АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1896/2014 11 августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2014 года. Полный текст решения изготовлен 11 августа 2014 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Се Н.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 40» (ОГРН 1026501179814, ИНН 6502002891) к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (ОГРН 1026501179891, ИНН 6502004070) о признании недействительным решения, оформленного письмом от 27.03.2014 № 684 и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия от предприятия уточненного расчета РСВ-1 за период с 01.01.2012 по 01.01.2014 с целью перераспределения излишне уплаченных страховых взносов за указанный период,
при участии:
от заявителя – не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
от государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области – Иванов Г.А. по доверенности № 2 от 21.01.2014,
У С Т А Н О В И Л :
Государственное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 40» (далее – предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (далее – управление, пенсионный фонд) с заявлением о признании недействительным решения, оформленного письмом от 27.03.2014 № 684 и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия от предприятия уточненного расчета РСВ-1 за период с 01.01.2012 по 01.01.2014 с целью перераспределения излишне уплаченных страховых взносов за указанный период.
В обоснование требования указано, что на заявление предприятия принять уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по форме № РСВ-1 за 2012 и 2013 год, управлением был дан ответ в письме № 684 от 27.03.2014. При этом пенсионным фондом указано, что пониженные тарифы страховых взносов течение 2012-2027 годов применяются только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности при наличии высшего образования или среднего образования и сертификата специалиста у данных физических лиц. Заявитель считает, что оспариваемое решение фонда не соответствует Федеральному законуот 12.04.2010 № 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и Федеральному законуот 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Поскольку предприятие является аптечной организацией, осуществляющей на основании лицензии фармацевтическую деятельность, то заявитель полагает, что ему предоставлено право применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам предприятия, а не к отдельным ее категориям.
Управление в представленном отзыве, поддержанном его представителем в судебном заседании, с требованиями заявителя не согласилось, указав, что ввиду того, что к корректирующим формам отчетов за 2012-2013 годы не были приложены документы, подтверждающие наличие высшего и среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов по всем работникам, в отношении которых применен пониженный тариф, у управления отсутствовали основания для признания за заявителем права применять пониженный тариф в отношении всех работников и принимать представленные корректирующие РСВ-1 за 2012-2013 годы. Со ссылкой на распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 04.03.2014 № 88Р, управление указало, что плательщик имел право представить корректирующие формы отчетности за предыдущие периоды, но с обязательным представлением корректирующих форм индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц, в отношении которых плательщиком выявлено неверное исчисление страховых взносов.
Предприятие своего представителя в судебное заседание не направило, уведомив суд посредством факсимильной связи о невозможности прибыть в судебное заседание.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 04.08.2014.
Заслушав представителя пенсионного фонда, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственное унитарное предприятие «Центральная районная аптека № 40» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.1995 администрацией Александровск-Сахалинского района за регистрационным номером 188, и Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Сахалинской области 23.10.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026501179814 (ИНН 6502002891).
При регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074003000060.
Как следует из материалов дела, 25.03.2014 согласно письму № 30 предприятием представлены в управление уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2012-2013 годы.
В ответ на данное обращение письмом управления от 27.03.2014 № 684 заявителю было отказано в принятии корректирующих форм РСВ-1 за 2012-2013 годы, ввиду непредставления документов, подтверждающих наличие высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов по всем работникам, в отношении которых применен пониженный тариф и отсутствия оснований для признания права применить пониженный тариф (далее – решение, оформленное письмом от 27.03.2014 № 684).
Полагая, что данное решение органа Пенсионного фонда, оформленное письмом от 27.03.2014 № 684, является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).
Исходя из подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ ГУП «Центральная районная аптека № 40» является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются органами, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Пункт 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля по уплате страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
Из пункта 1 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ следует, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах от плательщика страховых взносов документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 данного Закона установлено, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, камеральные проверки плательщиков страховых взносов.
В силу статьи 34 Закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов проводит камеральную проверку плательщика страховых взносов на основе представленных последним расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ определено, что если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (часть 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ).
В свою очередь, лицо, проводящее камеральную проверку согласно части 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается (часть 6 статьи 34 Закона N 212-ФЗ).
Из содержания изложенных выше норм следует, что обязанность заявителя, предусмотренная пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, состоит в представлении расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, а обязанность органов пенсионного фонда в силу пунктом 10 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ, – в принятии расчетов страховых взносов, документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, с предоставлением ему частью 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ права требовать от страхователя документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов и проведения проверок.
Следовательно, Законом N 212-ФЗ предусмотрен порядок оформления результатов проведенных проверок, который должен соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.
Сроки, стандарты и последовательность действий (административных процедур) Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальных органов по предоставлению государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование определяет Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательнее пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 329н (далее – Административный регламент).
В соответствии с пунктом 14 Административного регламента предоставление государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляет ПФР через территориальные органы - отделения ПФР по субъектам Российской Федерации, главные управления ПФР и управления ПФР по районам, районам в городах, в городах без районного деления (далее - территориальные органы ПФР).
