НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 28.01.2015 № А59-3882/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело А59-3882/2014

04 февраля 2015 года г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28 января 2015 года, решение в полном объеме изготовлено 04 февраля 2015 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурковской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственного учреждения – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026500524313 ИНН 6500005167, адрес регистрации: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 69А)

к министерству социальной защиты Сахалинской области (ОГРН 1026500531892 ИНН 6501073272, адрес регистрации: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 24, оф. 215)

о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательства,

при участии в судебном заседании:

представитель истца Носикова Ксения Сергеевна, по доверенности № 3/15 от 12 января 2015 года,

представитель ответчика Ткаченко Николай Александрович, по доверенности № 7-4581 от 12 августа 2014 года,

у с т а н о в и л :

Государственное учреждение – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось в суд с иском к Министерству социальной защиты Сахалинской области о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательства, в сумме 24 977,39 рублей.

В обоснование иска указано, что в результате проведенной Сахалинским региональным отделением ФСС проверки обоснованности начисления и выплаты социальных пособий было установлено, что отделом соцзащиты Курильского района Министерства соцзащиты Сахалинской области допущено нарушение при начислении пособия по уходу за ребенком Галяниной К.М. В результате ей незаконно выплачено пособие в сумме 24 977,39 рублей. Поскольку денежные средства на эти цели направлялись Министерству соцзащиты Сахалинской области из средств Фонда соцстрахования, они подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в отзыве. Указал, что вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 10 Первомайского района г. Владивостока от 13 декабря 2012 года установлено, что начисление и выплата Галяниной К.М. ежемесячного пособия по уходу за ребенком явилось следствием действий самой Галяниной К.М., предоставившей недостоверные сведения. С Галяниной К.М. решением суда взыскана сумма 24 977,39 рублей. Таким образом, вина Министерства в выплате излишних сумм пособий, и причинение тем самым убытков Фонду, последним не доказана.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом из материалов дела, 16 декабря 2010 года между Государственным учреждением Сахалинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации ( далее истец, Сахалинское региональное отделение ФСС) и Министерством социальной защиты Сахалинской области ( далее ответчик, Министерство) заключен договор № 497 о финансовом обеспечении расходов на выплату в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (том 1 л.д. 20).

Предметом договора явилось финансовое обеспечение расходов Министерства соцзащиты Сахалинской области на выплату отдельных государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно «Правилам финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видом государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1162 от 31 декабря 2009 года.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Договора от 16 декабря 2010 года, Сахалинское региональное отделение ФСС имеет право осуществлять контроль за целевым расходованием Министерством средств, перечисленных Фондом для выплаты пособий.

Осуществляя контрольные функции, специалистами Сахалинского регионального отделения ФСС в период с 04 октября 2011 года по 03 ноября 2011 проведена плановая проверка по вопросам расходования уполномоченным органом (Министерством соцзащиты Сахалинской области) средств на выплату отдельных видов государственных пособий.

По итогам проверки составлена Справка о проведенной проверке № 190 от 07 ноября 2011 года, подписанная специалистом-ревизором, руководителем контрольно-ревизионной группы Сахалинского регионального отделения ФСС Габовой О.С. и руководителем Министерства соцзащиты Сахалинской области Касьяновой Е.Н. (том 1 л.д. 21-27).

В пункте 16 Справки № 190 от 07 ноября 2011 года указано, что при проверке обнаружено нарушение в назначении и выплате пособия по уходу за ребенком по полутора лет Галяниной Ксении Михайловне. Отделом соцзащиты Курильского района установлен факт, что получатель получала пособие до полутора лет по двум местам, а именно в г. Владивостоке и в г. Курильске. В результате ей было выплачено пособие за период с 17 сентября 2009 года по 17 марта 2011 года в размере 76 027,39 рублей. По состоянию на 01 июля 2011 года Галянина К.М. внесла в кассу 51 050 рублей. На день проверки сумма в размере 24 977,39 рублей в кассу отдела соцзащиты Курильского района не внесена.

Полагая, что Министерством допущены нарушения пунктов 2.3.5 и 2.3.6 договора от 16 декабря 2010 года, которыми ответчик обязан осуществлять контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании убытков.

Статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», установлен вид государственного пособия – ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( статья 4 Федерального закона № 81-ФЗ).

Этой же статьей предусмотрено, что порядок финансового обеспечения расходов, связанных с выплатой государственных пособий гражданам, имеющим детей, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1162 утверждены «Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке» ( далее Правила № 1162).

Согласно пункту 5 Правил № 1162 территориальные органы Фонда перечисляют средства бюджета Фонда на финансовое обеспечение указанных расходов уполномоченным органам (учреждениям) субъектов Российской Федерации на основании заключенных ими договоров.

Исковые требования истца основаны на том, что ответчик, получив от Фонда социального страхования денежные средства на основании договора № 497 от 16 декабря 2010 года, ненадлежащее исполнил свои обязательства, что привело к нецелевому расходованию средств Фонда в виде небоснованной выплаты Галяниной К.М. денежных средств в сумме 24 977,39 рублей.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответствующей казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для наступления деликтной ответственности, предусмотренной статьей Гражданского кодекса РФ необходимо наличие следующих условий: наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда и причинная связь между этими двумя элементами.

Из материалов дела следует, что 01 марта 2011 года в отдел социальной защиты населения в Курильском районе Сахалинской области обратилась Галянина К.М. с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет (том 2 л.д. 17-35).

