Арбитражный суд Сахалинской области
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,
http://sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1863/2021
22 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2021, решение в полном объеме изготовлено 22.09.2021.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михнюк Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Контроль-ДВ» (ОГРН 1106501004620, ИНН 6501219281) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области (ОГРН 1046500652527, ИНН 6501115412) с учетом уточнения от 16.06.2021 о признании незаконным решения от 24.03.2020 № 12-12/38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций за 2016-2018 годы в размере 12 402 895 рублей, приходящихся на него сумм пени и штрафа в размере 3 477 613 рулей 97 копеек и 310 072 рублей соответственно, а всего в размере 16 190 580 рублей 97 копеек,
при участии:
от ООО «Контроль-ДВ» – Отясова А.В. по доверенности от 21.05.2021;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, Управления ФНС России по Сахалинской области – Посполит Т.Г. по доверенностям от 14.05.2021, 17.03.2021,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Контроль-ДВ» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 24.03.2020 № 12-12/38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обжалуемой части.
Определением суда от 27.04.2021 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 25.05.2021 на 10 час. 00 мин. Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области. Определением суда от 25.05.2021 дело назначено к судебному разбирательству на 28.06.2021 на 09 час. 30 мин. Определениями суда от 28.06.2021, 06.09.2021 судебное разбирательство отложено до 30.08.2021 до 11 час. 00 мин.. 15.09.2021 до 12 час. 00 мин. 30.08.2021 в судебном заседании был объявлен перерыв до 06.09.2021 до 12 час. 00 мин. Информация об объявленном в судебном заседании перерыве размещена в установленном порядке на сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В ходе судебного разбирательства общество представило заявление об уточнении исковых требований от 16.06.2021, в которых общество просило признать незаконным решение инспекции от 24.03.2020 № 12-12/38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций за 2016-2018 годы в размере 12 402 895 рублей, приходящихся на него сумм пени и штрафа в размере 3 477 613 рулей 97 копеек и 310 072 рублей соответственно, а всего в размере 16 190 580 рублей 97 копеек.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению, на что указано в определении об отложении судебного разбирательства (протокольное) от 28.06.2021.
В обоснование заявленного требования обществом в заявлении и его представителем в судебном заседании указано, что решение инспекции оспаривается им в части выводов налогового органа о квалификации выплаченных работникам общества премий как выплат, которые неправомерно включены и учтены налогоплательщиком как расходы при определении налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль за 2016 – 2018 годы. Инспекцией подобные выводы сделаны и спорное доначисление произведено без какого-либо правового обоснования. Основания для применения в данном случае статьи 54.1 НК РФ отсутствуют, поскольку налогоплательщиком не допущено искажения сведений о фактах хозяйственной жизни общества. Премии работникам общества были выплачены на основании трудовых договоров с работниками и положений локальных актов общества. Выплата премий оформлена приказами в установленном порядке. То есть выплата премии произведена в соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом налоговый орган в силу действующего налогового законодательства РФ и позиций Конституционного Суда Российской Федерации не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность общества, проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности. Основной целью выплат премий являлось не неуплата налогов, а стимулирование работников общества, учитывая увеличение объема выполненных обществом работ, следствием чего явилось увеличение валового дохода, в 2018 году – получением обществом прибыли. Факт получения премий и расходования их на личные цели подтвержден работниками общества, что следует из их объяснений. В этой связи у инспекции не было правовых оснований для исключения из расходов общества при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль выплаченных премий работникам общества в 2016-2018 г.г.
Инспекция и управление в отзывах и их представители в судебном заседании с требованиями общества не согласились, указав, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права инспекцией допущено не было. Выплаченные работникам общества премии не отвечают требованиям трудового законодательства РФ, поскольку выплачены безотносительно трудовых договоров с работниками и локальных актов общества. В частности, в соответствии с локальными актами общества премии выплачиваются за определённые производственные показатели и достижения. Вместе с тем, выплата премий работникам общества имела следствием возникновение убытков, что подтверждается данными бухгалтерской отчетности. Более того, обществом и его работниками не были достигнуты ключевые показатели, указанные в Положении о премировании, при наличии которых работники могли быть премированы (рост объема продаж и связанных с ним доходов, снижение расходов на продажи и услуги, снижение дебиторской задолженности при контроле кредиторской задолженности, отсутствие рекламаций заказчиков общества, отсутствие документов, свидетельствующих о конкретных личных показателях работников). Кроме того, премии выплачивались без какого-либо обоснования в части их размера, одни из работников премировались в размере 3 млн. руб. и более, премия других не превышала 100 000 – 300 000 рублей. Более того, в трудовых договорах ряда работников вообще не предусмотрена выплата премий, Положение же о премировании обществом, несмотря на требования налогового органа, было представлено лишь после завершения проверки, при этом не все работники подтвердили факт ознакомления с ним. Кроме того, ни один из работников не смог назвать основания для его премирования. Указанные обстоятельства в совокупности, наряду с размером выплаченных премий от 3,5 млн. руб. до 25 млн. руб., а также тем, что деятельность общества в течение двух лет была убыточной, по мнению налоговых органов, свидетельствуют о том, что выплаченные обществом его работникам премии не могут быть квалифицированы в качестве расходов на оплату труда и подлежат исключению из расходов при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль.
