НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Самарской области от 07.02.2018 № А55-30044/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2018 года

Дело №

А55-30044/2017

Резолютивная часть решения объявлена: 07 февраля 2018 года

Полный текст решения изготовлен: 14 февраля 2018 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

Медведев А.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании  февраля 2018 года   дело по иску, заявлению

Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области

к  Обществу с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Техно-М"

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

-Андрюкова Андрея Георгиевича

о взыскании

при участии в заседании

от истца – не явился, извещён,

от ответчика -  не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением в котором просит взыскать с ООО Научно-производственная фирма "Техно-М" убытков в сумме 335,84 руб.

Определением суда от  14.11.2017  года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд, с учетом необходимости получения дополнительных пояснений, посчитал, что имеются основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренные пунктом 4 части 5 статьи 227 АПК РФ, в связи с чем вынес определение от 28.12.2017г. о рассмотрении дела по общим правилам  производства по делам, возникающих из гражданских и иных правоотношений.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Андрюкова Андрея Георгиевича.

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Техно-М"  отзыв на заявление не представило, представитель ответчика в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует возврат заказного письма №44392518589639 с отметкой органа связи об истечении срока хранения.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2012г. сторонам разъяснялось, что в случае их неявки в предварительное судебное заседание, суд вправе завершить предварительное заседание и открыть судебное заседание арбитражного суда первой инстанции, при наличии извещения о времени и месте судебного разбирательства лиц участвующих в деле и непредставления ими возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие.

С учетом, представленных в материалы дела документов, ввиду отсутствия возражений от сторон, суд счел возможным завершить подготовку дела к судебному разбирательству и  перейти к судебному разбирательству на основании ч.4 ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

В соответствии с ч. 12 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон № 400-ФЗ), выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № Э85-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Законом № 400-ФЗ, без учета индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, имеющей место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 7 Закона № 385-Ф3 в случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 01.10.2015 по 31.03.2016 пенсионер был вправе не позднее 31.05.2016 представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном ч. 2 и ч. 4 ст. 21 Закона № 400- ФЗ. При представлении пенсионером заявления в соответствии с настоящей статьей орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, определял суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с применением положений ч. 1 и ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 6 Закона № 385-ФЭ, подлежащие выплате с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

На 01.01.2016 в силу ст. 7 Закона № Э85-ФЗ факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

Учитывая нормативные периодичность и сроки представления работодателями отчетности в ПФР (ст. 11 Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон № 27-ФЗ), у органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, на начало февраля 2016 года имелись сведения (индивидуального) персонифицированного учета за 3 квартал 2015 года.

Соответственно, правоопределяющее значение при проведении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера пенсий с 01.02.2016г. имела дата 30.09.2015г.. Если на указанный день пенсионер по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета являлся работающим, то индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка с 01.02.2016г. размера страховой пенсии ему начислялись, но к выплате не полагались. Соответствующие суммы пенсии с учетом этого увеличения такой пенсионер получит только после прекращения им работы.

С 01.04.2016г. внесены изменения в Закон № 27-ФЗ в части введения упрощенной формы отчетности страхователей о работающих у них застрахованных лицах. Ежемесячно не позднее 10-го (начиная с 01.01.2017г. - не позднее 15-го) числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, страхователь согласно п. 2.2. ст. 11 Закона № 27-ФЗ обязан представлять сведения о своих работниках по форме СЗВ-М (утверждена Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п), в том числе о гражданах, принятых на работу либо уволенных с нее в отчетном месяце.

Форма СЗВ-М состоит из четырех разделов. В первом страхователь должен указать информацию о себе (наименование (краткое), регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП), во втором блоке - указать отчетный период календарного года, в третьем блоке указать тип формы (коды "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период), в четвертом блоке - указать сведения о застрахованных лицах (Ф.И.О. (отчество заполняется при его наличии; страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Данные этой формы отчетности являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений ч.ч. 1 - 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Нормы о ежемесячном уточнении факта работы вступили в силу с 01.05.2016г. (ч. 3 ст. 9 Закона № 385-Ф3).

