НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Сахалинской области от 11.05.2022 № А59-5615/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

тел./факс. (4242) 460-945, 460-952, сайт http://sakhalin.arbitr.ru

электронная почта - info@sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                                               Дело № А59-5615/2021

18 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 11.05.2022. Решение в полном объеме изготовлено 18.05.2022.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Титова Т. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Е. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройавто» (ИНН 6509007987, ОГРН 1026501017641) о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области № 14737 об уплате налога, сбора, страховых  взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.07.2021,   

при участии:

от заявителя – не явились, извещены;

от административного органа – Саблина И. Г. по доверенности от 29.11.2021;  

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Стройавто» (далее – заявитель, ООО «Стройавто») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области (далее – налоговый орган, МИФНС№2)  № 14737 об уплате налога, сбора, страховых  взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.07.2021.

В обоснование заявления указано, что оспариваемое требование выставлено незаконно, налог доначислен обществу необоснованно, поскольку  транспортные средства не принадлежат ему на праве собственности, соответственно и обязанность об уплате транспортного налога отсутствует.   

Определением  суда от 19.10.2021 исковое заявление принято к  производству, дело определено рассмотреть в порядке упрощенного производства.

Определением от 13.12.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства.

В отзыве налоговый орган с требованиями заявителя не согласился. Согласно отзыву транспортный налог исчислен правомерно на основании сведений, полученных налоговым органом от регистрирующего органа (ГИБДД). Спорные транспортные средства числятся на балансе общества, поскольку не сняты с учета.  Как указано в отзыве, договор купли-продажи транспортного средства не порождает право собственности истца на автомобиль, если продавец не снял передаваемое по договору транспортное средство с регистрационного учета, а новый собственник в течение 10 суток с момента смены собственника не зарегистрировал его на себя.Если истец не предпринял предусмотренных мер по переоформлению транспортных средств в установленный законодателем срок, он должен нести бремя негативных последствий своего поведения.Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом РФ только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено. Кроме того, налоговым органом указано, что оспариваемое требование выставлено с учетом переплаты по транспортному налогу в размере 19 664 руб.

17.12.2021 в суд поступило заявление о замене МИФНС №2 по Сахалинской области на Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области в порядке процессуального правопреемства в  связи с реорганизацией.

Суд ходатайство удовлетворил,  в порядке ст.48 АПК РФ  произвел замену стороны в порядке процессуального правопреемства.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, представитель налогового органа заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд приходит к следующему.

Общество с ограниченной ответственностью «Стройавто» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.04.2001 за основным государственным регистрационным номером 1026501017641, ИНН 6509007987.

Основным видом деятельности общества является перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами (ОКВЭД 49.41.1).

Как следует из материалов дела, налоговым органом обществу  направлено сообщение  №723867 от  14.05.2021об исчисленной сумме транспортного налога в размере 37 241 руб.

Согласно сообщению транспортный налог исчислен за следующие транспортные средства: ГАЗ66, регистрационный знак (номер) А557ХЕ65, дата регистрации:07.09.2001; КАМАЗ 351011С, регистрационный знак (номер) М908НУ65, дата регистрации: 22.03.2013; КАМАЗ36520-06, регистрационный знак (номер) К677НР65, дата регистрации: 11.04.2008.

В связи с неисполнением в полном объеме обязанности по перечислению в бюджет  транспортного налога за 2020 год обществу выставлено требование №14737 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)  по стоянию на 09.07.2021, в соответствии с которым за обществом числится недоимка по транспортному налогу с организаций в размере 10 483 руб., пени в размере 332,92 руб., срок для добровольной уплаты по требованию установлен до 06.08.2021.

Полагая требование незаконным, общество обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Решением №181 от 30.08.2021 в удовлетворении жалобы отказано.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п.1 ст. 363 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).

По смыслу приведенных норм права, как правило, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 4 статьи 363 НК РФ, начиная с 01.01.2020, в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов.