Заслушав в судебном заседании участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 24.03.2020 инспекцией по результатам проведенной в отношении общества выездной налоговой проверки принято решение № 12-12/38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно решению проверка проводилась в период: дата начала 27.06.2019, дата окончания – 29.08.2019, предмет проверки и период, за который проведена налоговая проверка: по все налогам и сборам – с 01.01.2016 по 31.12.2018, по налогу на доходы физических лиц – с 01.01.2016 по 31.12.2018, по страховым взносам – 01.01.2017 по 31.12.2018. В результате проверки в том числе установлено, что общество завысило сумму расходов, уменьшающих доходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, на сумму выплаченных его должностным лицам премий в размере 68 705 000 рублей, в том числе в 2016 году – 6 000 000 рублей, в 2017 году – 47 855 000 рублей, в 2018 году – 14 850 000 рублей. Выплаченные премии не отвечают требованиям, предъявляемым статьей 252 НК РФ, расходы по выплате которых включены в состав косвенных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, что привело к образованию убытков, полученных по результатам хозяйственной деятельности общества за 2016 и 2017 годы и неуплате налога на прибыль организации за 2018 год. В этой связи обществу с учетом изменений, содержащихся в письме от 02.04.2020 № 12-12/12424, доначислен налог на прибыль за 2016-2018 годы в размере 12 402 895 рублей, приходящихся на него сумм пени и штрафа в размере 3 477 613 рулей 97 копеек и 310 072 рублей соответственно, а всего в размере 16 190 580 рублей 97 копеек.
Данное решение направлено обществу с сопроводительным письмом от 31.03.2020 № 1272/11677 по почте 31.03.2020, что следует из реестра заказных писем. Письмо от 02.04.2020 № 12-12/12424 об исправлении технической ошибки направлено по ТКС 03.04.2020.
16.12.2020 обществом подана жалоба в УФНС России по Сахалинской области.
12.02.2020 управлением принято решение № 022 по апелляционной жалобе ООО «Контроль-ДВ» на решение Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Сахалинской области от 24.03.2020 № 12-12/38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции в части доначисления налога на прибыль а 2016-2018 годы в размере 12 402 895 рублей, приходящихся на него сумм пени и штрафа в размере 3 477 613 рулей 97 копеек и 310 072 рублей соответственно, а всего в размере 16 190 580 рублей 97 копеек в связи с переквалификацией выплаченных обществом в 2016 – 2018 г.г. премий его должностным лицам и исключения их из состава расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Из заявления общества и представленных дополнительных пояснений следует, что обществом решение инспекции оспаривается лишь в части выводов инспекции относительно квалификации расходов на премии сотрудникам общества в 2016-2018 г.г. и в связи с этим доначисления налога на прибыль за 2016-2018 годы в размере 12 402 895 рублей, приходящихся на него сумм пени и штрафа в размере 3 477 613 рулей 97 копеек и 310 072 рублей соответственно, а всего в размере 16 190 580 рублей 97 копеек. В иной части решении инспекции не оспаривается. В этой связи судом оценивается законность решения инспекции лишь в той части, в которой оно оспорено обществом и исходя из приведенных обществом доводов.
В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Из материалов дела следует, что общество является плательщиком налога на прибыль.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьями 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом для подтверждения обоснованности расходов действия налогоплательщика должны однозначно свидетельствовать о его направленности на получение дохода с учетом соответствия этих действий положениям законодательства РФ и условиям договоров.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума № 53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – постановление № 53), судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Основным условием признания затрат обоснованными или экономически оправданными является определенная соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли.