Согласно пункту 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является прием и регистрация расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (далее - Расчет).
Прием и регистрация поступившего в ПФР, в территориальный орган ПФР Расчета, в том числе направленного заявителем с использованием средств почтовой связи, через многофункциональный центр, а также представленного в форме электронного документа, осуществляется не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его поступления (пункт 17 Административного регламента).
Статьей 19 Административного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления данной государственной услуги. Таковыми являются расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Расчет может быть представлен, в том числе, на бумажных носителях информации (лично или по почте).
Согласно статье 24 Административного регламента исчерпывающим перечнем оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления данной государственной услуги является: отсутствие печати в Расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом; отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи); несоответствие Расчета, представленного заявителем, форме Расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем; отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя; наличие ошибок на магнитном носителе информации; отсутствие файла Расчета на магнитном носителе информации.
В силу статьей 45-46 Административного регламента прием и регистрация Расчета на бумажном носителе, представленного заявителем в территориальный орган ПФР на личном приеме, осуществляется в день его поступления в территориальный орган ПФР.
При приеме и регистрации Расчета, представленного на бумажном носителе лично заявителем или его представителем, должностное лицо территориального органа ПФР:
а) проверяет полномочия заявителя или его представителя, представившего Расчет (документ, удостоверяющий полномочия заявителя на представление Расчета; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя; доверенность, подтверждающую полномочия представителя заявителя; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя);
б) проверяет наличие Расчета, полноту заполнения его реквизитов; количество приложенных к Расчету документов;
в) регистрирует факт представления Расчета в электронном журнале регистрации с указанием даты представления, регистрационного номера плательщика в ПФР, отчетного периода, за который представлен Расчет (в том числе первичный, уточненный);
г) в случае если проверка Расчета завершилась успешно либо ошибки и замечания могут быть устранены на месте, должностное лицо территориального органа ПФР принимает Расчет;
д) в случае если при проверке в Расчете выявлены неустранимые ошибки, Расчет возвращается заявителю или его представителю с информированием о невозможности принятия Расчета и причинах возврата. Расчет передается лично заявителю (представителю заявителя) в день подачи Расчета в территориальный орган ПФР.
Материалами дела подтверждается и не опровергается управлением, что данная обязанность была исполнена обществом – расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2012-2013 годы были представлены в учреждение. Реализуя установленное частью 2 статьи 17 Закона N 212-ФЗ право предприятие 25.03.2014 представило в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за указанные периоды. В принятии последних управление отказало ввиду отсутствия оснований для признания за предприятием права применять пониженный тариф в отношении всех работников в связи с не приложением к корректирующим формам отчетов за 2012-2013 годы документов, подтверждающих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификатов специалистов по всем работникам, в отношении которых применен пониженный тариф.
Однако как следует из анализа вышеприведенных правовых норм, содержание обозначенных расчетов определяется самостоятельно предприятием и влияние на него управления в данной области ограничено контролем за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов, выражающемся в формировании выводов в принимаемых им по результатам проводимых проверок решениях.
Учитывая, что при отсутствии установленных пунктом 24 Административного регламента оснований для отказа в приеме документов, управление не провело в установленном статьей 34 Закона N 212-ФЗ порядке проверку расчета, исключило возможность по реализации предприятием права дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность внесенных в расчет данных, не составило акт, не отразило факт несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не содержит каких-либо оснований его принятия, не соответствует требованиям Закона N 212-ФЗ и Административного регламента и нарушает права предприятия в экономической сфере.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, решение управления, оформленное письмом от 27.03.2014 № 684, подлежит признанию незаконным.
Ссылка управления на распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 04.03.2014 № 88Р, судом отклоняется, поскольку данное распоряжение не опубликовано в установленном законом порядке и не является нормативным правовым актом.
Исходя из совокупного толкования статьи 4 АПК РФ, а также главы 24 АПК РФ, в рамках которой заявлено рассматриваемое требование заявителя, следует, что любое обращение в арбитражный суд должно иметь своей целью, в том числе, восстановление нарушенных или оспариваемых прав лица, обратившегося за их защитой.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений, должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В порядке восстановления нарушенного права суд обязывает управление принять от ГУП «Центральная районная аптека № 40» уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2012 и 2013 годы.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как следует из материалов дела, при подаче заявления предприятие в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ уплатило по платежному поручению от 23.04.2014 № 217 государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Принимая во внимание результаты рассмотрения настоящего дела, а также то, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае принятия решения не в их пользу, суд в силу статьи 110 АПК РФ относит 2000 рублей государственной пошлины на управление.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области, оформленное письмом от 27.03.2014 № 684, об отказе государственному унитарному предприятию «Центральная районная аптека № 40» в приеме уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2012 и 2013 годы, незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательнее пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2012 № 329н.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области принять от государственного унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 40» уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2012 и 2013 годы.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области в пользу государственного унитарного предприятия «Центральная районная аптека № 40» 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья В.С. Орифова