НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 22.05.2018 № А59-725/2018

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-725/2018

25 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2018 года. Полный текст решения изготовлен 25 мая 2018 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хлебниковой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области (ОГРН 1026500914736, ИНН 6512000830) к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (ОГРН 1026501179891, ИНН 6502004070) о признании недействительными решения от 20.12.2017 № 074S19170007322 и требования от 19.01.2018 № 074S01180000484,

при участии:

от Администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области – Славина Л.А., по доверенности от 10.01.2018,

от Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (далее – управление, ответчик, административный орган) о признании недействительными решения от 20.12.2017 № 074S19170007322 и требования от 19.01.2018 № 074S01180000484.

В обоснование заявленного требования, администрация указала, что недостатки в сведениях выявлены и исправлены администрацией самостоятельно, а не своевременно органом, уполномоченным на контроль, в связи с чем, основания для привлечения его к ответственности отсутствовали, поскольку заявителем было реализовано право на исправление недостоверных и неполных сведений, предусмотренное статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Кроме того, заявитель просил учесть смягчающие вину обстоятельства и снизить сумму штрафных санкций.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), определением суда от 12.02.2018 заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения дела по правилам административного производства.

На основании определения от 09.04.2018 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства и назначил его рассмотрение в предварительное судебное заседание.

Признав дело подготовленным к рассмотрению, суд завершил предварительное судебное заседание и в порядке статьи 137 АПК РФ открыл судебное заседание в первой инстанции.

Управление, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменный отзыв, в котором с требованием заявителя не согласилось, и в его удовлетворении просило отказать, считая оспариваемое решение и вынесенное требование законными и обоснованными, что подтверждается материалами проведенной проверки.

В силу ст.156 АПК РФ суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Администрация Муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области зарегистрирована в качестве юридического лица 30.11.1996 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области за регистрационным номером 7-МО, о чем Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 3 по Сахалинской области 18.11.2002 внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026500914736. При постановке на учет в налоговом органе налогоплательщику присвоен ИНН 6512000830.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации администрации присвоен номер 074-008-000025.

Как видно из материалов дела, управлением на основании представленной администрацией отчетности «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М (дополняющая) за октябрь 2016 года проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В ходе проведенной проверки проверяющими установлен факт нарушения п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, выразившегося в представлении неполных (недостоверных) сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года

Согласно составленному акту от 29.11.2017 № 074S18170007126 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, Администрация представила данные сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) 24.03.2017.

По результатам рассмотрения указанного акта и других материалов проверки, которое состоялось 20.12.2017, начальником управления принято решение от 20.12.2017 № 074S19170007322 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к администрации финансовой санкции, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, размер которой составил 23 500 руб. из расчета 500 руб. за каждого застрахованного лица (47 чел.).

Для добровольной уплаты финансовой санкции в адрес Администрации направлено требование от 19.01.2018 № 074S01180000484 об уплате финансовой санкции в размере 23 500 рублей за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

Не согласившись с решением и требованием, Администрация обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу п. 2 ст. 14 названного Закона обязана представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Аналогичная обязанность страхователя определена в ст. 15 Закона № 27-ФЗ.

В п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей на момент представления сведений, предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Для представления данной ежемесячной отчетности Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п (далее - Постановлением № 83п) утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из кодов: «исхд» (исходная форма, указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период), «доп» (дополняющая форма, указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период) и «отмн» (отменяющая форма, указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период).

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.п. 2 - 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2017 года).

Согласно ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Администрация в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ срок по каналам связи в адрес управления представила сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года (тип формы «исхд») на 64 застрахованных лиц (07.11.2016).

В связи с обнаружением ошибок в сведениях, представленных по 47 застрахованным лицам, Администрация представила форму СЗВ-М за октябрь 2016 года с кодом «отмн» от 21.02.2017.

21.02.2017 Администрацией представлена форма СЗВ-М за октябрь 2016 года с кодом «отмн» в отношении 47 застрахованных лиц и принята управлением, отменив, таким образом, ранее представленные сведения в отношении 47 из 64 застрахованных лиц, сведения, в отношении которых им были представлены 07.11.2016.

После направления отменяющей формы Администрация представила 24.03.2017 форму СЗВ-М за октябрь 2016 года с кодом «доп» на 47 человек, которая принята управлением в полном объеме.

29.11.2017 управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в деятельности заявителя, выразившегося в представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, о чем составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18170007126, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено решение от 20.12.2017 № 074S19180007322 о применении к администрации финансовых санкций предусмотренных ст. 17 Закона № 27-ФЗ в размере 23 500 руб. (47 застрахованных лиц х 500 руб.).