Из положений Постановления № 53, следует, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Согласно пункту 2 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.
Из положений статьи 255 НК РФ следует, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, и начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда (пункты 2, 3 статьи 255 НК РФ).
Согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ к названным расходам относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. При этом не все выплаты, связанные с оплатой труда, могут быть отнесены к расходам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу.
В статье 270 НК РФ приведен перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Пунктом 21 статьи 270 НК РФ предусмотрено, что не учитываются при определении налоговой базы расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
При определении налоговой базы не учитываются в составе расходов на оплату труда премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений (пункт 22 статьи 270 НК РФ).
Таким образом, в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, могут приниматься выплаты любых видов вознаграждений и компенсаций, предоставляемых руководству или работникам, только в том случае, когда такие выплаты предусмотрены законодательством Российской Федерации, коллективным и (или) трудовым договорами.
Из материалов дела следует, что инспекцией из состава расходов, уменьшающих доходы, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в 2016 – 2018 г.г. исключены суммы премий, выплаченные работникам общества, а именно:
- Игошеву Константину Владимировичу, генеральному директору, принят на работу 16.06.2016, в размере за 2016 год 6896 552 руб., в 2017 г в размере 24 678 161 руб., в 2018 г. – 3 448 276 руб., итого 35 022 989 руб.;
- Туркину Евгению Владимировичу, инженер (заместитель генерального директора), принят на работу 01.09.2015, в размере за 2016 год – 0 руб., за 2017 год – 11 724 138 руб., за 2018 год в размере 3 448 276 руб., итого 15 172 414 руб.;
- Ким Александру Донуевичу, инженер (заместитель генерального директора), принят на работу 01.09.2016, в размере за 2016 год – 0 руб., за 2017 год – 18 505 748 руб., за 2018 год в размере 3 448 276 руб., итого 21 954 024 руб.;
- Ким Дмитрию Донуевичу, прораб, принят на работу 01.06.2018, в размере за 2016 год – 0 руб., за 2017 год – 0 руб., за 2018 год в размере 229 885 руб., итого 229 885 руб.;
- Савченко Александру Борисовичу, инженер по качеству, принят на работу 14.07.2017, в размере за 2016 год – 0, за 2017 год – 97701 руб., за 2018 год – 344 828 руб., итого 442 529 руб.;
- Ермиловой Яне Евгеньевне, экономист, принята на работу 09.01.2018, в размере 2016 и 2017 г.г. – 0 руб., за 2018 год – 3 448 276 руб., итого 3 448 276 руб.;
- Леви Сергею Александровичу, инженер, принят на работу 14.07.2017, в размере за 2016 и 2017 г.г. - 0 руб., за 2018 год – 229 885 руб., итого 229 885 руб.;
- Шевциву Виталию Павловичу, прораб, принят на работу 01.06.2018, в размере за 2016 и 2017 г.г. – 0 руб.. за 2018 год – 2 471 264 руб., итого 2 471 264 руб.
Из представленных в материалы дела трудовых договоров, заключенных с работниками следует, что в трудовых договорах, заключенных с рядом работников отсутствует условие о возможности выплат каких-либо премий, в них установлены только оплата труда (ежемесячный должностной оклад в размере 8250 руб. (у Игошева К.В.), 12 832 руб. (Ким Д.Д.), 8 211 руб. (у Савченко А.Б.), 10 907 руб. (у Ермиловой Я.Е.), 8 211 руб. (у Леви С.А.), надбавки и районный коэффициент). Такие договоры заключены со следующими работниками:
- с Игошевым К.В., генеральный директор, общий размер выплаченной за 2016-2018 г.г. премий составил 35 022 989 руб.;
- с Ким Д.Д., прораб, общий размер выплаченной за 2016-2018 г.г. премий составил 229 885 руб.;
- с Савченко А.Б., инженер по качеству, общий размер выплаченной за 2016-2018 г.г. премии составил 442 529 руб.;
- с Ермиловой Я.Е., экономист, общий размер выплаченной за 2016-2018 г.г. премии составил 3 448 276 руб.;
- с Леви С.А., инженер, общий размер выплаченной за 2016-2018 г.г. премии составил 229 885 руб.
Условиями трудовых договоров, заключенных обществом с физическими лицами Ким А.Д., Туркин Е.В., Шевцив В.П. установлены оплата труда (должностной оклад 8 211 руб., 8 250 руб., 12832 руб. в месяц соответственно, районный коэффициент – 1,6, процентная надбавка – 50%) и премии за высокие показатели в работе в порядке и в размерах, определяемых работодателем.