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа (пункт 5 статьи 363 НК РФ), включая полученные в соответствии со статей 85 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

На основании пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В силу пункта 6 статьи 363 НК РФ налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение двадцати дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 7 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что представленные налогоплателыциком- организацией пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. О результатах рассмотрения представленных налогоплателыциком-организацией пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплателыцика-организацию в срок, указанный в абзаце первом пункта 7 статьи 363 Кодекса, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплателыциком-организацией пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплателыцику-организации уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.

Налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов (абз.3 п.7 ст.363 НК РФ).

Пунктами 1 и 2 ст. 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Основанием для начисления пени является неисполнение обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Требование может быть признано недействительным только в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней или составлено с существенными нарушениями ст. 69 НК РФ.

Полный перечень сведений, которые должно содержать требование об уплате недоимки, определен п. 4 ст. 69НК РФ.

Так, согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Из материалов дела судом установлено, на основании данных, поступивших из ГИБДД, налоговым органом исчислен транспортный налог за период 2020 год, в адрес общества направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога от 14.05.2021 № 723867, согласно которому исчисленная сумма транспортного налога за 2020 год составила в размере 37 421 руб., в том числе:

-           авансовый платеж за 1 квартал 2020 года - 12 474 рубля.

-           авансовый платеж 3 квартал 2020 года - 12 474 рубля.

-           сумма налога за налоговый период 2020 года - 12 473 рубля.

В связи с получением от налогоплательщика 20.05.2021 по ТКС пояснения (срок рассмотрения 23.06.2021), 26.05.2021, 18.06.2021 об отчуждении спорных транспортных средств по договорам купли-продажи и отсутствии правомочий в отношении указанных транспортных средств,  инспекцией были направлены запросы в орган государственной регистрации (ГИБДД) по трем спорным транспортным средствам.

Согласно представленным сведениям ГИБДД в ответ на запрос  налогового органа, от 26.05.2021 на ООО «Стройавто» зарегистрированы транспортные средства:

 - ГАЗ66, регистрационный знак (номер) А557ХЕ65, дата регистрации:07.09.2001;

- КАМАЗ 351011С, регистрационный знак (номер) М908НУ65, дата регистрации: 22.03.2013;

- КАМАЗ36520-06, регистрационный знак (номер) К677НР65, дата регистрации: 11.04.2008.

  В ответ на запрос от 18.06.2021 ГИБДД представил в инспекцию информацию о том, что два спорных транспортных средства: - ГАЗ66, регистрационный знак (номер) А557ХЕ65 КАМАЗ 351011С, регистрационный знак (номер) М908НУ65 прекращена регистрация (угон, аннулирование) 11.06.2021, регистрация транспортного  средства КАМАЗ36520-06, регистрационный знак (номер) К677НР65 прекращена 15.06.2021.

Таким образом, в спорный период на балансе общества были зарегистрированы транспортные средства, и при таких обстоятельствах общество являлось налогоплательщиком исчисленного транспортного налога.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет довод общества о том, что не являлось собственником спорных транспортных средств, поскольку они отчуждены по договорам купли – продажи и транспортный налог исчислен в отсутствие законных оснований.

Также суд не принимает, довод общества о том, что оспариваемое требование не содержит указаний на срок уплаты налога, отсутствуют сведения: об имеющейся недоимке по налогу, подробные данных об основаниях взимания налога, о дате, с которой производится начисление пени, расчет пени, в связи с чем, отсутствует возможность проверить правильность и обоснованность начисления сумм пеней, поскольку оспариваемое требование соответствует положениям ст.69 НК РФ.

Представленный налоговым органом расчет сумм начисленной пени в размере 332,92 руб. на недоимку в размере 10 483 руб., подтверждает правомерность начисления пеней, предложенных к уплате в оспариваемом требовании.

Суд признает требование от 09.07.2021 №14737 законным и обоснованным.

В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.       

Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Произвести замену заинтересованного лица – межрайонной Инспекции ФНС России № 2 по Сахалинской области по делу № А59-5615/2021 на правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области в связи с реорганизацией от 29.11.2021.   

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Стройавто» (ИНН 6509007987, ОГРН 1026501017641) о признании недействительным (незаконным) требования Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области № 14737 об уплате налога, сбора, страховых  взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.07.2021 – отказать.   

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                                Т. Н. Титов