19.01.2018 для добровольной уплаты финансовой санкции учреждению направлено требование от 19.01.2018 № 074S01180000484 об уплате финансовой санкции в размере 23 500 рублей за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ.

В заявлении Администрацией указано, что в данном случае ими реализовано право на исправление недостоверных и неполных сведений предусмотренное статьей 15 Закона № 27-ФЗ, вместе с тем, суд не может согласиться с данной позицией заявителя в силу следующего.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ, предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением № 83п, в соответствии с которым в поле «Тип формы» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:

- код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;

- код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Однако из приведенных положений постановления № 83п следует, что дополняющая форма подлежит предоставлению с целью дополнения сведений относительно уже поданных ранее сведений о конкретных застрахованных лицах за отчетный период.

Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 № 45549) утверждена инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее – Инструкция), которая разработана в соответствии с Законом № 27-ФЗ и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 37 инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Как следует из материалов дела, представленные 07.11.2016 администрацией сведения, по форме СЗВ-М октябрь 2016 года были приняты управлением в полном объеме.

Пунктом 39 инструкции предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

При этом суд отмечает, что в указанных выше нормативных актах речь идет именно об ошибках допущенных страхователем при заполнении формы, в частности, в неверном (неполном) указании сведений о застрахованных лицах, в страховом номере индивидуального лицевого счета, в фамилии, имени или отчестве, или в идентификационном номере налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица), а законодателем, помимо дополняющей формы, предусмотрена и отменяющая форма, которая влечет именно отмену ранее представленных сведений, а не их изменение.

В судебном заседании, по ходатайству заявителя допрошен свидетель, сотрудник Администрации муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области Романова Татьяна Анатольевна, которая пояснила, что в феврале 2017 года она обнаружила ошибку, в отчетности по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, которую она подала в управление с код «исхд» 07.11.2016. Чтобы устранить данные нарушения, Романова Т.А. направила сведения 21.02.2017 с код «отм» в отношении 47 лиц, а позже, 24.03.2017, сведения по форме с код «доп» в отношении 47 застрахованных работающих лиц.

В данном случае, к своевременно представленным сведениям в отношении застрахованных лиц за октябрь 2016 года (07.11.2016), Администрацией представлены сведения в отношении 47 лиц, после отмены представленных по ним сведениям ранее.

В судебном заседании представитель заявителя признала факт допущенной ошибки Администрацией, просила снизить размер назначенного штрафа.

Статьей 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Поскольку факт представления администрацией недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 подтверждается материалами дела, суд находит правомерными привлечение администрации решением Управления от 20.12.2017 № 074S19170007322 к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в размере 23 500 руб. (500 руб. х 47) и последующее выставление требования от 19.01.2018 № 074S01180000484 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность в виде, применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Вместе с тем, суд считает возможным уменьшить финансовые санкции в сумме 23 500 рублей по статье 17 Закона № ФЗ-27, примененные к Администрации обжалуемым решением от 20.12.2017 № 074S19170007322.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (части 2 и 3).

При этом в пункте 2 Постановления от 19.01.2016 № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения необходимых изменений законодательство Российской Федерации о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в настоящем Постановлении.

Согласно принципам правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения ко всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.

Следовательно, санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

Суд учитывает, что совершенное администрацией правонарушение носит формальный характер и не повлекло за собой причинение вреда, ущерба или негативных последствий ни бюджету Пенсионного фонда, ни застрахованным лицам.

А произведенные, по мнению управления, застрахованным лицам выплаты к страховой пенсии, как указало само управление подлежат возмещению пенсионному органу в соответствии со статьей 28Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе, и в судебном порядке, что исключает причинения вреда и ущерба.

Более того, доказательства произведения выплаты к страховой пенсии материалы дела не содержат, управлением суду не представлены.

Доказательства привлечения администрации за нарушение требований Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете до 20.12.2017 года Управлением суду не представлены.

Суд так же учитывает, что администрация является органом местного самоуправления, финансирование которого осуществляется из средств бюджета муниципального образования на основании бюджетной сметы.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает возможным снизить размер финансовых санкций в два раза с суммы 23 500 рублей до 11 750 рублей.

В связи с этим, обжалуемое решение Управления и выставленное на его основании требование подлежат признанию незаконными в части применения к администрации финансовых санкций в сумме, превышающей 11 750 рублей.

На основании вышеизложенного, заявление администрации подлежит частичному удовлетворению.

Срок на обращение в суд с заявленными требованиями заявителем не пропущен.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительными решение Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области от 20.12.2017 № 074S19170007322 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и требование от 19.01.2018 № 074S01180000484 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в части применения и предложения к уплате финансовой санкции в сумме, превышающей 11 750 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.М. Александровская