Ким А.Д. за 2016-2018 г.г. выплачена премия в общем размере 21 954 024 руб., Туркину Е.В. – в размере 15 172 414 руб., Шевциву В.П. - в размере 2 471 264 руб.
При этом из приказов о выплате премий всем лицам, которым обществом были выплачены премии в 2016-2018 г.г., следует, что премии им выплачены на основании производственных показателей компании (приказ № 1 от 21.12.2016, № 1 то 10.10.2017, № 2 от 09.11.2017, № 3 от 01.12.2017 № 4 от 04.12.2017, № 5 от 13.12.2017, № 6 от 18.12.2017, № 7 от 27.12.2017, № 1 от 25.12.2018,№ 2 от 27.12.2018, № 3 от 28.12.2018, № 4 от 29.12.2018, № 5 от 29.12.2018).
Вместе с тем, высокие показатели в работе конкретного работника, как основание для выплаты премии, является не одним и тем же с производственными показателями компании. Указанные два основания выплаты премии являются отличными друг от друга по своей сути.
Соответственно, выплаченные обществом его работникам в 2016-2018 г.г. премии, выплачены не на основании заключенных трудовых договоров, поскольку в трудовых договорах одних работников вопрос о возможности премирования вообще не урегулирован, подобное условие в трудовом договоре отсутствует, у других работников возможность выплаты премии предусмотрена, но на основании иного критерия чем, тот, на основании которого были произведены выплаты, а именно не в связи с «производственными показателями компании», как указано в приказах, а «за высокие показатели в работе», как указано в трудовых договорах.
Обществу налоговому органу было представлено Положение об оплате труда работников (с установлением надбавок, премий и доплат; с условием о возможности повышения должностного оклада), утвержденное генеральным директором 25.12.2010.
Согласно пункту 1.3 указанного Положения в организации устанавливается выплата работникам за их труд (заработная плата), состоящая в том числе из премий по итогам работы, за перевыполнение задания, за соблюдение техники безопасности, за самые высокие показатели в труде по соответствующей профессии, к юбилею, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей. Указанные выше надбавки, доплаты и премии выплачиваются работникам в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Положением. Работодатель вправе устанавливать новые виды надбавок, доплат, премий путем внесения изменений в настоящее Положение.
Согласно пунктам 5.1-5.5 Положения об оплате труда в организации выплачиваются премии по итогам работы за квартал/полугодие/9месяцев/ год, за перевыполнение задания, за соблюдение техники безопасности, за самые высокие показатели в труде по соответствующей профессии, к юбилею, за добросовестное выполнение трудовых обязанностей. Премия по итогам работы выплачивается ежемесячно, ежеквартально или раз в год по усмотрению работодателя в случае достижения организацией хороших результатов в своей деятельности, получения прибыли, увеличения объемов производства. Указанная премия выплачивается работникам организации в размерах утвержденных приказом руководителя. Премия за соблюдение техники безопасности выплачивается ежегодно работникам, не допустившим в течение года нарушений техники безопасности. Премия выплачивается при условии, что работник состоял в штате организации не менее 12 месяцев соответствующего года. Премия выплачивается в размере, утверждённом приказом руководителя. Премия за самые высокие показатели в труде по соответствующей профессии выплачивается работникам, получившим наиболее высокие результаты в работе по сравнению с другими работниками, работающими по той же должности. Указанная премия выплачивается в сроки и размере, утвержденном приказом руководителя. Премия за добросовестное выполнение трудовых обязанностей выплачивается работникам, проработавшим в организации 10 и более лет, добросовестно выполнявшим трудовые обязанности, не имевшим нареканий к своей работе, соблюдавшим трудовую дисциплину. Указанная премия выплачивается в том месяце, когда наступило 10-летие работы в организации, в размере, утвержденном приказом руководителя.
После окончания проверки (период проверки согласно акта налоговой проверки № 12-12/189 от 29.10.2019 - 27.06.2019 по 29.08.2019), а именно 06.09.2019, обществом в инспекцию представлено Положение о премировании работников, утвержденное генеральным директором 01.01.2015.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 16. Положения о премировании премии выплачиваются при наличии достаточных средств на предприятии для выплат стимулирующего характера работникам, источник – расходы организации расчетного периода. Основанием для начисления премии являются данные оперативного учета. Премирование осуществляется на основании индивидуальной оценки руководителем предприятия труда каждого работника и его личного вклада в обеспечение выполнения предприятием договорных обязательств. Премирование работников по результатам их труда есть право, а не обязанность руководителя и зависит, в частности, от качества труда работников и прочих факторов, могущих оказывать влияние на сам факт и размер премирования.