К заявлению Галянина К.М. приложила справку № 03/207 от 01 марта 2011 года о регистрации по месту пребывания в Курильском районе, село Рейдово, ул. Советская, 2, кв. 2, на период с 01 марта 2011 года по 01 марта 2012 года, с детьми Галяниной Ольгой Ивановной, 2007 г.р., и Галяниной Олесей Ивановной, 2009 г.р., а также справку о том, что месту регистрации в г. Владивостоке, ул. Слуцкого, д. 16/3, кв. 40, Галянина К.М. на учете в Первомайском отделе департамента социальной защиты населения Приморского края не состоит и мерами социальной поддержки не пользуется (том 2 л.д. 22, 13).

Решением указанного отдела Курильского района Сахалинской области от 25 марта 2011 года заявление Галяниной К.М. было удовлетворено, ей было назначено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет на второго ребенка (том 2 л.д. 12).

Одновременно отдел социальной защиты населения в Курильском районе Сахалинской области направил запрос в отдел социальной защиты населения административного территориального управления Первомайского района г. Владивостока в целях проверки представленной Галяниной К.М. справки.

10 июня 2011 года из Владивостока был получен ответ о том, что Галянина К.М. получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет на дочь Олесю, 2009 г.р., с 17 ноября 2009 года по 17 марта 2011 года (том 2 л.д. 11).

20 июня 2011 года отдел социальной защиты населения в Курильском районе Сахалинской области принял Решение об удержании с Галяниной К.М. переплаты пособия в сумме 76 027,39 рублей (том 2 л.д. 9,10).

Правоотношения по назначению и выплате Галяниной К.М. с период времени, относящийся к возникновению спорных правоотношений, регулировался Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий граждан, имеющим детей» (далее Порядок № 1012н), и Приказом Министерства социальной защиты населения Сахалинской области от 30 сентября 2010 года № 263-н «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком родителям, являющимся гражданами Российской Федерации, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ( в том числе обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком), ребенок которых рожден на территории Российской Федерации» (далее Регламент № 263-н).

В соответствии с абзацем 6 пункта 42 Порядка № 1012н и подпунктом «к» пункта 2.6.1 Регламента № 263-н, в случае обращения лиц, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации, за ежемесячным пособием по уходу за ребенком в органы социальной защиты населения по месту фактического проживания, дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту регистрации, подтверждающая, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком не назначалось и не выплачивалось.

Пунктом 2.4.1 Регламента № 263-н установлено, что решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается в течение 10 дней с даты приема заявления.

Поскольку Галянина К.М. представила в отдел социальной защиты Курильского района все документы, необходимые для назначения пособия по уходу за ребенком, у специалистов указанного отдела отсутствовали основания для отказа в назначении Галяниной К.М. пособия.

Приведенные нормативные акты не содержат положений об обязательной проверке представленных заявителем сведений.

В тексте иска отсутствует ссылка на допущенные сотрудниками Курильского отдела Минсоцзащиты Сахалинской области нарушения приведенных нормативных актов или иных нормативных актов, регламентирующих назначение пособия по уходу за ребенком, не приведено таких доводов и в ходе судебного заседания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом не доказаны виновные действия должностных лиц государственного органа Министерства соцзащиты населения Сахалинской области, которые являются основанием для удовлетворения иска к указанному органу о возмещении ущерба.

Истец полагает, что основанием для взыскания ущерба является сам по себе факт выплаты Галяниной К.М. пособия по уходу за ребенком при отсутствии у нее права на такое пособие. Указанный довод истца противоречит приведенной статьи 1069 Гражданского кодекса РФ.

Заочным решением мирового судьи судебного участка № 10 Первомайского района г. Владивостока от 13 декабря 2012 года по делу № 2-1518/12(10) удовлетворены исковые требования Министерства соцзащиты Сахалинской области. С Галяниной К.М. взысканы денежные средства, составляющие переплату по ежемесячному пособию по уходу за ребенком в сумме 24 977,39 рублей (том 1 л.д.70-72).

Этим же решением установлено, что переплата пособия произошла по вине Галяниной К.М., предоставившей в Курильский отдел соцзащиты недостоверные сведения, и сокрытия ею данных о получении пособия за тот же период в Первомайском управлении департамента соцзащиты Приморского края.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В данном случае выплата пособия Галяниной К.М. в Курильском отделе соцзащиты произошла по ее вине, вследствие предоставления недостоверных документов.

Между тем, судом принимается во внимание, что взысканные с Галяниной К.М. денежные средства являются целевыми средствами Фонда социального страхования и при получении их взыскателем, Минсоцзащиты Сахалинской области, подлежат перечислению в Сахалинское региональное отделение ФСС, откуда они были получены.

Юридически значимым обстоятельством при разрешении данного дела суд признает поступление денежных средств от Галяниной К.М. в пользу Минсоцзащиты Сахалинской области.

Из полученного ответа из Отдела судебных приставов по Первомайскому району Владивостокского городского округа от 28 января 2015 года следует, что на основании исполнительного листа, выданного по решению мирового судьи судебного участка № 10 г.Владивостока возбуждено исполнительное производство № 8412/13/02/25 о взыскании денежных средств с Галяниной К.М. в пользу Министерства социальной защиты Сахалинской области. В ходе исполнения данного производства погашение долга не произведено по причинам, изложенным в предоставленной суду информации (том 2 л.д. 1-2).

Таким образом, поскольку ответчик не получил денежные средства от Галяниной К.М., у него не возникла обязанность перечислить их в пользу Фонда социального страхования.

Доводы истца о том, что Министерство соцзащиты Сахалинской области не предпринимает меры к погашению долга, не имеют правового значения для разрешения данного спора. Кроме того, в материалы дела представлены документы, подтверждающие факт обращения Отделения по Курильскому району Министерства соцзащиты Сахалинской области к Отделу соцзащиты Первомайского района г. Владивостока за содействием по вопросу возврата суммы пособия ( том 2 л.д. 4).

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований государственного учреждения – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к министерству социальной защиты Сахалинской области о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья О.Н. Боярская