Поэтому, начиная с 01.05.2016г., согласно ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, i\ период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится без заявления пенсионера, прекратившего работать, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу ст.ст. 15, 17 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом № 27-ФЗ. Страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных Законом № 27-ФЗ достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с ч. 10 ст. 18 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (ч. 8 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).

При этом под этой суммой понимается сумма страховой пенсии, которая должна выплачиваться пенсионеру в соответствии со статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ в условиях неосуществления им работы.

Согласно ч. 10 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений либо представлением неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

В соответствии с ч. 6 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм пенсии, определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 7 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенные в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное ч. 6 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, Андрюкову Андрею Георгиевичу государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.Тольятти была назначена страховая часть пенсии как военному пенсионеру.

За отчетный период, февраль 2017 года, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Андрюков Андрей Георгиевич являлся работающим в Обществе с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирме «Техно-М», которое представляло о нём такие сведения в Управление.

За отчетный период февраль 2017 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета в Управление ответчиком не представлены в установленный срок, предусмотренный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с вышеизложенным, не представление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в систему обязательного пенсионного страхования» ООО НПФ «Техно-М» повлекло за собой выплату Управлением Андрюкову А.Г. излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки) и перерасход средств ПФР в размере 335 рублей 84 копейки. В соответствии с протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 17.07.2017г. № 421 за период с 01.05.2017г. по 31.05.2017г. Андрюкову А.Г. была необоснованно выплачена сумма страховой части пенсии как военному пенсионеру.

Согласно нормам ст. 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ! ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 28 Закона № 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения;

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.

Из содержания приведенных норм следует, что действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения страховой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.

Суд считает, что совокупность условий, необходимая для возложения на, ООО НПФ «Техно-М» мер ответственности в виде взыскания убытков в пользу ПФР, а именно:

-  противоправность действий (бездействия) ООО НПФ «Техно-М»;

-    наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между действиями ООО НПФ «Техно-М» и возникшими у ПФР убытками документально подтверждена и доказана;

-   отсутствие доказательств наличия признаков недобросовестности в действиях Андрюкова А.Г.;

-   переплата пенсии произошла ни вследствие счетной ошибки Управления; Размер нанесенного материального ущерба подтверждается Протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 17.07.2017г. № 421 с расчетом переплаты Андрюкову А.Г. страховой пенсии по старости.

Управлением направлено уведомление от 17.08.2017 № 05-5116 в ООО НПФ «Техно-М» о необходимости возместить указанную переплату в срок до 12.09.2017г.

На момент подачи искового заявления денежные средства в бюджет ПФР не поступили, каких-либо действий по возмещению причиненного ущерба в добровольном порядке в ООО НПФ «Техно-М» не предпринял.

В соответствии с ч.4 ст.131 АПК РФ в случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам или при невозможности рассмотреть дело без отзыва вправе установить новый срок для его представления.

Согласно ч.3.1 ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не оспорены ответчиком, в связи с чем считаются признанными другой стороной.

Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих обоснованность взыскания задолженности по сделке и её размер, или свидетельствующих об уплате задолженности в добровольном порядке.

Поскольку в процессе судебного разбирательства от ответчика обоснованные возражения на иск не поступили, оценка требований истца осуществляется судом с учетом положений статьей 9, 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 г. №8127/13 по делу №А46-12382/2012, суд не может исполнять обязанность ответчика по опровержению представленных доказательств.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 309, 310, 1102 ГК РФ требование истца о взыскании суммы убытков в размере 335,84 руб. является обоснованным.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны, на ответчика относятся расходы по государственной пошлине в размере 2000 руб.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Техно-М", ОГРН 1166313066590 (20.02.2016), ИНН 6324069444, в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области сумму убытков в сумме 335,84 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Техно-М", ОГРН 1166313066590 (20.02.2016), ИНН 6324069444, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.А. Медведев