В силу пункта 2.1 Положения о премировании им предусмотрено текущее и единовременное премирование.
Текущее (ежемесячное) премирование осуществляется по итогам работы за месяц в случае достижения работником высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении работником трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, должностной инструкцией и коллективным договором, а также распоряжения непосредственного руководителя. При этом под высокими производственными показателями в данном Положении понимается: рост объема продаж и связанных с ним доходов, снижение расходов на продажи и услуги, соблюдение договорной дисциплины, снижение величины дебиторской при одновременном контроле кредиторской задолженностей; недопущение порчи продукции в результате ее хранения, строгое выполнение правил приемки продукции по количеству и качеству, отсутствие рекламаций от Заказчика и т.п. (пункты 2.2, 2.2.1 Положения о премировании).
Единовременное (разовое) премирование в силу пунктов 2.3 -2.3.4 Положения о премировании может осуществляться в отношении работников предприятия: по итогам успешной работы предприятия за год; за выполнение дополнительного объема работ; за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий и особо срочных работ, разовых заданий руководства; за разработку и внедрение мероприятий, направленных на экономию материалов, энергии, а также улучшения условий труда, техники безопасности и пожарной безопасности. Размер премии определяется администрацией с учетом личного трудового вклада.
Согласно пункта 2.4 Положения о премировании премии включаются предприятием в расходы на продажу и в расчет среднего заработка.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о премировании премирование работников предприятия осуществляется при наличии свободных денежных средств, которые могут быть израсходованы на материальное стимулирование без ущерба для основной деятельности предприятия. В силу пункта 3.4 Положения о премировании совокупный размер материального поощрения работников минимальными размерами не ограничивается и зависит от финансового положения предприятия.
Из приведенных условий из двух Положений следует, что в Положении об оплате труда содержатся лишь общие условия о праве общества выплачивать различные виды премий своим работникам. В Положении о премировании, в отличие от Положения об оплате труда, приведены конкретные виды премий, критерии (основания) их выплат, показатели, при которых премии могут быть выплачены. Положение о премировании общества принято позднее (01.01.2015), чем Положение об оплате труда (25.10.2010). В этой связи при оценке оснований выплат премий и возможности их выплаты суд учитывает те условия, которые приведены в Положении о премировании, как в акте, принятом позднее, содержащем нормы, конкретизирующие условия и основания выплат премий, право выплачивать которые установлено в Положении об оплате труда.
Как было указано выше, в приказах, на основании которых обществом произведены выплаты спорных премий, указано, что премии выплачены на основании производственных показателей работы компании, то есть выплачены не в связи с показателями работы каждого конкретного работника, которому премия выплачена.
Из приведенных выше положений локальный актов общества следует, что в обществе установлена возможность выплаты премий по основанию «производственные показатели работы компании», но при определенных условиях, а именно:
- премия по итогам работы выплачивается ежемесячно, ежеквартально или раз в год по усмотрению работодателя в случае достижения организацией хороших результатов в своей деятельности, получения прибыли, увеличения объемов производства (пункт 5.2 Положения об оплате труда);
- при единовременном (разовом) премировании по итогам успешной работы предприятия за год (пункт 2.3.1 Положения о премировании);
Вместе с тем, в решении инспекции указано на то, что из анализа результатов деятельности ООО «Контроль-ДВ», проведенного налоговым органом, следует, что по итогам 2016 и 2017 годов обществом получены убытки в размере 1 575 669 руб. и 7 299 129 руб., при этом за 2016 и 2017 годы на основании приказов работникам выплачены премии в размере 6 000 000 руб. и 47 855 000 руб.
Приведенные в решении обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела налоговыми декларациями общества по налогу на прибыль за 2016 и 2017 годы.
Таким образом, выплата работникам общества премий по основанию «производственные показатели работы компании» имело следствием образование у общества убытков, что, в свою очередь, не соответствует условиям выплаты премии по данному основанию, содержащемуся в пункте 5.2 Положения об оплате труда и пункте 2.3.1 Положения о премировании. То есть премии, выплаченные в 2016, 2017 годах по основаниям «производственные показатели работы компании», не соответствуют критериям, установленным в локальных актах общества, а, значит, выплачены не на их основании.
В 2018 году согласно налоговой декларации общества им получен доход в размере 11 887 211 рублей.
Премии в 2018 году выплачены следующим работникам:
- Игошеву Константину Владимировичу, генеральному директору, принят на работу 16.06.2016, в размере 3 448 276 руб.;
- Туркину Евгению Владимировичу, инженер (заместитель генерального директора), принят на работу 01.09.2015, в размере 3 448 276 руб.;
- Ким Александру Донуевичу, инженер (заместитель генерального директора), принят на работу 01.09.2016, в размере 3 448 276 руб.;
- Ким Дмитрию Донуевичу, прораб, принят на работу 01.06.2018, в размере 229 885 руб.;
- Савченко Александру Борисовичу, инженер по качеству, принят на работу 14.07.2017, в размере 344 828 руб.;
- Ермиловой Яне Евгеньевне, экономист, принята на работу 09.01.2018, в размере 3 448 276 руб.;
- Леви Сергею Александровичу, инженер, принят на работу 14.07.2017, в размере 229 885 руб.;
- Шевциву Виталию Павловичу, прораб, принят на работу 01.06.2018, в размере 2 471 264 руб.
Из материалов дела следует, что указанным лицам премии в 2018 году выплачены на основании приказов № 1 от 25.12.2018,№ 2 от 27.12.2018, № 3 от 28.12.2018, № 4 от 29.12.2018, № 5 от 29.12.2018, то есть в конце календарного года.
Как было указано выше и следует из пунктов 2.3, 2.3.1 Положения о премировании по итогам успешной работы предприятия за год может быть выплачено единовременное (разовое) премирование.
В силу пункта 4.8 Положения о премировании единовременное (разовое) премирование осуществляется по факту выполнения работы, задания или поручения.
Таким образом в пункте 5.1 Положения об оплате труда предусмотрена возможность выплаты премии по итогам работы ежемесячно, ежеквартально или раз в год по усмотрению работодателя в случае достижения организацией хороших результатов в своей деятельности, получения прибыли, увеличения объемов производства.
В пунктах 2.3, 2.3.1 Положения о премировании указано, что по итогам успешной работы предприятия за год выплачивается единовременное (разовое) премирование, общим условием выплаты для которого установлен факт выполнения работником работы, задания или поручения. То есть премия по итогам успешной работы предприятия может быть выплачена работнику за выполненную конкретно им работу.
Вместе с тем, из приказов, на основании которых выплачена премия, не следует информации о выполнении работниками, указанными в приказах, каких-либо поручений, заданий или работы.
Более того, в Положении о премировании в пункте 3.5 установлены показатели премирования относительно каждой должности, а именно:
- генеральный директор: отсутствие обоснованных претензий к качеству и срокам выполнения работ со стороны Заказчика,
- бухгалтер, экономист: отсутствие бухгалтерских ошибок по ведомым направлениям, отсутствие обоснованных претензий к работе бухгалтерии со стороны подразделений и работников,
- инженер ПГС, инженер по контролю за качеством: отсутствие ошибок при входном контроле проектной и исполнительной документации,
- прораб, мастер: отсутствие обоснованных претензий к качеству и срокам выполнения работ со стороны Заказчика, отсутствие несчастных случаев, соблюдение ТБ,
- начальник юридического отдела, юристконсульт: отсутствие случаев нарушения трудового законодательства, своевременная подготовка документов по защите законных прав и интересов организации. Подготовка контрактов и количество выигранных контрактов,
- инспектор по кадрам: снижение числа случаев нарушения трудовой дисциплины по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года,
- помощник руководителя, менеджер: отсутствие ошибок по ведомым направлениям, отсутствие обоснованных претензий к качеству и срокам выполнения должностных обязанностей.
Как было указано выше, в 2018 году премированы: генеральный директор, два инженера (заместителя генерального директора), два прораба, инженер, инженер по качеству, экономист.
Вместе с тем, приведенные в Положении о премировании показатели премирования относительно каждой должности обществом в 2018 году не достигнуты, исходя из следующего.
