НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 08.11.2007 № А55-14412/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

08 ноября 2007 года

Дело №

А55-14412/2007-3

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

ФИО1

рассмотрев 01 ноября 2007 года в судебном заседании дело по иску, заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Прод-Экспорт",443081, Самарская область, Самара, Стара Загора, 27 Литера ББ1,ком.18,19

От 01 октября 2007 года № 047

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району <...>, Самарская область, Самара, Брусчатый пер., 38

О взыскании процентов в размере 27028 руб.

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2, дов. от 10.01.2007

от ответчиков – ФИО3, дов. от 17.10.2007

При ведении протокола секретарем судебного заседания Анищенко Я.С.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 26 октября 2007 года до 01 ноября 2007 года в порядке ст. 163 АПК РФ.

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 08 ноября 2007 года.

Установил:

Заявитель - Общества с ограниченной ответственностью "Прод-Экспорт" обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит взыскать Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары проценты за нарушения сроков возврата НДС в размере 27028 руб.

Ответчик заявленные требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации Общества с ограниченной ответственностью "Прод-Экспорт" по НДС за январь 2007 года, налоговым органом вынесено решение № 13-27/123 от 17.05.2007 об отказе в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта в размере 7 070 063 руб. и об отказе в возмещении суммы НДС предъявленной налогоплательщику и уплаченной им при приобретении товаров в размере 1 149 478 руб. Кроме того, заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в размере 20 % штрафа от суммы доначисления налога в размере 254 522, 25 руб., доначислена сумма НДС в размере 1 272 611, 25 руб. и на основании ст. 75 НК РФ начислена сумма пени в размере 15 589, 48 руб.

Данное решение налогового органа № 13-27/123 от 17.05.2007 решением арбитражного суда от 13.07.2007 по делу № А55-7384/2007-3, вступившим в законную силу, признано недействительным.

Решением о возмещении (зачете, возврате) сумм НДС № 13-27/16 от 13.08.2007 г. Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары возместила ООО "Прод-Экспорт" НДС в сумме 1 149 478 руб. (л.д.33).

22 августа 2007г. ООО "Прод-Экспорт" направило Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары заявление о возмещении налога путём возврата на расчётный счёт <***> в ОАО «Волго-Камский банк» (л.д.44).

28 августа 2007г. Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары вынесла решение № 2067 о возврате НДС в сумме 1 149 478 руб. на расчётный счёт ООО "Прод-Экспорт" № <***> в ОАО «Волго-Камский банк», указанный в заявлении (л.д.45). Как объяснил представитель ответчика, дата 16.08.2007г. указана в решении ошибочно и в действительности оно датировано 28.08.2007г., что подтверждается датами визирования решения.

28 августа 2007г. Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары направила заявителю извещение о принятом налоговым органом решении о возврате НДС (л.д.35).

Платёжным поручением № 862 от 30.08.2007г. сумма 1 149 478 руб. перечислена на расчётный счёт ООО "Прод-Экспорт" № <***> в ОАО «Волго-Камский банк», указанный в заявлении (л.д.36).

Заявитель считает, что в связи с тем, что декларация по НДС представлена 20.02.2007 г., а срок камеральной проверки согласно п. 2 ст. 88 НК РФ составляет 3 месяца со дня представления декларации, а решение о возврате сумм налога № 2067 от 16.08.2007 г. направлено в казначейство 28.08.2007 г., о чем свидетельствует извещение о принятом налоговым органом решении о возврате от 28.08.2007 № 1855, то с учетом положений п. 10 ст. 176 НК РФ и п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок для расчета пени составит с 06.06.2007 г. (20.02.2007 г. + 3 месяца + 12 рабочих дней) - по 28.08.2007 г.

Заявитель указывает, что в результате нарушения срока возврате суммы налога в размере 1 149 478 руб. составило 84 дня. Таким образом, по мнению заявителя, сумма начисленных процентов составила – 27 028 руб.

Ответчик, возражая против заявленных требований, в отзыве приводит следующие доводы:

В соответствии с п.п. 6, 10 ст. 176 Кодекса проценты начисляются лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения этого заявления у Инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.

Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате налога на добавленную стоимость, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, ст. 176 Кодекса не предусматривает. Поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен п. 10 ст. 176 Кодекса, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно было быть вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога

Следовательно, если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым п. 1 ст. 176 Налогового кодекса, период просрочки начинается с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой выносится решение о возмещении (полном или частичном) начисленного налога.

В том случае, если заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается с 12-го дня после истечения сроков возврата, предусмотренных п.2, 8, 9 ст. 176 Кодекса (семь дней плюс один день плюс пять дней), исчисляемых с момента подачи заявления.

Таким образом, необоснованным считается заявление общества о применении в данном случае п. 10 ст. 176 Кодекса о взыскании с Инспекции 27 028 рублей - процентов за период с 06.06.2007 по 28.08.2007 за просрочку возврата 1 149 478 руб. налога на добавленную стоимость, со ссылкой на подачу заявления 22.08.2007, как поданного до истечения трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Доводы налогового органа суд считает обоснованными, основанными на законе и единообразной судебной практике, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

В то же время, доводы заявителя суд считает ошибочными, не соответствующими закону и имеющимися в деле доказательствам.

Период просрочки заявитель исчислял с 20.02.2007 – даты представления декларации, и завершался 28.08.2007, когда налоговым органом было направлено заключение на возврат налога в орган федерального казначейства. При этом заявителем не учтено то обстоятельство, что срок для возмещения налога и расчет процентов должны определяться с учетом положений статьи 176 Кодекса, поскольку заявление о возврате налога подано обществом в налоговый орган не подано.

Статьёй 176 Налогового кодекса РФ устанавливается следующий порядок возмещения НДС:

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи (п.1).

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п.1).

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению (п.3).

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам (п.4).

В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются (п.5).

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.   При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам (п.6).

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично) (п.7).

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п.8).

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п.9).

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.10).

В данном случае, как установлено судом, декларация по налоговой ставке 0 процентов представлена обществом в налоговый орган 20.02.2007, решение о возврате налога направлено инспекцией в казначейство 28.08.2007.

В соответствии со статьей 176 Кодекса проценты начисляются лишь на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, и с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. До получения этого заявления у инспекции нет обязанности возвращать налог, подлежащий возмещению, и проценты за просрочку возврата налога начислению не подлежат.

Аналогичная правовая позиция по данному вопросу содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2005 г. N 7528/05, от 05.10.2004 N 5351/04 и от 21.12.2004 N 10848/04.

По смыслу статьи 176 Кодекса заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.

Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате налога на добавленную стоимость, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, статьёй 176 Кодекса не предусмотрен. Поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен пункт 10 статьи 176 Кодекса, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой должно было быть вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога.

Следовательно, если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым п. 1 ст. 176 Налогового кодекса, период просрочки начинается с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой выносится решение о возмещении (полном или частичном) начисленного налога.

В том случае, если заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается с 12-го дня после истечения сроков возврата, предусмотренных п.2, 8, 9 ст. 176 Кодекса (семь дней плюс один день плюс пять дней), исчисляемых с момента подачи заявления.

Как следует из материалов дела, с заявлением о возврате НДС за январь 2007 года заявитель обратился в налоговый орган 22 августа 2007г. (л.д.44), то есть после представления налоговой декларации и срока камеральной проверки.

При рассмотрении арбитражным судом дела № А55-7384/2007-3 ООО "Прод-Экспорт" также не изъявил волю на возврат НДС на его расчётный счёт.

Таким образом, налоговый орган о волеизъявлении заявителя мог узнать лишь 22 августа 2007г.

Возврат же налога произведён 30 августа 2007г., то есть до истечения 12-ти дневного срока.

Довод заявителя об отсутствии необходимости направления заявления о возврате налога суд отклоняет, как противоречащий требованиям п.6 ст.176 НК РФ и единообразной судебной практике.

Из ст.176 НК РФ прямо следует, что наличие письменного заявления на возврат налога с указанием расчётного счёта, является одним из обязательных условий как возврата налога, так и начисления процентов.

Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные требования не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1