ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело А59-2058/07-С7
г. Южно-Сахалинск
23 апреля 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2008 г., полный текст решения изготовлен 23 апреля 2008 г.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Канищевой А.П., при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вега» к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, администрации муниципального образования «Холмский городской округ», финансовому управлению МО «Холмский городской округ» о взыскании задолженности, возникшей в результате предоставления коммунальных услуг отдельным категориям граждан,
при участии :
от истца- ФИО1, представителя по доверенности от 04.02. 2008 г.,
ФИО2 – конкурсного управляющего,
представителя Минфина РФ, УФК по Сахалинской области ФИО3 по доверенностям от 09.01.2008 года № 1.13./2, от 09.01.2008 г. №13-08/12,
представителя ГФУ Сахалинской области ФИО4 по доверенности от 14.01. 2008 года № 19-15/21,
от финансового управления МО «Холмский городской округ» ФИО5 по доверенности от 08.04.2008 г. №3-Д,
в отсутствии иных лиц,
у с т а н о в и л :
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Вега» (далее по тексту МУП ЖКХ «Вега») в лице конкурсного управляющего ФИО6, обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к администрации муниципального образования «Холмский район» о взыскании задолженности по оплате расходов истца, связанных с оказанием последним коммунальных услуг льготным категориям граждан в сумме 2 966 034, 75 рублей. Указанную задолженность подтверждают актом сверки расчетов между МУП ЖКХ «Вега» и Управлением социальной защиты МО «Холмский район» на 01.12.2004 г.
29.08.2007 г. истец, в порядке ст. 47 АПК РФ, заменил ненадлежащего ответчика и указал в качестве надлежащих соответчиков Главное финансовое управление Сахалинской области, Министерство финансов РФ, УФК по Сахалинской области, в качестве третьего лица – Управление социальной защиты населения МО «Холмский городской округ».
Определением от 29.08.2007 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Главное финансовое управление Сахалинской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области.
Определением суда от 18.02.2008 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Финансовое управление МО «Холмский городской округ».
14.03.2008 г. истец представил в суд уточнение исковых требований, указав льготные категории граждан, которым предоставлялись коммунальные услуги, и периоды за которые просят взыскать убытки, связанные с предоставлением жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан, 11.04.2008 г. уточнив требования, просил взыскать с ответчиков задолженность в сумме 2 427297,52 руб.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков - ГФУ Сахалинской области, Министерства финансов РФ, УФК по Сахалинской области заявленные требования не признали, заявили о пропуске истцом срока исковой давности, просили применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать истцу в удовлетворении иска.
Представитель финансового управления МО «Холмский городской округ» просила в иске отказать, так как требования заявлены не к надлежащему ответчику и по причине пропуска срока исковой давности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, установлен принцип полного возмещения затрат на содержание жилья и коммунальные услуги за счет платежей граждан.
Порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определялся Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15.4 вышеназванного Закона субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации, возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, установленном законами и бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 г. №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах социальной защиты населения» утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Пунктом 1.7 данного Положения установлено, что субсидии гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Статьей 15.3. Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» предусмотрено, что финансовая помощь на возмещение расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства устанавливается Правительством Российской Федерации в целях распределения передаваемой из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях, в том числе и оплату коммунальных услуг в части, непокрываемой за счет вносимой гражданами платы за жилье и коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ «Вега», являясь предприятием жилищно-коммунального хозяйства, предоставляло отдельным категориям граждан : ветеранам труда, несовершеннолетним узникам концлагерей, блокадникам Ленинграда, пострадавшим от политических репрессий, инвалидам 1, 2, 3 групп, инвалидам ВОВ, семьям, имеющим детей инвалидов, участникам ВОВ, участникам трудового фронта, ветеранам боевых действий, семьям погибших военнослужащих, вдовам участников ВОВ коммунальные услуги с января 2002 г. по май 2003 года и льготы по оплате оказанных услуг.
Возникновение в связи с этим у истца убытков в сумме 2 966 034.75 руб. послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Обращаясь в суд с иском, истец просил взыскать задолженность по оплате субсидий и иных платежей на компенсацию расходов истца в связи с оказанием коммунальных услуг льготным категориям граждан, которая подтверждается актом сверки расчетов между МУП ЖКХ «Вега» и Управлением социальной защиты населения МО «Холмский район» на 01.12.2004 г., копиями счетов-фактур и копиями списков граждан ( ветераны труда, несовершеннолетние узники концлагерей, блокадники Ленинграда, пострадавшие от политических репрессий, инвалиды 1, 2, 3 групп, инвалиды ВОВ, семьи, имеющие детей инвалидов, участники ВОВ, участники трудового фронта, ветераны боевых действий, семьи погибших военнослужащих, вдовы участников ВОВ), получивших льготы по оплате коммунальных услуг за период с января 2002 года по май 2003 г. включительно.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение ст. 64, 65 АПК РФ истцом не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, обосновывающие исковые требования, а именно: списки льготных категорий граждан, заверенные органами социальной защиты, договоры (соглашения) с администрацией МО «Холмский городской округ» на предоставление и компенсацию расходов услуг ЖКХ льготным категориям граждан в 2002 г., 2003 г., тарифы на услуги ЖКХ 2002 г., 2003 г., доказательства фактических убытков (оплата услуг ЖКХ льготными категориями граждан в размере 50%).
Кроме того, ответчиками заявлено о пропуске истцом срока исковой давности и о применении судом последствий пропуска указанного срока.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу абз.2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Согласно статье 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке.
Срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2002 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2003 г. и заканчивался 01.01.2006 г.; срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и заканчивался 01.01.2007 г . Между тем, Минфин РФ в лице УФК по Сахалинской области, ГФУ Сахалинской области привлечено определением суда в качестве ответчиков 29.08.2007 г., финансовое управление МО «Холмский городской округ» привлечено в качестве ответчика определением суда от 18.02.2008 г., то есть после истечения срока исковой давности, установленного 196 ГК РФ.
Следовательно, иск на сумму 2 427297, 52 руб., составляющих компенсацию льгот за 2002 г., 2003 год, заявлен за пределами срока исковой давности, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В силу ч. 2 ст. 333.22. НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Учитывая, что МУП ЖКХ «Вега» находится в стадии конкурсного производства, а также, принимая во внимание отсутствие финансовых средств у предприятия, что подтверждается справкой банка, суд уменьшает размер государственной пошлины до 100 рублей, подлежащей взысканию с МУП ЖКХ «Вега».
Руководствуясь ст., ст.110, 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вега» отказать.
Взыскать с муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вега» государственную пошлину в доход федерального бюджета 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его принятия или в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья А.П. Канищева