Из решения инспекции следует, что анализ выписок ООО «Контроль-ДВ» по операциям на расчетных счетах в АО «Россельхозбанк», ООО Банк «Итуруп», ПАО «Сбербанк России», Банк ВТБ ПАО показал факт перечисления в 2017-2018 годы в адрес Фонда капитального ремонта неустоек по договорам подряда от 05.05.2017 №16-СМР/2017, от 14.08.2017 №113-СМР/2017, от 04.08.2017 №108-СМР/2017, от 06.10.2017 №145-СМР/2017, от 31.07.2018 №53-СМР/2018, от 14.08.2018 №64-СМР/2018, от 09.10.2018 №69-СМР/2018, от 10.10.2018 №71-СМР/2018, от 05.10.2018 №70-СМР/2018.
В рамках статьи 93.1 НК РФ Фонд капитального ремонта представил документы, подтверждающие ведение претензионной работы, по отношению к ООО Контроль-ДВ» в рамках указанных выше договоров подряда, связанной со сроками выполнения работ.
Согласно анализа показателей бухгалтерского баланса ООО «Контроль-ДВ» в 2018 году рост дебиторской задолженности (5 064 тыс. руб.) по сравнению с 2017 годом (4 тыс. руб.) составил более 1000%; в 2017 году темп роста кредиторской задолженности (41 297 тыс. руб.) по сравнению с 2016 годом (1 038 тыс. руб.) составил 3 979%.
Согласно анализа установлено, что расходы ООО «Контроль-ДВ», связанные с производством и реализацией, составляют в 2016 году 93% от суммы доходов от реализации, в 2017 году превышают сумму доходов от реализации, в 2018 году – 94% от суммы доходов от реализации. Таким образом, на протяжении 2016-2018 годов отсутствую рост продаж и снижение расходов.
Доказательств опровергающих данные обстоятельства, приведенные в решении инспекции, обществом не представлено.
Из изложенного следует, что показатели премирования, установленные самим обществом в Положении о премировании относительно каждой должности лицами, их замещающими, которым были выплачены премии, в 2018 году не достигнуты.
Таким образом из приведенных обстоятельств в совокупности следует, что выплаченные обществом своим работникам премии не соответствуют по критериям, основаниям и условиям тем, которые могут быть выплачены в соответствии с условиями заключенных обществом с работниками трудовых договоров и действующих в обществе локальных актов, что исключает в силу пункта 25 статьи 255, пунктов 21, 22 статьи 270 НК РФ возможность учитывать расходы на выплату указанных премий в 2016-2018 г.г. при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Указанное свидетельствует о соответствии выводов инспекции относительно квалификации произведенных обществом расходов на выплату премии в 2016-2018 годах, указанных в оспариваемой части решения, как фактическим обстоятельствам, так и положениям действующего налогового законодательства РФ.
При том судом также учитывается и то, что согласно штатному расписанию общества № от 28.12.2016, на период с 01.01.2017 установлена заработная плата в следующих размерах: 17243,10 руб. для генерального директора, зам. генерального директора, инженера по контролю за качеством, начальника юридического отдела, специалиста юридического отдела, 34486,20 руб. для инженера ПГМ, инженера-электрика, экономиста, прораба.
Из штатного расписания общества № 1 от 28.12.2017 следует, что на период с 01.01.2018 установлена заработная плата в размере 28350 руб. для генерального директора, 24150 руб. для заместителя генерального директора, 53894,40 руб. инженера ПГС и прораба, 26947,20 руб. для инженера-электрика, инженера по контролю за качеством, специалиста юридического отдела, 46884,60 руб. для экономиста, 27300 руб. для начальника юридического отдела.
Из штатного расписания общества № 2 от 30.04.2018 следует, что на период с мая 2018 года установлена заработная плата в размере 28350 руб. для генерального директора, 24150 руб. для заместителя генерального директора, 26947,20 руб. для инженера и инженера по контролю за качеством, 23442,30 руб. для экономиста, 27300 руб. для начальника юридического отдела.
Таким образом средняя заработная плата в обществе в проверяемый период не превышала 30 000 рублей.
Как было указано выше, в 2016 году обществом выплачена премия генеральному директору в размере 6 896 552 рублей, что в 399, 96 раз больше, чем ежемесячная заработная плата генерального директора. При этом указанная премия выплачена на основании приказа № 1 от 21.12.2016 в конце 2016 года, по результатам которого общество согласно налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год сработало в убыток в размере 1 575 669 рублей. Иные работники премии в 2016 году не получили.
В 2017 году премии получили 4 работника, а именно генеральный директор в размере 24 678 161 руб., инженер (заместитель генерального директора) в размере 11 724 138 руб., инженер (заместитель генерального директора) в размере 18 505 748 руб., инженер по качеству в размере 97 701 руб. Данные премии выплачены в 4 квартале 2017 года на основании приказов № 1 о 10.10.2017, № 2 от 09.11.2017, № 3 от 01.12.2017 № 4 от 04.12.2017, № 5 от 13.12.2017, № 6 от 18.12.2017, № 7 от 27.12.2017. При этом размер премии генерального директора в 1431,19 раз больше, чем ежемесячная заработная плата генерального директора, размер премии одного инженера (заместителя генерального директора) в 679,93 раза больше его ежемесячной заработной платы, другого – в 1073,23 раза. Кроме того, выплаченные руководящему составу премии в 2017 году в размере 24 678 161 руб., 11 724 138 руб., 18 505 748 руб. не соразмерны по размеру премии, выплаченной инженеру по качеству – 97 701 рубль. Более того, по результатам 2017 года, общество, выплатив в 4 квартале 2017 года премии в общей сумме 47 855 000 руб. без учета НДФЛ и включив данные расходы в расходную часть при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, получило отрицательный финансовый результат согласно декларации по налогу на прибыль за 2017 год в размере 7 299 129 рублей.
Таким образом размер выплаченных в 2016 и 2017 годах премий не соответствует экономическим результатам деятельности общества, его развитию, а учитывая, несоразмерность между средней оплатой труда в обществе и размером выплаченных его руководящему составу премий, свидетельствует о том, что премии были выплачены в целях перераспределения денежных средств и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В 2018 году выплаченные обществом премии также, как и в 2016-2017 годах, несоразмерны размеру заработной платы его работников. Так, генеральному директору и двум его заместителям, экономисту выплачены премии в размере 3 448 276 руб. каждому, что более, чем 143 раза больше ежемесячной заработной платы данных лиц. Одному прорабу выплачена премия в размере 2 471 264 руб. (63,2 раза больше ежемесячной заработной платы), тогда как другому – 229 885 рублей. Инженеру по качеству 344 828 руб. Таким образом имеет место и существенное различие между размером премии, выплаченной одним работникам по сравнению с другими.
Учитывая, что в 2018 году выплаченные обществом премии также, как и в 2016-2017 г.г., несоразмерны размеру заработной платы его работников, а также выплату премий на оснований приказов от 25.12.2018 – 29.12.2018, то есть в конце 2018 года, суд приходит к выводу о том, что выплата данных премий в 2018 году также обусловлена иными целями, чем поощрение работников, в том числе, исходя из того, что выплаченные премии не соответствуют по критериям и основаниям тем, которые могут быть выплачены обществом на основании трудовых договоров и действующих локальных актов общества.
При этом судом учитывается и то, что согласно отобранным объяснениям у работников общества, которые были премированы в спорный период, ни один из них не смог назвать основания для его премирования, пояснить, какие работы, задания ими выполнены, показатели достигнуты.
Указанные обстоятельства в совокупности, в том числе размеры заработных плат работников и выплаченные в конце 3 лет премии, превышающие в среднем размер заработной платы более, чем в 350-400 раз, без указания конкретных оснований и показателей премирования в таком размере каждого работника в соответствии с действующими локальными актами общества, наряду с отрицательным финансовым результатом по итогам двух лет, свидетельствуют о недобросовестности общества, как налогоплательщика, формировании им налогооблагаемой базы по налогу на прибыль с целью уменьшения налоговой обязанности.
При таких обстоятельствах, оценив оспариваемое обществом в части решение инспекции, исходя из заявленных обществом в обоснование требований и доводов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, учитывая соответствие выводов инспекции в части оспоренного обществом эпизода фактическим обстоятельствам дела. В этой связи суд отказывает обществу в удовлетворении заявленных им требований.
При этом судом учитывается, что доводов по расчетам доначисленных налогов и исчисленных пени, штрафа обществом не заявлено, соответственно спора расчетам не имеется.
Нарушение срока на обращение в суд со стороны общества не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Контроль-ДВ» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области с учетом уточнения от 16.06.2021 о признании незаконным решения от 24.03.2020 № 12-12/38 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций за 2016-2018 годы в размере 12 402 895 рублей, приходящихся на него сумм пени и штрафа в размере 3 477 613 рулей 97 копеек и 310 072 рублей соответственно, а всего в размере 16 190 580 рублей 97 копеек, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья Е.С. Логинова