НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 11.06.2008 № А59-1187/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск                                                   Дело № А59-1187/08-С24

25 июня 2008 года

         Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2008 года. В полном объеме решение изготовлено 25 июня 2008 года.

         Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С.,

         при ведении протокола судебного заседания судьей Орифовой В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП «Управляющая компания» к Межрайонной ИФНС России №5 по Сахалинской области о признании незаконными действий по отказу в возврате и зачете сумм  по налогам и пени, выраженных в письмах №№ 42,43,45 от 20.02.2008г. и №190 от 20.02.2008г.,  а так же обязании возвратить излишне уплаченные суммы налога и пени,

при участии представителей:

от МУП «Управляющая компания» - конкурсный управляющий Тадтаев А.Н.,

от Межрайонной ИФНС России №5 по Сахалинской области – Сливакова А.Б. по доверенности от 14.01.08г. №03-09/б/н,

У С Т А Н О В И Л:

МУП «Управляющая компания» (далее – предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области (далее – инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по отказу в возврате и зачете сумм  по налогам и пени, выраженных в письмах №№ 42,43,45 от 20.02.2008г. и №190 от 20.02.2008г.,  а так же обязании возвратить излишне уплаченные суммы налога и пени.

В обоснование требований, поддержанных представителем предприятия в судебном заседании, заявитель указал, что в целях исполнения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий и инспекция подписали акты сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам, пеням и штрафам, согласно которым  была выявлена переплата по налогам и пени. Письмом от 28.01.08г. предприятие обратилось в инспекцию о возврате излишне уплаченных сумм налога и пени. Однако налоговый орган, в нарушение положений ст. 78 НК РФ, отказал в возврате налога на имущество организаций по имуществу, не входящего в Единую систему газоснабжения; налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ;  налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, а также произвел зачет налога на имущество предприятий в сумме 506 руб. и налога на прибыль организаций, зачислявшегося до 01.01.05г. в местные бюджеты в сумме 385 руб.

В судебном заседании предприятие отказалось от части требований о признании незаконными решений, касающиеся зачета налога на имущество предприятий в размере 506 руб., налога на прибыль организаций, зачислявшегося до 01.01.05г. в местные бюджеты в размере 385 руб. и отказа в  возврате пени по налогу на имущество в размере 358, 09 руб.,

Налоговый орган в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании, требования общества не признали, указав следующее. Поскольку предприятием не были представлены налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и на прибыль организаций за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2007 года,  то установление факта излишней уплаты  налогов и пени может быть осуществлено налоговым органом только после завершения камеральной налоговой проверки представленных налогоплательщиком налоговых деклараций. Данная позиция инспекции подтверждается Информационным  письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005г. № 98. В связи с изложенным, инспекция считает действия налогового органа, выразившиеся в принятии решений №№ 42,43,45 от 20.02.2008г. об отказе в осуществлении возврата законными и обоснованными. 

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что МУП «Управляющая компания» в адрес инспекции Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области направлено письмо N 19 от 28.01.2008г. с просьбой возвратить на расчетный счет суммы переплаты по следующим налогам: по налогу на имущество предприятий в размере 506 руб.; по налогу на имущество организаций по имуществу не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 8 188 руб.; по пеням в размере 358, 09 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.05г. в местные бюджеты в размере 385 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в размере 77337 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 28725 руб.

Предприятием были получены решения, оформленные письмами № 43, 42, 45 от 20.02.2008г. об отказе в осуществлении зачета (возврата) 77 337 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, 28 725 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, 8 188 руб. налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения и 358, 09 рублей пени, мотивированные тем, что данные суммы не подтверждены отделом камеральных проверок № 1 инспекции.

Письмом от 20.02.2008г. № 190 инспекция уведомила предприятие о проведенных зачетах по налогу на имущество предприятий в сумме 506 руб. и по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 01.01.05г. в местные бюджеты в сумме 385 руб.

Не согласившись, с учетом уточненных требований,  с решениями налогового органа № 43, 42, 45 от 20.02.2008г. об отказе в возврате налогов, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и о возврате излишне уплаченных сумм налога.

Проверив законность и обоснованность в оспариваемой части  решений № 43, 42, 45 от 20.02.2008г., суд приходит к следующему.

Право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов определено пп. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и корреспондируется с обязанностью налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (пп. 7 п. 1 ст. 32).

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов производится налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

В соответствии с п. п. 6, 8 названной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).  Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Как следует из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации данных в п. 23 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть ему излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном статьями 78 и 79 НК РФ порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.

Из материалов дела видно, что факты переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в размере 77337 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 28752 руб.; по налогу на имущество организаций по имуществу не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 8 188 руб., подтверждаются актами совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 6005, № 6006, № 6017 от 18.10.2007г. по состоянию на 01.07.2007г.

В данном случае, ссылка инспекции на правовую позицию, изложенную в  Информационном  письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005г. № 98, является неправомерной, поскольку в рассматриваемом деле, изложенном в п. 11 данного письма, речь идет об иных обстоятельствах, отличных от настоящего дела,  а именно, согласно этому пункту основанием для подачи акционерным обществом заявления о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога, явилась представленная в налоговый орган декларация по налогу на прибыль за 2003 год,  где сумма исчисленного налога оказалась менее суммы уплаченных обществом в четвертом квартале 2003 года ежемесячных авансовых платежей и авансового платежа по итогам 9 месяцев.

Доказательств проведения камеральной проверки каких-либо  налоговых деклараций по налогу на имущество и налогу на прибыль, инспекцией не представлено.

Как указано выше, заявитель отказался от части требований о признании незаконными решений, касающиеся зачета налога на имущество предприятий в размере 506 руб., налога на прибыль организаций, зачислявшегося до 01.01.05г. в местные бюджеты в размере 385 руб. и отказа в  возврате пени в размере 358, 09 руб.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если заявитель отказался от иска, и отказ от иска принят арбитражным судом.

Суд принимает отказ предприятия от части требований, т.к. это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд признает действия Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области по отказу в возврате (зачете) сумм налога, выраженные в письмах № 42, 43, 45 от 20.02.08г. незаконными и приходит к выводу о наличии у налогового органа обязанности произвести возврат предприятию 8 188 руб. налога на имущество организаций по имуществу не входящему в Единую систему газоснабжения; 77337 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в сумме; 28752 руб. налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет.

         Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области по отказу в возврате (зачете) сумм налога, выраженные в письмах №№ 42,43,45 от 20.02.2008г. незаконными в связи с несоответствием их Налоговому кодексу РФ.

Обязать Межрайонную ИФНС России № 5 по Сахалинской области возвратить МУП «Управляющая компания» 8 188 рублей налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения; 77337 рублей налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ; 28752 рублей налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет.

Принять отказ МУП «Управляющая компания» от заявления в остальной части требований. Производство по делу в этой части прекратить.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                              В.С. Орифова