарищества, необоснован в силу следующего.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность внесения взносов членами товарищества, в порядке установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества (п.3 ст.14 Закона № 217-ФЗ), иного способа сборов взносов не предусмотрено.

Согласно Информации, доведенной Минэкономразвития России «Ведение гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 9), отражено, что Законом N 217-ФЗ предусмотрена обязанность внесения взносов исключительно на расчетный счет товарищества.

Возможности установления уставом товарищества иного способа сбора взносов Законом N 217-ФЗ не предусмотрено, поэтому ссылка ТСН на п. 7.3 Устава, предусматривающего, что членские взносы вносятся в кассу ТСН или перечисляются через банк, отклоняются судом как противоречащий положениям  п.3 ст.14 Закона № 217-ФЗ.

Введение указанной нормы вызвано большим количеством жалоб на нецелевое и неконтролируемое расходование денежных средств товарищества в связи с частым нарушением установленного порядка ведения кассовых операций, и направлено на повышение прозрачности финансовой деятельности товарищества.

При этом сбор денежных средств, хранение их на территории товарищества (здание правления, дом председателя) и учет на бумажных носителях неустановленного образца (тетрадки, блокноты и т.д.) не являлось надлежащим ведением кассовых операций, за нарушение которого статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Вместе с этим использование расчетных счетов позволит установить полный контроль граждан за движением денежных средств, однозначно устанавливать факт уплаты взносов и их размер.

В отношении соотношения указанных положений Закона N 217-ФЗ и статьи 861 Гражданского кодекса следует отметить, что согласно пункту 4 статьи 49 Гражданского кодекса особенности гражданско-правового положения отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, их отдельных видов и типов могут устанавливаться федеральными законами.

Таким образом, установление специальных особенностей в отношении товариществ соответствует общим положениям гражданского законодательства. В числе прочего к таким особенностям относятся и вопросы уплаты взносов членами указанных товариществ.

При этом заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое представление в оспариваемой части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в удовлетворении требований заявителя в данной части следует отказать.

         В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182, 201, 208, 211

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении заявленных требований отказать.

       Решение  может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова